Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:46, реферат

Описание работы

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности
Где «потребитель» является физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью
А субъект предпринимательской деятельности является — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей

Файлы: 1 файл

Защита прав потребителей.docx

— 31.20 Кб (Скачать файл)

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности

 Где «потребитель»  является физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью

А субъект предпринимательской  деятельности является — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей

История:

Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако в отдельную группу эти нормы стали выделять относительно недавно.

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя».

Этот документ установил, что потребительская  общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы  быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.

Джон Кеннеди произнес в Конгрессе  США речь, в которой он впервые  охарактеризовал понятие «потребитель»  и назвал шесть основных прав потребителя:

  1. Право на информацию.
  2. Право на безопасность.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.
  5. Право на возмещение ущерба.
  6. Право на потребительское образование.

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей дополнительными двумя пунктами:

  1. Право на удовлетворение базовых потребностей.
  2. Право на здоровую окружающую среду.

Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты  в большом количестве стран.

 

В России:

Действующий сегодня Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» был введен в действие со дня первого официального опубликования в «Российской газете» от 7 апреля 1992 г. Пункт 5 статьи 5 Закона был введен в действие с 1 мая 1992 года. В текст закона неоднократно вводились изменения и дополнения.

Закон состоит из преамбулы; общих  положений; главы о защите прав потребителей при продаже товаров потребителям; главы о защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг); а также главы о государственной  и общественной защите прав потребителей.

О порядке применения судами данного  Закона даны разъяснения Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».

По мнению Национального союза  защиты прав потребителей, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» — один из лучших российских законов.

 

Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества 
 
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. 
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. 
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. 
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации. 
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. 
По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу.

Перечень

непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих

возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы,

габарита, фасона, расцветки или комплектации

(утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55)

(с изменениями от 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.)

1. Товары для профилактики  и лечения заболеваний в домашних  условиях (предметы санитарии и  гигиены из металла, резины, текстиля  и других материалов, инструменты,  приборы и аппаратура медицинские,  средства гигиены полости рта,  линзы очковые, предметы по  уходу за детьми, лекарственные  препараты)

2. Предметы личной  гигиены (зубные щётки, расчёски, заколки, бигуди для волос,  парики, шиньоны и другие аналогичные  товары)

3. Парфюмерно-косметические  товары

4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, шерстяные и синтетические ткани,  товары из нетканых материалов  типа тканей — ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция  (провода, шнуры, кабели); строительные  и отделочные материалы (линолеум, плёнка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые  на метраж

5. Швейные и трикотажные  изделия (изделия швейные и  трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)

6. Изделия и материалы,  контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том  числе для разового использования  (посуда и принадлежности столовые  и кухонные, ёмкости и упаковочные  материалы для хранения и транспортирования  пищевых продуктов)

7. Товары бытовой  химии, пестициды и агрохимикаты

8. Мебель бытовая  (мебельные гарнитуры и комплекты)

9. Изделия из драгоценных  металлов, с драгоценными камнями,  из драгоценных металлов со  вставками из полудрагоценных  и синтетических камней, огранённые  драгоценные камни

10. Автомобили и  мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения

11. Технически сложные  товары бытового назначения, на  которые установлены гарантийные  сроки (станки металлорежущие  и деревообрабатывающие бытовые;  электробытовые машины и приборы;  бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная  техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная  аппаратура; электромузыкальные инструменты;  игрушки электронные; бытовое  газовое оборудование и устройства)

12. Гражданское оружие, основные части гражданского  и служебного огнестрельного  оружия, патроны к нему

13. Животные и  растения

14. Непериодические  издания (книги, брошюры, альбомы,  картографические и нотные издания,  листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведённые на технических носителях информации)

 

 

Основные положения:

Основные положения: права потребителей, защита прав потребителей, правовое регулирование отношений  в области защиты прав потребителей. 

Статья 1. Правовое регулирование  отношений в области защиты прав потребителей     

1. Отношения в области защиты  прав потребителей регулируются  Гражданским кодексом Российской  Федерации, настоящим Законом,  другими федеральными законами (далее  - законы) и принимаемыми в соответствии  с ними иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации.     

2. Правительство Российской Федерации  не вправе поручать федеральным  органам исполнительной власти  принимать акты, содержащие нормы  о защите прав потребителей.     

 Правительство Российской Федерации  вправе издавать для потребителя  и продавца (изготовителя, исполнителя,  уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера) правила,  обязательные при заключении  и исполнении публичных договоров  (договоров розничной купли-продажи,  энергоснабжения, договоров о  выполнении работ и об оказании  услуг).     

Статья 2. Международные  договоры Российской Федерации 

Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены  настоящим Законом, применяются  правила международного договора.

Статья 3. Право  потребителей на просвещение в области  защиты прав потребителей 

Право потребителей на просвещение  в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения  соответствующих требований в государственные  образовательные стандарты и  общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством  организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых  действиях по защите этих прав.

Статья 4. Качество товара (работы, услуги) 

  1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
  2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
  3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
  4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
  5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

 

 

Статья 5. Права  и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока  на товар (работу)

  1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.
  2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
  3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы).
  4. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
  5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
  6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

Изготовитель вправе принять  обязательство в отношении недостатков  товара, обнаруженных по истечении  установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Содержание дополнительного обязательства  изготовителя, срок действия такого обязательства  и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем.

  1. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем.

Информация о работе Защита прав потребителей