Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 12:01, курсовая работа
Цель – на основе изучения нормативных правовых актов, научной литературы, судебной практики и анализа произвести обобщение и выработать рекомендации по заключению и исполнению договора перевозок.
Для выполнения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть историю правового регулирования перевозок в России;
раскрыть понятие и систему договора перевозки;
описать виды договоров перевозки;
Президиум ВАС РФ судебные решения отменил, иск удовлетворил на следующем основании.
С точки зрения ВАС РФ заявка АОЗТ содержит все основные условия договора перевозки и является, по сути, офертой (ст. 435 ГК РФ). Имеется и резолюция ГАТП о выделении пяти автомашин. На доставку груза по указанному маршруту выписаны товарно-транспортные накладные. Все свидетельствует о том, что заявка АОЗТ была акцептована автопредприятием.
Грузополучатель при заключении договора или наличии разовой квитанции на перевозку грузов несет ответственность, предусмотренную ст. 36 Устава автомобильного транспорта.
Расчеты автопредприятие может производить как с грузоотправителями, так и с грузополучателями согласно ст. 101-103 Устава. А следовательно, счета за перевозку глины правомерно предъявлялись акционерному обществу, оплатившему их лишь частично.
В данном случае ВАС РФ считает, что взыскание задолженности за оказанные транспортные услуги и дополнительной платы за просрочку внесения провозных платежей могут производиться перевозчиком как с грузоотправителей, так и с грузополучателей (постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 1999 г. N 3943/98).
На основании годового договора грузоотправитель предоставляет перевозчику заявку на транспортировку груза, которая оформляется как приложение к договору перевозки.
В случае если грузоотправитель не заключил годовой договор с транспортной организацией, оформляется разовый заказ на бланке строгой отчетности, утвержденном Письмом Минфина РФ от 16 июня 1994 г. N 16-30-64.
ТОО "Диас" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с АООТ убытков от порчи плодоовощной продукции, упущенной выгоды и о возврате оплаты за автоуслуги.
Транспортное предприятие не выполнило обязательств по договору, не предоставив рефрижератор для перевозки скоропортящегося груза, в результате чего он частично испортился и не был реализован.
Решением суда исковое требование удовлетворено.
Суд кассационной инстанции дело не рассматривал.
Президиум же ВАС РФ судебный акт отменил и отказал в иске по следующим основаниям.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации считает, что транспортировка груза должна осуществляться автопредприятием в соответствии с парагр. 9 разд. 12 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом по договорам и разовым заказам, отвечающим строго установленной форме: наименование и количество груза, точные адреса грузоотправителя и доставки, дата и часы подачи автотранспорта, род упаковки, количество мест и масса груза.
Разовый заказ ТОО не отвечает предъявленным требованиям, поэтому не может служить основанием для каких-либо обязательств со стороны АООТ.
Президиум ВАС РФ постановил: договорные отношения между сторонами нельзя считать установленными и невыделение транспортным предприятием заказчику автомобиля не влечет правовых последствий (N 5490/95 от 26 декабря 1995 г.).
Основным сопроводительным документом при транспортировке груза является товарно-транспортная накладная (составляется в четырех экземплярах), по которой производятся списание груза и его оприходование.
Для сохранности груза и правильности его приемки получателем отправитель обязан соблюдать правила упаковки и маркировки, точно определять количество отгруженной продукции, а также правильно оформлять товарно-транспортные и расчетные документы.
Грузополучатель обеспечивает приемку продукции (товара) в соответствии с действующими правилами, проверяет сохранность груза, исправность тары, наличие защитной маркировки, соответствие наименования груза и транспортной маркировки, указанных в транспортных документах. Выдача получателю груза без проверки сопровождается соответствующей отметкой перевозчика на сопроводительном документе.
Если доставленный груз не соответствует транспортным накладным, получатель вправе требовать составления акта или особой отметки в накладной.
При недостаче груза необходимо вызвать уполномоченного представителя предприятия, находящегося в месте получения груза.
На основании составленного акта определяется размер недостачи, порчи или повреждения груза. До предъявления иска к перевозчику спор должен быть урегулирован в претензионном порядке, предусмотренном ст. 797 ГК РФ и ст. 158 Устава автомобильного транспорта. Этот порядок предусматривает: перечень документов, которыми заявитель должен обосновать конкретный вид претензий; лиц, имеющих право на их предъявление; транспортные организации, к которым претензии предъявляются/
Перевозчик (автотранспортное предприятие) обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение 30 дней со дня получения претензии (ст. 797 ГК РФ).
Иск предъявляется перевозчику отправителем (получателем) груза в случае его отказа полностью или частично удовлетворить претензию либо не ответить на нее. Срок исковой давности по требованиям, следующим из перевозки грузов, - 1 год с момента заявления и рассмотрения претензии.
На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Ответственность
за сохранность груза по
2. Характер ответственности за сохранность груза по договору перевозки является ограниченным, то есть возмещению подлежит только реальный (действительный) ущерб. Особый режим ограниченной ответственности определяется множеством факторов: специфичностью обязательств, вытекающих из перевозки (их многостадийностью), реальным характером договора перевозки, приданием ему статуса публичного договора присоединения, особым порядком доказывания и предъявления претензий.
3. Установленные
законом основания, пределы и
условия ответственности не
4. Фактическими
основаниями ответственности
5. Пределами
ответственности за
6. Документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут .служить основанием для ответственности за сохранность груза являются коммерческий акт, акт общей формы, жалоба на отказ в составлении коммерческого акта и др. При наличии факта несохранной перевозки показыванию подлежат именно те обстоятельства, которые отражены в указанных документах (допустимые доказательства).
7. Законодательством
предусмотрен особый порядок
доказывания обстоятельств, могущих
служить основанием
В первую очередь законодателем в статье 796 Гражданского Кодекса определена презумпция (предположение) ответственности перевозчика при наличии факта несохранной перевозки, то есть принципиальная возможность взыскать сумму убытков от несохранности груза с перевозчика, если последний не докажет, что утрата, недостача, порча (повреждение) произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
И во вторую очередь законодатель устанавливает обязанность доказывания вины перевозчика другими субъектами перевозочного процесса и на этой основе возложение на него ответственности за несохранность груза - при установлении в качестве предполагаемого (презюмируемого) факта причинение ущерба грузу по причинам, независящим от перевозчика (исправную перевозку).
8. Для разрешения
возникающих споров по
При написании выпускной квалификационной работы был проанализирован весь комплекс обязательств, вытекающих из перевозки, что позволило мне сделать следующие выводы и предложения.
Перевозочные правоотношения носят комплексный характер, что обосновывается их особой технике - экономической природой, но на каждом этапе один и тот же груз находится в различном правовом и технико - экономическом режиме, что создает необходимость создания специфического режима правового регулирования, оптимально охватывающего все возможные ситуации (воздействие неблагоприятные факторов на каждом этапе перевозочных правоотношений) и не допускающего пробелов.
Действующее в настоящее время законодательство не учитывает таких особенностей перевозочных правоотношений, и допускает, в частности освобождение предприятия от ответственности за сохранность груза до принятия его к перевозке, хотя бы несохранность произошла по причинам, зависящим от автопредприятия, что является, несомненно, пробелом законодателя.
Правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь четырнадцать статей (для сравнения, гл. 30 о купле-продаже насчитывает более ста статей). Дело в том, что, основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам (например, гл. 32 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года).
Сохранение такого методологического подхода в новом ГК оправданно еще и по той причине, что в соответствии с Кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784).
В связи с этим предлагается дополнить действующее законодательство нормой следующего содержания:
"Ответственность перевозчика за утрату, недостачу, порчу (повреждение) груза, происшедшую до принятия груза к перевозке.
1. Перевозчик
несет ответственность за
Скрытыми дефектами признаются такие недостатки (дефекты), обнаружение которых невозможно путем обычного, т.е. применяемого в соответствии с правилами, действующими на транспорте, осмотра подвижного состава.
2. Перевозчик
может быть освобожден от
3. Ущерб, причиненный
перевозчиком вследствие .неподачи,
несвоевременной подачи
Нормативно-правовые акты:
Материалы судебной и другой практики:
Литература: