Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа
Коммерческое право – составная часть гражданского права. Этим предопределяется, во-первых, вывод о том, что речь должна идти не о системе коммерческого права как отрасли права, а о системе коммерческого права как учебной дисциплины и как отрасли правовой науки и, во-вторых, последовательность изложения материала, система деления курса на соответствующие разделы (темы).Система курса коммерческого права близка к системе построения курса гражданского права, хотя и не совпадает с ней.
Введение………………………………………….
1. Понятие коммерческого права…………………………..
1.2 Система коммерческого права……………………….
1.3 Источники коммерческого права………………………………..
2. Понятие и субъекты коммерческого права………………
3. понятие и признаки товарной биржи. Правила биржевой торговли……..
4. Участники биржевой торговли,
4.1 Понятие и особенности биржевых сделок…………..
5. Понятие и элементы структуры и инфраструктуры товарного рынка……
4) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
5) Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
6) Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
7) ряд других законов.
К подзаконным нормативным актам относятся:
1) Указы Президента РФ, дополняющие законы при наличии в них пробелов;
2) Постановления Правительства РФ, принимаемые для развития и исполнения законов;
3) государственные стандарты на продукцию, работы, услуги, строительные объекты, установленные Госстандартом и другими компетентными органами;
4) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
В РФ продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР:
1) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г. № П-6;
2) Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7 и др.
Важнейшими международными документами в области коммерческого права являются:
1) Венская конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров;
2) Гаагская конвенция 1986 г. о праве, применимом к договорам международной купли-продажи;
3) иные документы.
Субъекты РФ в пределах своей
компетенции могут издавать нормативные
акты в сфере регулирования
2. Понятие и субъекты коммерческого права
Субъектами коммерческого права могут являться не все участники гражданско-правовых отношений. В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся:
1) юридические лица;
2) граждане-предприниматели;
3) специальные субъекты.
Физические лица не являются субъектами коммерческого права. Субъектами коммерческой деятельности являются лишь те физические и юридические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность по доведению товара от производителя к потребителям.
В Российской Федерации профессиональной
коммерческой деятельностью могут
заниматься граждане, если они в
установленном законом порядке
зарегистрированы в качестве предпринимателей.
Такая регистрация в качестве
гражданина-предпринимателя
Субъектами коммерческого права могут быть юридические лица. Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Специальные субъекты товарного рынка не совершают сделок, а создают возможности другим лицам совершать сделки. К таким организациям относятся, к примеру:
1) товарные биржи;
2) оптовые ярмарки;
3) посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы).
Всех специальных субъектов торговой деятельности можно объединить в две группы:
1) специальные субъекты товарного рынка, которые непосредственно не участвуют в совершении сделок, а создают возможности и условия для операций другим лицам. К таким организациям можно отнести:
а) товарные биржи – организации, формирующие оптовый рынок в виде гласных и публичных торгов, проводимых в определенном месте и по определенным правилам;
б) валютные биржи;
в) фондовые биржи;
г) выставки-ярмарки;
д) торгово-промышленные палаты;
2) предпринимательские организации или индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются заключением сделок. Они классифицируются следующим образом:
а) независимые посредники – действуют от своего имени и за свой счет:
– дилеры – специальные торгово-посреднические организации, специализирующиеся на продаже определенного товара, совершающие определенные операции с определенным видом товара;
– торговые дома – многопрофильные организации, которые занимаются торговлей и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров, строятся как единое юридическое лицо или объединение юридических лиц, занимающихся торговлей, складской и производственной деятельностью;
– трейдеры – специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они специализируются на коротких операциях;
– стокисты – особый вид специализированных посредников, которые осуществляют экспортно-импортные операции на основе договора комиссии, по которому они осуществляют исключительную продажу товара определенного поставщика. Они сначала получают на товарный склад товар экспортера, а затем реализуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям;
б) посреднические организации, не приобретающие собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю. К данному виду посредников относятся дистрибьюторы. Это организации, реализующие полученные по импорту товары на территории своей страны. Их характеризует долгосрочный характер отношений, создание собственной сбытовой сети, осуществление деятельности, не связанной непосредственно с торговыми операциями (изучение спроса, реклама продукции и др.).
Дистрибьюторы классифицируются на:
– регулярные – имеют собственные склады, где накапливаются и хранятся товары, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подбору ассортимента групп товаров;
– нерегулярные – арендуют склады, участвуют в основном в транзитных поставках;
в) организации, не совершающие операции с товаром, а оказывающие разнообразные услуги, содействуя продвижению товара. Они заключают сделки, целью которых является продвижение товара:
– брокеры – организации, физические лица, которые заключают на бирже договоры от имени и за счет клиента, действуют на бирже в качестве контор или независимых брокеров;
– агентские фирмы – подыскивают покупателей для фирмы-продавца (торговые агентства) или изучают спрос и предложение на рынке определенного товара с перспективой его сбыта (маркетинговые агентства). Перечень участников товарного рынка не является исчерпывающим. В связи с постоянным развитием торговых отношений, торгового законодательства возможно совершенствование уже существующих и возникновение новых форм участников торгового рынка.
3. Понятие и признаки торговой биржи. Правила торговой биржи.
Товарная биржа как один из старейших институтов рыночной торговли призвана формировать оптовый рынок и организовывать биржевую торговлю.
Для осуществления нормального функционирования деятельности товарной биржи необходимо создание определенных условий для организации посреднических услуг, заключения сделок, а также соответствующее правовое обеспечение. При этом следует учитывать, что биржа выступает, не как продавец или покупатель, а как организация, осуществляющая торгово-посредническую деятельность. В целях определения понятия и признаков товарной биржи в данной работе проведен анализ российского законодательства о биржевой торговле, а также мнений ученых об определении понятия товарной биржи.
Юридическое понятие товарной биржи дается в ст. 2 закона "О товарных биржах и биржевой торговли". Согласно легальному определению, товарная биржа - есть организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Определяя товарную биржу как юридическое лицо, закон "О товарных биржах и биржевой торговле" не устанавливает конкретной организационно-правовой формы ее организации. Вместе с тем ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации все юридические лица подразделяет на коммерческие и некоммерческие. Сложность отнесения биржи к коммерческой организации, прежде всего, вызвана рядом ограничений. Так, согласно ст.3 закона "О товарных биржах и биржевой торговле", товарная биржа не вправе осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, не связанную с организацией биржевой торговли. Также биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли, акции организаций, не ставящих своей целью осуществление деятельности, связанной с организацией биржевой торговли. Такого рода ограничения противоречат принципам деятельности коммерческой организации. Скорее всего, товарную биржу следует признать некоммерческой организацией, поскольку ее основной целью является не извлечение прибыли, а предусмотренная законом возможность заниматься предпринимательской деятельностью для достижения целей, ради которых она создана, что в сущности не противоречит ее статусу.Однако, закон не запрещает создание товарной биржи как в той, так и другой форме, что косвенно подтверждается Постановлением Правительства "О сборах за выдачу лицензий товарным биржам", где в ст.3 упоминается, что товарная биржа может быть создана как коммерческая, так и как некоммерческая организация.Закон также характеризует товарную биржу как организацию, формирующую оптовый рынок. Однако, не которые авторы не согласны с этим положением закона, так, например, Шеленкова Н. считает, что товарная биржа и оптовая торговля, - неадекватные друг другу понятия.
Различия между ними автор сводит к следующему:
1. На бирже могут заключаться единичные биржевые контракты, объем которых незначителен;
2. Цена на биржевой товар
3. Возможно отсутствие биржевого
товара в наличии, тогда как
в оптовой торговле товар
4. Исполнение на бирже может
происходить без реальной
5. Стороны биржевого торга, как
правило, действуют через
Вместе с тем с данными доводами нельзя согласиться в полной мере по той причине, что закон и не делает попытки отождествить оптовую торговлю с биржевой. Специфика биржевой торговли заключается в формировании оптового рынка, что делает товарную биржу самостоятельным участником, взаимодействующим с оптовой торговлей, а не противопоставляется последней. Поэтому следует согласиться с точкой зрения Саркисян М.Р., которая считает, что биржевую и оптовую торговлю следует рассматривать не как отличительные понятия, а как взаимодействующие друг с другом в процессе осуществления биржевой торговли(2).
Другой особенностью товарной биржи является возможность проведения торга гласно и публично. В юридической литературе зачастую понятия "гласный" и "публичный" рассматриваются как одно целое.
Так Вострикова Л.Г., отмечает, что гласный публичный торг подразумевает, что биржа доступна для всех, кто нуждается в сбыте или покупке товара. Сам процесс торгов проходит открыто, в присутствии участников торгов(3). Не разделяет эти понятия и Пятин С.Ю., который отмечает, что гласные публичные торги - это есть одна из форм заключения договора купли - продажи(4).
Между тем, как правильно отмечает Шеленкова Н., эти понятия следует разделять. Так, под гласным торгом понимается проведение биржевых торгов, при которых биржевая информация является равнодоступной для всех лиц, получивших в соответствии с биржевым законодательством и внутренними биржевыми регламентами, статус участника биржевой торговли.
Публичными, по мнению Шеленковой Н., являются биржевые торги, право, участвовать в которых принадлежит не только членам биржи, но и другим лицам (5).
Действительно, смысл заложенный законодателем в понятия гласный и публичный, неодинаков.
Так, термин гласный позволяет утверждать о возможности получения информации всеми участниками биржевой торговли. Согласно ст. 18 закона "О товарных биржа и биржевой торговле", в правилах биржевой торговли, в частности, должна содержаться информация всем участникам биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах, биржевых сделках на предшествующих торгах, в том числе о ценах и котировке биржевых цен, о товарных биржах и рыночной конъюнктуре биржевых товаров.
Под публичным торгом, согласно нормам ст. 447 ГК РФ, следует понимать проведение организатором торгов аукциона или конкурса. Под аукционом понимается такая организация торга, когда лицо, участвующее в них выигрывает, предложив наиболее высокую цену. В конкурсе побеждает лицо, которое предложит лучшие условия.
Товарная биржа организует биржевую торговлю в форме аукциона. Поскольку на бирже выигрывает участник, предложивший наиболее выгодную по представленному предложению цену, в ходе проведения торга.
Особенностью биржевой торговли является и то, что она проводиться всегда в заранее определенном месте. Как правило, этим местом служит здание биржи. Именно это, по мнению Шеленковой Н., отличает биржевые сделки от не биржевых (6). Однако с таким утверждением трудно согласиться, так как различие между этими сделками следует проводить и по другим признакам. В частности согласно ст. 7 закона "О товарных биржах и биржевой торговле", биржевой признается сделка, зарегистрированная биржей, заключенная между участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.
Таким образом, основные признаки присущие биржевой сделке заключаются в следующем:
1. Регистрируется на бирже.
2. Заключается между участниками биржевой торговли.
3. Совершается в отношении
Сделки, не соответствующие этим требованиям, нельзя считать биржевыми и, следовательно, на них не распространяются гарантии биржи.
Также Шеленковой Н., приводятся замечания относительно пространственных пределов проведения биржевых торгов. По ее мнению п.1 ст.2 и п.2 ст.7 закона "О товарных биржах и биржевой торговле" препятствует проведению биржевых торгов вне здания биржи, что отрицательно сказывается на развитии электронных бирж(7).
Между тем, положения закона не запрещают проводить торги вне биржевого зала. При этом сделка будет являться биржевой, в случае, если она соответствует основным признакам биржевой сделки и осуществляется по установленным на бирже правилам. Возможность проведения биржевых торгов на удаленных электронных биржевых площадках зависит лишь от усмотрения биржи.
Особое значение имеет такой признак товарной биржи, как периодичность проведения биржевых торгов. Регулярность проведения торгов закрепляется правилами биржи (ст. 18 закона "О товарных биржах и биржевой торговле"). В настоящее время биржевые торги проводятся, как правило, ежедневно. На ранних стадиях торговли, указанный признак позволял отличать ярмарочную торговлю от биржевой. На сегодняшний день нет специальных положений, определяющих периодичность торгов, поэтому биржи их устанавливают по своему усмотрению.