Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:11, реферат
Как и любая отрасль права, гражданское право состоит из правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения. Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, необычайно обширен...
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие субъекта гражданских правоотношений…………………………….4
2.Граждане как субъекты гражданского права…………………………………5
3.Юридические лица как субъекты гражданского права……………………..15
4.Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права…………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34
Приобретение и, в какой-то степени, осуществление прав и обязанностей – прерогатива так называемого органа юридического лица, лица (единоличный орган) или группы лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то полномочий. В соответствии со статьей 53 Гражданского Кодекса именно через свои органы юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица. Юридические лица могут иметь как один орган (например, директор, правление), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут либо назначаться (если у юридического лица один учредитель), или избираться (если участников или учредителей несколько). В тоже время, гражданские права и обязанности для юридических лиц могут приобретать их представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридических лиц.
Как уже
отмечалось выше, правосубъектность
тесно связана с признаками, индивидуализирующими
конкретного субъекта права. В
случае с юридическими лицами
индивидуализирующими его
Место нахождения юридического лица, как правило, определяется местом его государственной регистрации (если в учредительных документах юридического лица не установлено иное). Определение точного места нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения в отношении него обязательств и решения множества других вопросов.
Наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Все некоммерческие, а также некоторые коммерческие организации должны включать в свое название также указание на характер деятельности. Можно также упомянуть такое понятие, как фирма. Фирма или фирменное наименование является названием коммерческой организации – личное неимущественное право коммерческой организации, неотделимо от самой организации и может отчуждаться только вместе с ней.
Вместе с
тем, в гражданском обороте
необходимо
Производственная марка – описательный способ индивидуализации товара. Производственная марка должна в обязательном порядке помещаться на сам товар или его упаковку и должна включать в себя фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, перечень потребительских свойств товара и т.д. Производственная марка может применяться без специальной регистрации, но она, в тоже время, не пользуется правовой защитой;
Товарный знак – эмблема или логотип. Используется для отличия от однородных товаров других производителей. Использование товарного знака является субъективным правом товаропроизводителя и возможно только после регистрации знака в Патентном ведомстве. В отличие от производственной марки, как правило, не содержит конкретной информации о товаре (производитель, потребительские качества и т.д.).;
Знак обслуживания – приравнен к товарному знаку и используется организациями, не производящими товары, но занимающимися деятельностью по оказанию услуг;
Наименование
места происхождения –
Юридические
лица, в зависимости от характера
участия государственных
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;
Нормативно-явочный
порядок создания юридического лица
не требует согласия каких-либо третьих
лиц, включая государственные
Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому можно считать, что сейчас такой порядок регистрации юридических лиц не применяется.
Наряду с
законодательством, правовой
Учредительный
договор можно считать
Как уже
отмечалось выше, каждое юридическое
лицо должно быть
Министерство юстиции Российской Федерации и его местные управления - в отношении общественных и религиозных учреждений;
Местные органы
власти (районные администрации) –
в отношении товариществ
Государственная
регистрационная палата и ее местные
отделения – в отношении
Центральный Банк – в отношении коммерческих банков.
Для процедур
регистрации юридических лиц
законом также оговорены
Прекращение
деятельности юридического
При реорганизации
юридических лиц все права
и обязанности реорганизуемого
лица или часть их переходят
к иным субъектам права, то
есть происходит
путем слияния нескольких организация в одну новую;
путем разделения юридического лица на несколько новых организаций;
путем присоединения юридического лица к другому;
путем выделения из состава организации других юридических лиц;
путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.
Как правило,
реорганизация проводится по
решению участников
При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает, как минимум, один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.
Во многих
случаях проведение
Так как реорганизация юридического лица может существенно затрагивать интересы кредиторов, обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков.
Ликвидация
юридического лица
Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. Например, коммерческие организации (за исключением казенных предприятий), потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства). Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации как утрата имущества, т.е. уменьшения стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала. В обоих этих случаях ликвидация может проводиться как добровольно, так и принудительно.
Порядок ликвидации юридического лица состоит из нескольких этапов и урегулирован статьями 61-64 Гражданского кодекса. Эти этапы таковы:
Участники
организации, ее
Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок должен быть не менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;
Ликвидационная
комиссия оценивает состав
В соответствии
с промежуточным
После погашения
кредиторской задолженности
Исходя из
организационных,
В зависимости
от формы собственности,
Информация о работе Граждане и юридические лица как субъекты гражданского права