Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 10:04, контрольная работа
1.Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о защите прав человека.
2.Положение детей в современном обществе. Документы, охраняющие права детей.
3.Необходимость правовой защиты детей: рост беспризорности, неграмотности, социального сиротства.
4.История создания и структура документа «Конвенция о правах ребенка», причины принятия ее Россией.
5.Механизм действия Конвенции и гарантируемые права ребенка.
1.Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о защите прав
человека.
2.Положение детей в современном обществе. Документы, охраняющие
права детей.
3.Необходимость правовой защиты детей: рост беспризорности,
неграмотности, социального сиротства.
4.История создания и структура документа «Конвенция о правах
ребенка», причины принятия ее Россией.
5.Механизм действия Конвенции и гарантируемые права ребенка.
1.Всеобщая Декларация прав человека. Конвенция о защите прав человека.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, также известная под неофициальным названием Европейская конвенция по правам человека, является одним из основных документов Совета Европы. Этот международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека (сокр. ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции. Любой гражданин или житель страны Совета Европы, считающий, что его права и свободы, закрепленные какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обращения в Европейский суд по правам человека, если соответствующая статья была его страной ратифицирована.
Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года. В тексте Конвенции можно выделить две части: перечень защищаемых прав и порядок деятельности Европейского суда. Протоколы № 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 14бис (утратил силу после вступления в силу протокола № 14) и № 14 посвящены изменениям в порядке деятельности Суда, как и не вступивший пока в силу, на 2013 год, протокол № 15.
2.Положение детей в
К основным документам, касающихся прав детей в Российской Федерации относятся:
– Конституция Российской Федерации.
– Семейный кодекс Российской Федерации.
– Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан.
– Федеральный закон об образовании.
– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации.
– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:
- Декларация прав ребенка.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Всемирная
декларация об обеспечении
развития детей.
Закон – в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила.
Декларация – провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации.
Конвенция – одно из наименований международного договора; заключается на уровне правительств.
Конвенция и закон являются общеобязательными правилами, которые должны выполняться. А декларация является официальным документом – рекомендацией, в которой сообщаются какие-нибудь нужные сведения, но как документ не имеет обязательной силы.
3.Необходимость правовой
Происходящие в нашей стране глобальные социально-экономические, политические преобразования, коснувшиеся всех областей общественной жизни, наряду с положительными изменениями привели и к существенному росту негативных явлений. Самыми беззащитными и неподготовленными к этим изменениям оказались дети.
Стремительная трансформация общественного устройства и экономический кризис обусловили рост детской беспризорности и безнадзорности. Приводятся разные показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 миллиона (по данным МВД России) до 4 миллионов (по данным независимых экспертов). Растет число детей, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Масштабы этой национальной трагедии еще до конца не осознаны. Рост детской беспризорности и безнадзорности влечет за собой увеличение числа правонарушений со стороны лиц, не достигших возраста уголовной ответственности (14 лет).
В России около 2 миллионов неграмотных детей. Они оказались за пределами школы, а значит, без школьного питания, медицинской помощи и чаще всего пополняют ряды молодых безработных, бездомных, криминальных группировок.
Крайне болезненной является проблема социального сиротства. В настоящее время число детей-сирот доходит до 625 тысяч. Причем следует отметить, что 90% из них имеют родителей.
В России примерно 400 тысяч семей, где дети — с одним отцом, примерно 5 миллионов семей — с матерью без отца (всего семей в стране порядка 12 миллионов); около 300 тысяч детей рождается вне брака; 35—40 тысяч ежегодно бегут из дома.
По данным социальных обследований, до 60% детей раннего возраста имеют проявления рахита, гипертрофии и диатеза, а более 10% — анемии. В школьном возрасте 15—20% детей имеют хронические заболевания, а практически здоровые составляют не более 10—14% всех школьников. Более 4,5% детей страдают различными формами психических заболеваний.
Серьезные нарушения прав ребенка имеются и в области образования. Это и чрезмерные учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и управления со стороны многих педагогов, и низкое материально-техническое обеспечение учебного процесса, имеющие место необоснованные переводы детей в коррекционные классы, спецшколы и т.д.
Ухудшение и без того тяжелого положения детей, снижение уровня жизни и реальных доходов родителей, обвальное закрытие и сокращение культурно-досуговых, спортивных, творческих и других детских учреждений, сокращение финансирования социальных программ, неисполнение федеральных и региональных законов, направленных на охрану и защиту прав детей, приводит к тому, что у значительной их части формируются антиобщественные взгляды, способствующие росту детской преступности.
Именно антиобщественная установка в процессе формирования личности несовершеннолетнего порождает преступление. Начиная с 1987 г. в России фиксируется непрерывный рост числа несовершеннолетних преступников. Если в 1987 г. их было 117 тысяч, то в 1996 г. уже 202 877 человек, или на 76% больше. Для взрослых этот показатель вырос только на 26%. В целом лицами 14—25 лет совершается более 50% всех преступлений.
Значительно повысилась криминальная активность детей в возрасте до 14 лет — 100 тысяч общественно опасных деяний в год. По различным оценкам, детская преступность уже составляет от 30 до 40% от общего количества преступлений, совершенных в государстве. Около 20% всех правонарушений дети совершают в состоянии опьянения, 14% — повторно. Ежегодно в России 120 тысяч несовершеннолетних за различные правонарушения осуждаются условно.
Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослых (количество таких преступлений возросло более чем в два раза, так, за год выявляется 25—30 тысяч преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет, регистрируется свыше 80 тысяч случаев сексуального насилия или развратных действий), но и становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.
В последние годы дети стали объектом интереса криминальных структур, которые увидели в них свою «смену» и поэтому стали очень активно вовлекать их в свой преступный промысел. И это является одной из главных причин значительного роста правонарушений, совершаемых детьми, не достигшими 14-летнего возраста.
Вместе с тем, и это необходимо отметить особо, Россия, ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, начала движение в направлении исполнения ее главной задачи: приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов.
Признав кризисное положение детей в современном обществе, государство делает последовательные шаги по изменению своей политики в области обеспечения, охраны и защиты прав детей. Создается нормативно-правовая база, обеспечивающая гарантии защиты прав ребенка, она приводится в соответствие с требованиями Конвенции о правах ребенка, создаются механизмы ее реализации, происходит постепенное изменение отношения самого общества к детям.
Так как дети являются самой незащищенной группой населения, для обеспечения защиты их прав требуются дополнительные независимые механизмы. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации поддержал предложение ряда депутатов Государственной думы и неправительственных правозащитных организаций о создании в России института уполномоченного по правам ребенка.
В настоящее время в четырех субъектах и двух городах России такие институты созданы и эффективно действуют. Причем защита детей должна осуществляться при непосредственной и активной поддержке государства, при тесном взаимодействии всех детских и молодежных организаций, так как разобщенность в их деятельности приносит больше вреда, чем пользы.
4.История создания и структура документа «Конвенция о правах ребенка», причины принятия ее Россией.
Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
История создания
Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.
Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка.
Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.
В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат).
СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.
В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.
5.Механизм действия Конвенции и гарантируемые права ребенка.
Помимо законов, охраняющих права детей в России, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых — создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа "Дети России", принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП:
- "Одаренные дети",
- "Организация летнего отдыха детей",
- "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев",
- "Дети Чернобыля",
- "Дети-сироты",
- "Дети-инвалиды",
- "Дети Севера",
- "Планирование семьи",
- "Развитие индустрии детского питания", а также "Безопасное материнство". С 1997 в составе программы "Дети России" еще две ФЦП:
-"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
- "Развитие
социального обслуживания
С 1999 — ФЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту".
Информация о работе Всеобщая Декларация прав человека. Положение детей в современном обществе