Защита авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания.
В последние время в правовой жизни российского общества в авторском праве произошли многие изменения. Закончилось установление авторского права как системы определенных норм, которые предусматривают высокий уровень охраны прав авторов, Именно этим объясняется актуальность данной темы.

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

В последние время в правовой жизни российского общества в авторском праве произошли многие изменения. Закончилось установление авторского права как системы определенных норм, которые предусматривают высокий уровень охраны прав авторов, Именно этим объясняется актуальность данной темы.

 

1. Сущность авторского  права

Истоки авторского права можно найти ещё в XV столетии, но коренные зачатки права открыты в XIX столетия.

Вначале право автора на его произведение представлялось исключением, основанным на привилегии, защищавшей от перепечатки.

После авторское право стали разрабатывать судебная практика и юриспруденция, затем это право сделалось предметом российского законодательства и, наконец, в сегодняшнее время является общим, всеми сознаваемым гражданским правом. Когда оно было еще привилегией, сознание не проникало еще в сущность этого права. А вот доказательством служит и то, что привилегия относилась большей частью к типографщику, а не к автору сочинения, так что защитой пользовалось издательское, а не авторское право. А также, когда наука раньше еще существовала, сомнения и пререкания о том, к какой категории гражданских прав следует отнести его, где найти ему место в общей системе гражданского права.

Право по сути существует, не имея нужды выражать себя в привилегии над вещью. Оно тоже может относиться, например, к произнесенной речи, к публичному чтению. Например, книга может сгореть, копии или черновики книги могут все исчезнуть, а право все существует то же, какое до этого было. Предмет права здесь имеет духовное и эмоциональное свойство. Ещё философ Кант один из первых обратил внимание на это свойство авторского права, и за ним вслед стали исследовать его другие мыслители и филосовы.

Первый закон о защите авторского права был издан во Франции в 1793 году. В 1864 году вступило в силу новое положение о литературной и артистической собственности.

В Англии авторское право, независимо от привилегии, признано естественным правом и защищается судами.

 

 

1.1 Понятие авторского права

Авторское право – один из основных институтов гражданского права. Как мы уже говорили, регулируемые авторским правом имущественные и личные неимущественные отношения, которые связаны с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Также авторское право как отдельный институт гражданского права, который решает определенные задачи, включающие охрану имущественных, личных неимущественных прав и интересов самих авторов, а также обеспечивает правовыми средствами для более лучших условий для создания научных и художественных произведений для широкого использования их обществом. Авторское право в объективном смысле представляет некую совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы и науки, искусства. А также в субъективном смысле авторское право – это личные неимущественные и имущественные права, которые относятся к лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

В широком смысле под авторским правом понимается не только само авторское право, но и примыкающие к нему смежные права, которые строятся по типу авторского права и появились сравнительно не так давно. В узком значении авторское право не включает в свой состав смежные права.

Положение в области авторского права существенно изменилась с августа 1992 г., когда в Российской Федерации стали использоваться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. Основы 1991 г. стали основным нормативным актом в области авторского права.

В соответствии с ними:

– было введено исключительное право на использование произведений;

– это право признано передаваемым;

– значительно сужены случаи свободного использования произведений;

– также утратили силу типовые авторские договоры;

– утратили силу ограничения, касающиеся размеров авторского вознаграждения;

– были значительно увеличены сроки действия авторского права;

– была провозглашена охрана смежных прав.

Далее с введением в действие Основ 1991 г. большое количество норм, которые относятся к авторскому праву, почти совсем утратили силу, хотя и не были официально отменены.

Следующий этап в развитии российского авторского права начался с 3 августа 1993 г. – это вступление в силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве).

Закон об авторском праве развил многие положения, содержавшиеся в Основах 1991 г., и уже более 10 лет поддерживает гражданско-правовой оборот авторских произведений и объектов смежных прав.

Наряду с этим законом об авторском праве приняты и конечно находят практическое применение и другие законы.

 

 

1.2 Объект авторского права

Согласно гражданскому кодексу Российской Федерации, авторское право действует на произведения литературы, науки и конечно искусства. Данным правом охраняются лишь те произведения, которые имеют определенные признаки, которые отличаются от других результатов творческой деятельности.

А вот уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность лица за нарушение авторских.

Чтобы определить непосредственный объект данного преступления надо провести анализ признаков объекта авторского права.

Объектом авторского права, являются произведение науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинства произведения, а также от его формы выражения.

Ниже приведен, перечень произведений, являющихся объектами авторских прав:

– литературные произведения (включая программы для компьютера;

– музыкально-драматические и драматические произведения, сценарные произведения;

– пантомимы и хореографические произведения;

– музыкальные произведения, написанные с текстом, а также без текста;

– аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы и другие кино – и телепроизведения);

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

– произведения градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства;

– фотографические произведения;

– геологические, географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

– иные произведения.

Есть отдельная категория, которая представляет произведения, не являющиеся объектами авторского права – это официальные документы (законы, судебные решения), а также их переводы; государственные символы и знаки; произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер.

 

1.3 Субъекты авторского права

Субъектами авторского права могут быть лица, которые создали произведения науки, литературы и искусства, т.е. сами авторы. Наличие субъективных авторских прав не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска своего произведения в свет.

А вот гражданин другого государства может быть субъектом российского авторского права, конечно, если его произведение впервые будет создано на территории Российской Федерации или еще не выпущено, но находится на ее территории. И если произведение такого автора (иностранного) впервые вышло в свет за границей или находится там, в объективной форме, он становится субъектом российского авторского права только в силу заключенных Российской Федерации соглашений.

Также субъективные авторские права возникают у автора в результате создания своего произведения.

 

 

2. Защита авторского  права

2.1 Права авторов: содержание и осуществление

Автору произведения, принадлежат: право авторства, право на имя, на опубликование и различное использование своего произведения, а также право на неприкосновенность произведения, на вознаграждение за использование произведения другими лицами.

Одно из главных прав лица, занимающегося научной или художественной театральной деятельностью – это право на авторство. А вот оно является основным в комплексе прав, которыми обладает сам автор.

С целью индивидуализации лиц, которые создают произведения науки, литературы и искусства, у них есть право на имя. Автор может выпустить свое произведение под своим именем, под псевдонимом или также анонимно. Реализуется право на имя, когда используются произведения автора, когда вступает в договорные отношения с другими лицами, либо организациями.

Также законодательство разрешает воспроизведение, опубликование и распространение произведения. Любое сообщение произведения кругу лиц любым способом, т.е. путем публичного показа, издания, телевидению называется опубликованием.

А вот право автора на воспроизведение означает размножения произведения автора с помощью снятия с него копий. И это осуществляются на основе определенного договора, который заключает сам автор с организацией. Воспроизведение и опубликование произведения, требует согласия самого автора произведения.

Как известно, на все есть исключение из правил, так и в законе закреплено исключение. Законодательство Российской Федерации показывает некоторые случаи, когда произведения используются без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, а вот ст. 495 Гражданского кодекса РФ – использование произведения без согласия самого автора, но с выплатой авторского вознаграждения.

Сейчас право автора на распространение своего произведения приобретает тот момент, который описывал закон, закрепляя его за автором произведения. Практика издания произведений за счет материальных средств автора дала ему реальную возможность самому распространять свои произведения. Поэтому опровергались утверждения юристов и правоведов о том, что автор не обладает правом на распространение своего произведения, так как не располагает печатными средствами, бумагой и т.д.

А вот право на неприкосновенность произведения автора, значит, запрет внесения изменений в само произведение, его название и в обозначение имени автора без его согласия при различных способах использования, таких как издание, публичное исполнение, публичный показ и т.д.

Гражданский кодекс Российской Федерации запрещает без согласия самого автора оформлять произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

Право на неприкосновенность самого произведения и имя, данное автору автора выражено как запрет, который относится к третьим лицам.

Пределы неприкосновенности произведения автора не могут быть бездонными. Автор произведения, который вступает в договорные отношения с издательством, театром и другими организациями, разрешает, что в процессе самой подготовки произведения к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. А вот режиссер или редактор, работая над произведением, не имеет права нарушать замысел автора произведения, особенности его стиля. Вносимые в произведение исправления и поправки должны согласовываться, конечно, с самим автором.

А к числу прав автора, относится право, такое как право на вознаграждение за согласие использовать его произведение.

Особенности авторского вознаграждения определяются спецификой творческого труда автора. Если автор создал произведение, это еще не говорит о возможности реализовать право на вознаграждение. Осуществление права связано с использованием произведения другими лицами, другими словами, когда установлена общественная полезность произведения.

Ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы, искусства и науки установлены в зависимости от вида произведения.

Когда исчезла государственная монополия в авторском деле, это привело к гибели обязательной силы некоторых авторских договоров, по которым раньше предусматривались ставки авторского вознаграждения. А вот есть некоторые издательства, которые ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения, дополняя их современными условиями, например, возможность получения автором определенной части дохода, полученного издательством от распространения тиража произведения автора.

Также подобным образом строится расчет авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-драматических, музыкальных и других произведений. Одни ставки применяются при оплате публичного исполнения произведения, созданного по заказу зрелищного предприятия, другие – публичного исполнения уже опубликованных произведений.

А вот за произведение автора, которое выполнено по заказу или за право первой постановки произведения, автору произведения выплачивается единовременное вознаграждение. Кроме того, предприятие, публично исполняющее произведение, выплачивает автору вознаграждение в виде некоторого определенного процента от суммы валового сбора, поступившего от продажи билетов. Если уже опубликованное произведение еще раз публично исполнялось, то оплачивается в виде процентов от поспектакльных сборов.

Рассмотренные права авторов произведений науки, литературы и искусства можно разделить на личные и имущественные. Личные права представляют собой такие права как: право на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведения и имени автора, а также право на опубликование. А вот имущественным правом считают воспроизведение и распространение произведения автора, на авторское вознаграждение.

Информация о работе Защита авторского права