Значение Конституции 1791 г. для развития французского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Во второй половине XVIII века Франция являлась аграрной страной. Ее население насчитывало 25 млн. человек, из которых более 22 млн. составляло крестьянство. Во французской деревне произошло значительное расслоение крестьянства: выделились группы "пахарей" (зажиточных, крепких хозяев), "работников" (вынужденных подрабатывать батрачеством или кустарными промыслами) и "поденщиков", или "слуг" (сельских бедняков-пролетариев). Крестьяне, разоренные феодальными повинностями, налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяжелым положение городских низов. Повсеместное обнищание деревень приводило к запустению целых областей. Дефицит в бюджете страны угрожал государству банкротством.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)

Раскройте значение  конституции 1791 г.для  развития французского государства.

Во второй половине XVIII века Франция являлась аграрной страной. Ее население насчитывало 25 млн. человек, из которых более 22 млн. составляло крестьянство. Во французской деревне произошло значительное расслоение крестьянства: выделились группы "пахарей" (зажиточных, крепких хозяев), "работников" (вынужденных подрабатывать батрачеством или кустарными промыслами) и "поденщиков", или "слуг" (сельских бедняков-пролетариев). Крестьяне, разоренные феодальными повинностями, налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяжелым положение городских низов. Повсеместное обнищание деревень приводило к запустению целых областей. Дефицит в бюджете страны угрожал государству банкротством.

В результате к 1789 году во Франции создалась революционная ситуация. Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты. Отказавшись обсуждать частности, депутаты провозгласили себя Национальным собранием, а затем назвало себя Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка.4 августа 1791 года Учредительное собрание на ночном заседании объявило Принципы нового гражданского общества, закрепленные в "Декларации прав человека и гражданина", которая в свою очередь послужила преамбулой к тексту Конституции, выработка которого продолжалась до сентября 1791. Конституционные дебаты в Собрании сопровождались принятием декретов, регламентирующих важнейшие стороны жизни Франции.

Важным актом первого этапа революции стала Конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли).

Окончательный текст конституции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного деления страны, об упразднении цехов и т.д.

Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы.

Во введении торжественно подтверждаются начала "Декларации прав человека и гражданина". Отменяются наследственные и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.

В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует:

1) свободу передвижения;

2) свободу слова и  печати без предварительной цензуры;

3) свободу отправлять  обряды того вероисповедания, к  которому принадлежит гражданин;

4) свободу собраний  в общественных местах под  условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия;

5) свободу петиций, но  не коллективных, а подписанных  отдельными гражданами.

Оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызывались страхом перед трудящимися массами.

Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в этом разделе и обеспеченных конституцией. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т.е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан.

В Конституции были указаны условия, при которых допускались задержание, арест и содержание под стражей, и установлена ответственность должностных лиц за нарушение этих правил.

Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае, "если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв".

Наконец, объявляется, что будут учреждены органы призрения, организовано образование, бесплатное в части, необходимой для всех людей.

Таким образом, в Конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.

Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент - на дистрикты, а каждый дистрикт - на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.

Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провозглашается его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король.

Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия.

 

2. Покажите в чем состояло исключительное  значение принятия Декларации  независимости 1776 г.для  развития  американского  конституционализма.

 

Выдающуюся роль в развитии американской демократии и конституционализма сыграла Декларация независимости 1776 г. Этот документ, написанный Т. Джефферсоном и утвержденный Третьим Континентальным конгрессом, имел для своего времени, безусловно, революционный характер.

Провозглашение Декларацией независимости бывших английских колоний “свободными и независимыми штатами” означало появление на Атлантическом побережье Северной Америки 13независимых суверенных государств. Хотя в декларации и содержатся слова “Соединенные Штаты Америки”, это не значит, что были созданы США в современном смысле слова как единая федеративная республика. Сам акт объявления бывших британских колоний независимыми суверенными государствами был событием исключительной важности не только для самих американцев, но и для всего остального мира.

В декларации было сказано: “Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами”. Декларация обошла молчанием вопрос о рабстве, принцип равноправия она распространяла не на всех людей, а только на белых мужчин-собственников, ибо коренные жители Америки — индейцы, которые не были рабами, не включались в политическую общность, как и рабы.

К числу “определенных неотъемлемых прав” декларация относит право на жизнь, свободу, стремление к счастью. В этом перечне нет права частной собственности. Т. Джефферсон не случайно “забыл” включить частную собственность в декларацию. Он не считал владение частной собственностью естественным правом человека. По его мнению, она была продуктом исторической эволюции. Исключение права частной собственности из перечня естественных прав вовсе не означало его упразднения, что было бы просто немыслимым в буржуазной Америке.

В декларации сказано, что для обеспечения естественных прав “люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых”. Эта формула полностью порывает с божественной теорией происхождения государства. Согласно декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими.

Важнейшее значение имело положение декларации о праве и даже обязанности народа изменить или свергнуть неугодное ему правительство: “Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий... обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа — свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности”. Декларация независимости никогда не была юридическим документом в собственном смысле слова и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания оказали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ уголовный кодекса  Франции  1810г.

Уголовный Кодекс Франции 1810 года (далее - Кодекс) был принят в наполеоновской Франции. Он являлся своеобразным эталоном унификации и систематизации норм уголовного права и оказал большое влияние на буржуазное уголовное право всей Европы.

В рамках дисциплины истории государства и права зарубежных стран изучение данного правового документа не теряет актуальности, так как позволяет оценить в целом развитие буржуазного уголовного права периода нового времени.

Всякая сделка, заключённая осуждённым к “гражданской смерти”, считалась незаконной, всякое приобретённое им имущество отходило казне. Жена в случаях, если она не желала разлучения, признавалась наложницей, дети, рождённые, ею, — незаконными.

Отказ от учёта смягчающих вину обстоятельств был данью средневековому праву с его пренебрежением субъективной стороной преступления (оценивался главным образом объективный вред; мотивы преступления мало интересовали), но ещё больше — использованием традиции в интересах усиления наказаний.

Допущение широкого судейского усмотрения в выборе средств наказания — большое зло. Но далеко не благо и другое, прямо противоположное — стеснение судьи узкими рамками предписаний, запрещение смягчать или усиливать наказания в зависимости от обстоятельств дела. Именно это последнее характерно для такого реакционного свода, каким была австрийская Терезиана 1769 года. И то же самое можно сказать о Прусском земском уложении 1794 года. В Баварии закон запретил даже научное комментирование уголовного права.

При помощи уголовного права буржуазия стремилась укрепить только те результаты революции, в которых была заинтересована. Здесь следует отметить, что во Франции с установлением Пятой Республики в области принятия нормативных актов, в том числе и уголовно – правовых, значительно возросла роль органов исполнительной власти. В связи с этим нельзя не согласится с мнением, что закон там утратил свое господствующее положение по отношению к другим актам. Это свидетельствует об усилении кризиса буржуазного парламентаризма вообще и во Франции в часности.

Уголовный Кодекс 1810 года был типичным «продуктом» так называемой классической школы в уголовном праве. В дальнейшем он впитал те или иные идеи и других, более поздних теорий, в частности социологической школы и теории « новой социальной защиты». Тот факт, что Уголовный Кодекс 1810 года продолжает действовать до настоящего времени, говорит о том, что он был создан с известным запасом «прочности», хотя почти за 180 лет своего существования подвергся серьёзным изменениям, которые, однако, мало затронули его структуру. В целом кодекс сохраняет тот же облик, что и во время его издания.

Однозначная оценка кодекса вряд ли возможна. По сравнению с уголовным правом феодальных монархий, с необыкновенно жестоким английским уголовным «кодексом», германскими и австрийскими уложениями французский кодекс 1810 года явился актом несомненного прогресса.

Классический (для буржуазного права) характер кодекса был очень заметен в формулировании общих принципов уголовного права, в определении признаков преступного деяния и многом другом.

 

Но в том, что касалось наказаний, кодекс 1810 года заимствует у прошлого времени много такого, что свидетельствовало о жестокости, мстительности и неразборчивости режима.

Приведем несколько примеров.

ст. 13 Кодекса:

«Приговоренный к смерти за отцеубийство препровождается на место казни в рубашке, босиком, с черным покрывалом на голове. Он выставляется на эшафоте, в то время как судебный пристав читает народу обвинительный приговор; вслед за этим ему отсекается кисть правой руки и он предается немедленной смерти».

Ст. 15 Кодекса:

«Мужчины, приговоренные к каторжным работам, используются на самых тяжелых работах; они влачат на ногах пушечное ядро или сковываются попарно цепью, если этому не препятствует выполняемая ими работа».

Согласно ст. 56:

«Осужденный за преступление, совершивший второе преступление, влекущее за собой гражданскую деградацию, приговаривается к выставлению у позорного столба в ошейнике»1.

Кодекс предписывает смертную казнь для неоправданно широкого круга преступлений, включая политические. Он не признает смягчающих вину обстоятельств. Как видно из указанных примеров, Кодекс сохраняет позорящие наказания в виде клеймения, выставления у позорного столба и как дополнение к смертной казни отсечение руки. Он допускает «гражданскую смерть».

Юридическое состояние «гражданской смерти» было известно древнеримскому и феодальному праву. Заключалось оно в лишении имущественных, родительских прав, иногда изгнании и т. п2.

Кодекс 1810 года следовал той же традиции. Всякая сделка, заключенная осужденным к «гражданской смерти», считалась незаконной, всякое приобретенное им имущество отходило казне. Жена в случаях, если она не желала разлучения, признавалась наложницей, дети, рожденные ею, - незаконными.

Отказ от учета смягчающих вину обстоятельств был данью средневековому праву с его пренебрежением субъективной стороной преступления (оценивался главным образом объективный вред; мотивы преступления мало интересовали), но еще больше - использованием традиции в интересах усиления наказаний.

Так, согласно ст. 65 Кодекса:

«Никакое преступление или проступок не могут быть извинены, а наказание смягчено, за исключением случаев и при обстоятельствах, при которых закон объявляет деяние извинительным или разрешает применить к нему менее строгое наказание».

Информация о работе Значение Конституции 1791 г. для развития французского государства