Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:42, курсовая работа
В наше время фактор человеческого достоинства стал одним из важнейших приоритетов во всех гуманитарных науках и в большей степени в правоведении. В правовой действительности достоинство выступает основой неотъемлемых прав и свобод человека, правовой системы, государственности в целом. Принцип обеспечения достоинства используется в качестве конституционно-правового критерия в правотворчестве и правоприменительной деятельности. В силу этого достоинство личности не может рассматриваться только как объект одного из субъективных конституционных прав.
Введение 3
Основные положения о защите чести, достоинства и деловой репутации 5
1.1 Понятие чести, достоинства и деловой репутации 5
1.2 Правовые основы защиты чести, достоинства и деловой репутации 9
2. Гражданско-правовые способы защиты чести, достоинства и деловой репутации 14
2.1 Условия, необходимые для гражданско-правовой защиты чести достоинства и деловой репутации 14
2.2 Порядок судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации 17
2.3 Опровержение сведений не соответствующих действительности и порочащих честь достоинство и деловую репутацию 22
3. Проблемные аспекты, возникающие в вопросах защиты чести, достоинства и деловой репутации 26
3.1 Проблема возмещения морального вреда 26
3.2 Особенности защиты чести, достоинства и деловой репутации в сети Интернет 30
Заключение 32
Список литературы 34
Неимущественный (моральный) вред может быть причинен и тогда, когда даже незначительное причинение имущественного вреда вызывает неизмеримые переживания той или иной утраты (например, уничтожение писем, фотографий или иных памятных предметов близких людей и т.д.).
Моральный вред означает нарушение психического благополучия, душевного равновесия личности. Вследствие правонарушения, совершенного против того или иного лица, оно может испытывать унижение, раздражение, гнев, стыд, отчаяние, дискомфортное состояние и т.д. В результате совершенного против личности правонарушения могут наступать негативные последствия в самой различной сфере ее деятельности.
Компенсация морального ущерба представляет возможность в определенной мере сгладить неблагоприятные последствия правонарушения, способствует приобретению вместо утраченного блага другое. Гарантированная законом охрана чести, достоинства и деловой репутации, в том числе посредством компенсации морального ущерба, оказывает положительное влияние на психическое состояние потерпевшего, вселяет веру в справедливость.
Расширение сферы охраняемых гражданским правом интересов граждан и признанием в качестве предмета гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, является целесообразной и оправданной допущенная в законе имущественная ответственность за причинение морального вреда.
Статьей 151 Гражданского кодекса РФ установлено общее правило: моральный вред возмещается на тех же основаниях, на которых строится ответственность за причинение имущественного вреда. Следовательно, в настоящее время независимо от вины возмещается моральный вред, если он причинен в результате деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным заключением под стражу и т.п.
Так, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 1994г20 по делам о защите прав потребителей указано, что размер компенсации не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.
Следует обратить внимание на то, что ст. 151 Гражданского кодекса РФ не предусматривает возмещение морального вреда юридическим лицам, что в условиях конкуренции не способствует деловой репутации юридических лиц. Статьи 151 и 152 Гражданского кодекса РФ предполагают, что субъектом, которому причиняется моральный вред, может быть и гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в данном случае, в соответствии с п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ применяются нормы Гражданского кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Индивидуальный предприниматель, оставаясь гражданином, несет ответственность как гражданин (ст. 24).
В тех случаях, когда истцом выступает официальное лицо, необходимо законодательно закрепить принцип, в соответствии с которым возмещение неимущественного ущерба возможно, если истец докажет:
Для получения опровержения достаточно лишь доказанного в суде несоответствия действительности письменного или устного высказывания. Такое положение поможет оградить и без того бесприбыльные органы печати от присуждения больших сумм возмещения в пользу должностных лиц. Ведь если возмещение морального вреда официальным лицам лишь за сам факт публикации ложной информации станет обычным явлением, возникает прямая угроза свободе печати, так как газеты и другие средства массовой информации просто будут опасаться оперативно информировать население обо всем, что происходит в среде представителей власти.
Деловую репутацию в сети Интернет несложно подпортить, а чести и достоинству нанести ущерб. Недобросовестные субъекты могут использовать для этого различные инструменты: многочисленные форумы, доски объявлений, ленты СМИ. В отличие от традиционных СМИ (телевидения, периодики и т.д.), сеть Интернет с ее множеством площадок (лишь некоторые из которых зарегистрированы как СМИ) представляет широкое поле для возможных правонарушений.
На практике часто встречаются упоминания на Интернет-сайтах о недобросовестности той или иной компании, не качественных услугах, совершаются публикации о массовые рассылки электронных сообщений порочащих граждан и т.д. В результате, репутация компании, которая пользуется нелестными отзывами - дискредитируется, отсюда потеря потенциальных клиентов, финансовые потери, падение престижа, курса акций, утрата деловых партнеров и т.д.
При рассмотрении дел рассматриваемой категории, необходимо иметь в виду, что в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации21
Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации лица, в отношении которого распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, не исключается также в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения в сети Интернет. В соответствии с пунктом 6 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства22.
Итак, даже если Интернет-сайт не зарегистрирован в качестве СМИ, данный факт не освобождает владельца сайта от ответственности за распространение порочащих сведений на принадлежащем ему Интернет-сайте, так как сама возможность размещения таких сведений является следствием создания ответчиком как владельцем (администратором) этого Интернет-сайта соответствующих технологических условий.
В ПРИЛОЖЕНИИ 6 рассмотрен пример, из практики в 2003 году, который стал прецедентом и очень живо обсуждался на форумах:
Каждому лицу присущи такие блага, как честь и достоинство.
Российское государство охраняет честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций в случаях их нарушения, обеспечивает необходимую систему гарантии осуществления прав и их защита. В соответствии с этими гарантиями каждый гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав, каждый вправе защищать свои права, законные интересы всеми, не противоречащими закону, способами.
В любом обществе высоко ценятся честь, чистая репутация. Нематериальные блага порой имеют не только этическую, нравственную ценность, но и прямое материальное выражение. За деловую репутацию борются, работают над ее формирование годами, тратят массу финансовых и иных ресурсов. Многие крупные организации имеют специальные отделы, которые занимаются «поддержанием» деловой репутации, кстати сказать, в народе неспроста закрепилась поговорка «береги честь смолоду».
Деловую репутацию несложно подпортить. Недобросовестные субъекты в рамках конкурентной борьбы могут использовать для этого различные инструменты: от публикации порочащих честь, достоинство и деловую репутацию материалов, до распространения такой информации, например, на собрании акционеров.
В связи с этим в Гражданском законодательстве и были разработаны инструменты защиты граждан и юридических лиц. Гражданин или организация вправе по своему выбору обратиться за гражданско-правовой или уголовно-правовой защитой в суды.
Возможна защита чести, достоинства и деловой репутации путем опровержения при этом сведения должны быть распространены, не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом.
Гражданин или
организация, в отношении которого
в средстве массовой информации распространены
сведения, не соответствующие действительнос
В случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации.
Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой. А также, не допускать злоупотребления правами.
Нормативно-правовые акты
Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 29 января 1996 г. - №5 - Ст. 1109;
Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 3 декабря 2001 г. - №49 - Ст. 1224;
Часть четвертая Гражданского кодекса Российской федерации от 18.12.2006 №230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 25 декабря 2006, №52 (1 ч.), ст. 1151.
Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 7 августа 2000 г. - №32 - Ст. 398.
Специальная литература:
Информация о работе Защита чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве