Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:11, реферат
проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) «бакалавр»)» (интернет-сайт Минобрнауки России – http://mon.gov.ru/dok/npa/mon/5932).
Экспертное заключение
№ 2-минобр от 8 октября 2009 года
независимой антикоррупционной экспертизы
проекта нормативного правового акта
Предмет экспертизы:
проект приказа Министерства
образования и науки Российской
Федерации «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования по направлению подготовки
120700 Землеустройство и кадастры (квалификация
(степень) «бакалавр»)» (интернет-сайт
Минобрнауки России – http://mon.gov.ru/dok/npa/mon/
Основание для проведения экспертизы:
Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Экспертиза проведена в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195 «Об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» и в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196.
Экспертизой проведен комплексный анализ проекта приказа совместно с:
Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Земельным кодексом Российской Федерации;
федеральными законами от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры» (квалификация (степень) «бакалавр»)» (далее - проект приказа) утверждает в соответствии с полномочиями Минобрнауки России федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по указанному направлению подготовки, который с 1 января 2010 года подлежит применению в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
В пункте 4.4 раздела IV «Характеристика профессиональной деятельности бакалавров» приложения к проекту приказа в составе профессиональных задач в соответствии с видом профессиональной деятельности бакалавров, включающим земельно-имущественные отношения, прогнозирование, планирование и проектирование землепользования и иных вопросов, связанных с этой деятельностью, – проектной деятельности, указаны:
«сбор и анализ исходных данных для проектов и схем…градостроительства и планировки населенных мест, территориального планирования…;
участие в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектов и схем… градостроительства и территориального планирования;
участие в разработке проектной
и рабочей технической
контроль соответствия проектов и технической документации по … территориальному планированию… и другим нормативным документам;».
Указанная проектная деятельность является градостроительной деятельностью, которая не входит в область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры», а относится к направлению 270000 «Архитектура и строительство» или «Градостроительство» (проект Минобра России, код подготовки № 151м).
При этом следует отметить, что указанный текст проекта приказа содержит термины, виды документации и этапы её подготовки, не предусмотренные в современной градостроительной деятельности и не применяемые в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Выводы:
Указанная норма проекта приказа содержит положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, является коррупциогенной нормой, т.к. включает коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти, выражающееся в установлении:
- завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (выполнение устанавливаемых профессиональных требований требует специальной подготовки, невозможной в рамках одной специальности);
- своего правового регулирования при наличии действующей нормы федерального закона (в данном случае применять термины, виды документации и этапы её подготовки, не предусмотренные в современной профессиональной деятельности и не применяемые в действующем законодательстве Российской Федерации).
Последствия принятия
проекта приказа с
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязывает профессиональные образовательные организации осуществлять подготовку специалистов по направлению «Землеустройство и кадастры» в области профессиональной деятельности бакалавров, включающую земельно-имущественные отношения, прогнозирование, планирование и проектирование землепользования и иных вопросов, связанных с этой деятельностью, также и подготовку в области градостроительной деятельности, которая относится к другому направлению подготовки специалистов. При этом проектом федерального стандарта предусматривается получение профессиональных навыков, требующихся для осуществления указанных видов работ, которые невозможно получить в установленном стандартом качестве, так как их выполнение фактически возможно только при условии обучения по программе дополнительного высшего профессионального образования в области градостроительной деятельности.
Проект Федерального государственного образовательного стандарта не обеспечивает требуемое для практической профессиональной деятельности гражданина надлежащее качество подготовки специалиста в образовательном учреждении и закрепляет терминологию, не применяемую в действующей профессиональной деятельности.
Это нарушение конституционных прав граждан на получение образования и осуществление трудовой деятельности в соответствии с полученным образованием и квалификацией (статьи 37 и 43 Конституции Российской Федерации).
Предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов:
1) Исключить следующие слова из пункта 4.4 текста проекта приказа (страница 6) после слов «проектная деятельность»:
абзац четвертый – слова «градостроительства и планировки населенных мест, территориального зонирования»,
абзац пятый – слова
«градостроительства и
абзац шестой – слова «территориальному планированию»,
абзац седьмой – слова
«территориальному
2) Исключить слова
из пункта 5.3 текста приказа (абзац
5, страница 10) «территориального
3) В пункте Б.3 «Структура ООП бакалавриата» (таблица 2, страница 19):
- исключить слова «градостроительство» и «градостроительства и планировки населенных мест»;
- включить дополнительный
дефис в следующей редакции: «-
методики разработки
4) Пункт 6 «Профили подготовки бакалавров по направлению 120700 Землеустройство и кадастры» изложить в следующей редакции:
«6. Землеустроительное проектирование».
Семёнов Сергей Михайлович
Независимый эксперт, уполномоченный на проведение
экспертизы нормативных правовых актов и иных документов
на коррупциогенность (свидетельство Минюста России об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на коррупциогенность от 09.06.2009 № 5).
Адрес электронной почты эксперта: cemcer @orc.ru