Государственное регулирование бизнеса: понятие, цели, виды, проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании бизнеса.
Основные задачи :
- изучить методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
- Выявить экономические цели государственного регулирования бизнеса.
- Рассмотреть сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;
- Рассмотреть цели, задачи и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

Содержание работы

Введение; 3
1. Теоретические основы государственного регулирования бизнеса; 6
1.1 Государственное регулирование бизнеса — сущность. Основные понятия; 6
1.2 Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности; 7
1.3 Государственное регулирование бизнеса — задачи и методы; 11
1.4 Условия и предпосылки государственного
вмешательства в предпринимательскую деятельность; 14
2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства; 17
3. Проблемы государственного регулирования бизнеса и методы из решения; 22
3.1 Проблемы бизнеса в Российской Федерации; 22
3.2 Методы государственного регулирования бизнеса; 28
4. Наиболее актуальные и перспективные виды бизнеса в
России; 32
Заключение; 41
Список используемых источников; 45

Файлы: 1 файл

прпд.pdf

— 207.27 Кб (Скачать файл)
Page 1
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: «Правовое регулирование предпринимательской
деятельности»
на тему: «Государственное регулирование бизнеса: понятие,
цели, виды, проблемы»
Санкт-Петербург
2013
1

Page 2

Содержание:
Введение;
3
1. Теоретические основы государственного регулирования
бизнеса;
6
1.1 Государственное регулирование бизнеса — сущность.
Основные понятия;
6
1.2 Основные цели государственного регулирования в
сфере предпринимательской деятельности;
7
1.3 Государственное регулирование бизнеса — задачи и
методы;
11
1.4 Условия и предпосылки государственного
вмешательства в предпринимательскую деятельность;
14
2. Государственный контроль как метод государственного
регулирования предпринимательства;
17
3. Проблемы государственного регулирования бизнеса и
методы из решения;
22
3.1 Проблемы бизнеса в Российской Федерации;
22
3.2 Методы государственного регулирования бизнеса;
28
4. Наиболее актуальные и перспективные виды бизнеса в
России;
32
Заключение;
41
Список используемых источников;
45
2

Page 3

Введение.
Учитывая развитие предпринимательства в России, можно
сказать, что роль государства традиционно всегда была
определяющей в стимулировании и регулировании
предпринимательства.
Связь предпринимательства с деятельностью государственного
аппарата четко прослеживается на всех этапах развития
российской экономики.
В современных условиях целью государственного
регулирования предпринимательской деятельности является
создание определенных условий, обеспечивающих нормальное
функционирование экономики в целом и стабильное участие
предпринимателей страны в международном разделении труда и
получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой
страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом
конкретном этапе и добивается их решения доступными ему
методами и средствами применительно к складывающейся
экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.
Поэтому цели и задачи государственного регулирования
подвержены изменениям, между тем, как механизм
регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет
особенности в каждой отдельно взятой стране.
Целью государственного регулирования предпринимательской
деятельности является создание определенных условий,
3

Page 4

обеспечивающих нормальное функционирование экономики в
целом и стабильное участие предпринимателей страны в
международном разделении труда и получение от этого
оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно
имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и
добивается их решения доступными ему методами и средствами
применительно к складывающейся экономической ситуации в
своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи
государственного регулирования подвержены изменениям,
между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо
отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой
стране.
Регулирование все более направлено на повышение
эффективности производства. Важнейшей формой
государственного регулирования предпринимательской
деятельности стало включение в программы долгосрочного
развития экономики основных направлений структурной
перестройки промышленности с ориентацией на экспортную
специализацию.
Целью данной работы является систематизация, накопление и
закрепление знаний о государственном регулировании бизнеса.
Объектом исследований являются отношения государства и
субъектов экономической деятельности, предметом
4

Page 5

нормативные и законодательные акты регулирующие
взаимоотношения государства и бизнеса.
Ссылаясь на цель данной курсовой работы, хочу определить
основные задачи :
- изучить методы государственного регулирования
предпринимательской деятельности;
- Выявить экономические цели государственного регулирования
бизнеса.
- Рассмотреть сущность государственного регулирования
предпринимательской деятельности;
- Рассмотреть цели, задачи и методы государственного
регулирования предпринимательской деятельности;
- Государственное регулирование бизнеса в Росии — сущность,
виды и принципы.
5

Page 6

1. Теоретические основы государственного регулирования
бизнеса.
1.1 Государственное регулирование бизнеса — сущность.
Основные понятия.
Сегодня перед каждым государством стоит очень трудная, но
важная задача: регулирование бизнеса. Целью этой
деятельности государства является обеспечение таких условий
на рынке, которые обеспечили бы функционирование экономики
страны на высоком уровне. Без вмешательства государства у
бизнесменов страны были бы огромные проблемы, которые они
были бы не в состоянии решить без помощи государства.
Давайте подробно рассмотрим что же из себя представляет
государственное регулирование бизнеса. В этой статье я
подробно рассмотрю основные задачи, стоящие перед
государством в вопросах регулирования бизнеса.
Государственное регулирование — воздействие государства в
лице государственных органов на экономические объекты и
процессы и участвующих в них лиц. Государственное
регулирование осуществляется, чтобы придать процессам
организованный характер, упорядочить действия экономических
субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать
государственные и общественные интересы. Государственное
регулирование включает прогнозирование, планирование,
6

Page 7

финансирование, налогообложение, кредитование,
администрирование, учет, контроль. Государственное
регулирование имеет место как в централизованно управляемой,
так и в рыночной экономике.
Государственное регулирование бизнеса - это комплекс
мероприятий форм и методов государственного влияния на
деятельность субъектов предпринимательства с целью создания
нормальных условий их функционирования и развития,
ослабления отрицательных тенденций, вызываемых
коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в
условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов
государственного регулирования, либо влияния на малый и
средний бизнес.
1.2 Основные цели государственного регулирования в сфере
предпринимательской деятельности.
В современных условиях происходит усиление
государственного регулирования и содействия развитию
предпринимательства, меняются организационные формы
взаимодействия государственных органов с субъектами частного
бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме,
аппарате управления, в сочетании государственного и
рыночного механизмов регулирования.
7

Page 8

Целью государственного регулирования предпринимательской
деятельности является создание определенных условий,
обеспечивающих нормальное функционирование экономики в
целом и стабильное участие предпринимателей страны в
международном разделении труда и получение от этого
оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно
имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и
добивается их решения доступными ему методами и средствами
применительно к складывающейся экономической ситуации в
своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи
государственного регулирования подвержены изменениям,
между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо
отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой
стране.
Государственное регулирование экономики осуществляется на
основе четко сформулированной государственной
экономической политики. Государственное регулирование
экономики – деятельность государства в лице его органов,
направленная на реализацию государственной экономической
политики с использованием специальных средств, форм и
методов.
Классификация видов государственного регулирования может
основываться на степени воздействия государства на те или
8

Page 9

иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или
сегментах рынка. Так, возможно выделение максимального,
среднего и минимального уровня (режима) государственного
регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает
использование всех или большинства средств (инструментов)
государственного регулирования. Он установлен в отношении,
например, естественных монополий. Минимальный уровень
государственного регулирования существует в отношении
предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
Виды государственного регулирования классифицируются в
зависимости от территории применения тех или иных средств
воздействия. В связи с этим можно выделить государственное
регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта
Федерации.
Цели государственного регулирования в сфере экономики
предполагают решение ряда конкретных задач, направленных на
реализацию функций государства в сфере экономики. В качестве
основной цели можно выделить создание наилучших условий
для развития экономики и предпринимательства на конкретной
стадии развития общества.
Главная цель раскрывается через такие цели, как выравнивание
9

Page 10

экономического цикла, обеспечение стабильного развития
экономики, денежного обращения, создание конкурентной
среды, обеспечение нормальной занятости населения,
стабильности цен, создание условий для социального
партнерства и др. Функции государства в сфере экономики
выполняются путем решения конкретных задач, возникающих в
результате достижения поставленных целей.
Объектами государственного регулирования часто являются
различные отрасли и под отрасли народного хозяйства, регионы
России.
В качестве объектов государственного регулирования выступают
также отдельные виды предпринимательской деятельности,
например связанные с заготовкой, реализацией и экспортом
древесины ценных пород. Объектом государственного
регулирования служат отдельные средства (инструменты), с
помощью которых осуществляется государственное
регулирование, такие как цена, планирование, денежное
обращение и др.
Государственный сектор экономики России включает различные
части, структурные элементы. Смысл государственного
предпринимательства заключается в создании условий, в том
10

Page 11

числе правовых, для деятельности государственного сектора
экономики на принципах рыночной. При этом систематическое
получение прибыли не всегда должно быть непременным
условием предпринимательства в рамках государственного
сектора экономики.
Предпринимательские отношения в рамках государственного
регулирования экономики включают наряду с имущественными
административные, финансовые, иные отношения.
1.3 Государственное регулирование бизнеса — задачи и
методы.
Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы
предпринимательства может быть ограничен законом в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности,
безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и
свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства, защиты окружающей среды, охраны культурных
ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим
положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К
числу таких ограничений относятся различные меры
государственного регулирования предпринимательской
деятельности.
Под государственным регулированием предпринимательской
11

Page 12

деятельности следует понимать деятельность государства в лице
его органов, направленная на реализацию государственной
политики в сфере осуществления предпринимательской
деятельности.
Государственное регулирование предпринимательства
необходимо как в целях обеспечения реализации публичных
интересов общества и государства, так и для создания
наилучших условий для развития предпринимательства.
Задачи государственного регулирования предпринимательства
можно разделить на группы:
1.
охрана окружающей среды;
2.
выравнивание экономического цикла;
3.
обеспечение нормального уровня занятости населения;
4.
защита жизни и здоровья граждан;
5.
поддержка конкуренции на рынке;
6.
поддержка и развитие малого предпринимательства;
7.
специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Из вышеперечисленных задач государственного регулирования
бизнеса следует, что государственное регулирование
предпринимательской деятельности необходимо не только
государству, но также и самим предпринимателям.
12

Page 13

Методы государственного регулирования предпринимательской
деятельности можно разделить на две группы:
1. Административные методы — средство властного
воздействия на поведение субъектов, осуществляющих
предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:
- государственный контроль (надзор) за деятельностью
предпринимателей;
- государственная регистрация юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей;
- налогообложение;
- лицензирование отдельных видов предпринимательской
деятельности;
- выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.
2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на
предпринимательские отношения с помощью создания условий,
влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
К ним относятся:
- прогнозирование и планирование;
- предоставление налоговых льгот;
- льготное кредитование;
- государственный (муниципальный) заказ и др.
13

Page 14

1.4 Условия и предпосылки государственного вмешательства
в предпринимательскую деятельность.
Только при наличии определенных условий и предпосылок
государство должно вмешиваться в экономику. Условия могут
быть и позитивными, и негативными.
Негативные условия — это всякого рода негативные явления и
тенденции в различных сферах человеческой деятельности,
которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую
деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и
явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе
отрицательного влияния на экономику. Роль государства
заключается в своевременном обнаружении этих тенденций и
явлений, причин их возникновения и принятии
соответствующих мер по их устранению.
Такими условиями для вмешательства государства могут быть:
требования национальной безопасности, социальная
напряженность в обществе, негативные явления в экономике
(спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы,
структурная несбалансированность, дефицит бюджета,
неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом
рынке, инвестиционный спад и др.), ухудшение окружающей
среды.
Одна из серьезнейших функций государства — своевременное
выявление и устранение предпосылок, т.е. не очевидных
14

Page 15

проявлений негативных условий и тенденций в экономике и
других сферах человеческой деятельности.
Под позитивными условиями понимаются различные
позитивные явления и процессы в различных сферах
человеческой деятельности, которые положительно влияют на
предпринимательскую деятельность и экономику страны в
целом. Роль государства в этом случае заключается в
своевременном их выявлении и принятии определенных мер по
их поддержанию.
Знание условий и предпосылок еще не достаточно для
государственного вмешательства, государство должно знать их
критерии, т.е. признаки, на основании которых можно было бы
произвести оценку их количественного соотношения.
Например, к негативным явлениям относятся инфляция,
безработица, спад промышленного производства, дефицит
бюджета, спад инвестиционной деятельности и др. Для
государственного вмешательства необходимо знать их критерии,
чтобы можно было выбрать адекватные меры воздействия для
их устранения.
Безработица — это неотъемлемый элемент рыночной
экономики. Определенный ее уровень — 4-6% численности
рабочей силы — считается нормальным, или оправданным и
называется естественным уровнем. Естественной считается
фрикционная и структурная безработица. Эта безработица
15

Page 16

связана с поиском более выгодной работы, сезонными
перерывами, а также с изменениями спроса на те или иные
профессии.
Поэтому государство должно регулировать безработицу только в
том случае, если она начинает превышать естественный уровень
(4-6%), т.е. когда начинается циклическая безработица,
связанная со спадом производства. Таким образом, критерием
для безработицы является ее уровень, скорректированный на
уровне естественной безработицы.
Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и
услуги, и как явление более сложное чем, безработица.
Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на
товары и услуги не являются постоянными величинами,
находятся в движении. Поэтому до определенного уровня
инфляция не представляет серьезной опасности, а более
высокий ее уровень может принести много бед для экономики и
общества в целом. Ибо по силе негативного влияния вряд ли
можно еще найти подобное явление. Поэтому государство
должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла
выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством,
зависят от уровня инфляции. Поэтому различают умеренную,
галопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается
инфляция, когда цены растут менее 10% в год галопирующая
характеризуется ростом цен от 10 до 200% в год, а при
16

Page 17

гиперинфляции цены растут еще быстрее.
Против инфляционные меры государства зависят не только от
уровня инфляции, но и причин ее породивших. Исходя из этого
различают инфляцию двух типов: инфляцию спроса и инфляцию
предложения. Каждая из них имеет свои особенности, поэтому
"лекарства" для их лечения тоже свои.
Дефицит бюджета — это превышение расходов государства над
его доходами. Государство должно стремиться, как показывает
опыт разных стран, не к сбалансированности бюджета, а к тому,
чтобы он не превышал конкурентную величину. В качестве этого
критерия выступают доля дефицита в валовом национальном
продукте и внутренний валовой продукт. Поэтому задача
государства заключается в том, чтобы не превысить заранее
определенную и допустимую величину этого критерия.
2. Государственный контроль как метод государственного
регулирования предпринимательства.
Государственный контроль в сфере предпринимательской
деятельности представляет собой систему проверки и
наблюд ени я за собл юден ием инд ив идуа ль ны ми
предпринимателями и организациями требований нормативных
актов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Порядок проведения государственного контроля (надзора)
17

Page 18

определен Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля», положения которого
распространяются на все виды государственного контроля
(надзора), за исключением мероприятий по контролю, при
проведении которых не требуется взаимодействие органов,
уполномоченных на осуществление государственного контроля
(надзора), муниципального контроля (далее также - органы
государственного контроля (надзора), органы муниципального
контроля), и юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются
обязанности по предоставлению информации и исполнению
требований органов государственного контроля (надзора),
органов муниципального контроля, а также не применяются к
действиям государственных органов при проведении
оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания,
проведении предварительного следствия, осуществлении
прокурорского надзора и правосудия, проведении
административного расследования, финансового контроля и
финансово-бюджетного надзора, налогового контроля,
валютного контроля, контроля на финансовых рынках,
банковского надзора, расследовании причин возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
18

Page 19

инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или
отравлений, несчастных случаев на производстве,
осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска
через Государственную границу Российской Федерации.
Особенности организации и проведения проверок при
осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного
контроля, контроля и надзора в сфере миграции,
государственного контроля (надзора) за деятельностью само
регулируемых организаций, лицензионного контроля,
государственного контроля и надзора в области обеспечения
транспортной безопасности, государственного строительного
надзора, контроля и государственного надзора в области связи,
контроля в области обращения и защиты информации, контроля
и надзора за обеспечением защиты государственной тайны,
контроля за оборотом оружия, контроля за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, контроля и
надзора в сфере труда, государственного надзора и контроля в
области обеспечения безопасности дорожного,
железнодорожного, воздушного движения, судоходства,
государственного контроля и надзора за промышленной
безопасностью, надзора по ядерной и радиационной
безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований
проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться
19

Page 20

другими федеральными законами.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны
уведомить о начале осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности уполномоченный
Правительством Российской Федерации в соответствующей
сфере федеральный орган исполнительной власти.
Уведомление о начале осуществления отдельных видов
предпринимательской деятельности представляется
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с
утвержденным Правительством Российской Федерации
перечнем работ и услуг в составе следующих видов
деятельности:
1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по
временному размещению и обеспечению временного
проживания;
2) предоставление бытовых услуг;
3) предоставление услуг общественного питания организациями
общественного питания;
20

Page 21

4) розничная торговля (за исключением розничной торговли
товарами, оборот которых ограничен в соответствии с
федеральными законами);
5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли
товарами, оборот которых ограничен в соответствии с
федеральными законами);
6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по
заказам автомобильным транспортом (за исключением
осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных
перевозок, а также для обеспечения собственных нужд
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
7) предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным
транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух
тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок,
осуществляемых для обеспечения собственных нужд
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
8) производство текстильных материалов, швейных изделий;
9) производство одежды;
10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
21

Page 22

11) обработка древесины и производство изделий из дерева и
пробки, за исключением мебели;
12) издательская и полиграфическая деятельность;
13) деятельность, связанная с использованием вычислительной
техники и информационных технологий (за исключением
указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты
государственной тайны).
3. Проблемы государственного регулирования бизнеса и
методы их решения.
3.1 Проблемы бизнеса в Российской Федерации.
Общество ждет от бизнеса создания новых производств и новых
рабочих мест, роста эффективности, стабильного поступления
налогов для исполнения государством социальных обязательств.
В период кризиса особенно недопустимыми являются излишние
административные барьеры ведения бизнеса.
Барьеры, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса,
можно условно разделить на внешние и внутренние для
предприятий.
Негативные внешние барьеры в основном связаны с
22

Page 23

неразвитостью правовой системы, отношений собственности и
слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной
определенностью и непредсказуемостью макроэкономической
ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и
исторически сложившимся монополизмом на многих рынках.
Внутренние барьеры - низкий уровень предпринимательской и
менеджерской культуры, наследие старой структуры и
содержания экономического образования.
Существуют проблемы, которые испытывают субъекты малого и
среднего бизнеса в области имущественной поддержки:
·отсутствие доступа к информации о наличии государственного
и муниципального имущества, сдаваемого в аренду,
подлежащего продаже (приватизации);
·длительность и сложность процедуры оформления и
регистрации субъектами МП сделок по использованию
имущества;
·высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;
·отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.
Отсутствуют реальные возможности в получении
предпринимателями необходимой информации по широкому
спектру интересующих их вопросов:
·нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок и
условия деятельности субъектов малого предпринимательства, а
также полномочиям контролирующих органов;
23

Page 24

·о состоянии рынка и конкуренции, ресурсах (в том числе,
сырьевых), необходимых для деятельности малых предприятий;
·о государственном имуществе, сдаваемом в аренду и
выставляемом на продажу;
·о государственном заказе и условиях проведения конкурсов.
Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не
только поддержать существующий сектор малого и среднего
бизнеса и вывести его из «тени», но и стимулировать появление
новых предприятий. Согласно данным проведенных
исследований, доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют
лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий из 880 тыс. Это
означает, что сегодня в России организации, предоставляющие
финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1%
потенциального рынка.
С одной стороны, государство должно заинтересовать банки в
кредитовании малого бизнеса путем субсидирования части
процентных выплат по банковским кредитам субъектам малого
и среднего бизнеса. Это привело бы к снижению рисков
реализации проектов в сфере малого бизнеса и уменьшению
сроков окупаемости инвестиционных проектов, повысив их
привлекательность для кредитующих организаций. С другой -
необходима система гарантий по кредитам, предоставляемым
субъектам малого и среднего бизнеса.
Государственные гарантии, как федерального уровня, так и
24

Page 25

субъекта РФ выдаются высшим органом исполнительной власти
в лице ее финансового органа. Финансовый орган подписывает
договор о гарантии (поручительстве) с кредитором, после чего
ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице
финансового органа обязан проводить финансовую проверку
принципала, а также проверку активов, которые предлагается
использовать в качестве залога.
Развитие малого и среднего бизнеса идет очень медленными
темпами, потому что банки не готовы предоставлять большие
суммы таким предприятиям, поэтому малому и среднему
бизнесу всегда не хватает денег для развития и расширения.
Общее направление банковской реформы должно соотноситься с
государственной политикой поддержки малого и среднего
бизнеса, прежде всего, потому, что наметившаяся тенденция в
понимании банковской реформы может привести к
насильственному «вымыванию» небольших банков и, как
следствие, к негативным последствиям для финансирования и
обслуживания малого и среднего бизнеса.
Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса
Важнейший инструмент государственного воздействия на
предпринимательство в рыночной экономике - налоговая
политика, выполняющая две основных функции: фискальную,
связанную с необходимостью формирования доходов
государственного и местных бюджетов, и стимулирующую,
25

Page 26

направленную на поддержку конкретных сфер деятельности,
секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике
государство, прежде всего, реализует фискальную функцию. С
1992 г. во всех опросах представителей малого бизнеса в целом
и его различных групп проблема налогообложения прочно
занимает первое место.
В настоящее время в России действуют три системы
налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого
и среднего бизнеса: общепринятая и два особых режима - 1)
упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2)
система налогообложения вмененного дохода. Применение
общепринятой и упрощенной системы налогообложения
ограничивается действием «единого налога» на вмененный
доход, переход на который является обязательным для
значительного числа видов деятельности в случае принятия на
территории региона соответствующего закона. На сегодняшний
день региональные законы приняты в подавляющем
большинстве субъектов Российской Федерации.
Большинство субъектов малого и среднего бизнеса облагается
налоги по общепринятой системе, то есть они уплачивают
действующие налогов всех видов (с некоторыми льготами,
различающимися по регионам). По последним оценкам,
численность малых предприятий, работающих по этой системе,
составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных
26

Page 27

предпринимателей без образования юридического лица - около
2,5 млн. человек. По упрощенной системе работает только 50
тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех
зарегистрированных МП) и 110 тыс. индивидуальных
предпринимателей (или всего 3% их общего числа).
Однако введение в действие единого налога на вмененный доход
ликвидировало возможность применения упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности для широкого круга
субъектов малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день
единый налог на вмененный доход действует более чем в 80
субъектах Российской Федерации.
Применяемый в соответствии с Законом РФ №148-ФЗ от
31.07.1998 единый налог на вмененный доход является
обязательным, и самостоятельный переход налогоплательщика,
осуществляющего определенный вид деятельности, на другую
систему не допускается.
Таким образом, действующая в настоящее время система
налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса
существенно препятствует развитию малого и среднего бизнеса
в России.
Введение Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ
значительно сузило льготы малого и среднего бизнеса. В
сочетании с увеличением объема налоговой отчетности сужение
возможностей финансовой поддержки малого и среднего
27

Page 28

бизнеса со стороны государства и сокращение льгот в очередной
раз ставят добросовестные малые предприятия на грань
разорения.
Наконец, непродуманное и поспешное введение единого
социального налога вызвало, по существу, двойное
налогообложение малого и среднего бизнеса, уплачивающих
налог на вмененный доход. Усиление иррационального
налогового пресса привело к еще большему уходу малого и
среднего бизнеса в «теневую экономику». Введение этого налога
можно рассматривать как яркий пример безответственного
отношения ряда органов власти к своим обязанностям в
проведении провозглашенной политики поддержки малого и
среднего бизнеса, несогласованности их действий.
Непродуманная налоговая политика, по существу, укрепляет
криминальные структуры, активно курирующие «теневую
экономику».
3.2 Методы государственного регулирования бизнеса.
Одним из инструментов государственной финансовой
поддержки малого и среднего бизнеса является система фондов
(Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, 75
государственных региональных и более 170 муниципальных
фондов).
28

Page 29

В 2012 году расходы федерального бюджета на реализацию
программы поддержки предпринимательства составят 24 млрд.
рублей, в том числе:
16 млрд. рублей - субсидии регионам по линии
Минэкономразвития России, включая 2 млрд. рублей на
поддержку инноваций, 2 млрд. рублей на моногорода и 1 млрд.
руб. на Северный Кавказ;
1 млрд. рублей - Фонд содействия развитию предприятий в
научно-технической сфере целевым образом на программу
поддержку компаний, созданных высшими учебными
заведениями;
2 млрд. рублей - квота в программе Мин пром торга на
поддержку экспорта;
5 млрд. рублей - квота в Фонде ЖКХ для размещения заказа
среди малых компаний. При этом в бюджетах регионов расходы
на поддержку малого и среднего предпринимательства остались
на уровне 2010 года.
Поданы заявки от всех регионов на сумму свыше 24 млрд.
рублей.
Задача увеличения финансовых активов всей системы фондов
может войти в число государственных мер при реализации
финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Задачи
системы фондов логически следуют из определенных Законом
29

Page 30

РФ №88 «О го сударственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» основных
функций государственных и муниципальных фондов.
Значительный интерес с точки зрения изучения и
распространения положительного опыта представляет Фонд
содействия развитию малых форм предприятий в научно-
технической сфере.
Правительством России установлено, что в Фонд ежегодно
направляются 1,5% средств федерального бюджета, выделяемых
на гражданскую науку (311 млн. рублей). Дополнительными
(внебюджетными) источниками средств Фонда являются:
возвратные средства от ранее профинансированных проектов
(45 млн. рублей), целевые взносы предприятий (8 млн. рублей),
привлеченные средства международных программ (10 млн.
рублей). Фонд поддерживает проекты НИОКР малых
инновационных предприятий, если доля средств Фонда в
проекте не превышает 50%.
Представительства Фонда активно работают в 25 регионах
Российской Федерации.
Около 15,0% средств Фонда направляется на создание и
поддержание сети инновационно-технологических центров (в
России создано около 30 ИТЦ с общей площадью 100 тыс. кв.
метров, предоставленной для размещения на льготных условиях
сотням малых предприятий), развитие инфраструктуры
30

Page 31

трансферта технологий, вовлечение студенчества и молодых
ученых РАН и университетов в инновационно е
предпринимательство, поддержку участия компаний в
выставках, семинарах, подготовку менеджеров.
Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве
свыше 1000 запатентованных изобретений, выпустили на их
основе продукции на десятки миллиардов рублей. Налоговые
отчисления этих предприятий государству в 2,4 раза превысили
сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость их
основных фондов увеличилась в 11,3 раза, а выработка на
одного работающего в 12,7 раза (в компаниях по
информационным технологиям достигла 1,5 млн. рублей), на
фирмах созданы тысячи новых рабочих мест.
Создание благоприятных условий для развития системы
микрофинансирования малого и среднего бизнеса связано с
необходимостью совершенствования законодательства в части:
·закрепления возможности участия юридических лиц в
кредитных кооперативах;
·разрешения страхования финансовых рисков в обществах
взаимного кредитования;
·законодательного закрепления возможности создания
многоуровневой системы не банковских микрофинансовых
организаций.
·необходимо принять федеральный закон «О микрофинансовой
31

Page 32

деятельности», направленный на установление цивилизованных
принципов деятельности вне банковского кредитования малых
(в первую очередь начинающих компаний).
4. Наиболее актуальные и перспективные виды бизнеса в
России.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
опубликовала предварительные результаты сплошного
наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства,
которое проводилось в 2011 году. По результатам исследования,
каждый пятый занятый в экономике России работал в секторе
малого и среднего бизнеса.
В перечень направлений приоритетных государственных
программ входят такие сферы, как сельское хозяйство, экология,
IT и инновации. В ближайшем будущем именно эти сегменты
привлекут к себе новых потребителей. Их успех гарантирует
соответствие последним рыночным трендам и запросам
общества.
1)Бизнес - виртуальный, доход – реальный.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день IT технологии
растут впечатляющими темпами. Это один из наиболее
перспективных видов бизнеса. Согласно данным Всемирного
32

Page 33

банка, общемировой объем рынка информационно-
коммуникационных технологий составляет $3,279 трлн, из
которых на долю России приходится 1,8% общемировых затрат
на ИКТ (1770 млрд руб.). Несмотря на столь незначительную
долю IT-рынка в общемировом объеме, эксперты единогласны:
правильное вложение денег в России в эту сферу может
принести реальный доход. Одно из перспективных направлений
в IT - мобильный интернет. Число его приложений постоянно
растет. Согласно данным исследования компании BergInsight, к
2015 году пользователи по всему миру будут ежегодно скачивать
около 100 млрд мобильных приложений для смартфонов и
планшетов. А выручка достигнет $12 млрд, против $2,15 млрд в
2010 года. Огромными темпами повышается популярность
онлайн-покупок. Согласно рейтингу Forbes, самым прибыльным
российским онлайн-магазином за 2011 год является гипермаркет
«Утконос», торгующий товарами средней и высшей категории.
Общая прибыль кампании за минувший год составила $300 млн,
когда как известный бренд «Озон», лидирующий в последние
годы, заработал почти в половину меньше -$184 млн.
2)Чистое дело.
По данным аналитиков, благоприятной деятельностью для
инвестиций является бизнес по переработке мусора.
Во-первых, в данном сегменте практически отсутствует
33

Page 34

конкуренция, тогда как самого сырья хватает на всех – на одного
человека приходится около 250 кг бытовых отходов за год.
Кроме того, предприниматель может организовать прием
различных типов мусора. Высокая рентабельность производства
превращает переработку в весьма доходный бизнес: так из 1 кг
пластиковых отходов можно получить до 0,8 кг вторичного
сырья. Чтобы организовать цех по переработке одного из видов
ТБО, потребуется от $50 до $300 тыс. При условии хорошо
налаженного сбыта, в том числе и вторсырья от отходов, срок
окупаемости составит от 10 месяцев до 1,5 – 2 лет. Согласно
наблюдениям экспертов, рентабельность успешного
предприятия составляет от 40 до 82%. На этапе старта в
строительство комплекса по переработке всех видов твердых
бытовых отходов необходимо вложить около $20 млн.
3)E-learning.
Согласно данным аналитиков американской исследовательской
организации AmbientInsight и российского портала
Smarteducation, объем рынка дистанционного обучения в России
и СНГ ежегодно увеличивается от 20% до 40%, а в отдельных
сегментах рост достигает 80%. Это объясняется увеличением
интереса к дистанционному обучению, так называемому e-
learning. Причем популярность такой формы образования растет
как среди крупных компаний, желающих сократить расходы на
34

Page 35

повышение квалификации и переподготовку персонала, так и
среди учебных заведений. По данным исследований компании
WebSoft, в ближайшие годы рост услуг бизнес-образования в
России составит 25%. При сохранении этого прогноза в 2012
году денежный объем рынка дистанционного бизнес-
образования может составить 1,7 млрд рублей.
В конце февраля во втором чтении Госдума приняла
законопроект, устанавливающий право образовательного
учреждения на использование электронного обучения, в том
числе дистанционных образовательных технологий во всех
реализуемых им образовательных программах. Благодаря чему
даже в самой глубинке человек, имеющий доступ к сети
Интернет, сможет учиться в престижных Высших Учебных
Заведениях страны. На сегодняшний день эффективность
онлайн-образования подтвердили аналитики компании SRI
International, исследовавшие успеваемость очных и
«виртуальных» студентов в течение 12 лет. Результаты показали,
что студенты, которые обучались посредством Интернета,
сдавали тесты на 9% лучше.
4)Здоровые тенденции.
Весьма прибыльным видом бизнеса аналитики назвали
предоставление медицинских услуг. Экспертный клуб
35

Page 36

промышленности и энергетики выделил теле медицину, как
основной тренд, который в будущем радикально поменяет всю
систему обслуживания. Интерактивная коммуникация между
врачом и пациентами, предоставит получение онлайн-
консультаций с помощью сети Интернет и телевизионных
устройств. В самом ближайшем будущем идея теле медицины
получит полномасштабное воплощение в первую очередь в
городах-миллионниках. Простое подключение теле
медицинского центра обойдется сегодня в $5-17 тыс ,без учета
дополнительных расходов (подключение к каналу связи, плата за
трафик, стоимость дополнительной аппаратуры). По словам
аналитиков, это по карману большинству медицинских
организаций даже в самых удаленных районах.
Уже известно, что теле медицинская консультация, к примеру, в
центре сердечно-сосудистом центре столицы России обойдется в
1 тыс. рублей, что на 25 % дешевле посещения врача в
столичной больнице, а оказанная услуга будет являться не менее
полноценной. Организация телеконсультационного центра
обойдется медицинским учреждениям в $22-32 тыс., без учета
расходов на связь.
5)Альтернатива для автолюбителей.
36

Page 37

Продолжая тему привлекательных видов бизнеса, стоит
отметить производство биотоплива. Основными источниками
сырья для которого являются: кукуруза, тростниковый сахар,
растительное масло (пальмовое, рапсовое и соевое), пшеница,
отходы сельскохозяйственного производства, а также и
продукция растениеводства и лесоводства с необходимым
содержанием целлюлозы. На сегодняшний день единственный в
России завод по производству биотоплива заработал во
Владикавказе только с начала этого года. Инвестиции в проект
составили около 1 млрд рублей. Это единственное в России
место, где заливают отечественный биобензин высоких
европейских стандартов. Выйти на проектную мощность – а это
примерно 200 тысяч литров в сутки – предприятие пока не
может: спрос на продукцию еще невелик. Покупателей смущает
цена. В России биоэтанол облагается акцизом, так же как и
алкогольная продукция (ставка акциза на этиловый спирт из
всех видов сырья составляет почти 30 рублей за литр). Зато
осетинский биоэтанол с радостью покупают скандинавские
страны, в законодательстве которых прописана обязательная
норма этого вида топлива. Биотопливо во всем развитом мире
медленно, но верно замещает традиционные энергоносители.
Есть все предпосылки, что Европа, при сохранении нынешних
темпов роста производства биотоплива может полностью
отказаться от импорта нефти из России уже к 2017 году. Что же
37

Page 38

касается России, то в настоящий момент Группа Компаний
Корпорация «Газ Энерго Строй» реализует проект по
строительству более 50 биогазовых электростанций в 27
регионах России. Суммарная мощность станций превысит 120
МВт, а общая стоимость проектов составит от 58,5 до 75,8 млрд
рублей. Планируется, что станции введут в эксплуатацию уже в
2012 — 2013 годах.
5)Дорогу новому.
Отдельно хотелось бы выделить инновации. В последнее время
это тема номер один как для российского правительства, так и
для представителей бизнеса. Мировая практика показывает, что
именно бизнес-структуры играют ключевую роль в разработке и
внедрении инноваций. Доля затрат корпораций на исследования
и разработки в общенациональных затратах превышает 65%. К
примеру, по данным The 2010 EU Industrial R&D
InvestmentScoreboard, суммарный объем затрат российского
корпоративного сектора на научно-исследовательские, опытно-
конструкторские и технологические работы (НИОКР) более чем
в 2 раза уступает бюджету на исследования и разработки
компании Volkswagen (2,2млрд против 5,79 млрд евро).
Лидерами по объему инвестиций в НИОКР в России выступают
машиностроительные компании, но даже у них отношение
затрат на НИОКР к выручке не превышает 2%.
38

Page 39

Согласно рейтингу издания «Эксперт», самой крупнейшей
компанией в России по итогам 2011, реализующей
инновационные проекты года стал энергетический холдинг ОАО
«Рус гидро», создающий опытно-промышленные энергоблоки
для увеличения установленной мощности за счет использования
тепла сбросного сепарата. По мнению генерального директора
Свердловского агентства поддержки малого бизнеса Владимира
Брылина: «Случаи, что связанные с инновациями – единичны.
Это направление самостоятельно развивать себя пока не может,
потому и нужна помощь в виде субсидий. Для таких
предприятий нет пока экономической ситуации, которая бы
позволила вкладываться в развитие самостоятельно. Это не
реальный сектор рынка. А лишь отдельный случай из общего
поля». В свою очередь пресс-секретарь Инфраструктурного
Хаба малого и среднего предпринимательства Свердловской
области Денис Снетков сказал, что инновационная деятельность
«позволяет занять компании монопольное положение на рынке
и, соответственно, заработать больше». В пример он привел
проект, которому Инфраструктурный Хаб Свердловской области
помог получить субсидии. Этот не тонущий костюм Raftlayer,
ставший спасательным средством, уже произвел фурор в
рыбацком мире. Размер инвестиций в создание этого
производства составил 800 тыс. рублей, а срок окупаемости – 1
год. На сегодняшний день этот бизнес обеспечен заказами на 2
39

Page 40

года вперед. Так, пока в России государство и крупный бизнес
выясняют, кто, кого и как должен стимулировать к внедрению
инноваций, в стране самотеком начинает зарождаться новый
класс предпринимателей, для которых инновации – основной
источник прибыли.
40

Page 41

Заключение
Существующая правовая система России все еще не может
обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей.
Официальное право оказалось оторванным от реальных
процессов, происходящих в социально-экономической жизни
России. Именно поэтому большая часть экономической, в том
числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее
пределами. «Вакуум права», отсутствие эффективных правовых
норм, поддерживающих современные социально-экономические
процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму,
недоверию людей к государству вообще.
Для обоснованного определения направлений первоочередного
внимания государства к предпринимательству следует
обратиться к принципам предпринимательской деятельности.
Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие
направления приоритетного приложения усилий:
. стимулирование развития передовых технологий,
обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий
производства, (включая интеллектуальные управленческие
технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в
целом, эффективности производственного процесса;
. развитие соответствующих образовательных и обучающих
программ, программ информационной и консультационной
41

Page 42

поддержки;
. развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы
своевременного запуска процедур санации и банкротства с
целью освобождения «места под солнцем» для более
эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых
условий для более эффективного разделения труда «по
горизонтали» (следствие принципа 2);
. развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений
между различными уровнями по вертикали (город / район,
регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное
партнерство в области создания нормативно-правовой базы,
исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях -
для более эффективного разделения труда «по вертикали»;
. развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как
физических, так и не физических - политических, правовых,
экономических, социальных, культурных, технологических)
Развитие нижеизложенных аспектов позволит государству
наиболее эффективно регулировать предпринимательство и
создаст оптимальные условия для его развития в России.
. Формирование инфраструктуры развития
предпринимательства;
. Нормативно - правовое обеспечение предпринимательства;
. Развитие прогрессивных финансовых технологий;
. Научно - методическое и кадровое обеспечение
42

Page 43

предпринимательства (организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров для малых предприятий),
взаимодействие со средствами массовой информации и
пропаганда предпринимательской деятельности;
. Создание льготных условий использования субъектами
предпринимательства государственных финансовых,
материально-технических и информационных ресурсов, а также
научно-технических разработок новых технологий;
. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов
предпринимательства, лицензирования их деятельности,
сертификации их продукции, представления государственной
статистической и бухгалтерской отчетности;
. Международное сотрудничество в сфере предпринимательства
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов
предпринимательства, включая содействие развитию их
торговых, научно-технических, производственных,
информационных связей с зарубежными государствами;
В рамках работы были рассмотрены теоретические подходы к
вопросам государственного регулирования
предпринимательской деятельности, обоснована необходимость
государственного воздействия на экономику и
предпринимательство, выделены основные направления и
формы государственного регулирования предпринимательской
деятельности.
43

Page 44

Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке
малого и среднего бизнеса (льготное налогообложение,
кредитные преференции, формы и способы обеспечения его
материальными ресурсами, разработка и принятие законов об
инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый
специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению
субъектов малого предпринимательства, правовых программ
борьбы с криминальными структурами и др.), государственные
органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени
социальное положение в малом и среднем бизнеса, интересы
занятых в нем работников, степень их приверженности к
рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен,
предполагаемые перспективы.
Только в этом случае государственная поддержка малого и
среднего предпринимательства окажется эффективной, будет
способствовать его дальнейшему становлению и развитию в
интересах экономики всей страны, а не отдельных
хозяйственных групп и структур.
44

Page 45

Список используемых источников:
1) Конституция Российской Федерации. (принята всенародным
голосованием 12.12.1993).
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31.07.1998 N
145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция
от 01.01.2014)
3) Гражданский кодекс РФ. Части I, II, III. от 30.11.1994 №51-ФЗ,
[с послед. изм. и доп.].
4) Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000
№117-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая
редакция от 05.04.2013)
5) Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006)
"О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации".
6) Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ (ред. от
24.07.2002) "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности"
6) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от
12.03.2014) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля".
7) «Основы менеджмента» Г.Я. Гольдштейн. Учебное пособие,
изд. 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ,
2003 г.
45

Page 46

8) «
Предпринимательское право» В.Т. Батычко. Конспект
лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
9) http://aktualno.ru
10) http://all-startups.ru
11)
http://www.bank24.ru
12) http://be5.biz
13) http://www.consultant.ru
46

Информация о работе Государственное регулирование бизнеса: понятие, цели, виды, проблемы