Возникновение и развитие парламента в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

В 8-15вв. господствующей формой государственного устройства в Европе становится сословная монархия. В большинстве стран она пришла на смену феодальной раздробленности. Процесс укрепления государства означал для короля борьбу с сепаратизмом крупных феодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постоянной армии. Все это было бы невозможно осуществить без надежной социальной базы, без поддержки основных сословий.

Содержание работы

Введение 2
Возникновение и развитие парламента в Англии
1Становление английского парламента
1,1Возникновение парламента 3
1,2 Система парламентских выборов в средневековой Англии 7
1,3 Представительство графств 8
1,4 Представительство городов 9
2 Развитие парламента 18-19вв. 11
2,1 Развитие избирательного права 13
2,2 Избирательная реформа 1832г. 14
3 Заключение 16
4 Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Возникновение и развитие парламента в Англии.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

  Наконец, существовала еще одна  область деятельности парламента, очень важная для понимания  роли этого института в государстве  и обществе. Являясь высшей судебной  инстанцией и законодательным  органом, парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам - как от частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и т.д. Для их рассмотрения создавались специальные комиссии, но первоначально петиции поступали в палату общин.

  Значение парламентской работы  с петициями чрезвычайно велико. Это была школа политического и правого воспитания, как для депутатов, так и для тех, кто к ним обращался. Центральная власть, таким образом, постоянно получало информацию о состоянии дел в государстве. Наиболее важные проблемы, затронутые в частных и в коллективных петициях, находили отражение в законопроектах палаты общин, а затем и в статутах.

  Разумеется, реальная картина  деятельности парламента была  весьма сложной, но также большой  интерес вызывает развитие парламентских  выборов в средневековой Англии.

 

 Система парламентских  выборов в средневековой Англии

 

  К концу 14в. членство в палате общин начало восприниматься потенциальными парламентариями не как обуза (что было характерно в первые десятилетия парламентской истории), а как привилегия.

  Избиратели считали парламент  способным реально защищать их  интересы. Соответственно и членство  в Нижней палате было выгодно  и престижно.

  С ростом значимости палаты  общин росло и внимание к  ней знати, стремившейся добиваться  своих целей в парламенте не только личным своим участием, сколько проведением своих ставленников на выборах. Этим во многом объясняется напряженная ситуация на выборах, беспорядки и злоупотребления, о которых сообщают как письма Пастонов, так и парламентские документы 15в.

  Другой силой, оказывавшей давление  на выборы депутатов, была королевская  власть. Она могла реально влиять  на состав будущей палаты общин. Выборами на местах руководили  представители королевской администрации: шерифы в графствах и бейлифы в городах. По протекции короны парламентариями часто становились чиновники различных ведомств. Последние, как правило, имели юридическое образование, что повышало компетентность членов палаты общин.

  Упорядочение системы выборов  было постоянной темой парламентского законодательства в 14в. и особенно в 15в., когда был принят ряд важных статутов по избирательному праву. Рассмотрим процедуру выборов в графствах и городах.

 

 

 

Представительство графств

 

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до ее открытия, и начиналась с писем - приказов, рассылавшихся из королевской канцелярии шерифам графств. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов.

  За выборы отвечал шериф, а проводились они в собраниях графств.

  Эти организации, имевшие более  давнюю историю, чем парламент, входили  в структуру местного самоуправления. Ее объектами были городские  и сельские общины, приходы и  монастыри, объединявшиеся в более  крупные корпорации: общины сотен и, наконец, общины графств.

Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным собраниям родоплеменного общества, регулярно созывались еще с донормандских времен. После завоевания они приняли на себя административные функции - судебные и фискальные - и были поставлены под контроль центральной власти. Однако частично их самостоятельность была сохранена.

  Средневековая Англия, таким  образом, имела прочную систему  органов  местного управления  и самоуправления (по всей территории, а не только в городах).

  Если в собраниях сотен  могли участвовать и лично зависимые крестьяне - вилланы, то в собраниях графств - только свободные, начиная  с фригольдеров и, кончая магнатами, которые, впрочем, предпочитали посылать вместо себя заместителя. Таким образом, большинство в собраниях графств составляли средние и мелкие феодалы и зажиточные крестьянство, т.е. те средние слои, которые и определялись термином общины.

  Главная роль на выборах  принадлежала шерифам. Они обладали  значительными полномочиями и, соответственно, большими возможностями для злоупотреблений, количество которых росло с усилением давлением знати. Чаще всего нарушения заключались в фальсификации итогов выборов: в возвращаемый текст королевских предписаний вносились нужные имена, а законно избранные депутаты не попадали в парламент.

  Палата общин последовательно, хотя, судя по парламентским документам, не очень успешно, боролось с  этим злом. Она инициировала принятие  статутов, направленных против нарушений  избирательных норм. Меры предлагались довольно жестокие. Так, по статуту 1445г. шериф должен был платить за каждое нарушение крупный штраф: сто фунтов в казну и столько же - пострадавшему, т.е. человеку, чье имя не было включено в список избранных. Для сравнения, годовой доход с недвижимости; дававший допуск в рыцарское сословие, составлял всего сорок фунтов. Однако неоднократные предложения палаты общин положить предел злоупотреблениям шерифов не встречали поддержки монархов.

 

 

 

Представительство городов

 

 

По данным исследователей, все английские города, имевшее право на парламентское представительство, можно условно разделить на четыре группы - в зависимости от их положения в графстве.

  К низшей категории принадлежали  небольшие города, не выбиравшие  собственных депутатов, а посылавшие делегатов на собрание графств. Таких в конце 16в. было одиннадцать, среди них - Лондон, Бристоль, Йорк, Линкольн, Саутгемптон. Лондон обладал комплексом административных, судебных, торговых и прочих привилегий и посылал в парламент четырех депутатов.

  О том, что город имеет статус парламентского, говорило королевское предписание шерифу о выборах депутатов на очередную сессию. Город мог получить избирательное предписание, даже если приходил в упадок. В первые десятилетия существования парламента нередки были и случаи отказа городов посылать своих представителей - из-за необходимости собирать деньги на жалованье депутатам, отрывать их от важных дел и т.д.

  Участие представителей города  в парламенте требовало от  муниципальной казны хотя и  небольших, но реальных расходов.

  Однако большинство городов  в 14в. изменили свое отношение  к участию в парламентской  деятельности. Она становилась в  глазах горожан все более привлекательной. Если в конце 13в. в парламенте  было представлено около 60 городов, то  в середине 15в. - уже более ста. В 1377г.  в 70 городах Англии проживало около 130 тыс. избирателей, т.е. на порядок больше чем в графствах. Число депутатов от городов также могло значительно превышать число рыцарей графств.

  В отличие от других сословно-представительных учреждений Западной Европы, в английском парламенте представители городов не составляли отдельной палаты. В парламентских документах депутаты палаты общин обозначались как  "рыцари графств и горожане сити и бургов".

В то же время представители графств в парламенте находились в гораздо более выигрышном положении, чем горожане. Выборы в городах крайне редко находят отражение в статутах королевства. При злоупотреблениях на выборах (по статуту 1445г.) должностные лица городского управления (бейлифы) наказывались штрафом в 40 фунтов, в то время как для шерифов штраф составлял 100 фунтов.

  Депутатские места от городов  с течением времени все чаще  занимали не горожане, а сельские  землевладельцы. Отчасти такое положение  объясняется большими возможностями  магнатов влиять на выборы именно в городах, особенно небольших, где не было сильной купеческой верхушки. Но сами горожане стремились получить депутата, имеющего влиятельных покровителей и, следовательно, способного отстаивать интересы своих избирателей успешнее, чем это сделал бы никому не известный выходец из купцов или ремесленников. В таких случаях заключались предварительные договоренности, которые, как правило, соблюдались.

Подобная практика стала возможной благодаря не разработанности правовых актов об избирательных правах горожан. В петиции палаты общин от 1413г. упоминается о том, что городскими представителями должны быть "постоянные и полноправные жители своих сити и бургов". Избирателями не могли быть случайные люди, не входившие в городскую общину и не платившие налогов.

  Процедура выборов зависела  от местных традиций, которые, в  свою очередь, во многом определялись  положением города в графстве. Распорядителями были бейлифы, а  также члены городского самоуправления - олдермены. Выборы проводились, как правило, на собрании городской общины.

  После выборов предписания  с включенными в них именами  новых депутатов возвращались  в королевскую канцелярию - как  правило, через шерифа соответствующего  графства (если город сам обладал  статусом графства - шерифом города).

 

 

 

Развитие Парламента 18-19вв.

 

 

Парламент 18-19вв. полностью воспринял организацию исторического английского парламента, но в деятельности его сложилось много новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством и взаимоотношениями с короной. Конституционные обычаи стали играть важнейшую роль среди источников парламентского права.

  Парламент стал более многочисленным  и представительным органом. В  состав Верхней палаты лордов  к середине 19в. входило 465 светских  и духовных аристократов (в т.ч. 207 епископов). В 17в. членство в Палате лордов допускалось для наследственных аристократов с 16 лет, в 19в. установился возрастной ценз в 21 год (тождественный гражданской правоспособности). Члены верхней палаты имели значительные государственные привилегии: судиться только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль, касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для принятия решения достаточно было присутствие трех лордов.

  Палата общин избиралась  на 7 лет (с 1714г.) населением королевства  по избирательным округам и  особым корпорациям на основе  избирательного права, существенные  изменения, в котором произошли  только к середине 19в. К 18в. количественный состав палаты был постоянным (в 558 мест), в 19в. он вырос до 658 за счет Ирландии. В середине 19в. 656 депутатов представляли 1.250 тыс. избирателей (на всего 29 млн. населения королевства). Членство в Палате общин предполагало более высокий имущественный ценз (в 600 фунтов для графств, 300 - местечек) и статус free holder'a в течение всей жизни. Только в начале 19в. в парламент получили доступ католики. В 1858г. избран первый еврей - барон Ротшильд. С 1858г. любой избиратель старше 21 года и отвечавший избирательным ограничениям мог и быть избранным в палату (т.е. активное и пассивное избирательное право отождествилось). Не могли быть избранными в палату иностранцы, судьи высших судов, духовенство, находящиеся под следствием, чиновники графств, лица, получавшие жалование от короны и даже пенсии от нее (с 1718г.).

  Палата общин самостоятельно  избирала своего спикера; кроме  него, был и секретарь палаты - чиновник, ведавший протоколами  и актами. В 17-18вв. содержание парламентских дискуссий формально оглашению не подлежало, и парламент нередко возбуждал преследования по обвинению в клевете против высказывавшихся о его деятельности. С 1771г. вошло в практику печатанье отчетов о заседаниях палат. Текущая деятельность палат определялась конституционными обычаями и статусами, многие из которых восходили к 14в. К 1854г. был кодифицирован и опубликован Регламент Палаты общин. Заседания первоначально проходили с 8 часов утра, в 19в. - вечером (с 5 час. вечера для Палаты лордов, с 4ч. 15м. - для Палаты общин).

  Полномочия парламента определялись конституционным принципом его абсолютного верховенства и охватывали практически любые вопросы: "Парламент имеет суверенную и неподконтрольную власть создавать законы, распространять их или ограничивать, отменять, отзывать и оживлять. Эта законодательная власть применяется ко всем объектам духовным и временным, гражданским и военным, подлежащим морскому или уголовному праву. Парламент есть место, которое британской конституцией помечено как место власти абсолютной, даже деспотической, отчасти должной существовать во всяком государстве с необходимостью. Парламент может менять конституцию империи, обновлять ее, так же как и пересоздавать самого себя на иной основе. Он может любую не возможную вещь, и то, что делает парламент, не может делать никакая земная власть" Крупнейший английский правовед 18в. У. Блэкстон здесь выделил качественные важнейшие характеристики власти парламента: суверенность, неограниченность, не подконтрольность, сочетание текущей законодательной и конституционной власти. Вместе с тем считалось, что постановления и билли парламента не должны противоречить справедливости - в той форме, которая была зафиксирована правом.

  Основной формой деятельности  парламента было законодательство. С середины 18в. принималось в среднем по 250 биллей в год. В законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с налогообложением и расходованием государственных средств). В остальном процедура различалась в зависимости от того,  относился ли законопроект к категории частных или публичных биллей.

  Частный билль был самым многочисленным типом закона. Предложение о таком мог внести любой избиратель, заручившийся поддержкой хотя бы одного (своего) депутата. Он касался местных дел, требующих государственного вмешательства. Частный билль представлялся в виде петиции (и был как бы продолжением этого права) и далее обсуждался в трех по-особому составленных комитетах: постоянном из 11 депутатов, комитете отбора из 6 депутатов, прохождения. Затем он вносился на усмотрение Палаты общин и голосовался, как правило, без детальных прений.

Информация о работе Возникновение и развитие парламента в Англии