Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 11:09, контрольная работа
На протяжении многих лет отношение авторскому договору было неоднозначным. Его рассматривали как договор об уступке автором своих прав, отчуждении, передаче, о реализации автором своих прав, о разрешении автора использовать свое произведение.
Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить подходы к его определению.
Введение………………………………………………………………3
Понятие и юридическая природа авторского договора……………4
Основная классификация и виды авторских договоров…………...8
Порядок заключения авторского договора и его стороны…………10
Условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон………………………………………………….12
Исполнение обязанностей по авторскому договору………………..15
Защита прав автора……………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………22
Литература……………………
Принимая во внимание провозглашенную гражданским законодательством свободу договора, стороны не ограничиваются перечисленными видами авторского договора, каждый вид которого имеет свои особенности, обусловленные как предметом так и способами использования произведения.
Порядок заключения авторского договора и его стороны
Итогом согласования условий, которые стороны сочтут существенными, является заключение договора (ст. 432 ГК РФ).
Порядок заключения договора предопределяется степенью готовности произведения. Готовое произведение, представленное в издательство, киностудии и т.д. до заключения договора с автором, рецензируется, обсуждается. Организация (физические лица, занимающиеся использованием произведения) принимает решение о пригодности этого произведения к изданию. Если произведение будет одобрено, то это является основанием для заключения договора.
Авторский договор заключается, как правило, между автором и организацией, осуществляющей подготовку произведения к изданию и его распространению. Это не исключает того, что стороной договора могут быть наследники.
Способностью иметь гражданские права и обязанности наделены все граждане с момента рождения и по день смерти (ст. 17 ГК РФ). В содержание правоспособности включена возможность иметь права авторов произведения науки, литературы и искусства (ст. 18 ГК РФ). Но эти права реально имеют не все граждане, а лишь те, кто своим трудом создает произведения творчества. Причем для создания произведения не требуется достижения определенного возраста, установленного для наступления полной дееспособности.
Авторами (соавторами) могут быть российские, а также иностранные граждане. Их отношения с организациями-пользователями возникают при достижении соглашения по основным, существенным условиям договора.
Возможны ситуации, когда авторами произведения выступают двое или более лиц, в этом случае все соавторы выступают стороной авторского договора. В силу ст. 10 ЗоАП отношения, складывающиеся внутри коллектива авторов, определяется соглашениями. Какого-либо образца соглашения законодательством не предусмотрено. Оно может быть составлено любым способом, но не должно содержать положений противоречащих закону.
Одной из сторон авторского договора могут быть наследники умершего автора. Однако объем их прав уже, чем у авторов. Как правило, по договору автор гарантирует, что именно он действительный автор произведения, что оно создано им лично (либо в соавторстве), а также что оно не нарушает прав и интересов других авторов (правопреемников). Если же стороной договора выступает наследник, то он гарантирует издателю, что только он единственный наследник прав умершего, однако возможно существование нескольких наследников. При этом свое право наследник должен подтвердить, предоставив свидетельство о праве на наследство либо решение суда о признании конкретного лица наследником авторских прав. В свидетельстве о праве на наследство нотариус делает запись о том, что наследуемое имущество состоит из авторского права. Если же наследников несколько, то в свидетельстве указываются все наследники и наследственная доля каждого лица.
В подтверждение того, что умерший был автором, достаточно предъявить нотариусу, например, любое изданное произведение автора либо справку из издательства, редакции журнала, где произведения печатались.
Другой стороной авторского договора выступает организация-пользователь: издательство, театр, киностудия и т.д., которые в соответствии со ст.48 ГК РФ являются юридическими лицами.
Наиболее распространенным является авторский договор, по которому одной из сторон является издательство.
Объем правомочий издательства как стороны договора определяется согласованными с автором условиями. Как и автор, издательство обязано надлежаще выполнять взятые им на себя обязательства.
Условия авторского договора и вытекающие из них права и обязанности сторон
Провозглашенная ст. 421 ГК РФ свобода договора отразилась и на авторских договорах. Так, ст. 31 ЗоАП устанавливает, что договор должен предусматривать: способы использования произведения, срок и территорию, на которые передается право, размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, а также порядок и сроки выплаты вознаграждения. Предусмотрена также возможность включения в договор “и других условий, которые стороны сочтут существенными для данного договора”.
В абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ констатируется: “существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение”.
Как видно из вышеизложенного, законодательство достаточно условно определяет существенные условия, принимая во внимание принцип свободы договора, соответствие с которым стороны сами определяют свои обязанности.
Закон 1993 г. дает более содержащую формулировку (п. 7 ст. 31): условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего закона, являются недействительными. Здесь речь не идет об ухудшении положения автора, о замене недействительного условия условием, установленным законом.
Закон 1993 г. также существенно изменил подход к определению предмета договора. В ч. 1 п. 1 ст. 31 ЗоАП указывается, что в договоре должны быть указаны “конкретные права”, передаваемые по договору. Слово “конкретный” не значит, что в договоре обязательно должны быть перечислены все правомочия, отмеченные в ст. 16, а также все обычные составные части этих правомочий: договор следует считать состоявшимся и соответствующим закону даже в том случае, если авторские правомочия будут указаны в нем лишь общим образом.
В п. 2 ст. 31 ЗоАП говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора, а в п. 5 этой же статьи говорится, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем. Эти положения свидетельствуют о том, что законодатель считает предметом авторского договора права на использование произведения, а само произведение отодвинуто на задний план.
Авторское право как совокупность субъективных прав лица возникает в силу факта создания произведения науки, литературы и искусства (ст. 9 ЗоАП). Результат творческого труда автора может быть предметом отношений между автором и другими лицами. Пока нет произведения, нет прав, которые вытекают из факта его создания.
В отличие от ГК РСФСР, ЗоАП не возлагает на пользователя главной обязанности, ради которой заключается договор - приступить в установленные сроки к использованию одобренного им произведения.
Срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться: закон не устанавливает никаких предельных сроков. На практике некоторые авторские договоры исполняются в момент их заключения и сразу же прекращаются (“живое” публичное исполнение). С другой стороны, договор может быть заключен на весь срок действия авторского права.
Допустимы и авторские договоры с неопределенным сроком.
Ч. 2 п. 1 ст. 31 ЗоАП вводит дополнительное правило для авторских договоров, которые заключены без указания на срок действия. В этом случае автор может в любой момент по истечении пяти лет с даты заключения договора односторонне расторгнуть договор.
Однако сделать это можно при условии, если пользователь будет письменно предупрежден об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
Данное правило применяется и в том случае, когда договор заключен на неопределенный срок.
Если договор заключен “без ограничения сроком”, он должен действовать в течение всего срока действия авторского права.
На стадии исполнения договора стороны часто не соблюдают сроки. Это порождает нарушение условий договора. Чтобы это избежать, необходимо выполнение сторонами своих обязательств в сроки, предусмотренные договором. Здесь следует учитывать, что сроки выполнения автором своих обязательств охватывают:
а) срок представления произведения организации;
б) срок повторной сдачи произведения после внесения изменений или доработки, а также технического оформления представленного произведения.
Другие сроки, которые стороны сочтут существенными для данного договора, они устанавливают сами.
Волеизъявление сторон при согласовании всех условий договора, в том числе и сроков, является основополагающим.
Право на авторское вознаграждение - одно из правомочий автора наряду с правом на имя, на неприкосновенность и др.
Определение максимальных ставок авторского вознаграждения не входит в обязанности Правительства РФ. 21.03.94 г. оно приняло Постановление № 218 “О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства”. В нем речь идет о минимальных ставках вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства.
Проблема монополии авторско-правовых обществ не нова для мирового сообщества. Общепризнанным является положение о том, что деятельность авторско-правовых обществ как абсолютных монополистов должна быть под адекватным контролем.
В законе вознаграждение, выплачиваемое по авторскому договору, иногда именуется “авторским вознаграждением” (п. 4 ст. 16; п. 2 ст. 28 ЗоАП). Это выражение означает, что речь идет о вознаграждении, выплачиваемом по авторскому праву. Но это вознаграждение выплачивается не обязательно автору: оно выплачивается и другим владельцам авторских прав, передающим права по авторским договорам.
Исполнение обязанностей по авторскому договору
Как уже неоднократно отмечалось, законодательство РФ об авторском праве и смежных правах является частью гражданского законодательства. Таким образом, авторский договор является гражданско-правовым и соответственно к нему применяются нормы общей части обязательственного права.
Устанавливая договорные правоотношения, стороны стремятся к определенному результату, например, создать и передать пользователю произведение. Это достигается реализацией автором и пользователем прав и обязанностей, составляющих содержание договорного обязательства.
Стороны авторского договора принимают на себя взаимные обязательства, которые они должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства (ст. 309 ГК РФ). Требование о надлежащем исполнении обязательств относится к авторским договорам, как и к другим гражданско-правовым соглашениям.
Эти обязательства связаны с выполнением условий авторского договора, его предмета, места и сроков, а также объема использования произведения.
Гражданско-правовая ответственность сторон по договору
Гражданско-правовая ответственность имеет место, когда одна из сторон не исполняет или ненадлежащим образом исполняет договорные обязательства (ст. 34 ЗоАП). Смысл ее состоит в том, что к нарушителю применяются установленные законом или договором меры воздействия, влекущие для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера. Делается это не только ради наказания виновного, но и в интересах другой стороны.
Вопрос о понятии гражданско-правовой ответственности многие годы является спорным в юридической науке. Одни авторы понимают под ответственностью исполнение обязанности под принуждением, другие - наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей. И хотя о понятии ответственности высказаны различные суждения, общим представляется следующее. Во-первых, ответственность есть следствие правонарушения. Во-вторых, для ее наступления необходимо установить виновное поведение правонарушителя. В-третьих, ответственность связана с неблагоприятными последствиями для правонарушителей.
В юридической литературе основанием гражданско-правовой ответственности традиционно признается правонарушение, под которым принято понимать не соответствующее закону действие или бездействие, иногда объединяемое одним термином “противоправное поведение”.
Противоправность поведения, т.е. нарушение соответствующими действиями или бездействием норм права, рассматривается как абсолютно необходимый признак всякого нарушения, влекущего гражданско-правовую ответственность.
Как общее правило необходимым условием для привлечения стороны к ответственности за нарушение договорного обязательства является вина.
Следует отметить, что в современной юридической литературе практически отсутствует теоретический анализ вины как условия гражданско-правовой ответственности. А доктрина гражданского права использует определение вины по терминологии с уголовным правом, формулируя понятие вины как некое гипотетическое психическое отношение правонарушителя к своим действиям и их последствиям.
Анализ всех норм ГК, как предусматривающих положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, так и устанавливающих меры ответственности, подлежащие применению за различные нарушения конкретных видов обязательств, позволяет сделать вывод о том, что российское гражданское право, а соответственно и авторское, исходит из наличия трех форм вины: умысла, неосторожности и грубой неосторожности.
Умышленная вина заключается в намеренных действиях либо бездействием лица с целью неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства либо создания невозможности его исполнения.
Вина должника в форме неосторожности имеет место тогда, когда лицо при исполнении обязательства не проявляет ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота и в результате с его стороны не приняты все надлежащие меры для надлежащего исполнения обязательства.
В качестве критерия выделения такой формы вины, как грубая неосторожность, можно признать не проявление лицом той минимальной степени заботливости и осмотрительности, какую можно было бы ожидать от всякого участника имущественного оборота и непринятие лицом очевидным мер в целях надлежащего исполнения обязательств.
Как уже отмечалось, общие нормы гражданского права непосредственно распространяются на авторские отношения. В вопросах ответственности за нарушение обязательств законодатель как прежде (ст. 36 Основ гражданского законодательства), так и ныне (ст. 393 ГК РФ) придерживается правила, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником он обязан возместить кредитору причиненные этим убытки. Что же касается определения размера убытков, то здесь применимы правила ст. 15; о соотношении убытков и неустойки - ст.394; об ответственности за неисполнение денежного обязательства - ст.395; о вине должника - ст. 401; о вине кредитора - ст. 404 и др.