Защита прав инвалидов как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является социальная работа с инвалидами.
Предметом исследования - социальная защита инвалидов.
Задачи исследования:
- дать определение понятия "инвалидности",
- изучить государственную политику и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов,
- практические меры социальной защиты инвалидов,
- изучить систему реабилитации инвалидов.

Содержание работы

Введение
Глава I. Защита прав инвалидов как социальная проблема
1.1 Определение понятия "инвалидность"
1.2 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты прав инвалидов
1.3 Практические меры социальной защиты прав инвалидов
1.4 Система реабилитации инвалидов
Глава II. Деятельность организации….
2.1 Основные цели, задачи и функции …
2.2 Социальные льготы, предоставляемые инвалидам в …
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

динару.docx

— 58.37 Кб (Скачать файл)

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны -- более 15%, I группы -- 12,7%, II группы -- 58%, III группы -- 29,3 %.

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте--психические расстройства (2,7%). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями:

· по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста;

· по нозологии -- наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения;

· по тяжести -- преобладают инвалиды II группы.

1.2 Государственная политика  и нормативно-правовое обоснование  социальной защиты инвалидов

Обязательства современного государства перед инвалидами

Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

1. Государство отвечает  за устранение условий, ведущих  к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2. Государство обеспечивает  инвалидам возможность достигнуть  одинакового со своими согражданами  уровня жизни, в том числе в  сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной  жизни.

3. Инвалиды имеют право  жить в социуме, общество порицает  изоляцию инвалидов. Для этого  общество стремится сформировать  условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами признаются  права и обязанности граждан  данного общества. В компетенции  государства находятся способы  признания, обеспечения и реализации  прав и обязанностей инвалидов  как членов общества.

5. Государство стремится  к равнодоступности мер социальной  политики в отношении инвалидов  на всей территории страны, независимо  от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации политики  в отношении инвалидов должны  учитываться особенности индивида  или групп инвалидов: все инвалиды  в силу специфики своего заболевания  находятся в разных стартовых  условиях, и для обеспечения прав  и обязанностей граждан страны  в отношении каждой группы  инвалидов проводится свой комплекс  мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

· Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

· Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

· Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

· Наличие неправительственных организаций инвалидов.

· Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

· Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Основные законы об инвалидности в РФ

Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире.

И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отвержения пришли признание их прав, достоинства и полноценного участия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона "О социальной защите инвалидов в РФ", разработка проекта Закона РФ "О специальном образовании", создание реабилитационных центров -- все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике.

Основными законами об инвалидах в РФ являются:

1. Федеральный закон "О  социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" (с  посл. изм. от 31.12.2005г.) от 24.11.1995г. № 181-ФЗ.

2. Постановление Правительства  РФ "О предоставлении бесплатного  социального обслуживания и платных  социальных услуг государственными  социальными службами" № 739 от 24.06.1996г.

3. Указ Президента РФ "О  мерах по профессиональной реабилитации  и обеспечению занятости инвалидов" № 394 от 25.03.1993г.

4. Федеральный закон "Об  основах социального обслуживания  населения в Российской Федерации" № 195-ФЗ от 10.12.1995г.

5. Постановление Правительства  РФ "Об обеспечении формирования  доступной для инвалидов среды  жизнедеятельности" №927 от12.08.1994г.

6. Указ Президента РФ "О  мерах по обеспечению государственной  поддержки инвалидов" № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.)

7. Указ Президента Российской  Федерации "О научном и информационном  обеспечении проблем инвалидности  и инвалидов" № 802 от 27.07.1992г.

8. Постановление Министерства  социальной защиты населения  РФ "О пенсионном обеспечении  детей, находящихся на полном  государственном содержании" № 16-у  от 23.06.1995г.

9. Постановление Министерства  труда РФ "Об утверждении примерного  Положения об индивидуальной  программе реабилитации инвалида" № 42 от 14.12.1996г.

10. Приказ Министерства  образования РФ от 18.06.2001г. № 2417 "О  реализации решения коллегии  №10 от 15.05.2001г. "Об опыте работы  вузов России по обеспечению  доступности высшего профессионального  образования для инвалидов"".

11. Письмо Министерства  образования РФ от 25.03.1999г. № 27/502--6 "Об условиях приема и обучения  инвалидов в учреждениях высшего  профессионального образования".

12. Разъяснение Минтруда  РФ и Фонда социального страхования  РФ от 4.04.2000г. №3/02--18/05--2256 "О порядке  предоставления и оплаты дополнительных  выходных дней в месяц одному  из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" (утв. постановлением Минтруда РФ  и Фонда социального страхования  РФ от 4.04.2000г. № 26/34).

13. Постановление Минтруда  РФ от 27.07.1999г. № 29 "Об утверждении  Методических рекомендаций по  организации деятельности социально-оздоровительных  центров граждан пожилого возраста  и инвалидов".

14. Постановление Минтруда  РФ от 29.10.1998г. №44 "О рекомендациях  по созданию и организации  деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной  защиты населения".

15. Приказ Минздрава РФ  и Минтруда РФ от 25.02.1998г. №50/18 "Об утверждении формы направления  детей в возрасте до 16 лет на  освидетельствование в учреждения  медико-социальной экспертизы".

16. Постановление Минтруда  РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 "Об утверждении Классификаций  и временных критериев, используемых  при осуществлении медико-социальной  экспертизы".

17. Постановление-приказ  Минтруда РФ, Минздрава РФ и  Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 "Об утверждении Примерного  положения о реабилитационном  учреждении".

18. Постановление Минтруда  РФ от 8.09.1993г. №150 "О перечне  приоритетных профессий рабочих  и служащих, овладение которыми  дает инвалидам наибольшую возможность  быть конкурентоспособными на  региональных рынках труда".

19. И другие нормативно-правовые  акты РФ и субъектов РФ.

1.3 Практические меры социальной  защиты инвалидов

Создание среды обитания без барьеров

Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992г. Указом Президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры.

Однако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры.

В России сформирована и реализуется федеральная целевая программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности". Вместе с тем законодательная база -- всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализацию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально пространственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.

На сегодняшний день в России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предприятий -- производителей технических средств для реабилитации инвалидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвалидов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим -- "слышать". Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла -- коляски с изменяемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствованные модели тростей и костылей.

Закон "О социальной защите инвалидов в РФ" обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов. В регионах России местными экспертными органами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружениям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.

В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказываются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным планом благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако декларируемое законом положение, что "организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", на деле не сопровождается механизмами реализации; нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмотрены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социальной инфраструктуры.

Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.

Таким образом, на сегодняшний день основы формирования среды жизнедеятельности инвалидов, в которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ Президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит создание такой среды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроительных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм.

Информация о работе Защита прав инвалидов как социальная проблема