Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:29, контрольная работа
Организационные основы защиты прав потребителей в России.
Лицензирование и сертификация и их значение для защиты прав потребителей.
Понятие потребителя в российском праве и его особенности. Основные права потребителя. Правовые вопросы рекламы товаров и услуг.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Факультет последипломного образования
Контрольная работа
Контрольная рбота № 1
Работу выполнила
Фомина Ольга Викторовна
Группа 392
Работу проверил
Научный руководитель
Бондаренко В.В.
Санкт-Петербург
2013 г
Законодательство о защите прав потребителей. Становление законодательства о защите прав потребителей
Законодательство о защите прав потребителей как отрасль права возникла в России сравнительно недавно - в начале 1990-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан осуществлялось в основном нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно не учитывалась специфика взаимоотношений потребителей с организациями сферы обслуживания. Некоторые виды фактически существовавших договоров вообще не укладывались в рамки действовавшей классификации гражданско-правовых соглашений. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий охраны прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей. Еще одной особенностью правового регулирования данной области отношений являлась множественность подзаконных актов, регламентировавших отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.
Действовавшее законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности Руководящим принципам для защиты интересов потребителей, единогласно принятым 9 апреля 1985 г. (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248). Это несоответствие проявлялось прежде всего в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и потому носили декларативный характер. Кроме того, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей. Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно не выгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д.
Первой попыткой создания специального законодательства была разработка осенью 1988 г. проекта Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей". Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Само появление этого законопроекта было первым шагом в создании потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия специальных норм законодательства, устанавливающих гарантии государственной защиты интересов потребителей.
Поворотным моментом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 г. Закона СССР "О защите прав потребителей"; в связи с распадом СССР он так и не вступил в силу. Этот Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве, а также механизмы реализации всех его норм, что было его несомненным достоинством. Закон не только не требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР "О защите прав потребителей" - один из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В то же время некоторые его положения, такие, как право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.
7 апреля 1992 г. в действие вступил Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон). Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Тем самым законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала.
Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.
Еще одним нововведением Закона
стала возможность предъявления
исков в интересах
Основным органом, контролирующим
соблюдение потребительского законодательства,
является Министерство по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательств
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав общественных объединений потребителей, позволяющих им реально участвовать в формировании потребительской политики в государстве.
Закон о правах потребителей регулирует
отношения, возникающие между
Качество продукции обычно определяет
стандарты качества, характеристики товара, способ их определения в зависимости от характера товара, а также дается перечень документов,
которые будут удостоверять качество поставле
В настоящее время на практике определения качества товаров работ и услуг применяются общие методыопределения качества:
1) по соответствию стандартам;
2) по соответствию техническим
условиям (обычно используется для
уникальной продукции, по
3) по спецификации;
4) по образцу;
5) по описанию (подробно описывается товар) - оно может опираться на хорошо известные на рынке видытоваров, например содержать указание на сорт и район происхождения сельскохозяйственной продукции;
6) по предварительному осмотру
(покупатель осматривает весь т
7) по содержанию отдельных
8) по выходу готового продукта
(указывается выход готового
Однако
кроме указанных способов определения качества товаров,
работ, услуг применяется сочетание
нескольких способов. В случаях, когда в договоре
не имеет места указание на способ определения качества предоставляемого товара, выполняемой работы, ок
К специальным методам определения качества продукции относятся:
1) измерительный
метод определения качества продукции,
который предполагает установление показателей качества продукции
2) регистрационный метод определения качества продукции - предполагает установление показателей качества продукции на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Регистрационный метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числаопределенных событий, например отказов изделия при испытаниях, подсчета числа дефектных изделий в партии и т.п.;
3) расчетный
метод определения качества продукции.
Его сущность сводится к определению качествапродукции на
основе использования теоретических и
(или) эмпирических зависимостей показателей качествапродукции от ее параметров.
Расчетный метод применяют главным образом
при проектировании продукции, когда последняя
не может еще быть объектом экспериментального
исследования. При помощи этого же метода
может быть установлена зависимость между
отдельными показателями качества продукци
4) органолептический
метод определения качества продукции -
представляет собой определение качествапродукции посредством
анализа восприятий органов чувств. При
таком методе органы чувств человека позволяют
ему получать информацию в виде определенных ощущений. Значения
показателей качествавыводят путем анализа полученных
ощущений на основе имеющегося опыта.
Поэтому точность и достоверность таких
значений зависят от квалификации, навыков
и способностей лиц, определяющих их.
Органолептический метод не исключает
возможности использования технических
средств (лупы, микроскопа, микрофона,
слуховой трубки и т.д.), повышающих восприимчивость
и разрешающие способности органо
5) экспертный метод определения качества продукции - заключается в определении качества продукции на основе решения, принимаемого экспертами;
6) социологический метод определения качества продукции – осуществляется посредством сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Сбор мнений фактических или возможных потребителей продукции осуществляют устным способом, опросом или с помощью распространения анкет, вопросников, путем проведения конференций, совещаний, выставок, дегустаций и т.п. Социологический метод иногда может применяться для определения коэффициентов весомости показателей качества продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о
защите прав потребителей потребитель
вправе потребовать предоставления
необходимой и достоверной
В статье 10 Закона определен объем обязательной информации, которую изготовитель (продавец, исполнитель) обязан довести до потребителя. При этом Закон о защите прав потребителей не устанавливает конкретных способов, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения.
Перечень информации о товаре (работе, услуге) и способы ее доведения могут определяться законами, а также иными правовыми актами (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ). В частности, перечень и способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством РФ.
В тех случаях, когда указанными выше документами способ доведения информации до потребителя не определен, предусмотренная ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация должна доводиться до потребителя способами, обычно применяемыми в розничной торговле, в наглядной и доступной форме.
Информация о товарах, работах, услугах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.