Закон об образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 13:48, доклад

Описание работы

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Под образованием в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Право на образование является одним  из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан Российской Федерации. Конституция Российской Федерации  гарантирует каждому общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием в соответствии с  законом Российской Федерации «Об  образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

31 декабря 2012 года был Подписан  закон об образовании. Федеральный  закон принят Государственной  Думой 21 декабря 2012 года и одобрен  Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Новый закон о базовом образовании вступает в силу с 1 сентября 2013 г., кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Работа над законом длилась  больше трех лет. Текст первой версии закона содержал почти 400 страниц и  включал в себя множество мелких вопросов, вплоть до размера окладов профессоров вуза.

За три года проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете. На специальный сайт поступило 11 тысяч комментариев. После слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. По словам председателя Комитета Госдумы по образованию Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных сообщений. В итоге законопроект существенно менялся, но принципиальные позиции остались теми же, что в первой версии, например, отсутствие начального профессионального образования, гарантии негосударственным учебным заведениям, сочетание государственного и договорного регулирования, возможность дистанционного и семейного образования.

В целом Федеральный закон представляет собой единый комплексный нормативный  правовой акт, обеспечивающий регулирование  общественный отношений в сфере  образования с учётом видов, уровней, форм получения образования, а также потребностей и интересов обучающихся.

Настоящий Федеральный закон устанавливает  правовые, организационные и экономические  основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной  политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого  человека на образование, недопустимость  дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства  на территории Российской Федерации,  защита и развитие этнокультурных  особенностей и традиций народов  Российской Федерации в условиях  многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования  в государственных, муниципальных  организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования  согласно склонностям и потребностям  человека;

8) обеспечение права на образование  в течение всей жизни в соответствии  с потребностями личности;

9) автономия образовательных организаций,  академические права и свободы педагогических работников и обучающихся;

10) демократический характер управления  образованием;

11) недопустимость ограничения  или устранения конкуренции в  сфере образования;

12) сочетание государственного  и договорного регулирования  отношений в сфере образования.

В Российской Федерации гарантируется  право каждого человека на образование.

         Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие уровни общего образования:

 дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование;

среднее общее образование.

 В Российской Федерации устанавливаются  следующие уровни профессионального  образования:

среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; специалитет, магистратура.

Вводится еще один уровень высшего  образования - подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы  ассистентуры-стажировки. 
Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

В Российской Федерации образование  может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих  образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих  образовательную деятельность (в  форме семейного образования  и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих  образовательную деятельность, с  учетом потребностей, возможностей  личности и в зависимости от  объема обязательных занятий  педагогического работника с  обучающимися осуществляется в  очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного  образования и самообразования  осуществляется с правом последующего  прохождения в соответствии с  частью 3 статьи 34 настоящего Федерального  закона промежуточной и государственной  итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных  форм получения образования и  форм обучения.

Новое в дошкольном и школьном образовании

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования  и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. 

Дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми. Это  значит, что учить ребенка в  детском саду станут бесплатно, но за присмотр за чадом нужно будет платить, и плата может достигать 100% (а не 20, как раньше). От платы по-прежнему будут освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом.

Отдельно прописано право ребенка  на качественное инклюзивное образование  по адаптированным программам в спецшколах.

Прописаны понятия сетевого и электронного обучения. Эти виды обучения могут быть использованы на всех уровнях образования

Родители по-прежнему смогут выбирать, будет ли их ребенок изучать основы светской этики или одну из определенных религий.

Закрытие сельской школы может произойти только с одобрения сельского схода.

Новое в среднем образовании:

Учебные заведения получили право  вводить интегрированные образовательные  программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено производить отбор учащихся (в творческие заведения) по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.

Новое в высшем образовании:

Сокращаются льготы для поступления  в вуз, но появится возможность бесплатного обучения на подготовительных курсах. Студентов-бюджетников должно быть не менее 800 на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.

Установлена квота для поступления  «на бюджет» вне конкурса детей-инвалидов — 10% от общего количества бюджетных мест по конкретному направлению (специализации), при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Дети-инвалиды, не попавшие в квоту, а также сироты, инвалиды I и II групп, молодые люди до 20 лет, имеющие единственного родителя — инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других силовых ведомств, все они получат право на бесплатное обучение на подготовительных курсах (допускается один раз).

Результаты ЕГЭ будут действительны на протяжении пяти лет.

Поступить в вуз можно будет  только по результатам ЕГЭ, за исключением  МГУ СПБГУ (а также нескольких других федеральных вузов), — тут придется сдавать дополнительные экзамены.

Закон обязывает все вузы участвовать  в мониторинге Министерства образования науки.

Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся  образовательных организаций профессионального  образования.

В законе выделены отдельные нормы, посвященные:

- кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

- сетевому взаимодействию при  реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов  освоения отдельных частей образовательной  программы в сторонних организациях;

- использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

- обучению по интегрированным  образовательным программам;

- образовательным и информационным  ресурсам в образовательном процессе  и другим.

Регламентированы условия ведения  экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

Со дня вступления в силу данного  закона Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признаются утратившими силу.


Информация о работе Закон об образовании