Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа
Законодатель в ст. 128 ГК РФ рассматривает услуги в виде самостоятельного объекта права, заранее предвидя необходимость выделения категории услуг, как группы правоотношений в отдельный комплекс правовых норм.
С ведением в действие 26 января 1996 года, части второй Гражданского Кодекса РФ появилась глава 39 «Возмездное оказание услуг», кроме того этой главе предшествовал значительный нормативный материал об отношениях подрядного типа.
В законодательстве Российской Федерации эти правоотношения имеют на данный момент довольно сложную структуру правил регулирующих договоры возмездного оказания услуг.
Поэтому считаю необходимым в курсовой работе подробно разобраться структуре нормативно-правовых актов, правил и понятий относящихся к договорам возмездного оказания услуг в Российской Федерации.
Введение
1. Договоры на возмездное оказание услуг
1.1 Элементы правовых норм договора возмездного оказания услуг
1.1.1 Объекты гражданских прав
1.1.2 Понятие, виды и формы сделок
1.1.3 Общие положения о договоре главы 27 и 28 ГК РФ
1.2 Понятие договора возмездного оказания услуг
2. Общая характеристика договоров на возмездное оказание услуг
2.1 Правила договора возмездного оказания услуг
2.2 Исполнение договора возмездного оказания услуг
2.2.1 Правило регулирующее исполнение договора
2.2.2 Односторонний отказ от исполнения договора
2.3 Оплата услуг
3. Особенности и правовая регламентация договоров на возмездное оказание услуг
3.1 Особенности правового регулирования
3.2 Гражданско-правовое регулирование экономических отношений
3.3 Нормативно-правовые акты регламентирующие отдельные виды услуг
3.3.1 Федеральный закон «О связи»
3.3.2 Федеральный закон «О почтовой связи»
3.3.3 Закон РФ «Об образовании»
3.3.4 Регулирование туристического обслуживания
3.3.5 Специальные постановления Правительства РФ
Заключение
3 ОСОБЕННОСТИ И ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДОГОВОРОВ НА ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
3.1 Особенности правового регулирования
Содержащееся в статье 783 ГК РФ правило гласит: «Общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.»
Как гласит закон, названные правила о подряде могут быть использованы, если это не противоречит ст. 779-782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Такое указание свидетельствует
о сходном характере
Подобный подход, видимо, обусловлен в известной степени своеобразным одновременным закреплением в Законе о защите прав потребителей отношений, которые связаны с выполнением работ и оказанием услуг.
Данный важнейший нормативный акт ставит, по сути, знак равенства между многими правилами, касающимися выполнения работ и оказания услуг.
Это проявляется в том, что за подавляющим большинством норм, регламентирующих выполнение работ, следует (в скобках) указание на услуги. Наглядной примером может служить название гл. III Закона «О защите прав потребителей» - "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)"
Нельзя не отметить, что
в юридической литературе не без
оснований в свое время было выражено
отрицательное отношение к
Услугой является действие, оказывающее помощь, пользу другому, а работой - занятие каким-либо делом, применение своего труда.
Каждая услуга становится
объектом гражданско-правового
В ныне действующей редакции Закона гл. III "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)" завершают две статьи, касающиеся исключительно регламентации вполне определенных отношений.
Согласно ст. 38 Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством РФ.
В силу ст. 39 последствия нарушений условий договоров об оказании отдельных видов услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие данной главы, определяются законом (как видно из сопоставления приведенного текста с названием данной статьи "Регулирование оказания отдельных видов услуг", последнее значительно шире содержания, которое предусматривает только "последствия").
3.2 Гражданско-правовое регулирование экономических отношений по оказанию услуг достигается с помощью различного рода обязательственных отношений
Выбор формы правового регулирования, конкретной разновидности обязательственных отношений зависит от вида услуги, формы выражения ее результата.
Следует отличать от трудовых и гражданско-правовые отношения длящегося характера: услуги домашнего врача, адвоката и т.п. Особенность этих отношений заключается в том, что между врачом или адвокатом, с одной стороны, и лицами, которые пользуются их услугами, с другой, существует принципиальная договоренность о том, что в случае необходимости требуемые услуги будут оказаны именно этим врачом или адвокатом. Если такое соглашение носит возмездный характер, то между сторонами имеется трудовой договор и оплата производится не за конкретно оказанную услугу, а, за тот период времени, в течение которого стороны связаны соответствующим соглашением. Однако в большинстве случаев граждане предпочитают обращаться к услугам врача или адвоката лишь при необходимости и соответственно оплачивать выполнение конкретного поручения по ведению дела в суде, лечению больного и т. д. В остальное же время стороны не связаны отношениями гражданско-правового характера.
3.3 Нормативно-правовые акты регламентирующие отдельные виды услуг
Отдельные виды услуг, предусмотренные в примерном перечне п. 2. ст. 779 ГК, регламентированы на уровне специально принятых законодательных актов. Таких как:
3.3.1 Федеральный закон «О связи» от 07.07.03 N 126-ФЗ устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации
Закон определяет не только полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, но и права и обязанности физических и юридических лиц, которые участвуют в указанной деятельности или пользуются услугами связи.
Под услугами связи понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи.
В особых главах предусматриваются права пользователей связи, ответственность при осуществлении деятельности в области связи.
3.3.2 Федеральный закон «О почтовой связи» от 17.07.99 N 176-ФЗ (в ред. от 07.07.03) наряду с наиболее общими положениями предусматривается, что он регулирует правоотношения, возникающие между организациями почтовой связи и пользователями услуг данного вида связи
Несомненное значение имеет понятие услуги почтовой связи, конкретизирующее приведенное понятие услуг связи.
В развитие этого положения формулируются договорные услуги почтовой связи.
Здесь же явно декларативно звучит тезис, согласно которому тарифы на услуги, предоставляемые организациями почтовой связи, устанавливаются на договорной основе.
В главе "Права пользователей услуг почтовой связи" выделено положение об их защите Федеральными законами «О почтовой связи», «О связи», гражданским законодательством РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Федеральный закон "О почтовой связи" детально регламентирует ответственность при осуществлении деятельности в этой сфере.
Организации связи несут имущественную ответственность перед пользователями услуг за утрату, порчу, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений, за несоблюдение тайны связи, повлекшие за собой причинение ущерба пользователю, в размерах и порядке, определенных законодательством РФ.
Организации федеральной службы почтовой связи имеют право изымать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожать почтовые отправления, содержимое которых создает опасность здоровью и жизни работников организаций почтовой связи или третьих лиц, если эту опасность нельзя устранить иным путем.
3.3.3 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 N 3266-1 (в ред. от 07.07.03) предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в частности, организационно-правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе
Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Упомянутый Закон особо выделяет платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений и платную образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения.
В первом случае учреждения вправе оказывать населению и различным организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Во втором случае учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.
Взаимоотношения учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регламентируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, иные условия.
3.3.4 Регулирование туристического обслуживания. Указом Президента РФ от 22.12.95 N 1284 была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации (в ред. от 06.04.2000). В Концепции констатируется многоотраслевой характер сферы туризма, требующей адекватной по сложности системы управления, обеспечения и регулирования
Указ признал приоритетной задачей государства оказание всемерной поддержки отечественным туристическим организациям в реализации федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации". В числе мер по осуществлению этой цели - создание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей широкому опыту и правовой практике.
В качестве таковой нужно рассматривать Федеральный закон от 24.11.96 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Как сказано в преамбуле Закона, он определяет прежде всего принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка Российской Федерации. Однако ни во введении, ни по тексту Федерального закона не упоминается ГК, что повлекло за собой закрепление нечетких и даже противоречивых положений. Так, в ст. 1 в качестве одного из основных понятий дается определение тура как комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия. В то же время в ст. 6 к правам туриста отнесены возмещение убытков и компенсация морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или тур-агентом в порядке, установленном законодательством РФ. Тем самым правовой формой услуг по туристическому обслуживанию признается не что иное, как договор розничной купли-продажи.
Это не только не отвечает сущности последнего и туристской деятельности, но и коренным образом искажает соотношение названных категорий.
3.3.5 Специальные постановления Правительства РФ
Отдельным услугам, упомянутым в п. 2 статьи 779 ГК РФ, посвящены иные акты, содержащие нормы гражданского права.
Некоторые из перечисленных услуг регламентируются специальными постановлениями Правительства РФ. Одним из них, от 06.08.98 N 898, утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг (в ред. от 16.04.01), разработанные в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
В Правилах, в частности, указано, что услуги оказываются на основе заключения договора, оформления абонементного обслуживания или путем выдачи жетона, талона, кассового чека, квитанции (что также свидетельствует о заключении договора).
К обязанностям исполнителя отнесено предоставление образцов, типовых договоров и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату услуг.
В Правилах закреплены и иные обязанности, последствия их нарушения, а также права сторон.
Многие относящиеся к договору возмездного оказания услуг вопросы получили разрешение в постановлении Пленума ВС РФ N 7.
заключение
Регламентация договоров возмездного оказания услуг, происходит согласно нормативно-правовых норм.
Современное законодательство России обладает большим количеством нормативно-правовым норм в сфере регулирования правоотношений связанных с оказанием услуг.
«Договоры на возмездное оказание услуг» имеют несколько элементов правовых норм, составляющих условия и правила этих договоров, а именно это:
Объекты гражданских прав, эта норма в Нашем законодательстве принята сравнительно недавно, с введением в действие части первой, Гражданского Кодекса РФ. Объекты гражданских прав одновременно являются и объектами гражданских обязанностей.
Под объектами гражданского правоотношения понимается то, на что они направлены, по поводу чего они возникают и существуют.
Направленность гражданского правоотношения на соответствующий предмет характеризует также и объекты гражданских прав, в том числе работы и услуги;
Виды и формы сделок, эта правовая норма в Гражданском Кодексе регламентирует гражданские права и обязанности, которые возникают, изменяются и прекращаются в результате сделок, а услуга является сделкой
Реализация результата
предпринимательской
Общие положения о договоре и понятие о договоре, эта правовая норма, как комплекс правил регламентирующих договорные правоотношения, так же, существует недавно в Гражданском законодательстве России
Правоотношения связанные с оказанием услуг входят в группу договорных обязательств.
К данным обязательствам относятся договоры:
«Подряд» Глава 37 ГК;
«Выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и