Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа
Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания – свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые года после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом.
1.Регламентация вопросов защиты прав и свобод гражданина в деятельности международных организаций.
2. Универсальные международные нормы и стандарты по защите прав и свобод человека
3. Имплементация международных норм по защите прав и свобод человека.
4.Список литературы
Содержание
1.Регламентация вопросов защиты прав и свобод гражданина в деятельности международных организаций.
2. Универсальные международные
нормы и стандарты по защите прав и свобод
человека
3. Имплементация международных норм по защите прав и свобод человека.
4.Список литературы
Выдвижение проблемы прав
и свобод человека на передний план современного
миропонимания – свидетельство огромных
преобразований духовной культуры и нравственности.
Первоначально развитие института прав
человека осуществлялось исключительно
внутригосударственным правом. Законодательное
закрепление правового положения личности
даже в первые года после принятия Устава
ООН относилось к внутренней компетенции
государства. В настоящее время положение
кардинальным образом изменилось: права
человека регулируются как внутренним,
так и международным правом. При этом всё
более возрастает роль международного
права, что выражается, во-первых, во всё
более детальной разработке и конкретизации
международных принципов и норм, регулирующих
основные права и свободы человека, которые
должны соблюдаться государствами, во-вторых,
в создании международных органов
контроля за выполнением государствами
взятых ими на себя обязательств. Права человека стали объектом
международного регулирования. В Уставе
ООН говорится о решимости государств-
членов этой универсальной организации
«… утвердить веру в основные права человека,
в достоинство и ценность человеческой
личности, в равноправие мужчин и женщин»,
и одной из главных целей ООН провозглашается
международное сотрудничество в «поощрении
и развитии уважения к правам человека,
и основным свободам для всех без различия
расы, пола, языка и религии.»1
Этими положениями Устава ООН была заложена
основа для развития принципа защиты прав
и свобод человека, ставшего в наши дни
одним из общепризнанных принципов международного
права. В цивилизованном государстве,
основанном на подлинно гуманитарных
и демократических ценностях, всё более
чётко выражается идея о неразрывной связи
цивилизованности и прогресса с реальным
участием человека в решении политических,
экономических и социально-культурных
проблем как внутри государства, так и
в глобальном мировом масштабе. Составляя
приоритет демократического государственного
и правового порядка, права человека не
только определяют содержание и смысл
конкретного политического строя, но и
призывают превратить человека из пассивного
наблюдателя в активного участника всех
событий и действий, происходящих в мире.
Одной из основных
форм сотрудничества в области защиты
социально-экономических и культурных
прав и свобод человека является разработка
международных соглашений, содержащих
определённые стандарты в отношении правового
статуса индивида и обязательства государства
придерживаться данных стандартов в рамках
внутреннего правопорядка. Подавляющее
большинство этих соглашений разработано
в рамках ООН и МОП.
Анализ содержащихся
в них норм, а так же структура и компетенции
международных органов, занимающихся
контролем за их соблюдением, и является главной
целью работы.
Проблемы международной защиты социально-экономических
и культурных прав человека рассматривались
в работах А.П. Мовчина, В.А. Карташкина,
Б.Г. Машова, Б.Н. Жаркова и ряда других
авторов.
Однако наблюдающаяся в последние годы
эволюция в подходах к решению проблемы
прав человека, ликвидации идеологических
барьеров, расширяющееся сотрудничество
государств в области защиты прав человека
требуют дальнейших исследований в указанной
области. Такие исследования представляются
чрезвычайно актуальными и с точки зрения
необходимости расширения участия России
в международном сотрудничестве по правам
человека, а также неукоснительное следование
им на практике, ибо отношение к правам
человека, их осуществлению – показатель
уровня демократизации в обществе и один
из главных критериев его цивилизованности.
Максимальное приближение внутригосударственных
правовых норм к международным стандартам
в области прав человека – одно из необходимых
условий построения правового государства.
ООН осуществляет сегодня разнообразные
виды деятельности, которые направлены
на реализацию одной из главных её уставных
задач – содействие обеспечению и защите
прав личности. Устав ООН, в силу особенностей
его правовой природы и характера, не содержит
конкретного каталога гарантированных
человеку основных прав и свобод. Но, не
смотря на это, он все же стал одним из
первых важнейших международно-правовых
документов, в котором поставлен вопрос
о необходимости универсального обеспечения,
прав личности, закреплен принцип всеобщего
уважения прав и свобод всех людей, исключающего
дискриминацию личности. Уже в преамбуле
Устава говорится о решимости Объединённых
Наций утвердить веру в основные права
человека, в достоинство и ценность человеческой
личности. В Уставе принцип уважения достоинства
личности, и защиты основных прав и свобод
человека провозглашён, наряду с такими
задачами, как поддержание международного
мира и безопасности, а также развитие
дружественных отношений между нациями
в качестве основополагающей цели деятельности
ООН. Важной задачей организации выступает
сотрудничество государств в разрешении
международных проблем экономического,
социального, культурного и гуманитарного
порядка2. Коллективные или индивидуальные
действия государств в сфере международной
защиты прав человека (ст. 56 Устава) становятся,
тем самым, составной частью комплекса
прогрессивных, демократических принципов
международного права. В ст. 55 пункт «с»
государства обязываются содействовать
«всеобщему уважению и соблюдению прав
и основных свобод для всех, без различия
расы, пола, языка и религии». Таким образом
Устав ООН возлагает на государства юридическое
обязательство соблюдать основные права
личности, не допуская при этом какой-либо
дискриминации. ООН призвана быть центром
для согласованных действий наций в осуществлении
международного сотрудничества по правам
человека.
Устав ООН
не ограничивается только тем, что указывает
на уважение к правам человека как на цель,
к которой должна стремиться ООН. Формальное
провозглашение в Уставе задачи принятия
эффективных совместных мер по содействию
всеобщему соблюдению прав человека было
дополнено уточнением компетенции важнейших
органов ООН в данной сфере. Закрепив компетенцию
международных органов в области прав
человека, Устав ООН заложил основы для
вывода этой проблемы из исключительной
внутренней юрисдикции государств и создал
предпосылки для развития эффективной
защиты личности непосредственно международным
правом. Составители Устава ООН видимо
исходили из того, что конкретный перечень
таких прав и свобод закреплён в конституциях
и других законодательных актах стран-участниц
Организации и их реальное воплощение
в жизнь должно проводиться путём осуществления
в соответствующих международных и внутригосударственных
мероприятий.
Объём прав человека, их реальное содержание
и гарантии осуществления определяются
в конечном счёте характером социально-экономического
строя государства, поэтому, естественно,
объём прав и свобод, предоставляемых
личности различен в странах-участницах
ООН. Каждое государство в зависимости
от социально-экономических условий и
уровня обеспечения права и свобод человека
регламентирует их объём и представляет
определённые гарантии.
Первым
в истории международных отношений документом,
провозгласившим перечень прав и свобод
человека, является Всеобщая декларация
прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 года. В 1966 году Генеральная
Ассамблея приняла Пакт об экономических,
социальных и культурных прав, а также
Пакт о гражданских и политических правах.
В этих документах также содержится перечень
прав и свобод, которые должны предоставляться
государствами-участниками всем лицам,
находящимся под юрисдикцией, и отмечается,
что государства обеспечат претворение
в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путём
принятия законодательных и иных внутренних
мер (ст. 2)3.
Пакты о правах человека являются обязательными
для участвующих в них государствах, в
отличие от Всеобщей декларации, которая
принята в виде резолюции Генеральной
Ассамблеей ООН и поэтому имеет лишь рекомендательный
характер. Пакты о правах человека и другие
международные соглашения в рассматриваемой
области обязывают именно государства
привести целый комплекс внутригосударственных
мероприятий для выполнения взятых на
себя обязательств. В ряде международных
документов и, в частности, в Уставе ООН
специально подчёркивается, что государства
обязаны предпринимать «совместные и
самостоятельные» действия в сотрудничестве
с Организацией для содействия всеобщему
уважению и соблюдению основных прав и
свобод человека4. Формулировка «самостоятельные
действия», как совершенно очевидно, означает,
что именно государства и только они обязаны
предпринимать меры для соблюдения основных
прав и свобод человека.
Иначе регулирует Устав ООН эти вопросы
применительно к подопечным и несамоуправляющимся
территориям. Проблемы, относящиеся к
таким территориям, носят международный
характер и не входят во внутреннюю компетенцию
колониальных держав. Одна из характерных
особенностей деятельности МОТ состоит
в том, что в этой организации создана
система развёрнутого международного
контроля. Специфической чертой контроля,
утверждённого в МОТ, является установление
его над всеми членами организации. Такой
контроль осуществляется независимо от
ратификации той или иной конвенции, а
в силу лишь самого факта участия в Организации.
Этот контроль проводится и в отношении
рекомендаций, которые не обладают обязательной
юридической силой.
Согласно Уставу МОТ, каждое государство–член
обязано и течении года , но не позднее
18 месяцев после окончания очередной сессии
Международной конференции труда (МКТ),
представить принятую конвенцию компетентным
государственным властям для решения
вопроса о ратификации или принятии других
мер5. Это делается даже и том случае,
когда данный член МОТ голосовал против
одобрения документа. Если государство
не ратифицирует конвенцию, то Генеральному
директору Международного бюро труда
(Постоянный секретариат МОТ) (МБТ) сообщается
о причинах, препятствующих ратификации,
либо о мерах, которые были приняты или
намечаются для придания законодательной
силы отдельным положениям конвенции.
По запросу Административного совета
(исполнительный орган МОТ) каждое государство-член
обязано представить генеральному директору
доклады о состоянии законодательства
и практики по вопросам, изложенным в нератифицированной
конвенции. Если же конвенция ратифицирована,
то каждый член Организации обязан ежегодно
представлять в МБТ доклады относительно
мер, принятых для осуществления положений
договора6. Аналогичным образом каждый
член МОТ направляет информацию относительно
принятых мер для имплементации рекомендаций.
Наличие
у государств-членов МОТ определённых
обязательств по отношению к не ратифицированным
конвенциям, а также рекомендациям вызывает
среди учёных споры по вопросу о юридической
природе этих документов. При этом высказываются
различные точки зрения – от признания
до отрицания за нератифицированным конвенциями
силы международных договоров.
Согласно
Уставу МОТ, конвенции принимаются большинством
в две трети присутствующих на Генеральной
конференции делегатов и подписываются
председателем конференции и Генеральным
директором МОТ. Принятая таким образом
конвенция становится действительным
международным договором. Однако его принципы
и нормы являются обязательными только
для тех государств, которые ратифицировали
этот документ. Что же касается рекомендаций,
то они не имеют обязательной юридической
силы даже для государств голосовавших
за их принятие. Поэтому контрольный механизм
в рамках МОТ действует в полном объёме
только в отношении ратифицированных
конвенций. Контроль за их применением
осуществляет Комитет экспертов по применению
конвенций и рекомендаций Административного
совета и Комитет конференции по применению
конвенций и рекомендаций. Эти комитеты
анализируют периодические доклады государств
о применении конвенций, выносят конкретные
замечания или заключения по вопросу о
соответствии национального законодательства
положениям конвенций, обращают внимание
на имеющееся несоответствия и просят
их устранить.
В большинстве случаев государства полностью
или частично учитывают замечания комитетов
и в этих целях принимают необходимые
законодательные меры, хотя в практике
деятельности МОТ нередки ещё примеры,
когда государства, не желая учитывать
замечания, денонсируют ранее ратифицированные
конвенции.
Устав
МОТ обязывает такие государства передавать
копии своих докладов наиболее представительным
организациям трудящихся и предпринимателей
своих стран (ст.23). Эти организации, рассматривая
полученные доклады, могут представлять
свои замечания в МБТ и указывать на несоблюдение
конвенций и рекомендаций в своих странах.
Административный совет, рассматривая
такие замечания, может делать представления
соответствующему государству7. Характерно, что за последние
годы наблюдается неуклонная тенденция
к росту замечаний от профсоюзов различных
стран мира.
Комитет
экспертов по применению конвенций и рекомендаций,
изучая полученную информацию, подготавливает
ежегодные доклады и направляет их Комитету
конференции по применению конвенций
и рекомендаций, создаваемому на период
сессий. Выводы и замечания этого комитета
вносятся в доклад, который и обсуждается
на пленарных заседаниях конференций.
Доклады и заключения, как и дискуссии
на конференции, широко публикуются и
не являются конфиденциальными.
Значительно уже контроль в отношении
нератифицированным конвенций и рекомендаций.
Члены Организации периодически сообщают
Генеральному директору МБТ по запросу
Административного совета на основании
разработанного им формуляра информацию
о состоянии законодательства и существующей
практике по вопросам, которых касается
та или иная не ратифицированная конвенция,
а также принятая в практике рекомендация.
В практике МОТ определённое распространение
получило направление специальных миссий
в страны, в которых возникают трудности
с применением в основном ратифицированных
конвенций. За последние голы такие миссии
посылались в Великобританию, США, Чили,
Израиль, Японию и другие страны. Эти миссии
обследовали главным образом положение
с осуществлением прав профсоюзов.
Созданный
в соответствии с Европейской Конвенцией
механизм контроля является, по существу,
наднациональной властью. Его учреждение
потребовало от государств-членов Совета
Европы отказаться от сложившихся стереотипов
и абсолютизации государственного суверенитета.
Решения Суда, имеющие значение прецедента,
оказывают значительное влияние на формирование
и развитие доктрины европейского права.
Ими в повседневной практике руководствуются
судебные органы государств-участников.
Члены Совета Европы постоянно корректируют
своё законодательство и административную
практику под влиянием решений Суда. Отвергая
законность национальных судебных решений,
Европейский Суд побуждает законодателя
пересматривать действующее законодательство
и практику его применения.
Любое государство,
вступающее отныне в Совет Европы, должно
не только присоединяться к Европейской
Конвенции, но и внести в своё законодательство
необходимые изменения, вытекающие из
прецедентного права, создаваемого решениями
Суда по правам человека.
Созданный на базе Европейской Конвенции
по защите прав человека и основных свобод
контрольный механизм далёк от совершенства.
Он носит в значительной степени компромиссный
характер. В годы его создания члены Совета
Европы не были готовы к отказу от значительной
части своих суверенных прав и переводу
наднациональной защиты прав человека
на более высокий уровень. Сейчас имеются
все предпосылки для того, чтобы предоставить
индивиду прямой доступ в Суд, одной из
функций которого мог бы быть конституционный
контроль.
Контрольные органы, созданные в рамках
Совета Европы, обладают значительно большими
полномочиями, чем различные комитеты
ООН, учреждённые на основании универсальных
конвенций. Так, Европейская Конвенция
о предотвращении пыток и бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения
и наказания предусматривает периодическое
посещение государств-участников Комитетом
независимых экспертов в целях осмотра
мест заключения, включая тюрьмы, казармы
и психиатрические заведения8. Для посещения любых мест заключения
предварительного согласия государств-участников
Конвенции не требуется.
Деятельность контрольного механизма,
созданного в рамках Совета Европы на
основании многочисленных европейских
конвенций, способствует унификации юридических
систем всех стран Европы в области защиты
основных прав и свобод человека.
В 1996 году Россия вступила в Совет Европы
и решается вопрос о ратификации нашей
страной европейских соглашении, принятых
в рамках этой организации.
И снова,
со всей остротой встаёт вопрос, должна
ли Россия лишь формально ратифицировать
эти международные соглашения, а затем
в течение ряда лет приводить в соответствие
с ними законодательство страны или, учитывая
негативный исторический опыт, необходимо
в ближайшее время привести в соответствие
с европейскими стандартами не только
Конституцию России, но и её отраслевое
законодательство, многие положения которого
не соответствуют общепризнанным международным
нормам.
И, наконец,
чтобы избежать наплыва частных жадоб
в Европейскую Комиссию и Европейский
Суд, необходимо разработать и принять
эффективный механизм и гарантии реализации
принимаемых законов.
2. Универсальные международные нормы и стандарты по защите прав и свобод человека
Право на труд и его гарантии
занимают одно из ведущих мест в каталоге
социально-экономических свобод личности.
Осуществление этого права необходимо
прежде всего для человеческого существования,
а также для обеспечения условий всестороннего
развития личности.
В статье 23 Всеобщей декларации прав человека
говорится: «Каждый человек имеет право
на труд, на свободный выбор работы, на
справедливые и благоприятные условия
труда и на защиту от безработицы. Каждый
человек, без какой-либо дискриминации,
имеет право на равную оплату за равный
труд»9.
Согласно п.1
ст.6 Пакта об экономических, социальных
и культурных правах, право на труд «включает
право каждого человека на получение возможности
зарабатывать себе на жизнь трудом, который
он свободно выбирает или на который он
свободно соглашается…». В соответствии
с ст.8 вышеназванного Пакта Право на свободный
выбор труда предполагает запрещение
рабства и принудительного труда, которое
предусмотрено Пактом о гражданских и
политических правах.
Практической целью осуществления на
государственном уровне этого индивидуального
права является обеспечение работой всех
желающих и предполагает эффективную
защиту от безработицы. Международная
конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации специально предписывает
государствам-участникам «обеспечить
равноправие каждого человека в отношении
осуществления права на труд, включая
защиту от безработицы».
Полная
занятость является необходимым условием
реализации права на труд. В Уставе ООН
указывается, что «Организация Объединённых
наций содействует повышению уровня жизни
и полной занятости населения»10. Согласно Конвенции МОТ о политике
в области занятости, отмечается, что в
целях «ликвидации безработицы и неполной
занятости каждый член Организации провозглашает
и осуществляет в качестве главной цели
активную политику, направленную на содействие
полной продуктивной и свободно избранной
занятости»11. Эта политика согласно конвенции
должна быть направлена на обеспечение
работой всех тех, кто ищет работу и готов
приступить к ней. Этот принцип получил
закрепление и дальнейшее развитие в Конвенции
МОТ о содействии занятости и защите от
безработицы,12. Каждый гражданин имеет право
свободного выбора места работы. Отказ
в приёме на работу может быть оправдан
только в случае отсутствия свободных
мест или недостаточной квалификации
претендующего на работу. Необоснованные
увольнения являются незаконными. Трудящийся
может восстановиться в своей прежней
должности в необходимых случаях и через
суд. Одним из важных аспектов свободы
выбора места работы является право менять
место работы после соответствующего
уведомления администрации предприятия
или учреждения. При достижении пенсионного
возраста трудящийся может по своему желанию
продолжать работу, получая при этом как
пенсию, так и зарплату, общий размер которых
не должен превышать установленного максимума
на отдых, досуг и разумное ограничение
рабочего времени и оплачиваемый периодический
отпуск, равно как и вознаграждение за
праздничные дни.
Наличие работы и гарантии занятости должны
дополняться в соответствии с Социальным
Пактом обеспечением справедливых и благоприятных
условий труда.
Значительное
число конвенций по конкретным аспектам
права каждого на справедливые и благоприятные
условия труда было принято МОТ. В Конвенции
и рекомендации о процедуре установления
минимальной заработной платы обращается
внимание на необходимость установления
минимальной зарплаты в тех отраслях промышленности
и торговли, где имелась наиболее явная
необходимость в гарантированном минимуме,
ниже которого не должны опускаться заработки.13 В этих документах МОТ не предусматривается
установление какой-либо определённой
заработной платы. Рекомендации №30 и №89
устанавливают лишь критерии для определения
минимальных ставок заработной платы.
Согласно рекомендации, они должны устанавливаться
с учётом таких факторов, как стоимость
жизни, разумная и справедливая стоимость
оказываемых услуг, заработная плата,
предусматриваемая в сельскохозяйственных
коллективных договорах за аналогичный
или сопоставимый вид труда, и общий уровень
заработной платы за качественно сопоставимый
вид труда в иных имеющихся в данном районе
отраслях деятельности, в которых работники
достаточно хорошо организованы»14.
Критерии определения минимальных ставок
заработной платы перечисляются и в Конвенции
об установлении минимальной заработной
платы с особым учётом развивающихся стран15.
Ряд конвенций МОТ регулирует вопросы
«равного вознаграждения за труд равной
ценности». Так, уже упоминавшаяся Конвенция
о дискриминации в области труда и занятий,
запрещает дискриминацию по признакам
расы, пола, политических убеждений или
социальной принадлежности16.
Принцип равного вознаграждения для мужчин
и женщин за равноценную работу установлен
в Конвенции №100 1951 года о равном вознаграждении
мужчин и женщин за труд равной ценности.
Так в статье 2 говорится: «Каждый член
Организации при помощи средств, соответствующих
действующим методам установления ставок
вознаграждения, поощряет и в той мере,
в какой это совместимо с указанными методами,
обеспечивает применение в отношении
всех трудящихся принципа равного вознаграждения
мужчин и женщин за труд равной ценности.
Этот принцип может применяться путём:
а) либо национального законодательства;
б) либо системы определения вознаграждения,
установленной или признанной законодательством;
в) либо коллективных договоров между
предпринимателями и работниками;
г) либо сочетания этих различных споров».
В этой же конвенции
даётся понятие термину «вознаграждение».
Термин «вознаграждение» включает в себя
обычную или минимальную заработную плату
или обычное, основное или минимальное
жалование и всякое другое вознаграждение,
представляемое прямо или косвенно, в
деньгах или в натуре предпринимателем
работнику в силу выполнения последним
какой-либо работы17.
Значительное
число конвенций МОТ регулирует вопросы
безопасности и гигиены труда. Наиболее
общие международные стандарты и критерии,
действующие в данной сфере, устанавливаются
Конвенцией 1981 года о безопасности и гигиене
труда.
Ряд конвенций
МОТ посвящён вопросам рабочего времени
и оплачиваемых отпусков. В первую очередь
здесь предусматриваются меры к разумному
ограничению рабочего времени. В рекомендации
МОТ устанавливается максимальный предел
– 48 рабочих часов в неделю и предлагается
каждому государству-члену МОТ выработать
и проводить в жизнь политику постепенного
сокращения рабочего времени до 40 часов
в неделю18. В Конвенции содержится специальная
оговорка, что введение 40-часовой рабочей
недели не должно влечь за собой понижение
уровня жизни трудящихся19. Среди установленных МОТ стандартов
в области условий труда важное место
занимают конвенции по проблемам гарантий
еженедельного отдыха и ежегодных оплачиваемых
отпусков (например, Конвенция №14 о еженедельном
отдыхе в промышленности, Конвенция №106
о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях,
пересмотренная Конвенция №132 об оплачиваемых
отпусках и др.).
Право на труд и свободный выбор работы
предполагает также запрет принудительного
труда. Конвенция МОТ №29 о принудительном
или обязательном труде определяет принудительный
труд как всякую работу, для которой это
лицо не предложило добровольно своих
услуг. В соответствии с общепризнанными
международными стандартами принудительным
трудом не считается служба в армии, работа
в условиях чрезвычайных обстоятельств,
а также работа на основании вступившего
в силу приговора суда.
В соответствии с Пактом государства-участники
обязуются обеспечить:
а) право каждого человека создавать для
осуществления и защиты своих экономических
и социальных интересов профессиональные
союзы и вступать в них;
б) право профессиональных союзов образовывать
национальные федерации или конфедерации
и вступать в международные профессиональные
организации;
в) право профессиональных союзов на свободное
функционирование;
г) право на забастовки (п.1 ст.8).
Согласно Пакту, право на создание профсоюзов
и вступление в них может быть ограничено
только на основании закона в интересах
государственной безопасности, общественного
порядка и для ограничения прав и свобод
других (п.Iа ст.8). Пакт также не препятствует
введению государствами законных ограничений
относительно пользования правами, перечисленными
в ст.8, в отношении лиц, входящих в состав
вооружённых сил, полиции и администрации
государства (п.2 ст8.).
Право каждого человека создавать профессиональные
союзы и вступать в них для защиты своих
интересов признаётся во Всеобщей декларации
прав человека (п.4. ст.23) и в Международном
пакте о гражданских и политических правах
(п.1ст.22)20.
Право
создавать профсоюзы как базовое среди
профсоюзных прав получило такое важное
значение в международной практике, что
второй международный Пакт о гражданских
и политических правах отнёс его к числу
свобод гражданских. По существу, признание
профсоюзных прав столь авторитетными
актами о правах человека означало отнесение
основных профсоюзных прав к категории
прав человека. Это значительно подняло
политический вес профсоюзных прав, а
в определённой степени и их юридическую
силу. Надо учитывать, что оба Международных
пакта обладают юридически обязательной
силой и предусматривают механизмы контроля
за их исполнением.
Эксперты МОТ доказали взаимообусловленность
прав человека и профсоюзных прав. Этот
вопрос рассматривался в конце 60-х годов,
было проведено специальное исследование,
результаты которого отражены в выводах
«Резолюции о профсоюзных правах и их
связи с гражданскими свободами», принятой
54-й сессией ГК МОТ в 1970 году21.
Суть этих выводов в утверждении, что для
«нормального осуществления» профсоюзных
прав необходимо обеспечить следующие
права человека: на свободу, личную неприкосновенность
и на свободу от произвольного ареста
и задержания; на свободу мнений и их выражения
и, в частности, на свободу беспрепятственно
придерживаться своих убеждений, искать,
получать и распространять информацию
и идеи; свободу собраний; право на справедливое
разбирательство независимым и беспристрастным
трибуналом; на защиту собственности профсоюзов.
Профсоюзные права не могут свободно соблюдаться
и применяться в тех государствах, где
ограничиваются и подавляются другие
права человека. Свободное и независимое
профдвижение может развиваться только
в обстановке соблюдения прав человека,
особенно гражданских свобод. Система
демократии является основной для развития
профсоюзных прав.
3.Имплементация международных норм по защите прав и свобод человека во внутригосударственном законодательстве.
Исполнение или осуществление
международных норм и стандартов по прав
и свобод человека неразрывно связано
с воздействием международного права
на закрепление во внутригосударственном
законодательстве этой группы прав. Будучи
самостоятельными правовыми системами,
международное и национальное право оказывают
различное влияние друг на друга. Внутригосударственное
право, закон или иной правовой акт любого
государства никогда не может быть непосредственным
источником международного права.
Специфика развития международного права
состоит в том, что его нормы создаются
путём согласования позиций различных
государств. Ни одно государство, независимо
от его влияния в мире, не может самостоятельно
создать нормы международного права или
навязать своё законодательство международному
сообществу.
Иное воздействие на законы различных
государств оказывает международное право.
Это влияние в процессе развития межгосударственных
отношений не остаётся неизменным. Если
на первых этапах развития международное
право косвенно воздействовало на законодательство
государств-участников международного
сообщества, то в настоящее время международный
договор и международный обычай стали
непосредственными источниками внутригосударственного
права.
Во многих странах международные договоры
провозглашаются интегральной частью
внутригосударственного права или её
высшими законами (ст.6 Конституции США,
ст.28 Конституции Греции 1976 г., ст.96 Конституции
Испании 1978 г.), либо объявляются имеющими
приоритет над нормами внутригосударственных
законов (ст.55 Конституции Франции 1958 г.,
ст.94 Конституции Нидерландов 1983 г., ст.15
Конституции Российской Федерации 1993
г.). В судебной практике многих стран используются
не только международные договоры, но
и обычные нормы в качестве источников
права, на них делаются ссылки при решении
конкретных споров. Эти страны рассматривают
международное обычное право как часть
своего права. Ещё в 1900 году Верховный
суд США в часто цитируемом на Западе решении,
известном как «Пакет Хабана», заявил,
что в тех случаях, когда нет соответствующих
международных законодательных актов,
судебные решения должны выноситься на
основании обычного международного права
В настоящее время ситуация изменилась.
Расширяется международное сотрудничество
России в области прав человека как на
универсальном уровне, так и в рамках общеевропейского
процесса. Идет процесс приведения внутреннего
законодательства в соответствие с взятыми
международно-правовыми обязательствами.
Однако, обращает на себя внимание наличие
в данной области целого ряда проблем,
в частности, низкая степень участия России
в многосторонних конвенциях, направленных
на защиту прав человека; слабое развитие
правовой базы двусторонних отношений
РФ по вопросам условий труда, социального
обеспечения, медицинского обслуживания
граждан РФ, постоянно проживающих за
границей или выезжающих туда на работу;
В целях совершенствования международного
сотрудничества РФ в области защиты прав
человека, а также полной имплементации
международных норм во внутригосударственные
необходимо осуществлять следующие меры:
1. Ускорить присоединение РФ к международным
соглашениям в области защиты социально-экономических
и культурных прав человека.
2. Заключить двусторонние соглашения
по вопросам условий труда, социального
обеспечения и медицинского обслуживания
постоянно проживающих и временно выезжающих
на работу за границу граждан РФ.
3. Отразить во внутригосударственном
законодательстве основные положения
Конвенций о ночном труде женщин в промышленности,
Конвенции о трудящихся-мигрантах. Конвенции
о содействии занятости и защиты от безработицы
и ряда других конвенций по правам и свободам
человека.
4. Создать условия для реализации гарантированных
международными и национальными нормами
прав и свобод в области социально- экономических
и культурных отношений.
Однако осуществление одних этих мер недостаточно.
Присоединение к конвенциям и разработка
самых совершенных внутригосударственных
норм еще не решают проблему прав человека
по существу. Необходимо создать механизм,
гарантирующий применение законов и уважение
к ним со стороны всех членов общества,
независимо от занимаемой должности. Нужно
добиться материального обеспечения прав
человека, отвергнуть подход к ним как
"дару государства".
Только при таком подходе к правам и свободам
человека можно построить правовое государство,
ибо само понятие правового государства
означает примат закона, верховенство
общечеловеческих ценностей над всеми
другими.
Список литературы:
1 Устав Организации Объединенных Наций от 26июля 1945г.
2 Устав Организаций Объединенных Наций от 26 июля 1945года// пункт 3., ст. 1
3 Пакт об экономических, социальных и культурных правах. - Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996
4 Устав Организаций Объединенных наций от 26 июля 1945// ст. 56
5 Устав МОТ ст. 19
6 Устав МОТ ст. 22
7 Устав МОТ ст.27
8 Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания от 26 декабря 1987.
9 Всеобщая декларация прав человека ст. 23
10 Устав Организации Объединенных Наций ст. 55
11 Конвенция МОТ №122 «о политике и власти занятости» ст. 1., 1964г.
12 Конвенция МОТ №168 « о содействие занятости и защите от безработицы» от 21 июня 1988г.
13 Конвенция МОТ №26 «о создании процедуры установления минимальной заработной платы и рекомендация» №30 1928 г.
14 Рекомендация №89
15 Конвенция №131 «об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран»1970 г.
16 Конвенция №111 «относительно дискриминации в области труда и занятости» от 25 июня 1958г.
17 Конвенция№100 1951 года «о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29июня 1951г.
18 рекомендация МОТ №116 о сокращении продолжительности рабочего времени
19 Конвенция №47 «о сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю» от 23 июня 1957г.
20 Пакт об экономических, социальных и культурных правах. - Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996
21 «Резолюция о профсоюзных правах и их связи с гражданскими свободами», принятой 54-й сессией ГК МОТ в 1970 году