Содержание
Введение
Актуальность темы курсовой
работы состоит в том, что гражданство
- один из основных элементов правового
статуса лица, качественный определитель
принципиальных начал взаимоотношений
государства и личности, то общее, главное
условие, которое необходимо для распространения
на него всего объема прав, свобод и обязанностей,
признаваемых за гражданином, а также
для защиты его государством, где бы это
лицо ни находилось. Обладание гражданством
является всеобщим универсальным условием
полной правосубъектности лица.
Конституционно-правовой институт, нормы
которого закрепляют основы статуса личности,
отражает основы статуса личности, отражает
наиболее существенные исходные начала,
определяющие положение человека в обществе
и государстве, принципы их взаимоотношений.
Во всех сферах отношений, регулируемых
правом, человек и гражданин выступает
как субъект соответствующих прав, свобод
и обязанностей, которые определены нормами
конкретной отрасли. Всеми отраслями права
предусмотрены и условия его участия в
качестве субъекта тех и иных видов правоотношений,
при реализации им своей правоспособности.
Гражданство является одним из главных
элементов правового положения человека.
Основы правового статуса играют огромную,
решающую роль в определении положения
человека в обществе, имеют жизненно важное
значение.
Цель данной работы – рассмотреть особенности
прекращения гражданства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- изучить общие положения о гражданстве;
- обозначить порядок решения дел о гражданстве
Российской Федерации;
- проанализировать основания и порядок
прекращения гражданства;
- выделить государственные органы, ведающие
делами о прекращении гражданства РФ.
Объект исследования – гражданство РФ,
предмет – процедура и основания прекращения
гражданства РФ.
Для выполнения определенных
задач и достижения поставленной цели
были использованы такие методы научного
познания, как синергетический, метод
анализа и синтеза, метод исторической
ретроспективы, метод сравнительного
правоведения и др.
Курсовая работа имеет следующую стурктуру
– введение, основная часть (2 главы), заключение,
список использованных источников и литературы.
Глава 1. Основные
понятия и принципы гражданства Российской
Федерации
Общие положения
о гражданстве
Согласно Конституции РФ: «Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина – обязанность
государства». Основы правового статуса
человека и гражданина отражают, прежде
всего, взаимоотношения государства и
личности, и это включает в себя принадлежность
к государству и регулирование отношений
по поводу него.
Важнейшей предпосылкой обязанности
государства защищать в полном объеме
закрепленные в конституции права и свободы
личности является гражданство. Под гражданством
понимается правовая принадлежность лица
к данному государству, т. е. признание
государством этого лица в качестве полноправного
субъекта конституционно-правовых отношений.
Состояние гражданства создает права
и обязанности для лица не только на территории
своего государства, но и за рубежом.1
В монархических государствах
употребляется термин «подданство», который
формально устанавливает личную верность
монарху, но фактически равнозначен гражданству.
Независимо от формы правления в правовом
государстве гражданство означает согласие
лица на распространение на него юрисдикции
государства, всех обязанностей, установленных
конституцией и законами. В то же время
граждане обладают в отношении государства
определенными правами и могут требовать
от него защиты своих прав.
Для подавляющего большинства
людей в каждой стране установление гражданства
не представляет чего-то сложного, так
как они являются гражданами с самого
рождения и сохраняют это правовое состояние
на протяжении всей жизни. Однако по разным
причинам, и прежде всего вследствие межнациональных
конфликтов и растущей интернационализации
экономики, возникают различные миграционные
потоки, т. е. перемещения больших групп
людей из одной страны в другую. Такие
передвижения – индивидуальные и групповые,
распространенные и в Российской Федерации,
а так же браки, заключаемые между гражданами
различных государств, постоянно порождают
проблемы приобретения и изменения гражданства.
Законодательство об иммиграции и гражданстве,
судебная практика по этим вопросам весьма
развиты.2
Значительная часть практических
вопросов, связанных с определение гражданства,
разрешается с помощью международного
права. В государствах с унитарной формой
правления существует единое гражданство,
в то время как во многих федеративных
государствах лицо считается гражданином
союза и одновременно субъекта федерации.
На него, следовательно, распространяются
не только федеральные законы, но и законодательство
данного субъекта федерации. Практическое
значение такого положения обусловлено
тем, что в федеративных государствах
существует разделение компетенции между
субъектами федерации и союзом, вследствие
чего имеются некоторые различия в правовых
нормах между субъектами одной и той же
федерации. Такое положение характерно
и для РФ.3
В любом государстве проживают
люди, правовое положение которых отличается
от статуса большинства. Большинство жителей
всегда являются гражданами данного государства,
но значительные группы не имеют гражданства
или являются иностранными гражданами.
В некоторых государствах признается
двойное гражданство – такие лица называются
бипатридами.4
Различия в правовом положение
не означают дискриминации неграждан,
государство защищает права этой категории
жителей, поскольку многие права, как это
установлено международным правом, принадлежат
человеку независимо от гражданства. Разумеется,
в полном объеме государство охраняет
права и свободы тех, кто его учредил и
несет все обязанности, т. е. своих граждан.
В РФ основополагающие принципы
гражданства относятся к числу основ конституционного
строя. Установлено, что гражданство является
единым и равным независимо от оснований
приобретения. Гражданин не может быть
лишен своего гражданства или права изменить
его.
В главе «Права и свободы человека
и гражданина» содержаться ещё две важные
гарантии гражданства. Во-первых, гражданин
России не может быть выслан за пределы
РФ или выдан другому государству. Во-вторых,
Российская Федерация гарантирует своим
гражданам защиту и покровительство за
её пределами.
Следовательно, теперь не может
быть и речи о высылке нежелательного
для властей гражданина, как это было в
прошлом. Более того, никакие органы не
вправе не принять в страну её гражданина,
находящегося за рубежом и желающего вернуться
на Родину.
Невыдача гражданина России,
совершившего преступление на территории
и по законам другого государства, не означает,
что данное лицо освобождается от ответственности.
РФ, как это предусматривается в международных
договорах о правовой помощи, обязана
судить такое лицо по своим законам и информировать
заинтересованную сторону. Что же касается
выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина
его государству, то это возможно также
при наличии договора между двумя государствами
или по решению компетентных российских
органов как проявление доброй воли.5
Зарубежные консульства и посольства
Российской Федерации обязаны оказывать
помощь своим гражданам в случаях задержания,
ареста и других затруднений, что, однако,
не означает обязанности оплачивать их
долги и т.п.6
Федеральным законом, регулирующим
вопросы гражданства в Российской Федерации,
является Закон о гражданстве от 28 ноября
1991г. некоторые положения этого Закона
вошли в текст Конституции 1993г., другие
требуют корректировки в связи с принятием
Конституции. Например, Закон устанавливает
одновременное гражданство Российской
Федерации и «республик в составе» Федерации,
но установленное Конституцией равноправие
субъектов Федерации заставляет признать
гражданство и других, помимо республик,
субъектов Федерации, тем более что за
ними признано право иметь свой устав
и законодательство. Это, однако, не ведет
к раздроблению гражданства РФ, оно согласно
ч.1 ст. 5 Конституции является единым. Субъект
Федерации вправе требовать от гражданина
России одного дополнительного условия
для приобретения гражданства данного
субъекта Федерации: постоянного или преимущественного
в нем проживания.7
Российская Федерация способствует
сокращению безгражданства, поощряя приобретение
гражданства лицами, не имеющими никакого
гражданства. В этом отношении она следует
Конвенции о сокращении безгражданства
1961 г., принятой в соответствии с Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции
содержится рекомендация государствам
предоставлять гражданство апатридам
и лицам, проживающим на территории государства,
если они не были осуждены за совершение
тяжких преступлений.8
Закон о гражданстве регулирует
широкий комплекс вопросов, связанных
с гражданством, и прежде всего условия
приобретения и прекращения гражданства
РФ. В нем закреплены полномочия государственных
органов, ведающих делами о гражданстве,
регламентируются производство по делам
о гражданстве. Закон устанавливает так
же порядок исполнения и обжалования решений
по делам о гражданстве.
Конституция и Закон о гражданстве
устанавливает, прежде всего, те общие
принципы, которые определяют сущностные
черты отношений гражданства. Среди них
надо выделить следующие:
1. Гражданство РФ является
единым. В силу федеративного
устройства этот принцип важнейший
и закрепляется в Конституции
(ст.6).
2. Гражданство в РФ
является равным независимо от
оснований приобретения. Законодательством
не предусмотрены какие-либо отличия
и особенности в правовом статусе
лиц, ставших гражданами РФ по
различным основаниям: по рождению,
в связи с принятием в гражданство,
восстановлением в гражданстве,
усыновлением и т.д. Не имеет
правового значения и время
приобретения гражданства.
3. Гражданство РФ имеет
свободный характер. Это означает,
что гражданин РФ вправе изменить
свое гражданство, выйдя из российского
гражданства. Право на выход связано
с тем, что гражданство – это
не принадлежность лица государству,
а двусторонняя связь, что предполагает
расторжение ее по взаимному
согласию.
4. Гражданство РФ экстерриториально,
то есть проживание гражданина
за пределами РФ не прекращает
его гражданства. Российский гражданин
вправе жить в том месте, которое
он избирает.
5. Гражданство РФ неотъемлемо.
Гражданин РФ не может быть
лишен своего гражданства. Этот
принцип является новым в законодательстве
о гражданстве. Лишение - это расторжение
гражданских связей по инициативе
государства, в одностороннем порядке,
не предусматривающее в качестве
условия согласие гражданина. Раньше
это широко применялось.
6. В основе изменения
гражданства РФ лежит волеизъявление
лица. Автоматический характер приобретения
(за исключением рождения) или
утраты гражданства исключается.
7. Российское гражданство,
как и гражданство других стран,
предполагает, с одной стороны, защиту
и покровительство государства
на его территории и за его
пределами, с другой – обязанности
гражданина по отношению к государству.
Гражданам могут предоставляться более
благоприятные условия, социальные пособия
со стороны государства, льготы которых
не имеют иностранцы и лица без гражданства.9
Гражданин РФ не может быть
выслан за ее пределы или выдан другому
государству. За преступления, совершенные
российским гражданином за пределами
своей страны, он подлежит уголовной ответственности
по ее законам (если деяния, совершенные
за границей, в России также считаются
преступлениями). Однако административную
ответственность (например, штраф за нарушение
правил общественного порядка), гражданин
может нести и за границей.
Россия поощряет приобретение
гражданства лицами без гражданства проживающими
на территории РФ, но при этом необходимо
доказать факт безгражданства, как и иностранное
гражданство.
Порядок решения
дел о гражданстве Российской Федерации
Механизму реализации норм
об основаниях прекращения и изменения
гражданства Российской Федерации посвящена
значительная часть Закона о гражданстве
Российской Федерации. На его основе принято
«Положение о порядке рассмотрения вопросов
гражданства Российской Федерации», утвержденное
Указом Президента Российской Федерации
(в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.). В
нем подробно определяется порядок рассмотрения
и решения вопросов гражданства.
Закон определяет, какие государственные
органы ведают делами о гражданстве и
их полномочия, закрепляет порядок производства
и обжалования решений по этим делам.
В системе органов, связанных
с решением вопросов гражданства, основными
полномочиями обладает Президент.
Конституция устанавливает,
что Президент решает вопросы гражданства
Российской Федерации (ст. 89 п. «а»). Закон
о гражданстве Российской Федерации конкретно
раскрывает полномочия Президента в этой
сфере. К ним относятся решения по вопросам:
приема в гражданство Российской
Федерации;
восстановления в гражданстве
Российской Федерации;
разрешения на выход из гражданства;
разрешение гражданину Российской
Федерации иметь одновременно гражданство
другого государства;
отмена решения о приеме в гражданство;
предоставление почетного гражданства.10
По всем этим вопросам Президент
издает указы. Все другие государственные
органы, связанные с решением этих вопросов,
осуществляют лишь подготовительную работу.
К органам, ведающим делами
о гражданстве Российской Федерации, Закон
относит Комиссию по вопросам гражданства
при Президенте Российской Федерации.