К о н т р о л ь н а я работа по предмету "Гражданское процессуальное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

1. Перечислите принципы гражданского процессуального права и раскройте содержание каждого из них.
2. Сущность и основные черты особого производства. Укажите отличие особого производства от искового производства.

Файлы: 1 файл

ГПП КР.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 


 


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я      Р А Б О Т А

 

 

По предмету:   Гражданское процессуальное право

 

Вариант №1

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса

9  семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Перечислите принципы гражданского  процессуального права и раскройте  содержание каждого из них.

      Состав принципов гражданского процессуального права: принцип назначаемости судей; принцип отправления правосудия только судом (п. 1 ст. 118 Конституции РФ); принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (п. 1 ст. 120 Конституции РФ); принцип законности; принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип равноправия сторон; принцип гласности разбирательства дел; принцип сочетания устности и письменности; принцип непосредственности; принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при разрешении споров; принцип государственного языка судопроизводства; принцип непосредственности, непрерывности.

      Принципы любой  отрасли права, в том числе гражданского процессуального, тесно взаимосвязаны и образуют одну логико-правовую систему. Только взятые вместе в качестве системы они характеризуют гражданское процессуальное право как фундаментальную отрасль права и определяют публичный характер гражданского судопроизводства, построенного на началах, прежде всего законности, состязательности и диспозитивности.

      Нарушение одного  принципа, например непосредственности  исследования доказательств, приводит, как правило, к нарушению другого принципа — законности или всей цепи принципов.

      Одни принципы  в этой системе можно рассматривать  в качестве гарантий реализации  других. Так, принцип государственного  языка судопроизводства — гарантия  всех других принципов процесса, в частности принципов законности, устности.

      Под классификацией  принципов понимается деление  их состава на отдельные группы  по какому-либо признаку, называемому  основанием классификации принципов  гражданского процесса.

      В теории процессуальных  отраслей права (гражданского, арбитражного) принципы принято классифицировать по такому основанию, как объект правового регулирования.

      По этому признаку (основанию) весь состав принципов  гражданского процессуального права  делится на две большие группы:

    принципы организационно-функциональные, т.е. определяющие устройство судов и процесс одновременно, и принципы функциональные, определяющие только процессуальную деятельность суда и других участников гражданского процесса.

      Эти две группы  принципов находятся во взаимной связи, причем нередко один и тот же принцип выступает и как организационно-функциональный, и как функциональный. Деление принципов на две группы до некоторой степени условно.

    Организационно-функциональные  принципы гражданского процесса:

 

 

    Принцип осуществления правосудия только судом.

Данный принцип имеет конституционное закрепление и провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации, в которой записано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом".

      Содержание этого принципа легко раскрывается на примере уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского процесса.

      Принцип отправления  правосудия только судом действует  и в гражданском, и в арбитражном  судопроизводстве (процессе).

      В гражданском  процессе этот принцип проявляется  в том, что суды в системе  органов, осуществляющих защиту  права (третейские суды, нотариат, комиссии  по трудовым спорам (КТС) и т.д.), занимают особое место. Приоритет  судебной формы защиты права  выражается в том, что: а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом, например по трудовым спорам после КТС решения по заявлению заинтересованного лица принимает суд; б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда; в) юрисдикция общих судов имеет преимущество перед арбитражной и, наконец, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

    Принцип назначаемости судей на должность

    Изначальный организационный принцип гражданского процесса — принцип выборности судей и народных заседателей. Данное положение было закреплено в ст. 6 Закона "О статусе судей в Российской Федерации".

      В настоящее время  суды формируются иначе и судьи  не избираются, а назначаются  на должность. Существуют два  пути назначения судей на должность: одни судьи назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другие — Президентом Российской Федерации.

      Независимо от  того, в каком порядке происходит  назначение на должность судьи, ни одно лицо не может быть  представлено к назначению без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ назначается на должность Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

      По представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает на должность также заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и других судей Верховного Суда РФ. Председатели, заместители председателей и судьи судов субъектов Российской Федерации, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации с учетом мнения квалификационной коллегии судей и законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

      Полномочия судей  не ограничены каким-либо сроком (ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и ст. 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

    Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении гражданских дел.

      Дела в суде  первой инстанции рассматриваются  судьями либо единолично, либо  коллегиально. При единоличном рассмотрении  судья действует от имени суда.

      В п. 4 ст. 123 Конституции РФ говорится, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием заседателей. Порядок отбора народных заседателей, материальное обеспечение их, гарантии независимости и неприкосновенности определены Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 17 ноября 1999 г.

      Принцип сочетания  единоличного и коллективного  рассмотрения гражданских дел  впервые был закреплен Законом  РФ от 29 мая 1992 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР”. Этим Законом изменено название ст. 6 ГПК. Если ранее она называлась "Участие народных заседателей и коллегиальность в рассмотрении дел", то в данное время называется "Состав суда при рассмотрении гражданских дел и коллегиальность в осуществлении правосудия".

      Единолично судьей  по первой инстанции рассматриваются  дела в случаях, предусмотренных  законом. В соответствии с ч. 2 ст. 113, ч. 2 ст. 232, ч. 2 ст. 246 ГПК РСФСР 1964г. только единолично, например, рассматриваются:

    • имущественные споры  между гражданами, между гражданами  и организациями при цене иска  до 30 минимальных размеров оплаты  труда, существующей на момент подачи искового заявления;

    • дела, возникающие  из семейных правоотношений, за  исключением дел о лишении  родительских прав, об отмене  усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводе, связанных  со спорами о детях;

    • дела, возникающие из трудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе и т. д.

      Все остальные  гражданские дела могут рассматриваться  по первой инстанции и единолично, и коллегиально с участием  заседателей в зависимости от  согласия лиц, участвующих в деле.

      Рассмотрение дел  в кассационном и надзором  порядке осуществляется только  коллегиальным составом суда.

    Принцип независимости судей

      Этот принцип провозглашен  в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ч. 1 ст. 7 ГПК РСФСР). Независимость судей — важнейшее условие правосудия. Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее воздействие. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и народных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 ГПК РСФСР в редакции Закона от 7 июля 2000 г.).

      Независимость судей  обеспечивается целым рядом конституционных  гарантий (ст. 120—124 Конституции Российской  Федерации, конкретизированных в  нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации и в ГПК).

      Вопросы, возникающие  при рассмотрении дел судом  в коллегиальном составе, разрешаются  судьями большинством голосов. Никто  из судей не вправе воздержаться  от голосования. Председательствующий  в заседании голосует последним. Судья, несогласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят. Оно может учитываться судом при пересмотре решения в случае его обжалования.

      Какое бы то  ни было постороннее воздействие  на судей, вмешательство в их  деятельность любых государственных  органов, органов местного самоуправления  и иных органов, организаций, должностных  лиц или граждан недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.

    Суждения о фактических  обстоятельствах дела, достоверности  доказательств, о правах и обязанностях  сторон должны быть убеждениями  самих судей, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне. Судья обязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной администрации, органов власти, должностных лиц.

     Независимость судей  обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями (ст. 10—11 Закона "О статусе судей в Российской Федерации").

      К политическим  гарантиям независимости судей  относятся те положения, закрепленные  в различных законах, которые  запрещают судьям быть представителями  каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.

      К экономическим  гарантиям независимости судей  относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям  за счет государства материальное  и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы.

      К юридическим  гарантиям независимости судей  относятся: установленный законом  порядок отправления правосудия, несменяемость судей, установленный  порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела.

Информация о работе К о н т р о л ь н а я работа по предмету "Гражданское процессуальное право"