Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:47, реферат
В основе комплексной системы информационной безопасности любого объекта лежат следующие методы защиты:
- правовые (международные, государственные, местные, ведомственные)
- организационные (создание служб безопасности и введение режима защиты информации, подготовка и переподготовка кадров, системы лицензирования и сертификации в области защиты информации);
технические (программные, аппаратные, криптографические средства, физические ограждения и препятствия).
Введение
В основе комплексной системы информационной безопасности любого объекта лежат следующие методы защиты:
технические (программные, аппаратные, криптографические средства, физические ограждения и препятствия).
Применение каждого метода защиты информации регламентируется нормативно-правовыми документами, т.е. законами и подзаконными актами, которые в своей совокупности образуют правовую базу информационного законодательства. В свою очередь информационное законодательство регулирует общественные отношения в области создания, использования и защиты информации. Применять средства и методы защиты можно только к материальным объектам, поэтому объектами защиты информации всегда являются физические носители информации, т.е. персонал, документы и технические средства.
Особенно актуальными в настоящее время являются вопросы защиты информации ограниченного доступа, к которой относится государственная тайна и информация конфиденциального характера. Правовое обеспечение защиты информации зависит от вида и характера носителей информации.
Наличие различных источников угроз, ведение бумажного и электронного делопроизводства конфиденциального характера требуют разграничения прав, обязанностей и компетенции коммерческих и некоммерческих структур, юридических и физических лиц, а также установления мер административной и уголовной ответственности.
Основные положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ (ред. от 28.12.1013).
Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
2. Положения настоящего
Федерального закона не
Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;
2) принимать меры по защите информации;
3) ограничивать
доступ информации, если такая
обязанность установлена
Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения,
передачи, производства и
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
3) открытость информации
о деятельности
4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
5) обеспечение безопасности
Российской Федерации при
6) достоверность информации
и своевременность ее
7) неприкосновенность частной
жизни, недопустимость сбора, хранения,
использования и
8) недопустимость установления
нормативными правовыми актами
каких-либо преимуществ
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение
защиты информации от
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение
несанкционированного доступа
2) своевременное
обнаружение фактов
3) предупреждение
возможности неблагоприятных
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность
незамедлительного восстановления
информации, модифицированной или
уничтоженной вследствие
6) постоянный
контроль за обеспечением
Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.
Список литературы.