Закон единства и борьбы противоположностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:18, реферат

Описание работы

Институт Copyright оформился еще в начале XVIII века для защиты книгоиздателей. Первый «авторский» закон появился в 1710 г. в Англии. Он известен под названием «Статут королевы Анны». Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права – принцип «копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.

Содержание работы

Краткая история авторского права КР

1. Объекты авторского права

2. Не являются объектами авторского права

3. Субъекты авторского права

4. Содержание авторского права

5. Регистрация авторских прав

6. Сроки действия авторского права

Файлы: 1 файл

реферат авторские права.docx

— 27.46 Кб (Скачать файл)

План:

 

 Краткая  история авторского права КР

 

1. Объекты  авторского права

 

2. Не являются  объектами авторского права

 

3. Субъекты  авторского права

 

4. Содержание  авторского права

 

5. Регистрация  авторских прав

 

6. Сроки действия  авторского права

Краткая история авторского права КР

 

Институт Copyright оформился еще в начале XVIII века для защиты книгоиздателей. Первый «авторский» закон появился в 1710 г. в Англии. Он известен под названием «Статут королевы Анны». Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права – принцип «копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.

В США в законе Массачусетс  от 17 марта 1789 года указывалось, что  «нет собственности, принадлежащей  человеку более чем та, которая  является результатом его умственного  труда». Вскоре в США было признано, что необходимо принять федеральный  закон об авторском праве, и в 1790 году был принят первый федеральный  закон об охране книг, карт и схем. Позже законодательство распространило охрану на спектакли, фотографии, тексты песен и другие формы творчества.

Во Франции в Декрете  Учредительного собрания 1789 г. было провозглашено: «Все, что автор открывает для  публики, становится общественной собственностью». Однако чуть позже были приняты два  закона (1791 и 1793 годах), которые впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

В России первый закон об авторском праве появился в 1828 году, «где право автора на созданное им произведение трактовалось как право  собственности, которым можно торговать. Эта норма сохранилась и в  законах 1830, 1887, 1911 годах». После Октябрьской  революции 1917 года была введена государственная  монополия на издательскую деятельность, а все издательства национализированы  как СМИ. 29 декабря 1917 года был опубликован  Декрет ВЦИК о государственном издательстве. Этим декретом произведения русских  авторов объявлялись собственностью социалистического государства.

В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и  художественных произведений, а затем  и другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу авторского права.

В 1928 году вышло постановление  ВЦИК и СНКУ СССР «Об основах авторского права» – первый общесоюзный закон  об авторском праве. Закон устанавливал твердые ставки авторского гонорара за публичное исполнение произведений на концертах, цирковых, сборных и  т.п. программах. Установлены были ставки гонораров авторам сценариев  и композиторам за демонстрацию кинофильмов  в кинотеатрах и музыкальное  сопровождение кинофильмов.

В XIX в. французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.), ст. 27 которой гласит: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

14 февраля 1994 года Кыргызская Республика стала членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), присоединившись к Конвенции, учреждающей ВОИС.

С 10 декабря 1998 года Кыргызстан является участником одного из последних  договоров, принятых в рамках ВОИС, Договора ВОИС по авторскому праву, регулирующего  охрану авторских прав в цифровой среде.

В период с 1996 по 1998 год в  КР были приняты и введены в  действие основные законодательные  акты в области авторского права, в частности, Гражданского кодекса КР и Закон КР «Об авторском праве и смежных правах», Закон КР «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных».

20 декабря 1998 года, Кыргызская Республика, первая из стран СНГ, вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО) ратифицировав целый ряд международных договоров, одни из них это Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS – «ТРИПС») и Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.

Также Кыргызстан сотрудничает с Парижской Международной конфедерацией  авторов и композиторов (CISAK).

Создав произведение: написав  статью, книгу, музыку или стихи, запечатлев момент из жизни на фотоаппарат или  на видеокамеру, вы автоматически становитесь  его автором без регистрации  в ведомстве или проставления на нем значка copyright.

Результаты творчества весьма разнообразны, начиная от сферы науки, литературы и искусства в которой  они созданы, отличаются способом (формой) перенесения автором своих эмоций, знаний и мыслей через призму своего таланта в объективную форму.

Идея авторского права  заключается в защите интересов  авторов и поощрение их к творчеству, содействующему культурному росту  народа, на распространение среди  общества произведений литературы, науки  и искусства.

1. Объекты авторского  права

Произведение – продукт  духовного творчества; но духовное творчество – понятие весьма широкое. Сюда могут быть отнесены все виды творческой деятельности человека не только в области литературы, науки  и искусства, но и в любой отрасли  труда. Но авторское право регулирует только те отношения, которые связаны  с созданием и использованием произведений литературы, науки и  искусства. В литературном произведении духовное

творчество выражается словесно, в научном произведении – также  словесно и, кроме того, посредством  различных вычислений, таблиц, формул, схем, программ и т.п., в произведениях  искусства – в звуках, красках, объемном оформлении и т. д.


Произведение подлежащее правовой охране должно обладать следующими признаками:

  1. наличие творческой деятельности;
  2. иметь объективную форму, в которой нашло свое внешнее выражение произведение;
  3. новизна произведения (подразумевается пока не доказано иное);
  4. способность его к воспроизведению (ч.2 ст. 6 Закона КР «Об АПиСП»).

Для возникновения авторского права не требуется регистрации  произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Автор становится таковым в момент облачения произведения в объективную форму. Однако автор  вправе по своему желанию обратиться в Кыргызпатент для регистрации своих авторских прав.

Автор или иной правообладатель  вправе использовать знак охраны авторского права (© + имя (наименование) обладателя исключительных имущественных прав + год первого опубликования произведения) в целях оповещения о своих  исключительных имущественных правах, например, © Иванов И.И., 2011 г.

Краткий, но не исчерпывающий  перечень произведений подлежащих правовой охране:

  • литературные произведения (литературно-художественные, научные, учебные, публицистические, бизнес планы и т.п.);
  • драматические и сценарные произведения;
  • музыкальные произведения с текстом и без текста;
  • музыкально-драматические произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы и другие кино-, теле- и видеопроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
  • программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) всех видов, включая прикладные программы и операционные системы;
  • производные и составные произведения;
  • а также другие произведения, отвечающие требованиям ст. 6 Закона КР «Об авторском праве и смежных правах».

Перечень этот не исчерпывающий, а примерный, так как в связи  с развитием науки и техники  возникают новые виды произведений, нуждающихся в охране авторским  правом.

Производные и составные произведения.

Производные представляют собой  переработку других произведений, включают в себя переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие подобные произведения науки, литературы и искусства.

Составные произведения, представляющие собой результат творческого  труда в подборе и расположению материала, включают в себя энциклопедии, сборники, антологии, базы данных и  т.п. 

2. Не являются объектами  авторского права

 

 

  • официальные документы (законы, постановления и другие нормативные акты, решения суда и т.п.), а также их официальные переводы;
  • официальные символы и знаки (флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и т.п.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о новостях дня или сообщения о текущих событиях, имеющих характер обычной пресс-информации;
  • результаты, полученные с помощью технических средств, предназначенных для производства определенного рода, без осуществления человеком творческой деятельности, непосредственно направленной на создание индивидуального произведения.

 

 

3. Субъекты авторского  права

 

 

Субъектом авторского права  является физическое лицо, в результате творческой деятельности которого возникло произведение, независимо от того, появилось  ли его произведение в свет или  находится в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, т.е. его автор (писатель, поэт, композитор, художник, программист и т. д.).

Автором может быть и недееспособное лицо. В мире широко развито детское  творчество: существуют специальные  художественные школы для детей, устраиваются детские выставки изобразительного искусства и т.д.

Автором произведения чаще всего  является одно лицо, но произведение может  быть создано творческим трудом нескольких физических лиц тогда они являются соавторами (например, при создании программы ЭВМ зачастую трудятся не один автор, а несколько программистов, постановщиков задач, проектировщиков  и др. лиц).

Соавторство – это участие  двух или более лиц в совместной творческой деятельности по созданию произведения, в результате чего все  эти лица приобретают авторские  права на созданное ими произведение (например, автор стихов и композитор будут признаны соавторами музыкального произведения с текстом).

Отношения между соавторами определяются, как правило, на основе соглашения. При отсутствии такого соглашения авторское право на произведение осуществляется всеми авторами совместно, а вознаграждение распределяется между  ними поровну.

Автором произведения может  быть переводчик и автор других производных  произведений при условии соблюдения ими прав автора первоначального произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке (например, японский автор книги дал разрешение на перевод его произведения кыргызскому переводчику, который будет автором производного произведения – переведенной версии книги). 

4. Содержание авторского  права

 

 

Личные неимущественные  права

Личные неимущественные  права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются  за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автору в отношении  его произведения принадлежат следующие  личные неимущественные права:

  • право авторства – право признаваться автором произведения;
  • право на имя - право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно;
  • право на обнародование – право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв;
  • право на неприкосновенность произведения – право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

 

 

Имущественные права

Имущественные права –  принадлежащие автору исключительные права на экономическое использование  произведения в любой форме и  любым способом:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей