Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:46, реферат
Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности
Где «потребитель» является физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью
А субъект предпринимательской деятельности является — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей
Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями, направленных на регулирование отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности
Где «потребитель» является физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью
А субъект предпринимательской деятельности является — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей
История:
Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако в отдельную группу эти нормы стали выделять относительно недавно.
15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя».
Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.
Джон Кеннеди произнес в Конгрессе
США речь, в которой он впервые
охарактеризовал понятие «
Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей дополнительными двумя пунктами:
Постепенно соответствующие
В России:
Действующий сегодня Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» был введен в действие со дня первого официального опубликования в «Российской газете» от 7 апреля 1992 г. Пункт 5 статьи 5 Закона был введен в действие с 1 мая 1992 года. В текст закона неоднократно вводились изменения и дополнения.
Закон состоит из преамбулы; общих
положений; главы о защите прав потребителей
при продаже товаров
О порядке применения судами данного Закона даны разъяснения Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
По мнению Национального союза защиты прав потребителей, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» — один из лучших российских законов.
Статья 25.
Право потребителя на обмен товара
надлежащего качества
1. Потребитель вправе обменять непродовольственный
товар надлежащего качества на аналогичный
товар у продавца, у которого этот товар
был приобретен, если указанный товар
не подошел по форме, габаритам, фасону,
расцветке, размеру или комплектации.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного
товара надлежащего качества в течение
четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего
качества проводится, если указанный товар
не был в употреблении, сохранены
его товарный вид, потребительские свойства,
пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется
товарный чек или кассовый чек либо иной
подтверждающий оплату указанного товара
документ. Отсутствие у потребителя товарного
чека или кассового чека либо иного подтверждающего
оплату товара документа не лишает его
возможности ссылаться на свидетельские
показания.
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям,
указанным в настоящей статье, утверждается
Правительством Российской Федерации.
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует
в продаже на день обращения потребителя
к продавцу, потребитель вправе отказаться
от исполнения договора купли-продажи
и потребовать возврата уплаченной за
указанный товар денежной суммы. Требование
потребителя о возврате уплаченной за
указанный товар денежной суммы подлежит
удовлетворению в течение трех дней со
дня возврата указанного товара.
По соглашению потребителя с продавцом
обмен товара может быть предусмотрен
при поступлении аналогичного товара
в продажу. Продавец обязан незамедлительно
сообщить потребителю о поступлении аналогичного
товара в продажу.
Перечень
непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих
возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы,
габарита, фасона, расцветки или комплектации
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55)
(с изменениями от 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г.)
1. Товары для профилактики
и лечения заболеваний в
2. Предметы личной
гигиены (зубные щётки,
3. Парфюмерно-косметические товары
4. Текстильные товары
(хлопчатобумажные, льняные, шёлковые,
шерстяные и синтетические
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
6. Изделия и материалы,
контактирующие с пищевыми
7. Товары бытовой
химии, пестициды и
8. Мебель бытовая
(мебельные гарнитуры и
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, огранённые драгоценные камни
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения
11. Технически сложные
товары бытового назначения, на
которые установлены
12. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему
13. Животные и растения
14. Непериодические
издания (книги, брошюры,
Основные положения:
Основные положения: права потребителей, защита прав потребителей, правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей.
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
1. Отношения в области защиты
прав потребителей
2. Правительство Российской
Правительство Российской
Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
Право потребителей на просвещение
в области защиты прав потребителей
обеспечивается посредством включения
соответствующих требований в государственные
образовательные стандарты и
общеобразовательные и
Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
Изготовитель вправе принять
обязательство в отношении