Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 14:04, реферат
Описание работы
Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания. В последние время в правовой жизни российского общества в авторском праве произошли многие изменения. Закончилось установление авторского права как системы определенных норм, которые предусматривают высокий уровень охраны прав авторов, Именно этим объясняется актуальность данной темы.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………. 3 1. Сущность авторского права………………………………………... 4 1.1 Понятие авторского права ……………………………………….......5 1.2 Объект авторского права …………………………………………….7 1.3 Субъекты авторского права ………………………………………….8 2. Защита авторского права ……………………………………………...9 2.1 Права авторов: содержание и осуществление ……………………...9 2.2 Основные способы защиты авторских прав ………………………13 2.3 Органы защиты авторских прав ……………………………………16 Заключение ……………………………………………………………...19 Список использованной литературы …………………………………..20
Как мы выяснили, пределы неприкосновенности
произведения автора не могут быть бездонными.
Автор произведения, который вступает
в договорные отношения с издательством,
театром и другими организациями, разрешает,
что в процессе самой подготовки произведения
к выпуску в свет будут вноситься определенные
поправки. А вот режиссер или редактор,
работая над произведением, не имеет права
нарушать замысел автора произведения,
особенности его стиля. Вносимые в произведение
исправления и поправки должны согласовываться,
конечно, с самим автором.
А к числу прав автора, относится
право, такое как право на вознаграждение
за согласие использовать его произведение.
Особенности авторского вознаграждения
определяются спецификой творческого
труда автора. Если автор создал произведение,
это еще не говорит о возможности реализовать
право на вознаграждение. Осуществление
права связано с использованием произведения
другими лицами, другими словами, когда
установлена общественная полезность
произведения.
Ставки авторского вознаграждения
за издание произведений литературы, искусства
и науки установлены в зависимости от
вида произведения.10
Когда исчезла государственная
монополия в авторском деле, это привело
к гибели обязательной силы некоторых
авторских договоров, по которым раньше
предусматривались ставки авторского
вознаграждения. А вот есть некоторые
издательства, которые ориентируются
на прежние принципы исчисления авторского
вознаграждения, дополняя их современными
условиями, например, возможность получения
автором определенной части дохода, полученного
издательством от распространения тиража
произведения автора.
Также подобным образом строится
расчет авторского вознаграждения за
публичное исполнение драматических,
музыкально-драматических, музыкальных
и других произведений. Одни ставки применяются
при оплате публичного исполнения произведения,
созданного по заказу зрелищного предприятия,
другие – публичного исполнения уже опубликованных
произведений.
А вот за произведение автора,
которое выполнено по заказу или за право
первой постановки произведения, автору
произведения выплачивается единовременное
вознаграждение. Кроме того, предприятие,
публично исполняющее произведение, выплачивает
автору вознаграждение в виде некоторого
определенного процента от суммы валового
сбора, поступившего от продажи билетов.
Если уже опубликованное произведение
еще раз публично исполнялось, то оплачивается
в виде процентов от поспектакльных сборов.
Рассмотренные права авторов
произведений науки, литературы и искусства
можно разделить на личные и имущественные.
Личные права представляют собой такие
права как: право на авторство, на авторское
имя, на неприкосновенность произведения
и имени автора, а также право на опубликование.
А вот имущественным правом считают воспроизведение
и распространение произведения автора,
на авторское вознаграждение.
Имущественные и личные права
автора тесно переплетены между собой,
каждое принадлежащее автору право призвано
охранять как его имущественные, так и
неимущественные интересы.
Давайте сейчас приведем несколько
примеров. Право автора на имя, в некоторых
случаях затрагивает его имущественные
интересы. А вот, если не указан один из
соавторов, то он лишается авторского
вознаграждения. Согласно законодательству,
человек, выдавая чужое произведение за
свое, нарушает право на авторство и право
на имя действительного автора, а также
его право на авторское вознаграждение.
В этом случае тоже крепко переплетены
личные и имущественные интересы автора
произведения.11
Право на неприкосновенность
произведения может порождать для автора
имущественные и материальные последствия.
Если искажение театром пьесы может снизить
посещаемость зрелищного учреждения или
привести к исключению пьесы из репертуара
театра. Это конечно приведет к уменьшению
размера вознаграждения или прекращению
его выплаты.
Трудно выделить личные и имущественные
права, так как принадлежащее автору право
может охранять его имущественный и неимущественный
интересы.
Срок действия авторского права
установлен в течение всей жизни самого
автора и 50 лет после его смерти, что соответствует
требованиям международных конвенций.
Раньше после смерти автора его право
действовало в течение 25 лет.
Также право на авторство, авторское
имя и неприкосновенность произведения
охраняются бессрочно.
2.2 Основные способы
защиты авторских прав
Из юридической литературы,
мы узнали, что если нарушились личные
неимущественные права автора, можно требовать
восстановления нарушенного права, если
внести соответствующие исправления,
дать сообщения в печати или иным способом
о допущенном нарушении.
А вот окончание действий нарушающих
права самого автора, решается путем запрещения
выпуска произведения в свет либо прекращением
его распространения. Независимо от требований
автора, которые связаны с защитой его
личных неимущественных прав, может стоять
вопрос о защите имущественных прав автора.
Можно выделить две ситуации,
в которых владельцы авторских прав могут
защищать свои права.
Первая ситуация – если произошло
нарушение партнером основных условий
договора о предоставлении авторских
прав. Вторая ситуация – это бездоговорное
нарушение авторских прав.
В первом случае способы защиты
и меры ответственности определяются
главой Гражданского кодекса РФ «Ответственность
за нарушение обязательств», а также специальными
нормами Закона об авторском праве. Следует
отметить одну специальную норму: в соответствии
с п. 2 ст. 34 Закона, если заключен авторский
договор по заказу произведения и автор
не представил заказанное произведение,
то партнер может взыскать с автора за
нарушение условий авторского договора
только за причиненный реальный ущерб,
а вот взыскание неполученного дохода
невозможно. Эта норма существенно облегчает
положение самого автора.12
А вот во втором случае (такое
как бездоговорное использование) способы
защиты и меры ответственности авторского
права определяются главой Гражданского
кодекса РФ «Обязательства вследствие
причинения вреда», а также специальными
нормами ст. 48 – 50 Закона об авторском праве.
Также среди специальных норм
гражданско-правовой защиты нарушенных
авторских прав большой интерес представляют
нормы, содержащиеся в ст. 49 Закона об авторском
праве.
Данная статья закрепляет право
предъявления исков к бездоговорным нарушителям
авторских прав. Ими являются либо первоначальные
носители, т.е. авторы, исполнители, вещательные
организации, производители фонограмм,
либо те лица, которым они передали исключительные
имущественные права, либо те, к кому такие
права перешли по закону. А вот если имущественные
права переданы или перешли по закону
не в полном объеме, а частично, то иск
об их бездоговорном нарушении может быть
предъявлен лишь в соответствующих пределах.
Как мы знаем, лица, не имеющие
исключительных прав, даже в том случае,
если они сохранили за собой или приобрели
определенные неисключительные права,
не имеют права предъявлять претензии
и иски к бездоговорным нарушителям авторских
и смежных имущественных прав.
А вот с другой стороны, владелец
исключительного права всегда имеет и
право на судебную защиту своего нарушенного
права.
Из приведенных выше общих норм
о защите нарушенных имущественных прав
есть, одно исключение. Относится оно только
к авторам произведений и состоит в том,
что автор, передавший исключительное
право на его использование договорному
партнеру, вправе запретить нарушителю
авторских прав использовать произведение,
если договорный партнер автора не осуществляет
защиту переданного ему исключительного
права.
Мы знаем, что обладатель исключительного
авторского права вправе защищать свое
право любыми законными способами.
Закон предусматривает, что
возможно вместо возмещения убытков выплата
компенсации. Размер компенсации может
по выбору потерпевшего лица определяться
следующим образом:13
– либо в сумме от 10 тыс. руб.
до 5 млн. рублей – конкретная сумма определяется
судом;
– либо в двукратном размере
стоимости экземпляров произведений или
объектов прав, использованных нарушителем,
или же в двукратном размере стоимости
прав на использование, которые были нарушены;
при этом принимается в расчет та цена
экземпляров и цена прав, которые применялись
бы, если бы правонарушения не было.
Из вышесказанного, следует,
что нарушение авторских и смежных прав
может повлечь также применение мер административной
или уголовной ответственности.
2.3 Органы защиты
авторских прав
Судебный порядок защиты авторских
прав наиболее известен и распространен.
В исковом заявлении обязательно указывается,
какие права самого автора нарушены, в
частности личные имущественные или неимущественные.
Исковые требования неимущественного
характера всегда относятся к восстановлению
личных прав самого автора. А вот имущественные
исковые требования связаны со взысканием
авторского вознаграждения или убытков.
Имеют место иски, в которых одновременно
заявлены требования о восстановлении
личных неимущественных и имущественных
прав одновременно.
Как мы выяснили, права авторов
до 1990 года контролировалось Всесоюзным
агентством по авторским правам (далее
– ВААП). ВААП, которое охраняло права
и законные интересы самих авторов, обеспечивало
их представительство, а также принимало
нужные меры по предотвращению нарушений
или восстановлению нарушенного права
в соответствии с законодательством. ВААП
отстаивало дела авторов в административных
и судебных органах, выполняло функции
по сбору и выплате авторского вознаграждения.
ВААП выполняло функции некого
органа государственного управления в
сфере авторских отношений и разногласий
в сфере авторского права.
Поэтому происходящие в стране
сильные изменения значительно отразились
на его деятельности. Сейчас оно преобразовано
в Российское агентство интеллектуальной
собственности (далее – РАИС).
Мы знаем, что РАИС осуществляет
и разрабатывает государственную политику
в сфере охраны авторских прав. РАИС вправе
создавать и разрабатывать инструкции
и разъяснения по применению авторского
права, обязательные для всех ведомств,
организаций и иных пользователей произведений.14
Расширение защиты авторского
права используется в связи с включением
в Гражданский кодекс РФ некоторых более
новых, ранее не охранявшихся российским
законодательством видов интеллектуальных
прав:
смежного права на содержание
баз данных,
смежного права публикатора
произведения,
права на доменное имя как на
средство индивидуализации информационных
ресурсов,
права на коммерческое обозначение
как средство индивидуализации предприятия.
Также есть институты, которые
касаются практики охраны объектов авторских
прав, как:
1) права на фирменное
наименование;
2) права на секреты
производства, но в отношении, которых
до сих пор не существует
единого законодательного регулирования.
Должное внимание должно быть
уделено мерам по усилению защиты и охраны
прав создателей интеллектуальных ценностей.
Данные меры необходимы, когда результаты
творческой деятельности авторов стали
предметом расширяющегося рыночного оборота,
поскольку в ряде некоторых случаев интересы
самих авторов могут вступить в противоречие,
с потребностями общества, заинтересованного
в более свободном использовании произведения,
а с другой стороны – с интересами более
сильных в материальном смысле коммерческих
организаций, которым автор в большинстве
случаев передает права на свое произведение.
Одним из главных принципов,
которые обеспечивают защиту, является
положение о том, что исключительное право
на результат творческой деятельности,
первоначально возникает у автора, а к
другим лицам может перейти от автора
только по договору или по иным основаниям,
установленным законом.15
Мы установили, что исключительное
право на служебные творения, за исключением
служебных программ для компьютеров и
баз данных принадлежит автору, а вот работодатель
имеет право лишь использовать такое произведение.
А вот если работодатель в течение трех
лет не осуществляет свое право на использование
служебного произведения, то он это право
теряет.
Место автора укрепляет правило
о том, что автор – это работник, который
не является правообладателем и имеет
право на получение от работодателя вознаграждения
за создание и использование служебного
результата независимо от того, сам работодатель
будет использовать соответствующий служебный
результат или это право перейдет к другому
лицу.16
Вместе с мерами по охране имущественных
прав авторов предусмотрены некоторые
меры, которые направлены на защиту их
личных неимущественных прав. Также восстановлен
подход к праву, который существовал ранее,
право самого автора на неприкосновенность
произведения, которое по своему содержанию
намного больше, чем закрепленное в законодательстве
право на защиту и репутацию автора произведения,
и поэтому в большей мере защищает интересы
создателя произведения. Впервые в законе
рассматривается порядок внесения наследниками
или другими правопреемниками автора
изменений, сокращений или дополнений
в произведение, а также порядок обнародования
произведения умершего автора в пределах
срока действия исключительного права
и после его истечения. При этом подобные
действия могут осуществляться упомянутыми
лицами только в том случае, если это не
противоречит воле автора, определенно
выраженной им в письменной форме (в завещании,
письмах, дневниках и т.п.).
Заключение
В данной курсовой работе мы
выяснили, что гражданско-правовая защита
нарушенных или оспариваемых авторских
и смежных прав осуществляется в судебном
порядке следующими способами:
1) признание права;
2) восстановление положения,
существовавшего до нарушения
права, и прекращение действий, нарушающих
право или создающих угрозу
его нарушения;
3) возмещение убытков, включая
упущенную выгоду;
4) взыскание дохода, полученного
нарушителем вследствие нарушения
авторских и смежных прав, вместо
возмещения убытков;
5) выплата компенсации, определяемой
по усмотрению суда или арбитражного
суда, вместо возмещения убытков
или взыскания дохода;