Значение теории государства и права в правовой подготовке юриста-специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в попытке ответить на поставленные вопросы, выделить главное в юридической науке, определить, что должно быть сделано для поднятия уровня правовой образованности общества в нашем государстве.
Каждый раздел, выводит на решение поставленных задач, указывая на пути к разрешению проблем. Так же эта работа, указывает на особенности профессиональной деятельности юриста, на необходимые качества и моральный облик, на примере работы адвоката.

Содержание работы

Введение 3
1 Теория государства и права в системе юридических наук 5
1.1 Предмет теории государства и права 5
1.2 Система юридических наук 6
1.3 Место теории государства и права в системе юридических наук 7
1.4 Задача теории государства и права как учебной дисциплины 10
2 Главное о профессии юриста 12
2.1 Профессия юриста 12
2.2 Профессиональная деятельность юриста 13
2.3 Современное образование и подготовка юристов 16
3 Профессия – адвокат 20
3.1 Особенности деятельности адвоката 20
3.2 Значимость адвокатской деятельности в современном обществе 23
Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории государства и права.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

В то же время  жизнедеятельность, социальная значимость теории государства и права во многом определяется её связью с общественной практикой, способностью удовлетворять потребности последней. Практика обуславливает цели исследования государства и права, т.е. познание государственно-правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика развивалась на научной основе. Так же практика служит критерием истинности научного знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность… своего мышления».

Современная практика предъявляет повышенные требования к качеству и особенности научных  разработок. Традиционная проблематика теории государства и права дополняется новыми проблемами исследований, уходящими нередко в сферу других отраслей научного знания. Так постепенно развивается интеграция различных наук, появляются комплексные исследования, плодотворно влияющие на прогресс науки в целом.

  1.4 Задача теории государства и права как учебной дисциплины

 

Высшее юридическое  образование направлено на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, которые будут способны к участию в государственно-правовой жизни, и будут обладать надлежащей политической и правовой культурой. Узко профессиональная подготовка здесь не подходит, поскольку она не только уменьшает интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует его профессиональной деятельности как социально политической. Ясно, что юристам – специалистам надо хорошо знать то, что имеет значение для решения юридических дел, т. е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т. п. Но, что бы понять всё это, надо использовать глубокие научные знания о государстве и праве, необходимости верховенства закона во всех сферах жизни общества. Поэтому значение теории государства и права очень важно, т. к. она раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Как учебная дисциплина теории государства  и права выполняет очень важные функции: позволяет перейти к  изучению отраслевых юридических дисциплин  и развивает абстрактное, аналитическое  мышление формирует политическую и  правовую культуру, т. е. обеспечивает надлежащую общетеоретическую подготовку.

Следует видеть различия теории государства и права  как науки и учебной дисциплины.

  • Теория государства и права – учебная дисциплина полностью основная на теории государства и права – науке. Поэтому чем больше научные достижения, тем полнее соответствующая дисциплина.
  • Различны их цели, задачи, субъекты. Например, цель в учебной дисциплине – доведение знаний до учащихся с помощью методических приёмов, а цель науки – приращение, наполнение новых сведений учёными с использованием методологического анализа.
  • Учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых его государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система на теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усложнения составителей учебных программ, количества часов на её изучение и личных качеств человека преподающего данную учебную дисциплину.

Теория государства и права  играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным вопросам своей специальности, предохраняя их от опасности стать «узкими специалистами», активно помогает формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.

Углубление  обратной связи между теорией  государства и права с частными или структурными юридическими науками  ведёт к возрастанию роли последних  не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов теория государства и права эффективно воздействует на расширение кругозора  и развитие интеллектуального потенциала студентов, активно прививая правовую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Главное о профессии юриста

2.1 Профессия юриста

 

Какую работу выполняет юрист в современном мире? Прокурора, помощника прокурора, следователя, судьи общих и арбитражных судов, адвоката, юрисконсульта, оперативного работника органов внутренних дел, милиции, налоговой полиции, таможенных органов, различных служб безопасности (в определенных их структурах), а также работника управления в муниципалитетах, администрации областей, городов и районов, менеджера, специалиста по кадрам, руководителя предприятий, учреждений и различного рода фирм.

Значительное число юристов занимается политикой, научной и преподавательской деятельностью. Таким образом, профессиональные возможности юриста распространяются на специализированные структуры, т. е. судебные, правоохранительные органы, структуры юридических услуг, а также на общие управленческие и хозяйственные структуры.

При этом многие юристы, сохраняя звание юриста по образованию, занимаются деятельностью, которая юридической формально может и не считаться. Но сама подготовка юристов, круг их знаний и навыков, связи, манера решения проблем оказываются здесь очень полезными. Наиболее часто юристы по образованию работают в таких сферах общей деятельности: торговля; банковское и страховое дело; управление юридическими лицами, т. е. акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью; государственная администрация.

Сейчас довольно основательно расширились возможности  юриста найти интересную работу в различных сферах деятельности. Новые виды работ возникают в охране прав потребителя, авторских прав, защите рынка от недобросовестной конкуренции, строительном бизнесе, в сфере риэлтерской деятельности. При этом речь идет не просто о расширении числа рабочих мест, а о том, что перечень должностей, работ, для которых нужны знания юриста, становится всё шире.

В настоящее  время ощущается острая потребность  в юристах для правоохранительной системы. Резкий рост преступности и ряд иных социальных процессов привели к необходимости расширения следственного аппарата, оперативного состава, а также судей и работников прокуратуры.

2.2 Профессиональная деятельность юриста

 

Деятельность  юриста всегда вызывала глубокое уважение и почитание, признавалось элитарной и приоритетной в любой социальной среде. Сейчас, когда наше общество переживает трудные процессы демократизации и построения правовой государственности, особенно остро ощущается нехватка интеллектуальной правовой культуры во всех областях юридической деятельности.

Юрист, работающий в сфере межличностного общения, кроме юристов – профессиональных знаний должен ещё владеть и высокой культурой ведения диалога. Успех и неуспех в работе юриста, удачи или неудачи, достижения или просчёты во многом зависят от того, насколько он умеет работать с людьми, оперировать фактами и правом применять нужную правовую форму. Это относится к работе всех юристов без исключения. Но понимание права и значимости не сводиться лишь к знанию содержания законов и юридических норм, а к прочному усвоению всей глубины права, его основополагающих принципов и идей. То есть усвоения права включает в себя овладение всеми его сторонами и характеристиками. Глубоко понимать право, – значит, знать и его роли в жизни общества, о его ценности. Итак, мы пришли к выводу, что юрист – это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладает профессионально правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности.

Результатом глубокой подготовки юриста, его специальных  знаний и оточенного умения является развитое чувство права и законности, своего рода правового и не правового – та точность юридического знания и умения, которая выражает сущность юридической работы.

Юрист – специалист, принадлежащий к особой группе профессий. Эта профессия, призвана обеспечить управление в обществе. По мнению болгарского философа В.С. Добриянова, в основе структуры общества лежит четыре первичных компонента: материальное производство, воспроизводство людей и управление. В соответствии с этим самостоятельную группу профессий состоят так же виды деятельности по управлению, в том числе деятельности юриста. В работе любого юриста, есть общие черты. Многие авторы имеют различное мнение о классификации этих черт. Но, наверное, самую точную классификацию приводит доктор юридических наук, профессор, член – корреспондент РАН С.С. Алексеев.

По мнению С.С. Алексеева, основные черты таковы.

1.     Профессия юриста – непосредственно политическая профессия. В своей основе она является государственной работой, касающейся коренных вопросов политического характера.

2.     Юридическая специальность – профессия, условно говоря, точная. Она выражается в деятельности, которая основана на точных, строго фиксированных показателя.

3.   Профессия юриста – жизненная, глубоко человеческая специальность. Юристу в его работе приходится охватывать буквально все стороны жизни общества, деятельности человека – и хозяйство, и изобретательное дело, и семью, и многое другое.

4.   Особой  чертой юридической профессии является то, что работа носит организаторский характер. Задача юриста организовать применение правовых норм, воплотить их в жизнь.

5.    Ещё  одна существенная черта, профессия юрист – творческая профессия. Она выражается в творческом применении знаний, направленных на строгое осуществление начал законности.

6.    Наконец, профессия юрист характеризуется тем, что ему предоставлена большая самостоятельность в работе.

Юристы призваны работать за соблюдение законности. Но каждый юрист имеет  свои профессиональные функции в  зависимости от разновидности юридической деятельности.

В древнем Риме, где профессиональная юриспруденция  во многих отношениях получило высокое (классическое) развитие, функции сводились к следующим трём:

  • Ageve, т. е. руководить процессуальными действиями сторон в суде, в иных учреждениях давать советы о предъявлении иска и т. д.;
  • Cavere, то есть составлять формулы документов юридического значения, отражать интересы клиента;
  • Vespondere, т. е. советовать, давать консультации по юридическим вопросам, разъяснять их, и толковать юридические нормы.

Цицерон говорил, что истинный законовед  – «это тот, кто сведущ в законах  и обычном праве… и который  умеет подавать советы, вести дела и охранять интересы клиента».

Конечно, в этих кратких формулах не могло быть учтено все разнообразие юридической работы. Если же попытаться охарактеризовать главное в профессиональных функциях юриста на современном этапе, то пожалуй, выявим что главное в них – это деятельность по ведению юридических дел.

Юридические дела – это жизненные случаи, выступающие в качестве обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения. К ним относится преступления, гражданские споры, конфликты, возникающие в связи с применением трудового законодательства, и всё же другие случаи, которые требуют рассмотрения и решения в соответствии с нормами права.

И все эти  дела имеют важное значение. Это  понимали ещё юристы древности. Поэтому  один из первых образцовых в этом смысле сводов законов – римское право (XII таблиц) регулирует имущественные и гражданские отношения с огромной точностью. Многие нормы римского права технически настолько совершенны, что действуют и сейчас. А это значит, что и сегодня образцовый юрист должен знать римское право.

Человек начавший работать в сфере борьбы с преступностью  должен, прежде всего, понять всю сложность  социальной жизни, её изнанки, он должен узнавать зло и людей его несущих, а так же научиться самосовершенствоваться учиться и уметь учить других. Борьба с преступностью – это главное направление деятельности юриста, но в то же время нельзя забывать о том, что те с кем приходится вести эту борьбу, тоже были людьми, не совершавшими преступлений, не были настолько социально запущенными. Что их сделало такими? Надо вникнуть в это, для принятия правильного решения. Для юриста не допустимо потерять чувство объективности даже тогда, когда в душе ты кипишь негодованием, если ты встал в ряды борцов с преступностью – не имеет права.

Сложность работы заключается не только в том, что  нужно работать с людьми и именно их поставить на правильный жизненный  путь, а в том, что нужно каждодневно проявлять широту взглядов, уметь заглянуть и в будущее, разрабатывать меры, с помощью которых можно предупредить новое преступление. Это самые необходимые качества тех кто, став юристом, выберет путь борьбы с преступлениями. Умение понять человека, увидеть в преступление человека – очень важно. Может даже самое важное.

2.3 Современное образование и подготовка юристов

 

Бум юридического образования в  России, начавшийся в 1991-1992г вызван многими причинами: 1) развитие рынка  и предпринимательства; 2) активизация  законодательного процесса и политической жизни; 3) рост преступности и необходимости борьбы с ней в рамках права. Труд юристов, оплачивается гораздо выше, чем в других специальностях, что и делает данную профессию очень популярной.

Система юридического образования охватывает государственные  вузы, муниципальные образовательные учреждения и негосударственные вузы и факультеты. До начала перестройки государство полностью управляло образовательными учреждениями. Но положение изменилось после проведённых в стране реформ конца 80-х – начала 90-х годов. Роль государства в управлении образования стола определяться Законом об образовании от 10 июля 1992г (с изменениями в 1995г). В нём значительно расширена самостоятельность учебных заведений и введена самоуправляемость. Допущены платные дополнительные образовательные услуги, вузы получили возможность самим устанавливать зарплату преподавателям, разрабатывать образовательные программы и учебных курсов и т.д. (ст.32, 35, 36, 39, 45 Закона РФ об образовании).

Информация о работе Значение теории государства и права в правовой подготовке юриста-специалиста