Защита прав интеллектуальной собственности на территории РФ и в условиях Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Интеллектуальная собственность стала одной из самых популярных тем, обсуждаемых в современном деловом мире, оставаясь одной из наименее понятных. Говоря простым языком, интеллектуальная собственность представляет собой продукт человеческого разума, результат творчества, который охраняется законом.

Содержание работы

Введение 2
1.Интеллектуальная собственность 3
1.1 Определение интеллектуальной собственности 3
1.2 Виды интеллектуальных прав 4
1.2.1 Авторское право 4
1.2.2 Смежные права 4
1.2.3 Патентное право 5
1.2.4 Права на средства индивидуализации. 7
1.2.5 Право на секреты производства (Ноу-хау) 7
2.Защита интеллектуальной собственности. 8
2.1. Защита интеллектуальной собственности в Российской Федерации. 8
2.2. Защита прав интеллектуальной собственности в условиях Таможенного союза. 12
Заключение. 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

защита прав интеллектуальной собственности.docx

— 55.30 Кб (Скачать файл)

Основным правовым документом, регулирующим вопросы защиты интеллектуальной собственности на национальном уровне, является Федеральный закон № 311-ФЗ от 24 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании». Кроме того, 21 мая 2010 г. Подписано Межправительственное соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств —членов Таможенного союза, которое было ратифицировано в Российской Федерации 15 ноября 2010 г.

Разработан Регламент  взаимодействия таможенных органов государств —членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. Данным Решением определено, что вести реестр будет ФТС России. В настоящее время рассматриваются необходимые организационные мероприятия по реализации этой функции.

В целях унификации законодательства об интеллектуальной собственности и формирования Единого экономического пространства государств —членов Таможенного союза в настоящее время активно ведется работа над Межправительственным соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, которое, в частности, должно закрепить региональный принцип исчерпания права на товарный знак и создать равные уровни защиты интеллектуальной собственности на территории Таможенного союза.

Необходимо совершенствование  законодательства Российской Федерации в части регистрации объектов интеллектуальной собственности в таможенном реестре, действий таможенных органов по приостановлению выпуска подозрительных с точки зрения контрафактности товаров, действий таможенных органов в рамках реализации положений Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и переиздания соответствующих ведомственных нормативных актов.

В целом законодательство сохраняет механизм, действующий  в настоящее время в Российской Федерации и базирующийся на типовом порядке, разработанном Всемирной таможенной организацией. Однако есть и принципиальные различия.

Во-первых, теперь говорится о 4 таможенных реестрах — в каждом государстве — члене Таможенного союза ведется свой национальный таможенный реестр и Единый таможенный реестр.

Во-вторых, изменился срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, который устанавливается при включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры с учетом срока, указанного правообладателем в заявлении, но не более 2 (двух) лет со дня включения в такие реестры.

Ранее такой срок составлял 5 лет. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на 2 (два) года. Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности не может превышать срок действия прав правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности.

В-третьих, принципиальным положением в ТК ТС является норма, предусматривающая сокращение суммы обеспечения обязательства (страховая сумма) — теперь она составляет 300 тыс. руб. (ранее ТК РФ предусматривал размер не менее 50 тыс. руб. в качестве страховой суммы).

Дополнительно необходимо отметить, что ТК ТС сохраняет положение о том, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств —членов Таможенного союза.

В ТК ТС обозначены и изъятия  в принимаемых таможенными органами мерах по защите прав на объекты интеллектуальной собственности — такие меры не применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами  для личного пользования, в  том числе пересылаемых в их адрес в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с  таможенной процедурой таможенного  транзита;

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций для официального и личного пользования.

Ряд нововведений, связанных с функционированием Таможенного союза, закреплен в «Законе о таможенном регулировании», например по приостановлению выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр (полномочия ex officio). Таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации. Таможенные органы вправе запрашивать у правообладателя информацию, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей.

Выпуск товаров приостанавливается на семь рабочих дней. Таможенный орган вправе продлить указанный срок, но не более чем на 10 рабочих дней, если правообладатель направил в таможенный орган обращение в письменной форме о таком продлении и подал в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в реестр.

В Законе о таможенном регулировании имеются еще существенные моменты. Рассмотрение заявления о включении в таможенный реестр осуществляется максимально в срок до 3 месяцев (в случае проведения проверки по представленным документам и сведениям).

Объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:

1) по заявлению правообладателя;

2) при невыполнении правообладателем условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;

3) при прекращении правовой  охраны объекта интеллектуальной собственности в установленном порядке;

4) если правообладатель  в течение сроков приостановления выпуска товаров не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав либо не обратился в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

5) при выявлении недостоверных  сведений, представленных при подаче заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.

Уничтожение производится в  упрощенном порядке.

В Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств —членов Таможенного союза включаются только:

— товарные знаки и знаки  обслуживания;

— объекты авторского права  и смежных прав.

Включаются только те объекты, которые подлежат правой охране в каждом из государств—членов Таможенного союза. Доверенность на представление интересов правообладателя должна действовать на всей территории Таможенного союза.

Если на территориях государств—членов  Таможенного союза права на один и тот же объект интеллектуальной собственности принадлежат разным правообладателям, к заявлению должны быть приложены доверенности и обязательства от каждого из правообладателей. Представляется договор (договоры) страхования ответственности, имеющий (имеющие) юридическую силу во всех государствах —членах Таможенного союза, — страховая сумма не менее 10 тыс. евро.

Деятельность ФТС России высоко оценивается как международными организациями в лице Всемирной таможенной организации, Международной федерации производителей фонограмм, так и в исследовании, проведенном в 2010 г. Высшей школой экономики «Основные тенденции на рынках контрафактной продукции и возможное влияние Единого таможенного союза».

Если в Российской Федерации  выстроена эффективная система регистрации объектов интеллектуальной собственности, таможенные органы наделены полномочиями заводить дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности, налагать обеспечительные меры (арест, изъятие), проводить административные расследования, то работа с правообладателями в Белоруссии и Казахстане находится в «зачаточной» стадии (зарегистрировано в Таможенном реестре 44 и 114 товарных знаков против 1850 в российском), полномочий по привлечению к административной ответственности таможенные органы не имеют, правоприменительная практика весьма скудна — в 2009 г. Таможенными органами Казахстана было выявлено менее 3 тыс. единиц контрафактных товаров, за первый квартал 2010 г. — 100 единиц контрафактных товаров. В Белоруссии таких задержаний не было.

Заключение.

Принято считать, что “знание-сила”. Следует добавить, что в современном  мире знание это ещё и богатство. В современной экономике, основанной на знаниях, интеллектуальная собственность  становится зачастую самым важным активом  предприятий. При всех своих характеристиках  ИС имеет экономическую стоимость (во многих случаях очень высокую), которую зачастую не упоминают в  отчетности, недоучитывают и недооценивают. Интеллектуальная собственность открывает  многие возможности (и ставит многие задачи) на различных стадиях жизненного цикла компании. Она может составить  основу (стартовый капитал) для начала деятельности предприятия или даже целой отрасли. Она может предложить новые товары или услуги развивающимся  предприятиям. А в развитых отраслях она составляет основу их конкурентных преимуществ.

Необходимо уделять особое внимание перемещению объектов интеллектуальной собственности в режиме импорта/ экспорта, тщательно проверять наличие патентов и других документов правообладания на товар и во избежание неизгладимых последствий обращаться к надежным специалистам в области ВЭД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Полторак А., Лернер П. Основы интеллектуальной собственности.- М.-Спб.:Диалектика , 2004 г.-198 с.
  2. Судариков С.А. Экономика и интеллектуальная собственность.-М.:Питер.2004.- 347 с.
  3. Дворянкин О. Корни пиратства // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права.-2005 г.-290 с.
  4. Гражданский кодекс РФ часть первая № 51-ФЗ от 30.11.1994г.;
  5. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 09.07.1993г. (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ);
  6. Семенихин В.В. - Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование 2006.

 

  1. Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. 9-я Международная конференция (25–27 мая 2011 г.). Часть 1. — М.: Издательство Московского университета, 2011. —936 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Защита прав интеллектуальной собственности на территории РФ и в условиях Таможенного союза