Жилищное законодательство и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране жилищный вопрос всегда отличался особенной остротой. С переходом к рыночным отношениям жилищная проблема решена только для разбогатевшей прослойки общества; у основной части населения "жилищный вопрос" остается нерешенным. Приходится констатировать, что этот вопрос бессмертен, он будет актуальным всегда. Одной из причин этого, наряду с другими, является и то, что постоянно возрастают требования людей к жилищу – в этом и заключается актуальность выбранной темы.
В свое время в нашей стране человек всегда был вполне удовлетворен получением от государства комнаты в многонаселенной квартире или места в общежитии, теперь же идеалом большинства людей является приобретение отдельной благоустроенной квартиры или собственного дома.

Содержание работы

Введение
1.Понятие жилищного законодательства
1.1.Понятие источников жилищного права и основные принципы жилищного законодательства
1.2.Виды источников жилищного права
2. Структура жилищного законодательства
2.1. Конституционные нормы, определяющие жилищные отношения
2.2. Федеральное жилищное законодательство
2.3. Жилищное законодательство субъектов Российской Федерации
3.Жилищное и гражданское законодательство
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 42.93 Кб (Скачать файл)

Жилищное законодательство и его структура-Курсовая по праву 
2.3. Жилищное законодательство субъектов Рос¬сийской Федерации

 
Жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации. 
Так, в Москве принят и введен в действие Закон г. Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве" .  
В настоящее время в г. Москве разрабатывается собственный Жилищный кодекс. 
В актах субъектов Российской Федерации конкретизируются положения федерального законодательства, а также устанавливаются особенности правового регулирования жилищных отношений в зависимости от специфики того или иного региона (например, в г. Москве действует особый порядок приватизации муниципального жилого фонда - Постановление Правительства г. Москвы от 27 сентября 1991 года). 
Нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным на территории Российской Федерации, действует федеральный закон. 
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации и обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения в сфере жилищных правоотношений. 
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ (в ред. от 4 августа 2000 года) в состав муниципальной собственности входят муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта. 
Органы местного самоуправления издают нормативные акты, касающиеся порядка управления жилым фондом, его приватизации, перевода в нежилой фонд и т. д. 
Так местная администрация вправе устанавливать не только ставки оплаты жилищных услуг, но и дифференцировать их в зависимости от технической оснащенности жилищного фонда, степени износа, наличия в нем удобств и других параметров. 
В приватизированных квартирах собственниками жилых помещений оплачиваются: 
-услуги по содержанию, обслуживанию и ремонту дома, его инженерных сетей и придомовой территории (технологическое обслуживание); 
-коммунальные услуги (отопление, холодная и горячая вода, газ, электроэнергия, вывоз мусора); 
-прочие услуги (связь: телефон, радио, антенна, охрана и др.); 
-налог на имущество и налог на землю. 
Плата за услуги взимается в пользу тех предприятий, которые их оказывают. 
Таким образом, понятие "орган государственной власти" применительно к соответствующим органам как федерального, так и регионального уровня в равной мере обозначает органы законодательной и исполнительной власти. В соответствии со ст. 34 ФЗ от 6.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 
Перечни полномочий федеральных, региональных и местных органов в области жилищных отношений в ЖК РФ сформулированы как "открытые". Это означает, что к компетенции всех указанных органов в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом и другими федеральными законами относятся и иные вопросы. Кроме того, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся вопросы, не отнесенные названными правовыми актами к компетенции федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления также может быть расширена за счет полномочий, предоставленных им законами соответствующих субъектов Федерации. Отметим при этом, что данное положение нельзя толковать расширительно. Следовательно, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе относить дополнительные вопросы в сфере жилищных отношений к компетенции органов местного самоуправления.

Жилищное  законодательство и его структура-Курсовая по праву 
3.Жилищное и гражданское законодательство

Жилищное законодательство является сферой совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов. Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации. 
До принятия Конституции РФ 1993г. в материалах по жилищным вопросам указывалось, что "базовым документом в области жилищных отношений должны стать Основы жилищного законодательства Российской Федерации ... которые будут призваны заменить явно устаревший, но пока еще действующий с поправками и дополнениями Жилищный кодекс РСФСР". "После принятия Основ жилищного законодательства Российской Федерации большинство законодательных и правовых актов в жилищной сфере (законы, кодексы, постановления, положения) должны разрабатываться и приниматься республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными областями, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом...) . 
В ст. 76 Конституции РФ определены виды нормативных правовых актов по другим моментам - в зависимости от уровня, на котором принимаются акты. В данной статье речь идет о федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. 
Развитие жилищного законодательства субъектов Российской Федерации, очевидно, будет идти главным образом по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации. 
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации довольно разнообразны, поскольку разнообразны по своему характеру сами жилищные отношения. 
В течение 1983-1995гг. жилищное законодательство России развивалось отдельно от гражданского законодательства. Новый гражданский кодекс содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 и 35 ГК РФ). Согласно ст. 288 ГК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Предусматривается, что жилые помещения предназначены для проживания граждан и что гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи; ГК РФ одновременно устанавливает также, что жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания других граждан на основании договора. 
Вторая часть ГК РФ включает главу 35 "Наем жилого помещения", посвященную общему регулированию найма жилого помещения. При этом ГК РФ "исходит из подразделения такого найма на наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования и наем жилого помещения в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемый, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем). 
Вместе с тем ГК РФ прямо признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли законодательства. Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминается отдельно гражданское законодательство (п. "о" ст. 71) и жилищное законодательство (п. "к" ст. 72). 
Так, в ст. 288 ГК РФ говорится, что "перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством". А по ст. 292 ГК РФ, "Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных 
жилищным законодательством".  
Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. Отношения собственности, вещные отношения в жилищной сфере - это области, регулируемые гражданским законодательством. 
В ГК РФ (ст. 672) дается общее определение договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. Одновременно в ГК РФ указывается, что "договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством". По правилам жилищного законодательства определяются, например, пригодность жилого помещения для проживания.  
Следовательно, наем жилого помещения социального использования и другие аспекты жилищных отношений - это в основном предмет регулирования жилищного законодательства. К этому договору применимы лишь некоторые статьи ГК РФ (ст. 674, 675, 678 и др.). Что касается иных положений ГК РФ, то они "применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством" (п. 3 ст. 673 ГК РФ), т.е. в субсидиарном (восполнительном) порядке. 
В ст. 3 ГК РФ говорится, что "нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу". Из этого следует, что, во-первых, жилищные отношения, которые регулируются нормами Гражданского кодекса, являются предметом ведения Российской Федерации, поскольку само гражданское законодательство относится к предметам ведения Федерации; во-вторых, нормы, содержащиеся в актах жилищного законодательства и носящие гражданско-правовой характер, должны соответствовать положениям ГК РФ, если новое не предусмотрено законом.

Жилищное законодательство и его структура-Курсовая по праву 
Заключение

Таким образом, из всего  выше изложенного можно сделать  вывод, что право граждан на жилище провозглашается в Конституции  РФ (ст. 40) и относится к группе важнейших социально-экономических  прав граждан. Содержание права на жилище следует определить путем указания на две его главные составные  части. Во-первых, право на жилище означает, что государство гарантирует  каждому человеку на территории РФ возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям. В данном случае речь идет об охране государством имеющегося у  лица субъективного гражданского права  на конкретное жилище. В Конституции  РФ это выражено путем провозглашения принципов неприкосновенности жилища (ст. 25) и неприкосновенности частной  жизни (ст. 23). Во-вторых, конституционное  право на жилище заключается в  том, что государство принимает  на себя обязанность содействовать  тому, чтобы каждый гражданин был  обеспечен жильем и имел возможность  улучшить свои жилищные условия путем  приобретения другого жилья. В ч. 2 ст. 40 Конституции РФ провозглашается: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия  для осуществления права на жилище". В ч. 3 этой статьи предусмотрено бесплатное или за доступную плату обеспечение жильем малоимущих и иных перечисленных в законе граждан. 
Указанные обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления имеют государственно-правовой, конституционный характер. Следовательно, право на жилище следует рассматривать как институт конституционного права, но не как институт гражданского или жилищного права. Право на жилище можно определить как провозглашенное Конституцией РФ социально-экономическое право, в соответствии с которым каждому гарантируется надежное и устойчивое пользование тем жилищем, которое он занимает, а также возможность приобрести новое жилище и улучшать свои жизненные условия при содействии органов государственной власти и органов местного самоуправления. 
Жилищным законодательством как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации регулируются отношения, связанные с возникновением и осуществлением права пользования жилыми помещениями и прекращением этого права, определяются требования к жилым помещениям и т.д. Можно сказать, что к жилищному законодательству относятся все нормы законов и иных правовых актов, связанные с регулированием жилищных отношений, за исключением тех, которые законом прямо отнесены к гражданскому законодательству либо соответствуют признакам предмета гражданско-правового регулирования (например, упомянутые выше правила о порядке и условиях совершения сделок по распоряжению жильем). "В чистом виде" акты жилищного законодательства практически не существуют. Многие законы и иные нормативные акты "с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательства" . Таким образом, характеризуя понятие жилищного законодательства, правильнее говорить не только о законах и иных правовых актах жилищного законодательства, но также о нормах этого законодательства, содержащихся в законах и иных правовых актах гражданского законодательства. 
 
Библиография

1. Венская Конвенция  о праве международных договоров  (Вена, 23 мая 1969 г.)//Правовая система  «Гарант» 
2. Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров (Вена, 23 августа 1978 г.)// Сборник "Действующее международное право" т.1 
3. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)// Российская газета от 10 декабря 1998г. 
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г. 
5. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)// Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г. 
6. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237 
7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ 
8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ//Российская газета от 12 января 2005 г. N 1 
9. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954, в "Российской газете" от 19 июня 1996 г. № 114 
10. Федеральный закон от 14.06.1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"//СЗ РФ, 1994, N 8, ст. 801; 1999, N 43, ст. 5124. 
11. Федеральный закон от 15.07.1995 г. "О международных договорах Российской Федерации"//СЗ РФ, 1995, N 29, ст. 2757. 
12. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Российская газета от 8 октября 2003 г. N 202 
13. Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с послед. изм. и доплн.)//Правовая система «Гарант» 
14. Закон г. Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве" от 11 марта 1998 года (в ред. от 12 мая 1999 года)//Правовая система «Гарант» 
15. Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"//СЗ РФ, 1996, N 22, ст. 2663; 1997, N 20, ст. 2242; 1998, N 33, ст. 3967. 
16. Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 г. N 167//СЗ РФ, 2003, N 13, ст. 1240. 
17. Баринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов, 1987 (гл. 1). 
18. Жилищное право. Учебник для вузов/Под ред. П.И. Седугина, М., 1997 
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., БЕК, 1994, с. 77. 
20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М., Инфра-М - Норма, 1996, с. 308. 
21. Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2004. 
22. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 542; Т. 23. С. 182. 
23. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М., Норма-Инфра-М, 2001, с.2. 
24. Тихомиров М.Ю. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации. - Изд. Тихомирова М.Ю., 2005 г. 
25. Толстой Ю.К. Жилищное право. - М., 1996, с. 25 и сл.


Информация о работе Жилищное законодательство и его структура