Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 00:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение категории «юридическое лицо». Задачами работы являются рассмотрение понятия «юридического лица», значение этого института, оснований классификации юридических лиц, а также их видов.
Введение…………………………………………………………………………... 3
I. Понятие и признаки юридического лица………………………………………4
II. Коммерческие юридические лица.………………………………………….....8
2.1. Хозяйственные товарищества…………………………………………….8
2.1.1. Полное товарищество………………………………………………8
2.1.2. Товарищество на вере……………………………………………..10
2.2. Хозяйственные общества………………………………………………...11
2.2.1. Общество с ограниченной ответственностью………………… ..11
2.2.2. Акционерные общества……………………………………………13
2.2.3. Дочерние и зависимые общества…………………………………15
2.3. Производственный кооператив…………………………………………..16
2.4. Унитарные предприятия…………………………………………………..18
III. Некоммерческие юридические лица.... ……………………………………...20
3.1. Потребительский кооператив ….. ……………………………………….20
3.2. Общественные и религиозные организации (объединения)……. ……21
3.3. Фонды..……………………………………………………………………..22
3.4. Учреждения………………………………………………………………..23
3.5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)………………..24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………..29
Различают унитарные предприятия, основанные на
праве хозяйственного ведения и унитарные
предприятия, основанные на праве оперативного
управления.
Унитарные предприятия, основанные на
праве хозяйственного ведения создаются
по решению уполномоченного на то государственного
органа или органа местного самоуправления
(для муниципальных предприятий) и существует
за счет самостоятельно извлеченной прибыли.
При этом собственник имущества предприятия,
основанного на праве хозяйственного
ведения, не отвечает по обязательствам
такого предприятия, за исключением случаев
субсидиарной ответственности по обязательствам
обанкротившегося вследствие его указаний
юридического лица.
До государственной
регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения, его собственник обязан полностью
оплатить уставный фонд. Следовательно,
поэтапное формирование уставного фонда
для унитарных предприятий, в отличие
от других коммерческих организаций, не
допускается.
Правовое положение унитарного предприятия,
основанного на праве оперативного управления
(федерального казенного предприятия),
весьма специфично. С одной стороны, казенное
предприятие создается для
производства продукции
(выполнения работ, оказания услуг) и, следовательно, осуществляет коммерческую деятельность.
С другой стороны, оно может осуществлять
свою хозяйственную деятельность за счет
бюджетных средств, выделенных федеральной
казной. Таким образом, правоспособность
казненного предприятия занимает промежуточное
положение между правоспособностью коммерческой
и некоммерческой организаций, т.е. такое
юридическое лицо может быть условно охарактеризовано
как «предпринимательское учреждение».
Унитарное предприятие, основанное на
праве оперативного управления, создается
по особому решению Правительства Российской
Федерации на базе имущества, находящегося
в федеральной собственности (п. 1 ст. 115
ГК).
III. Некоммерческие юридические
лица
3.1. Потребительский кооператив
Гражданский кодекс РФ относит к некоммерческим
организациям потребительские кооперативы,
общественные и религиозные организации,
фонды, учреждения и ассоциации (союзы).
Но поскольку законодательство не устанавливает
исчерпывающего перечня таких юридических
лиц, допускается возникновение иных разновидностей
подобных организаций (например, торгово-промышленные
палаты, комитеты и фонды по управлению
государственным и муниципальным имуществом).
Общая цель создания некоммерческих
организаций заключается в
Потребительский кооператив как некоммерческое
объединение граждан, юридических лиц,
в том числе и совместно с гражданами,
основанное на членстве участников и их
паевых взносах, не предполагает обязательного
личного участия в его делах. Любые ограничения
участия в некоммерческих организациях
каких-либо субъектов гражданского права
должны быть прямо установлены специальным
законом или уставом конкретного кооператива.
Соответственно не исключается возможность
одновременного участия одного и того
же участника в нескольких кооперативах.
ГК РФ предусматривает, что особенности правового положения
потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов – потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 115 ГК РФ), и поэтому содержит лишь некоторые наиболее общие положения об особенностях имущественного и правового положения потребительских кооперативов. К их числу относится правило о необходимости иметь полностью оплаченный паевой фонд (п. 4 ст. 116 ГК РФ), конкретный размер которого определяется федеральными законами для каждого вида кооперативов отдельно. Вместе с тем при отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих доходов потребительский кооператив может покрывать свои убытки лишь за счет дополнительных взносов его участников. Данная ситуация является специально предусмотренной уставной обязанностью его членов, которая соответственно является гарантией имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива. Отсутствие таких гарантий дает кредиторам основание ставить вопрос о ликвидации кооператива, в том числе предусматривается возможность банкротства этой некоммерческой организации (п. 1 ст. 85 ГК РФ).
Устав потребительского
кооператива может
В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ у члена кооператива при полном внесении своего паевого взноса возникает право собственности на предоставленное ему в пользование имущество, и поэтому многие потребительские кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и т.п.) по сути, имеют временный характер. По мере уплаты их членами соответствующих паевых взносов такие кооперативы лишаются своей основной имущественной базы и подлежат преобразованию в кооперативы по совместному использованию собственниками своего имущества и некоторых объектов, оставшихся в собственности кооператива.
3.2 Общественные и религиозные
организации (объединения)
К некоммерческим организациям, как
добровольным объединениям граждан
для удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей, относятся
общественные и религиозные организации.
Они также являются юридическими лицами,
и лишь в этом качестве могут выступать
как участники имущественных правоотношений
и приобретают правовое положение, регулируемое
нормами гражданского права. ГК РФ не затрагивает
специфичных особенностей их статуса,
включая внутреннюю организацию и структуру
управления.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие юридические лица, которые также являются общественными объединениями. Учредителей должно быть не менее трех. Учредители – и граждане, и юридические лица – имеют равные права и равные обязанности.
В составе общественного
объединения следует различать
членов объединения и его участников. Членство имеет формальный характер
– оно оформляется индивидуальными заявлениями
или иными документами, позволяющими учитывать
количество членов в целях обеспечения
их равноправия и реализации прав и обязанностей,
предусмотренных уставом. Участники связаны
с объединением тем, что они выразили свою
поддержку целям объединения, его конкретным
акциям, они не обязаны формально подтверждать
свое участие в объединении, если это прямо
не предусмотрено уставом.
Гражданское законодательство регулирует
следующие основные положения правового
статуса некоммерческих организаций (ст. 117
ГК РФ).
1. Участниками таких организаций
не имеют ни вещных, ни обязательственных
прав на имущество таких юридических лиц
(п. 3 ст. 48 ГК РФ). Таким образом, граждане
как члены общественных и религиозных
организаций не приобретают никаких имущественных
доходов и выгод, а также не вправе требовать
возврата членских взносов, пожертвований
и иного имущества, переданного ими такой
организации.
2. Общественные и религиозные организации
являются собственниками своего имущества
и не несут ответственности по долгам
своих членов, так же как последние ни
в субсидиарном, ни в каком-либо ином порядке
не отвечают по долгам созданных ими организаций.
Доходы от деятельности коммерческих
организаций, созданных общественными
или религиозными организациями, поступают
на нужды этих юридических лиц и не могут
распределяться между членами таких некоммерческих
организаций. При ликвидации общественной
или религиозной организации остаток
имущества, оставшийся после расчетов
со всеми кредиторами, не подлежит распределению
между ее членами (участниками).
3. Юридическими лицами
и собственниками своего имущества в соответствии
с законом и уставами общественных и религиозных
организаций могут признаваться как отдельные
звенья этих организаций (например, территориальные),
так и сами организации (объединения) в
целом. ГК РФ допускает альтернативное
решение этого вопроса в соответствии
с законодательством о некоммерческих
организациях и уставами этих организаций.
4. Данные организации как
собственники имущества участвуют в имущественном
обороте исключительно для достижения
своих основных уставных задач, т.е. имеют
строго целевую правоспособность (п. 1 ст. 49
ГК РФ). При этом осуществляемая деятельность
общественных и религиозных организаций
должна не только служить достижению уставных
целей, но и соответствовать им. Например,
общественная организация может быть
участником общества, занимающегося издательской
или пропагандистской деятельностью (типографии,
газеты, телестудии), но не может становиться
участником металлургического или автомобильного
комбината либо страховой компании.
3.3 Фонды
Фонды – относительно новый вид
юридических лиц, успевший широко
распространиться в нашем имущественном обороте, и в связи с многозначностью термина «фонд» и наличием многообразных организаций, действующих под этим наименованием, ГК РФ определяет понятие фонда лишь для правового регулирования имущественного оборота, т.е. в качестве юридического лица.
Особенностью фонда является то обстоятельство, что эта организация не основана на членстве участников и последние не обязаны участвовать в его деятельности, а поэтому лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Данное юридическое лицо является собственником своего имущества, на которое у его учредителей (участников) отсутствуют какие-либо права (ст. 48 ГК РФ). Учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в вопросе использования имущества, и в целях исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание попечительского совета, контролирующего его деятельность и его должностных лиц (ст. 118 ГК РФ); во-вторых, фонд обязан публично вести свои имущественные дела (ст. 118 ГК РФ).
Участниками (учредителями) фонда могут быть как граждане, так и юридические лица. Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.
Закон о благотворительной
деятельности устанавливает, что при
ликвидации благотворительной организации
(в том числе, благотворительного
фонда) оставшееся после удовлетворения
требований кредиторов имущество используется
на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом.
Важное положение, касающееся внесения
изменений в устав фонда и его ликвидации,
закреплено в ГК РФ. Органы фонда могут
принять решение об изменении устава только
в том случае, если такая возможность прямо
предусмотрена в уставе его учредителями,
а основания ликвидации фонда определены
практически исчерпывающим образом. Если
возможность внесения изменений в устав
не предусмотрена учредительными документами,
то такое право предоставлено суду (ст. 119
ГК РФ).
Благотворительная или иная общественная деятельность
фондов нуждается в постоянных материальных
затратах, которые невозможно финансировать
при отсутствии членских взносов (как
в общественных организациях), ибо фонд
не имеет фиксированного членства. Поэтому
гражданское законодательство разрешает
фондам участвовать в предпринимательской
деятельности как непосредственно, так
и через создаваемые для этих целей хозяйственные
общества.
Предпринимательская деятельность фонда
должна соответствовать общественно полезным
целям, т.е. его основным уставным задачам,
носить строго целевой характер, соответствующий
его специальной правоспособности, и подвергается
тем же ограничениям, что и участие в имущественном
обороте общественных и религиозных организаций.
Кроме того, фонд может создавать хозяйственные
общества или участвовать в их деятельности,
которая, может быть, и не связана напрямую
с его основными уставными задачами, однако
полученные от участия в них доходы также
могут быть использованы строго по целевому
назначению.
3.4. Учреждения
Учреждения представляют собой
разнообразные виды некоммерческих
организаций: органы государственного
и муниципального управления, учреждения
образования и просвещения, культуры
и спорта, социальной защиты, основанных
на государственной и
Учреждение – единственный вид некоммерческой организации, не являющейся собственником своего имущества, представляет собой остатки прежней экономической системы и не свойственно развитому товарному обороту. Опасность участия в гражданском обороте таких юридических лиц для третьих лиц смягчается правилом о дополнительной ответственности финансирующего их собственника по их долговым обязательствам.
С учетом этого закон не определяет даже наименования учредительных документов этих организаций: это может быть как устав, так и общее положение об организациях данного вида (ст. 52 ГК РФ), либо даже положение о конкретной организации, утвержденное ее собственником. С учетом многообразия видов учреждений ГК РФ допускает регламентацию их правового статуса как специальными законами, так и подзаконными актами, которые могут определять статус государственных и муниципальных учреждений (ст. 120 ГК РФ).
Будучи не собственником, учреждение обладает ограниченным вещным правом целевого характера на закрепленное за ним собственником имущество, которое названо правом оперативного управления (ст. 296, 298 ГК РФ) и участвует в предпринимательских отношениях в случаях, прямо предусмотренных его учредительными документами. При недостатке у учреждения денежных средств для погашения требования кредиторов последние вправе предъявлять эти требования к собственнику, финансирующему учреждение, и поэтому ГК РФ не предусматривает возможности банкротства учреждений.
Основным источником имущества учреждений является финансирование их собственником-учредителем по смете (которая и характеризует их
имущественную обособленность в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Собственник может финансировать
свое учреждение и частично, имея в
виду возможность получения
разрешенной собственником
хозяйственной деятельности, однако
эти доходы, как и приобретенное
за их счет имущество, хотя и учитываются учреждением на отдельном
балансе, не становятся его собственностью
(п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Учреждение может быть реорганизовано
или ликвидировано по воле собственника
либо по решению суда в случаях, предусмотренных
законом. В отношении государственных
и муниципальных учреждений решение