Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:25, реферат
Задачей данной работы является изучить, как происходит производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Целями работы являются:
- рассмотрим сущность и содержание гражданско – процессуальной формы разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений;
- определить правовую природу дел, возникающих из публичных правоотношений;
- раскрыть признаки гражданских дел, рассматриваемых в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений;
- охарактеризовать особенности рассмотрения дел.
Введение.
Как писал один из известных ученых Д.М. Чечот, что вид гражданского судопроизводства есть определяемый характером и спецификой подлежащего защите материального права или охраняемого законом интереса процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения определенных групп гражданских дел в суде первой инстанции.
Гражданский процессуальный кодекс делит все гражданские дела, подлежащие ведению суда общей юрисдикции, на шесть видов:
1. исковые дела;
2. дела приказного производства;
3. дела, возникающие из публичных правоотношений;
4. дела особого производства;
5. дела, возникающие из решений третейских судов;
6. дела, возникающие из решений иностранных судов и иностранных арбитражей.
Там не менее еще не означает наличие шести видов гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции. Вид гражданского судопроизводства характеризуется не только наличие особых правил рассмотрения и разрешения определенных групп гражданских дел. Необходима определенная совокупность общих свойств, при наличии которых можно было бы говорить об отдельном виде, гражданского судопроизводства в рамках единой гражданской процессуальной формы.
Таким образом, задачей данной работы является изучить; как происходит производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Целями работы являются:
- рассмотрим сущность
и содержание гражданско –
процессуальной формы
- определить правовую природу дел, возникающих из публичных правоотношений;
- раскрыть признаки гражданских дел, рассматриваемых в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений;
- охарактеризовать особенности рассмотрения дел.
Так как задача поставлена, цели определены, можно перейти к рассмотрению первого вопроса указанного в плане.
1. Сущность
и содержание гражданско –
процессуальной формы
Рассмотрение и разрешение в судах общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений, представляет собой вид гражданского судопроизводства в рамках единой гражданско – процессуальной формы.
Ранее этот вид гражданского судопроизводства назывался «производство по делам, возникающим из административно – правовых отношений». К делам такого рода относились однако не только конфликты в сфере собственно административно – правовых отношений (обжалование постановлений об административных взысканий, обжалование постановлений, ущемляющих права и свободы граждан), но также дела по жалобам на неправильность в списках избирателей и дела по взысканию недоимок по государственным и местным налогам и сборам. Таким образом, название этого вида гражданского судопроизводства никогда не отличалось точностью и всегда воспринималось как некая условность, признанная обозначить сферу судебного контроля над защитой важнейших прав граждан от произвола властей вне рамок искового производства.
Тем не менее, с течением времени это несоответствие приобрело вызывающие размеры. Развитие законодательства, и в первую очередь принятие Конституции РФ (ст. 46), показало, что вместо единичных случаев, прямо формулируемых законом, суд получил сплошное поле судебного контроля за действиями властей всех уровней и рангов: не только любые действия исполнительной власти, нарушающие права и свободы граждан, но и акты, нарушающие права и охраняемые интересы юридических лиц, стали подконтрольны суду, получившему всеобъемлющее право проверки соответствия таких актов Конституции РФ и действующим законам. Более того, с определенного момента подконтрольной суду стала и законодательная власть: суд приобрел право проверки легитимности (законности) принимаемых нормативно – правовых актов. В то же время эта сфера гражданского судопроизводства лишилась дел о взыскании налоговых недоимок – они либо перешли в юрисдикцию арбитражных судов (недоимки с индивидуальных предпринимателей) либо поменяли вид судопроизводства на общий – исковой.
Сказанное позволит понять, зачем понадобилась смена названия. Новое имя также не очень удачное: в целом не до конца ясно, какие правоотношения следует относить к публичным, поскольку делать это приходится в основном следуя доктрине, а не указанием закона. Конституция РФ, например, широко использует предикат «частный», но только применительно к собственности, правам человека, системе здравоохранения, но ничего прямо не говорит о делении отраслей права. Но зато это название более точное: все дела этого вида, различные по отраслевой принадлежности, объединяет общее отношение к конфликтам в области применения бесспорно публичных отраслей права – конституционного и административного. «Названием этого вида судопроизводства подчеркивает, с одной стороны, публичный характер правоотношений, являющихся объектом судебного исследования, а с другой – участие в гражданском деле носителя властных полномочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти местного самоуправления, органа общественного объединения)»1
Принадлежность данного вида гражданского судопроизводства к единой гражданско – процессуальной форме обусловливает, и применение единых правил рассмотрения и разрешения гражданских дел: дела, возникающие их публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства (ч. 1 ст. 246 ГПК).
Иллюстрацией этого принципа является указание Пленума Верховного Суда РФ, обращающего внимание судов на то, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений.2
Вместе с тем сам факт существования названного вида судопроизводства предопределяется особенностями конституционных и административных правоотношений, выступающих в качестве предмета судебного разбирательства.3 Они не могут не предъявлять особые требования к порядку рассмотрения и разрешения соответствующих дел. Отсюда понятно, что общие правила искового производства в определенных случаях должны корректироваться либо дополняться применением специальных правил, учитывающих особенности дел данного вида.
Дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, коллегиально по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23-26 ГПК и другими федеральными законами.
Данные особенности возникли не вдруг, а сформировались развитием института судебного контроля за действиями законодательной и исполнительной власти. В подавляющем большинстве своем эти особенности уже проверены практикой. Историческими предшественниками современного ГПК в этой сфере был ГПК РСФСР (гл.22-24), федеральные законы от 12 июня 2002г.№67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»4, от 10 января 2003г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»5, от 19 мая 1995г.№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях»6, от 20декабря 2002г. №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»7, от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в РФ»8
Защита прав граждан от действия (бездействия) органов государства и его должностных лиц относится к числу проблем, существующих во всех странах. Истоки этой проблемы в двойственном положении государства: оно связано собственными законами и международными принципами, признающими приоритет прав и свобод человека. С другой стороны, наличие этих ограничений стесняет государство в достижении целей текущей политики. Таким образом, государство, призванное охранять и защищать права своих граждан, в лице своих органов, должностных лиц, государственных служащих способных нарушать их права.
Решению этой проблемы служат разделение властей и судебный контроль за действиями законодательной власти.
Судебный контроль установлен за законностью нормативных актов, за законностью действий должностных лиц, применяющих нормы права по отношению к гражданам, за соблюдением прав граждан при проведении выборов и референдумов. Он существует сегодня в форме судопроизводства в Конституционном Суде РФ, судопроизводства в судах общей юрисдикции и судопроизводства в арбитражных судах.
Для судов общей юрисдикции ГПК определяет порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в подразделе 3 (гл.23 – 26).
К таким делам относятся дела (ст. 245):
1) по заявлениям граждан,
организаций, прокурора об
2) по заявлениям об
оспаривании решений и действий
(бездействия) органов
3) по заявлениям о
защите избирательных прав или
права на участие в
4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Рассмотрение и разрешение
дел, связанных с защитой прав
граждан против действий (бездействий)
органов государства и
1.1. Особенности судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Существование в гражданском судопроизводстве отдельного от искового производства, производство по делам, возникающим из административно – правовых отношений, объяснялось традиционно двумя главными обстоятельствами:
1) неравноправным положением
участников (сторон) в регулятивных
(конституционных,
2) специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов управления по отношению к гражданам и в отдельных случаях – к организациям.
Именно это предопределяет основные особенности рассмотрения и разрешения в судах дел данной категории. В – первых, дело здесь возбуждается путем предъявления заявления, а не предъявления иска. Во – вторых, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных правоотношениях здесь не применимы некоторые категории искового производства, а именно: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований, исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречного заявления, аналогичного встречному иску, и т. д. В – третьих, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства (ч.2 ст.246 ГПК). В – четвертых, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявлены требований (ч.3 ст. 246 ГПК). В – пятых, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку в судебном заседание представителя органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 минимальных размеров оплаты труда (ч.4 ст. 246 ГПК).
Возбуждение дела. Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица.
В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).