Земельная реформа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Сельскохозяйственное производство связано с землей, которая выступает в качестве главного и незаменимого средства производства, являясь одновременно пространственным базисом для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Важно отметить, что в сельском хозяйстве земля является одновременно и предметом, и средством труда. В отличие от других средств производства, которые по мере использования изнашивания и в конце концов выходят из строя, земля может постоянно улучшаться, приобретать новые качества, повышать свое плодородие, что и происходит при правильном ее использовании.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История российского земельного права……………………………….4
1.1. Российское земельное право до 1917 г…………………………………...4
1.2. Развитие земельного законодательства в 1917-1990 г…………………...6
1.3. Современная земельная реформа…………………………………………9
Глава 2. Земельная реформа РФ………………………………………………...12
2.1. Социально-экономические предпосылки земельной реформы и правовая основа её проведения……………………………………………………………12
2.2. Факторы, влияющие на эффективность использования земли…………..14
2.3. Проблемы и перспективы развития государственного управления регионального АПК……………………………………………………………...17
Глава 3. Земельная реформа в Тульской области……………………………...20
3.1. Недостатки в реализации нацпроекта «Развитие АПК»………………….20
3.2. Серьезный шаг вперед в развитии АПК…………………………………...21
3.3. Прогнозы реализации нацпроектов………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Исслед.раб. по ГРЭ.docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 
Введение…………………………………………………………………………...3 
 
Глава 1. История российского земельного права……………………………….4 
 
1.1.          Российское земельное право до 1917 г…………………………………...4 
 
1.2.          Развитие земельного законодательства в 1917-1990 г…………………...6 
 
1.3.          Современная земельная реформа…………………………………………9 
 
Глава 2. Земельная реформа РФ………………………………………………...12 
 
2.1. Социально-экономические предпосылки земельной реформы и правовая основа её проведения……………………………………………………………12 
 
2.2. Факторы, влияющие на эффективность использования земли…………..14 
 
2.3. Проблемы и перспективы развития государственного управления регионального АПК……………………………………………………………...17 
 
Глава 3. Земельная реформа в Тульской области……………………………...20 
 
3.1. Недостатки в реализации нацпроекта «Развитие АПК»………………….20 
 
3.2. Серьезный шаг вперед в развитии АПК…………………………………...21 
 
3.3. Прогнозы реализации нацпроектов………………………………………..23 
 
Заключение……………………………………………………………………….24 
 
Список использованной литературы…………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 
Введение 
Сельскохозяйственное производство связано с землей, которая выступает в качестве главного и незаменимого средства производства, являясь одновременно пространственным базисом для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. 
 
Важно отметить, что в сельском хозяйстве земля является одновременно и предметом, и средством труда. 
 
В отличие от других средств производства, которые по мере использования изнашивания и в конце концов выходят из строя, земля может постоянно улучшаться, приобретать новые качества, повышать свое плодородие, что и происходит при правильном ее использовании. 
 
В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

 

 
Глава 1. История  российского земельного права 
 
1.1. Российское земельное право до 1917 г 
Основные земельные преобразования в России, коренным образом изменившие ее земельно-правовой строй, берут свое начало с реформы 1861 г. Социально-политическая атмосфера середины XIX в. объективно вела к необходимости отмены крепостного права, которое себя изжило как морально, так и экономически. 
 
С 1857 г. начинается создание соответствующих государственных структур по подготовке реформы. В январе был образован Секретный комитет по крестьянским делам во главе с Александром II. Однако этот комитет не имел ни концепции, ни плана проведения реформ. 
 
В результате, как известно, восторжествовала государственная политика проведения реформы 1861 г., основанная на возможности получения крестьянами политической и экономической свободы. Законодательство, являясь проводником государственной политики в сфере реформирования земельных отношений, в тот период такую свободу формально гарантировало. Основная проблема заключалась в реализации гарантий на практике, исходя из экономического положения освобождаемого крестьянства. 
 
19 февраля 1861 г. был подписан Манифест об отмене крепостного права и принято Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эти документы послужили важнейшей правовой основой проведения земельной реформы в России. 
 
За отведенный на праве постоянного пользования земельный надел крестьянин обязан был отбывать в пользу помещика определенные Местными положениями повинности работой или деньгами. Такие Местные положения существовали в 34 российских губерниях. 
 
Важнейшим в земельной реформе 1861 г. было то, что крестьянин признавался субъектом права собственности на землю. С согласия помещика он мог выкупать в собственность усадебную оседлость и иные угодья, в том числе полевые земли. При этом выкуп усадебных земель регулировался Местными положениями, а иных — общими законами. При приобретении земельных участков в собственность все земельные отношения между крестьянином и помещиком прекращались. Каждый крестьянин мог приобретать в собственность также все недвижимое имущество и совершать с ним сделки в соответствии с общими законами о сельских обывателях. 
 
Таким образом, в результате земельной реформы 1861 г. субъектами права собственности на землю, используемую в сельском хозяйстве, являлись помещики (дворяне), крестьяне и община как юридическое лицо. 
 
В конце XIX — начале XX в. в ряде регионов России начинаются процессы разверстания земель — выделения земельных участков членам общины в одном месте, что вызывалось сугубо хозяйственной и экономической целесообразностью. Сначала эти процессы возникали стихийно по инициативе самих крестьян, которые видели в земельных переделах и чересполосице препятствие для ведения рентабельного хозяйства. Затем они стали привлекать внимание и государственных чиновников, считавших необходимым пропагандировать опыт разверстаний в различных регионах России. 
 
Земельная реформа 1861 г. принесла следующие экономические результаты: площадь пашни увеличилась с 88,8 млн. дес. в 1860 г. до 117 млн. в 1877 г., урожайность зерна возросла с 29 пудов с десятины в 1861—1870 гг. до 39 пудов в 1890—1891 гг. Однако, как отмечал А.А. Никонов, полностью своих задач земельная реформа 1861 г. не выполнила. Главное в том, что крестьянин оставался экономически закабаленным: землей владела община, выкуп был чрезвычайно высок, еще долго сохранялась экономическая зависимость крестьянина от помещика. Частые переделы в связи с изменением состава семей вызывали чересполосицу и парцеллярность. Крестьянин не знал, где он будет пахать и сеять через несколько лет. И все же реформа ускорила переход к капиталистическим методам хозяйствования: производству продукции для рынка, найму рабочей силы, расширению частнособственнических крестьянских хозяйств, интенсификации производства и приобретению земли в собственность. Общим итогом реформы можно считать ликвидацию рабства, ускоренное развитие рыночно капиталистических отношений, охвативших часть крестьянства. Тяжесть выкупа земли, власть общины, которая усилилась после принятия закона от 14 декабря 1893 г., запретившего выход из нее, чересполосица, отсталое землеустройство, нарастающее малоземелье все больше обостряли недовольство многомиллионного слоя крестьян. Поэтому с необходимостью ставился вопрос о дальнейших земельных реформах. 
 
Правовой основой реформы 1906 г. стал Именной Высочайший Указ, данный Сенату 9 ноября 1906 г. Этот Указ подтверждал отмену с января 1907 г. Манифестом от 3 ноября 1905 г. выкупных платежей за надельные земли и провозглашал для крестьян — членов общины право свободного выхода из нее с закреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела. Указ предписывал устранение всех имеющихся в действующем законодательстве препятствий к осуществлению крестьянами прав на надельные земли.[1] 
 
По словам Главного управляющего землеустройством и земледелием А.В. Кривошеина, Именной Высочайший Указ от 9 ноября 1906 г. давал возможность для обеспечения мелкой собственности, для перехода к отрубному владению и как цель — возможность увеличения урожайности крестьянского хозяйства. 
1.2. Развитие земельного законодательства в 1917-1990 гг 
Основой земельно-правового строя является право собственности на землю, трансформация которого ведет к качественным изменениям как экономических, так и правовых отношений и, как известно, именно стремление изменить отношения собственности на землю было одной из движущих сил Октябрьской революции. В основу кардинальных изменений отношений земельной собственности, осуществленных на основе правовых актов, принятых в первые дни после революции, легла наиболее популярная среди крестьян аграрная программа партии эсеров. В соответствии с ней был составлен Крестьянский наказ о земле. Партия эсеров выступала за социализацию земли, т.е. за изъятие ее из частной собственности отдельных групп и лиц в общенародное достояние на следующих началах: а) все земли поступают в заведование центральных и местных органов; б) пользование землей должно быть уравнительно-трудовым, т.е. обеспечивать потребительскую норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; в) рента должна быть обращена на общественные нужды; г) земля обращается во всенародное достояние без выкупа. 
 
Эти положения эсеровской программы были развиты в Крестьянском наказе о земле, ставшем частью Декрета «О земле». В соответствии с п. 1 Наказа право частной собственности на землю отменялось навсегда; земля не могла быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо иным способом отчуждаема. Право пользования землей должны получать все граждане Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом при помощи своей семьи или в товариществе. Наемный труд не допускался. Распределением земли между трудящимися заведовало местное и центральное самоуправление, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая центральными областными учреждениями. 
 
Если Декрет «О земле» имел в основном сельскохозяйственную направленность, то Декретом ВЦИК от 20 августа 1918 г. «Об отмене частной собственности на землю в городах» было отменено право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и незастроенные, принадлежащие как частным лицам и промышленным предприятиям, так и ведомствам и учреждениям, находящимся в пределах всех городских поселений. Таким образом, основные земельные преобразования пост революционного периода сводились: а) к отмене права частной собственности; б) к объявлению земли всенародным достоянием, которое впоследствии стало отождествляться с исключительной собственностью на землю государства; в) к изъятию земли из гражданского оборота и включению ее в чисто административный оборот путем перераспределения между гражданами и юридическими лицами только на основе решений соответствующих органов; г) к закреплению в законодательстве единственного субъективного права, на котором осуществлялось хозяйственное использование земли, — права постоянного (временного) пользования.[2] 
 
В 20-е годы в отличие от дореволюционного периода, когда наблюдался процесс перехода от крупных капиталистических хозяйств к трудовым, наметился переход от трудового хозяйства — много- и средне посевного, к малопосевному, иначе говоря, от крупно земельных и средне земельных хозяйств к малоземельным. 
 
В период индустриализации, требовавшей новых земельных территорий для промышленности и строительства городов, которые отводились для этих целей в основном за счет сельскохозяйственных земель, ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 г. приняли специальное Положение об изъятии земель для государственных и общественных надобностей, допускавшее изъятие участков лишь необходимого размера и обязывающее предприятия, учреждения и организации, которым передавались земли, возместить вызванные изъятием земель убытки. 
 
В послевоенный период активизируется работа по кодификации земельного законодательства и издаются нормативные акты, направленные, как и прежде, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель. 
 
На базе и в развитие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в течение 1970—1971 гг. во всех союзных республиках, в том числе и в РСФСР, принимаются земельные кодексы. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. действовал до 1990 г. 
1.3. Современная земельная реформа 
Первые правовые акты земельной реформы были приняты еще бывшим Союзом ССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить частную собственность на землю. 
 
Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли. 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. 
 
В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы, по существу, все земельные общественные отношения нового земельного строя.[3] 
 
Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства. 
 
Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы'".  
 
Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.  
 
Указом Президента Российской Федерации о регулирований земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ. 
 
24 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации принял Указ № 2228 о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ. Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне. 
 
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г." продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержатся два раздела "4" и "4 10", специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества. 
 
Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще более расширяет земельную реформу. Указом предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д.

 

 
Глава 2. Земельная  реформа в РФ 
 
2.1. Социально-экономические предпосылки земельной реформы и правовая основа её проведения 
Необходимость реформирования советского общества была обусловлена кризисом руководства народным хозяйством со стороны государства. Это проявилось также в сфере земельных отношений. Хотя в законе был провозглашен приоритет сельскохозяйственного землепользования, на деле он не соблюдался.[4] 
 
Государство сдерживало развитие товарно-денежных отношений; во многих случаях они подменялись натуральными расчетами. Действовали натуральные пропорции поставок сельскохозяйственной продукции, которые устанавливались государством в одностороннем порядке. Государственный аппарат осуществлял широкое вмешательство в сельскохозяйственное производство. 
 
В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необходимость следующих реформ: 
 
Придание земле денежной оценке переход к арендным отношениям при передаче ее в пользование; 
 
Легализация частной собственности на землю; 
 
Расширение полномочий местных органов власти в часть планирования использования земли и распоряжения ею; раздел государственных земель в натуре между центром, регионами и местными властями; 
 
Налаживание информирования общественности о положении дел в земельном хозяйстве страны и выработка процедуры ее участия в решении спорных планов относительно использования земли; 
 
Усиление значения экологических критериев ограничивающих бесконтрольное создание вредных производств и применение опасных технологий; 
 
Повышение эффективности государственного земельного кадастра и контроля за правильным использованием, охраной и улучшением земель. 
 
Сложной самостоятельной проблемой является обеспечение рационального использования земель колхозов и других крупных сельскохозяйственных предприятий 
 
Новой проблемой является землеобеспечение фермерских хозяйств. По ранее действовавшему законодательству такой категории пользователей земли вообще не предусматривалось. Отсутствовал свободный выбор форм землепользования граждан и их коллективов, аренда земли запрещалась под угрозой уголовной ответственности. Режим "приусадебного" землепользования граждан, проживающих на селе, делал их полностью зависимыми от колхозов и совхозов, поскольку им принадлежали все земли приусадебного фонда. От колхозов и совхозов зависело наделение граждан в сельских населенных пунктах; они же фактически нормировали размеры приусадебных участков. 
 
В настоящее время колхозы и совхозы лишены прав на землю, занимаемую гражданами; функции государственного управления этими землями переданы местным властям. 
 
Организовывать крестьянское фермерское хозяйство могут и посторонние для существующих колхозов и совхозов лица. Эти лица могут претендовать на выделение им участков земли (как правило, в пределах средней по району нормы) их состава земель специального фонда земельной реформы, которой распоряжаются местные органы власти. К этим землям по закону должны быть отнесены неиспользуемые или плохо используемые сельскохозяйственные земли, а также бесхозные земли из других категорий государственного фонда. 
 
Мероприятия земельной реформы нашли отражение в специальных Федеральных Законах России. Первый Закон "О земельной реформе" был принят Верховным Советом РСФСР 23.11.90 г.  
 
Съезд народных депутатов РСФСР, который был высшим законодательным органом, одобрил проведение земельной реформы своим постановлением от 03.12.90 г. "О программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного комплекса". Конкретные задачи в области земельной реформы определялись Указами Президента РФ. 
 
Закон РСФСР 1990 г. "О земельной реформе" отменил монополию государственной собственности на землю. Но допуская частную собственность на землю граждан и коллективов, он устанавливал ряд ограничений, направленных в основном на запрещение сделок с землей. Указы Президента РФ, а затем новая Конституция РФ устранили существовавшие ранее ограничения для собственников земли в частном секторе.[5] 
 
Положение Закона "О земельной реформе" 1990 г. были закреплены в Земельном кодексе РСФСР, принятом Верховным Советом РСФСР 25.04.91г. 
2.2. Факторы, влияющие на эффективность использования земли 
Земля в сельскохозяйственном производстве является основным средством производства, и от того, насколько рационально ее используют зависит решение задач, стоящих перед отраслью. 
 
Методические приемы изучения использования земли достаточно хорошо разработаны и должны применяться на практике. В хозяйствах следует ежегодно планировать и анализировать структуру посевных площадей полевых культур и структуру сельскохозяйственных угодий, оценивать результаты, полученные при использовании единицы земельной площади (1 га). Проводить бонитировку и экономическую оценку земель, привлекая полученные данные при выполнении экономического анализа. 
 
Земельные ресурсы характеризуются пространственной ограниченностью. Однако с экономической точки зрения ограниченность земли - понятие относительное, т.к. дополнительные вложения в землю позволяют непрерывно увеличивать производство продукции с единицы площади. Производительная сила земли, по существу, беспредельна. Ограниченность ее производительной силы сводится к ограниченности данного уровня техники, данного состояния производительных сил. 
 
Главный путь повышения экономической эффективности использования земли в сельском хозяйстве на современном этапе - последовательная интенсификация. 
 
Практическое осуществление интенсификации земледелия включает широкий круг факторов, связанный не только с дополнительными вложениями, но и с совершенствованием технологии, организации производительности и труда. На всех этапах развития сельского хозяйства между ними должна быть определенная согласованность. Порою совершенствование технологии, организации производства и труда дает больший экономический эффект, чем новые дополнительные вложения. Одновременно необходимо также соблюдение научно обоснованной пропорциональности между составными частями дополнительных вложений, имея ввиду при этом их количество и качество. Только при этом условии обеспечивается постоянное увеличение производительной силы земли, повышение экономической эффективности интенсификации земледелия. 
 
Важнейшей составной частью ведения сельского хозяйства является система земледелия. Она направлена на повышение эффективности использования земли, постоянный рост ее плодородия. В систему земледелия включаются следующие основные элементы: 
 
Ø     землеустройство, в том числе ведение севооборотов; 
 
Ø     приемы борьбы с эрозией почвы, ее рациональная обработка; 
 
Ø     система машин; 
 
Ø     удобрение и известкование; 
 
Ø     орошение и осушение; 
 
Ø     семеноводство; 
 
Ø     окультуривание естественных сенокосов и пастбищ; 
 
Ø     борьба с сорняками, вредителями и болезнями растений, а также организационно-экономические и социальные мероприятия.[6] 
 
Важное значение в системе этих мер принадлежит правильному севообороту. Задача состоит в том, чтобы определить уровень насыщения его ведущей культурой, лучшие предшественники, промежуточные культуры, санитарные функции (очищение почвы и посевов от сорняков, вредителей и возбудителей болезней), оптимальную эффективность. Необходимо обеспечить положительный баланс органического вещества в почве, улучшить ее санитарное состояние, повысить плодородие почвы. 
 
Для улучшения использования земли, сохранения и повышения ее плодородия важное значение имеет усиление борьбы с водной и ветровой эрозией, строительство противоселевых сооружений.  
 
Механизация производства занимает особое место в системе земледелия. Она способствует облегчению и привлекательности сельскохозяйственного труда, повышению его производительности, выполнению работ в оптимальные сроки и повышению урожайности. Вместе с тем стоит задача осуществления в каждом хозяйстве необходимых мер по более эффективному использованию имеющейся техники, и прежде всего за счет повышения квалификации и ответственности кадров, внедрения прогрессивных форм организации труда. 
 
Огромный резерв повышения экономической эффективности использования земли представляет дальнейшее увеличение и улучшение применения органических и минеральных удобрений. Применение органических и минеральных удобрений, а так же других средств химизации земледелия характеризуется высокой экономической эффективностью. Они являются средством воспроизводства гумуса как важнейшего фактора плодородности земли. Правильное применение органических и минеральных удобрений в научно обоснованных пропорциях и оптимальные сроки обеспечивает не только повышение урожайности сельскохозяйственных культур, но и способствует устойчивости их к неблагоприятным условиям, улучшению качества продукции. 
 
Система семеноводства включает совокупность мер по сортообновлению и внедрению перспективных районированных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, устойчивых к неблагоприятным условиям их возделывания в данной зоне и обеспечивающих более высокую урожайность и качество продукции. 
 
Система окультуривания естественных сенокосов и пастбищ направлена на более интенсивное использование природных кормовых угодий в целях дальнейшего укрепления кормовой базы животноводства. Сюда входит комплекс мероприятий: очистка сенокосов и пастбищ от кустарников и мелколесья, их поверхностное коренное улучшение, проведение мелиоративных работ, рациональное использование и др.[7] 
 
Для успешной практической реализации системы земледелия в целом и отдельных ее элементов требуется организационно-экономическое обеспечение, предусматривающее не только обоснование необходимых трудовых и материальных ресурсов, но и организацию их использования. 
2.3. Проблемы и перспективы развития государственного управления региональным АПК 
Как известно, государства и отдельные отрасли национальных экономик развиваются неравномерно. Исследования показывают, что процесс развития или отставания в данном случае не является случайным, а определяется, прежде всего, качеством государственного управления. Иначе говоря, развитие экономики, в том числе АПК, главным образом, представляет собой результат совершенствования государственного управления. 
 
Цель государственного управления в области экономики — создание условий для развития и реализации созидательного потенциала граждан, эффективного функционирования предприятий и организаций национального хозяйства. В частности, развитие АПК зависит от того, насколько обоснованными будут отношения между государством и хозяйственными формированиями отрасли. Если государство качественно решает эту задачу, то не менее 80 % предприятий и организаций агропромышленного комплекса работает эффективно. В России же около 90 % сельхозпредприятий убыточны. Это является убедительным свидетельством того, что государственная политика в области АПК носит разрушительный характер.[8] 
 
Стратегическая ошибка реформ, проводимых в экономике, в т.ч. АПК России, заключается в игнорировании роли государственного управления, в результате чего чрезмерно усилились позиции монополий и преступных сообществ — генераторов теневого капитала и рынка. 
 
Если бы ныне развитые страны в прошлом придерживались идеи минимизации роли государства в экономике, то они не достигли бы таких высоких социально-экономических результатов. Этого не позволили бы частные монополии. Процессы демократизации и прогресса экономики, защиты прав собственности, в результате чего эти страны получили такое развитие, стали возможными именно благодаря активной роли государства. 
 
Успех социально-экономических преобразований в АПК определяется тем, насколько они отвечают интересам крестьян. Причем, отечественный и зарубежный опыт показывает, что каждая эффективная реформа начинает давать положительные результаты с первого года их осуществления. Тот факт, что реформы длятся почти 10 лет, а ситуация в отрасли лишь ухудшается, свидетельствует о несоответствии государственного управления элементарным требованиям рынка. 
 
Эффективность хозяйственного управления определяется рамками, которые задаются системой государственного управления. Иначе говоря, государственное управление первично по отношению к хозяйственному. Нынешний кризис экономики России во многом является следствием того, что потенциал хозяйственного управления скован крайне неблагоприятными условиями функционирования, формируемыми системой государственного управления агропромышленным комплексом и другими отраслями. 
 
В целом, недостаточное развитие экономики АПК является следствием того, что система государственного управления отраслью строится на административных, административно-репрессивных или репрессивно-экономических методах управления. Нынешняя реформа базируется именно на репрессивно-экономических методах. 
 
Закономерности, лежащие в основе развития экономики подразделяются на общие (характерные всем отраслям и этапам развития общества) и частные. Первые из них действуют во всех общественно-экономических формациях и государствах, т.е. без учета уровня развития, национальных и иных особенностей стран. Вторые же менее значимы и отражают лишь сложившиеся традиции, а также национальные особенности. 
 
К общим закономерностям, которые в 21 веке будут определять социально-экономическое развитие АПК России, на наш взгляд, относятся:

  • демократизация экономики с целью социализации общества (путем демократизации собственности и производственного управления);
  • повышение регулирующей роли государства в экономике;
  • повышение контролирующей роли государства;
  • повышение социальной и экологической роли государства;
  • повышение роли местного самоуправления (демократизация территориального управления);
  • повышение роли интеллектуальной собственности;
  • развитие инновационно-ориентированных экономических систем (ориентация экономики на лучшие достижения НТП, в т.ч. путем создания в предприятиях и организациях АПК постоянно действующих служб по внедрению новых экономических и отраслевых технологий, иных достижений науки и практики, имеющих статус ведущих подразделений).

 
 
 
Глава 3. Земельная  реформа в Тульской области 
 
3.1. Недостатки в реализации нацпроекта «Развитие АПК» 
Контрольным управлением президента РФ выявлен ряд недостатков в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" на территории Тульской области. Об этом было заявлено 21 июня на совместном заседании рабочих групп при губернаторе и главном федеральном инспекторе в Тульской области.[9] 
 
В частности, не выполняются условия соглашения между обладминистрацией и министерством сельского хозяйства РФ по увеличению объемов производства продукции животноводства, продолжается снижение поголовья крупного рогатого скота. Не в полной мере осуществляется освоение кредитных средств сельскохозяйственными организациями, не соблюдаются графики работ по реконструкции и строительству свинокомплексов и молочных ферм. В области не задействована система лизинга техники, оборудования и племенного скота через ОАО "Росагролизинг", получившего в рамках нацпроекта значительный объем федеральных средств. Серьезные нарекания вызывают сроки оформления документации на право владения землей для получения банковских кредитов, усложнена процедура получения разрешительных документов на строительство животноводческих комплексов, отсутствуют финансовые гарантии для обеспечения заимствований со стороны администраций муниципальных образований. Участники заседания отметили недостаточный уровень организационной работы в муниципальных образованиях. Только в шести из 23 районов области разработаны муниципальные программы создания и развития сельскохозяйственной кооперации, не просчитаны потребности и возможности укрупнения хозяйствующих субъектов. Всего же в нынешнем году запланировано создание 26 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В регионе также отсутствуют учебные центры по подготовке специалистов по организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 
 
По словам вице-губернатора Алексея Кораблева, в Тульской области имеются все необходимые условия для преодоления отставания, допущенного в начале реализации приоритетного нацпроекта "Развитие АПК", и при скоординированной работе органов исполнительной власти и местного самоуправления, федеральных структур будет обеспечено выполнение соглашения администрации Тульской области с Министерством сельского хозяйства РФ. 
3.2. Серьезный шаг вперед в развитии АПК 
В феврале 2009 г. в заводоуправлении «Новомосковского «Азота» состоялось выездное заседание Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с подготовкой и проведением в 2009 году сезонных полевых работ и оказанию оперативной помощи органам управления АПК субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа. В заседании принял участие заместитель Министра сельского хозяйства РФ Станислав Алейник, а также представители аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, члены Межведоствменной комиссии, представители Минсельхоза России, делегации органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в ЦФО, руководители администрации Тульской области, представители предприятий, организаций и учреждений АПК Тульской области. 
 
Участники заседания обсудили актуальные проблемы агропромышленного комплекса в регионах. В частности, Станислав Алейник затронул вопрос ценовой политики и необходимости оптимизации структуры цены на минеральные удобрения, а также их дефицита в некоторых регионах.  
 
В связи с этим особенно значимым является соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве администрации Тульской области с ОАО «ЕвроХим» по вопросам обеспечения агропромышленного комплекса региона средствами химизации (минеральные удобрения, химические средства защиты растений, семена).  
 
Дело в том, что в России предприятия, производящие минеральные удобрения, ориентированы, в основном, на экспорт. В странах Европы, в отличие от нашей страны, сельскому хозяйству оказывается сильная государственная поддержка, а отличный спрос подтверждается приемлемыми ценами на удобрения. В России сельское хозяйство только начинает активно развиваться, в отрасль приходят инвестиции, новые технологии, но реальная господдержка оказывается далеко не во всех регионах. [10] 
 
Тульская область в этом отношении, выделяется в положительную сторону.  
 
Договор о поставке минеральных удобрений, в которых остро нуждается местное сельское хозяйство, между администрацией региона и НАК «Азот» подписывается уже второй год подряд. ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим», в состав которой входит Новомосковский «Азот», активно развивает внутренний рынок: по всей стране открываются дистрибьюторские центры, оказывающие всесторонние агротехнические услуги, процент продаж на внутреннем рынке постоянно растет.  
 
Особое внимание, уделяемое АПК в Тульской области, было отмечено Станиславом Алейником. Заместитель министра сельского хозяйства РФ призвал глав регионов ЦФО последовать примеру Тульской области в плане подписания подобных соглашений. «Необходимо заключать долгосрочные соглашения, причем не менее чем за полгода до начала полевых работ», - отметил Алейник.  
 
Исполнительный директор «Азота» Александр Савенков сообщил, что в рамках подписанного соглашения в 2009 году, ОАО НАК «Азот» поставит предприятиям АПК Тульской области 60 тысяч тонн минеральных удобрений.  
 
3.3. Прогнозы реализации нацпроектов 
Финансирование развития материально-технической базы и внедрения прогрессивных технологий в агропромышленном комплексе Тульской области до 2013 планируется в размере более 5 млрд рублей. Об этом заявил губернатор Вячеслав Дудка на заседании рабочей группы Совета Федерации по подготовке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда. 
 
Поддержка регионального АПК осуществляется в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2008-2012 годы».[11] 

 

 
Заключение 
Необходимые мероприятия: 
 
1. Необходимо, временно (на переходный период), законодательно закрепить право управления сельского хозяйства и продовольствия области представлять интересы мелких акционеров (пайщиков) сельхозпредприятий через механизм доверительного управления. Это усилит защиту прав акционеров, повысит полномочия управления, заложит основы для внедрения отраслевого хозрасчета, существенно активизирует деятельность государственных органов управления АПК. 
 
2. Систему стимулирования персонала управления сельского хозяйства и продовольствия целесообразно «завязать» на результаты деятельности областного АПК. Для этого необходимо разделить её на 2 части: зарплату из бюджета и доход по итогам хозяйственного года АПК. 
 
3. На этапе стабилизации экономики АПК необходимо выделить контрольные функции (отдел контроля и ревизий) из управления сельского хозяйства и продовольствия и создать на его базе Государственное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ), неподконтрольное указанному управлению. 
 
4. Деятельность управления сельского хозяйства и продовольствия области должна осуществляться на основе утвержденного бюджета, доведенного до каждого подразделения. Это поможет четче обозначить приоритеты и уделять им больше внимания, выделять на них больше средств. В целом, такая практика научит специалистов управления рационально тратить бюджет, использовать кадровый потенциал. 
 
5. Необходимо совершенствовать механизм формирования бюджета управления сельского хозяйства и продовольствия области путем увязки его с результатами деятельности предприятий и организаций АПК. 
 
6. В уставы (положения, учредительные договора) предприятий и организаций АПК необходимо ввести раздел, отражающий систему отношений между ними и управлениями сельского хозяйства и продовольствия района и области. В данном разделе должны быть отражены полномочия указанных управлений, а также ответственность предприятий и организаций за несоблюдение его положений. Это создаст более благоприятные условия деятельности специалистов управления. 
 
Также необходимо: 
 
• упростить правила проведения общего собрания и расширить его полномочия по распоряжению земельными долями, в том числе, наделить правом выбирать уполномоченное лицо, которое без дополнительного нотариального удостоверения будет представлять собственников земельных долей при государственной регистрации прав на землю; 
 
• установить не судебную процедуру обращения невостребованных земельных долей в муниципальную собственность и порядок их выдела в земельный участок; 
 
• прописать порядок добровольного отказа от земельной доли; 
 
• ввести способы и виды государственного содействия в оформлении прав граждан на земельные доли, в том числе разработку проекта раздела земель хозяйства на земельные массивы, предназначенные для передачи в аренду, уставные фонды (капиталы), выделения изымаемых неиспользуемых земельных площадей и выделения невостребованных земельных долей; 
 
• установить четкие признаки неиспользования земель, основания и порядок их изъятия и вовлечения в хозяйственную деятельность; 
 
• ввести в законодательство понятие «составной земельный участок», состоящий из нескольких обособленных контуров (полей), оборот которых осуществляется единым землепользованием; 
 
• увеличить в несколько раз размер земельного налога на скупленные земли, которые не используются в сельском хозяйстве более 2 лет подряд. 

 

 
Список использованной литературы 
1. Волков С.Н. Основы землепользования. - М.: Колос, 2002 
 
2. История отечественного государства и права. Учебник для вузов/ Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., 1996г. 
 
3. Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" №1 от 01.10.09 «Земля России - национальное богатство» Плотников В.Н. 
 
4. Журнал «Региональная экономика» февраль 2009 г. «Государственное управление региональным АПК: проблемы и перспективы развития» Адуков Р.Х. 
 
5. Земельное право России: Учебник. - М.: "Былина", 2006. 
 
6. Земельное право. Учебник для вузов./ Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000г. 
 
7. Романенко Г.А., Комов Н.В., Тютюнников А.Н. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. - М.: Россельхозакадемия, 2006.

 

 

 
[1] История отечественного государства и права. Учебник для вузов/ Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., 1996г.

 
[2] Земельное право. Учебник для вузов./ Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000г.

 
[3] История отечественного государства и права. Учебник для вузов/ Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., 1996г.

 
[4] Романенко Г.А., Комов Н.В., Тютюнников А.Н. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. - М.: Россельхозакадемия, 2006.

 
[5] Земельное право. Учебник для вузов./ Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000г.

 
[6] Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" №1 от 01.10.09 «Земля России - национальное богатство» Плотников В.Н.

 
[7] Романенко Г.А., Комов Н.В., Тютюнников А.Н. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. - М.: Россельхозакадемия, 2006.

 
[8] Журнал «Региональная экономика» февраль 2009 г. «Государственное управление региональным АПК: проблемы и перспективы развития» Адуков Р.Х.

 
[9] Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" №1 от 01.10.09 «Земля России - национальное богатство» Плотников В.Н.

 
[10] Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" №1 от 01.10.09 «Земля России - национальное богатство» Плотников В.Н.

 
[11] Журнал «Региональная экономика» февраль 2009 г. «Государственное управление региональным АПК: проблемы и перспективы развития» Адуков Р.Х.

1


Информация о работе Земельная реформа