Защита прав потребителей в РФ и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:30, реферат

Описание работы

В работе отражен законотворческий и практический опыт зарубежных стран в сфере защиты прав потребителей (США, Германии, Франции, Норвегии, Италии, Филиппин и др.).
Цель работы заключается в изучении и обобщении теории и практики применения законодательства по защите потребителей в российском и зарубежном праве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров………………………………………………………………..….…………5
2. Ответственность продавца товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре …………………………………………………………….6
3. Государственная, общественная и судебная защита прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания ………………………….…..10
4. Правоотношения в сфере защиты прав потребителей по зарубежному законодательству: история и современность …………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список использованной литературы………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Реферат Экономика.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

 

ВНЕАУДИТОРНАЯ (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ) РАБОТА

по дисциплине экономика

реферат на тему «Защита прав потребителей в РФ и  за рубежом»

 

 

Исполнитель: Плющёва Виктория Алексеевна

Факультет клинической психологии

Курс 1

Группа 1

 

Преподаватель: Репринцева Елена Васильевна

Ученая  степень: кандидат фармацевтических наук

Звание: доцент кафедры

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи  работы _____________________________________________________________

 

Оценка _______________________________________________________________________

 

Подпись преподавателя _________________________________________________________

 

 

 

 

 

Курск – 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров………………………………………………………………..….…………5
  2. Ответственность продавца товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре …………………………………………………………….6
  3. Государственная, общественная и судебная защита прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания ………………………….…..10
  4. Правоотношения в сфере защиты прав потребителей по зарубежному законодательству: история и современность …………………………………11

Заключение…………………………………………………………………………..21

Список использованной литературы………………………………………………23

 

Введение

По данным ежегодных  социологических опросов свыше 80% российских граждан хотя бы раз в  год сталкиваются с нарушениями  их потребительских прав, которые причиняют ущерб здоровью (22%), материальные убытки (62%), моральный вред (53%).

В последнее  десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено  экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

Актуальность  темы данной работы обусловлена тем, что, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав.

Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского  законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях. Это вызывает необходимость обращения к историческому опыту, выраженному в законодательных памятниках прошлого.

Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и продавцов в дореволюционной России, механизм защиты интересов потребителей в условиях командно-административной системы позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития. Вместе с тем обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании. Совершенствование законодательства невозможно без изучения его исторических корней, процесса его становления. Изучение основных тенденций, проблем, путей их решения в прошлом помогает избежать множества ошибок сегодня. Тщательное изучение исторического опыта позволяет решать сложнейшие задачи современности.

Следует отметить, что в имеющихся отдельных  исследованиях проблема защиты прав потребителей освещается исключительно  в гражданско-правовом, административно-правовом, либо уголовно-правовом ракурсах. Следовательно, имеется широкое пространство для научного историко-правового исследования момента зарождения и становления норм, защищающих права и интересы потребителей, изучения механизмов защиты прав потребителей в процессе их развития.

В работе отражен  законотворческий и практический опыт зарубежных стран в сфере защиты прав потребителей (США, Германии, Франции, Норвегии, Италии, Филиппин и др.).

Цель работы заключается в изучении и обобщении теории и практики применения законодательства по защите потребителей в российском и зарубежном праве.

 

  1. Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров

Законодательство  различает виды гражданско-правовой ответственности в зависимости  от правовых оснований ее возникновения и по другим признакам. Такими видами являются, в частности, договорная и внедоговорная ответственность. Деление на указанные виды имеет практическое значение при применении мер ответственности.

Под договорной понимается ответственность, возникшая из договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением одной из сторон определенного обязательства.

Внедоговорная ответственность возникает в  связи с совершением одним  лицом противоправных действий в  отношении другого лица, в результате чего последнему причинен определенный ущерб (вред). Между правонарушителем и потерпевшим отсутствуют какие-либо договорные отношения, а для наступления ответственности необходимо наличие реального ущерба (смерть кормильца, потеря трудоспособности и заработка потребителем, повреждение или уничтожение имущества, вынужденные расходы на его восстановление и т.п.).

В части второй ГК РФ впервые предусмотрено регулирование  вопросов возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работ, услуг) (§ 3 гл. 59). Вопросы имущественной ответственности за такой вред урегулированы в ст. 14 Закона. Основания ответственности за этот вред в ГК (ст. 1095) и Законе практически совпадают. Важно подчеркнуть два момента: по ГК РФ вред может быть возмещен не только физическому, но и юридическому лицу (если вред причинен его имуществу) и прямо отмечает, что продавец и изготовитель несут ответственность независимо от их вины (в отличие от общего правила возмещения причиненного вреда лишь при наличии вины причинителя). Вред подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара. В случае, если обязательные сроки службы или годности все же не установлены, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Это правило распространяется также на случай, когда потребитель не получил своевременно информацию о необходимых действиях по истечении сроков службы или годности и возможных последствиях невыполнения этих действий.

В тех случаях, когда изготовитель не был обязан устанавливать срок службы и не установил его, но соответствующими товарами, не вошедшими в перечень потенциально опасных, все же причинен вред, он подлежит возмещению, если причинен в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю, а если этот день установить невозможно – с даты изготовления. Это правило вытекает из обязанности изготовителя обеспечить безопасность товара в течение 10 лет (п. 2 ст. 7 Закона).

Поскольку согласно Закону на определенные товары длительного  пользования установление срока службы обязательно, а на другие – является лишь правом изготовителя, постольку для этих групп товаров установлены различные сроки обеспечения их безопасности. Этот принцип применяется в Законе и для установления сроков, дающих право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара.

Вред, причиненный  вследствие товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем  товара по выбору потерпевшего.

Если вред причинен в результате предоставления ненадлежащей информации о товаре, требование предъявляется лицу, ответственному за это. Аналогичная норма содержится в ст. 1096 ГК РФ. Выбор потерпевшего не связан с виной изготовителя или продавца, которые свои взаимные претензии должны решать в порядке регрессных требований.

 

 

 

  1. Ответственность продавца товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре

 

Важность для  потребителя достоверной и полной информации о товаре, а также об изготовителе (продавце) подчеркивается установлением в Законе специальной  ответственности за правонарушения в этой области. Эта ответственность является гражданско-правовой ответственностью предпринимателей. Ответственность работников организаций за соответствующие правонарушения регулируется трудовым, административным и уголовным законодательством.

Под недостаточно полной информацией следует понимать отсутствие какого-либо вида информации из перечня, установленного статьями 9 и 10 Закона. Под недостоверной информацией понимается несоответствие предоставленной информации фактическим данным, показателям и т.п. последствий, новая редакция предусматривает ответственность за сам факт непредоставления возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре.

Особо подчеркну, что ст. 12 Закона о защите прав потребителя  предусматривает ответственность  за сам факт непредоставления возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре. Это, несомненно, усиливает защиту прав потребителя и ответственность его контрагентов. В этом случае потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар продавцу. Новая редакция п. 1 в принципе воспроизводит п. 3 ст. 495 ГК, который рассматривает непредоставление информации о товаре до заключения договора как необоснованное уклонение от заключения договора розничной купли-продажи, являющегося публичным договором.

Вместе с  тем между текстами п. 3 ст. 495 ГК и  п. 1 ст. 12 Закона есть определенные несовпадения. Так, п. 3 ст. 495 ГК РФ предполагается, что информация должна быть предоставлена в месте продажи товара, а в п. 1 ст. 12 речь идет не о месте, а о времени предоставления информации – при заключении договора. Если под местом продажи товара понимать его местонахождение, то формулировка ГК РФ представляется более обоснованной, так как информация необходима не сама по себе, а для обоснованного выбора товара и осуществления покупателем прав, предусмотренных п. 2 ст. 495 ГК РФ (осмотр, проверка свойств, демонстрация использования).

Второе расхождение  между указанными нормами состоит в том, что если договор уже заключен, то согласно ГК РФ покупатель вправе отказаться от исполнения договора, а согласно Закону – вправе расторгнуть договор.

В литературе, однако, отмечается, что право отказа от исполнения договора и право на расторжение договора являются идентичными, осуществляются путем одностороннего заявления стороны и влекут в обоих случаях расторжение договора, т.е. прекращение неисполненных обязательств сторон (ст. 453 ГК РФ).

Таким образом, можно констатировать, что по вопросу о непредоставлении потребителю возможности незамедлительно получить информацию о товаре (работе, услуге) при заключении соответствующего договора нормы ГК РФ и Закона являются идентичными.

П. 2 ст. 12 Закона устанавливает единую ответственность за непредоставление полной и достоверной информации о товаре как за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. Продавец несет ответственность, предусмотренную пп. 1 – 4 ст. 18 и п. 1 ст. 29 Закона.

Нарушение, предусмотренное  п. 2, является нарушением материальным, т.е. требующим для наступления  ответственности определенных последствий, в данном случае возникновения недостатков  товара, а также наличие причинной  связи между ненадлежащей информацией и наступившими последствиями. Недостатки товара могут возникать при его конструировании, изготовлении, транспортировке, хранении, т.е. до передачи потребителю (или даже после передачи, но по упомянутым причинам). В данном случае речь идет о реализации доброкачественного товара, недостатки в котором появились в результате отсутствия или недостаточности информации о правилах транспортировки, пользования, хранения у потребителя. Изготовитель (продавец) не может быть освобожден от ответственности, даже если появление недостатка вызвано объективно действиями самого потребителя. В этом случае отсутствует его вина и, наоборот, имеется вина организации, ответственной за предоставление недостоверной и неполной информации.

Информация о работе Защита прав потребителей в РФ и за рубежом