Конституционное право призидент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

В системе государственного управления особо выделяются определенные государственные управленческие должности, деятельность которых вносит существенный вклад в управление государством в целом. Среди таких государственных управленческих должностей особо следует выделить должность главы государства. Глава о Президенте РФ открывает перечень глав Конституции, устанавливающих место федеральных органов государственной власти в системе органов публичной власти и их компетенцию. Президент Российской Федерации как институт государственной власти выступает основополагающим звеном во всей системе государственного управления

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Президент РФ в системе органов государственной власти. Полномочия президента 6
1.1 Статус Президента в системе исполнительной власти 6
2.1 Функции и полномочия Президента……………………….. …..11 Глава 2 Обеспечение компетенции Президентом РФ………….. …..17
1.2 Администрация Президента РФ 17
2. 2 Акты Президента 23
3. 2 Пресс-служба Президента РФ 25
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

кп.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Президент РФ наделен  широким кругом полномочий, которые  он применяет, реализуя свой статус главы государства, самостоятельно, юридически независимо от других органов государственной власти РФ, но в тесном взаимодействии с ними. Получая свои полномочия от народа на основе всеобщих, равных и прямых выборов, он не подчинен никаким органам власти и не должен отчитываться перед ними. Ответственность за свою политику он несет только перед народом. При этом Президент РФ обладает сдерживающими полномочиями по отношению к органам законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы в свою очередь обладают "сдержками и противовесами" по отношению к нему.

Роль Президента РФ как  гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Она выражается в том, что Президент РФ, реализуя свои конституционные полномочия, обеспечивает прямое действие Конституции на всей территории РФ.

Президент РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с  запросом о признании законов, актов Совета Федерации, Государственной Думы, представительных органов государственной власти субъектов РФ неконституционными (ст. 125 Конституции). Что касается актов органов исполнительной власти, Президент РФ может по мотивам их несоответствия Конституции и нарушения прав человека и гражданина отменить акты Правительства, приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ до решения вопроса соответствующим судом.

Важную конституционную  функцию обеспечения охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности Президент РФ осуществляет, используя свои полномочия в сфере безопасности (п. "ж" ст. 83, ст. 88), военной (п. п. "з", "л" ст. 83, ст. 87) и международной (п. "м" ст. 83, ст. 86) сферах.

Основные направления внутренней и внешней политики Президент РФ формулирует прежде всего в ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. Эти направления должны соответствовать общедемократическим принципам устройства общества и государства, содержащимся в Конституции.

Участие Президента РФ в  законодательном процессе, реализация иных полномочий, предусмотренных Конституцией, позволяют Президенту влиять на обеспечение  определяемых им направлений внутренней и внешней политики в практической деятельности органов государственной власти РФ.

В силу своего статуса  главы государства Президент  РФ представляет страну во внутригосударственных  и международных отношениях. Представительство во внутригосударственных отношениях реализуется при выполнении полномочий, непосредственно исходящих от государства: при решении вопросов гражданства, политического убежища и др. В международных отношениях Президент РФ представляет свою страну как полноправного субъекта международного права, в том числе подписывает международные договоры и соглашения, заключенные от имени Российской Федерации, ведет от имени государства переговоры, выступает с заявлениями и т.п.

Предоставляя Президенту РФ широкие  полномочия, Конституция содержит ряд ограничений президентской власти. Одним из них является сравнительно короткий срок полномочий - 5 лет.

Основные принципы избирательного права установлены в комментируемой статье только применительно к выборам Президента РФ, хотя они относятся ко всем выборам, проводимым в Российской Федерации. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" устанавливает в качестве одного из основных принципов выборов Президента РФ также свободное, добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, препятствовать его свободному волеизъявлению.

Конституция закрепляет ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату  на пост Президента России, в частности, устанавливает, чтобы кандидат на пост Президента в обязательном порядке был гражданином России. Запрет занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд является одним из ограничений президентской власти. Конституция не предусматривает никаких исключений из этого правила. В то же время не запрещено занимать этот пост одному и тому же лицу с перерывами.

Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом "О выборах  Президента Российской Федерации". В соответствии со ст. 102 Конституции  и указанным Законом выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.

Торжественное принесение присяги  Президентом РФ избравшему его народу имеет важный моральный аспект, так  как провозглашение торжественной клятвы, транслируемое обычно всеми средствами массовой информации, налагает на Президента не только юридическую, но и моральную обязанность на своем высоком посту верно служить народу и защищать те общечеловеческие ценности, которые провозглашены Конституцией.

Конституция закрепляет торжественную  обстановку принесения присяги как ее обязательный атрибут. Сценарий данной процедуры разрабатывается Администрацией Президента РФ.

Установление в Конституции  круга лиц, в присутствии которых  приносится присяга, имеет определенное значение, поскольку Совет Федерации и Государственная Дума - представительные учреждения. Они состоят из избранных представителей народа - всех его слоев и социальных групп, а также из представителей всех субъектов РФ. Обращаясь к ним, Президент приносит свою клятву всему многонациональному народу России. Присутствие судей Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля подчеркивает легитимность выборов, значение соблюдения и защиты Конституции в осуществлении полномочий Президента.

В статье 83 Конституции  закреплены наиболее важные кадровые и некоторые другие полномочия Президента РФ. Компетенция Президента РФ реализуется по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент РФ имеет наибольший объем полномочий по отношению к органам исполнительной власти. Эти полномочия дают Президенту РФ возможность формировать Правительство РФ и контролировать его работу. Именно Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ. Хотя такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции).

Право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ не сводится только к формальному ведению заседаний, он в отдельных случаях может взять руководство Правительством РФ на себя, давать непосредственно поручения и указания всем членам Правительства РФ, учитывая, что ряд министров так называемого "силового блока" - министры обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции - подчинены ему непосредственно.

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента РФ с Правительством РФ является его право принимать решение об отставке Правительства РФ. Конституция не устанавливает причин, по которым Президент РФ может принять такое решение. Оно может быть принято в силу нерезультативности социально-экономической политики Правительства РФ и по любым иным причинам. Конституция не устанавливает временных или иных ограничений для использования этого полномочия Президентом РФ.

Поскольку Президент РФ определяет основные направления внутренней политики, в том числе и финансово-кредитной, его влияние на эту политику осуществляется и путем участия в назначении на должность Председателя Центрального банка России.

Роль Президента РФ как  фактического руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством РФ, но и в праве формировать Администрацию Президента РФ, Совет Безопасности РФ, назначать полномочных представителей Президента РФ, высшее командование Вооруженных Сил РФ, дипломатических представителей.

Конституционное право  Президента РФ назначать и освобождать  своих полномочных представителей имеет большое значение для обеспечения  взаимодействия Президента РФ с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, с российскими регионами. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь. Указом Президента РФ от 13.05.2000 N 849 институт полномочных представителей Президента РФ в регионах был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Представители Президента РФ работают в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде РФ.

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью не допускает  вмешательства в деятельность судебных органов. Его полномочия связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти. Отозвать назначенных им судей федеральных судов или предложить освободить от должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Президент РФ не может.

Право Президента РФ представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ, а также вносить предложение об освобождении его от должности направлено на обеспечение функции Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент осуществляет ряд важных полномочий в сфере  обеспечения безопасности страны, формируя и возглавляя Совет Безопасности РФ. Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Важными полномочиями Президента РФ как гаранта суверенитета, безопасности и целостности страны является утверждение Военной доктрины, назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ.

В статье 84 Конституции  определяются основы взаимодействия главы  государства и парламента РФ. Конституция наделяет Президента РФ комплексом полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и прекращение ее полномочий, так и на законодательную деятельность.

Глава государства в  соответствии Конституцией и назначает выборы Государственной Думы. В целях непрерывности деятельности представительного органа и обеспечения прав граждан Российской Федерации на периодические выборы Закон устанавливает, что, если Президент РФ не назначил выборы в установленный законом срок, они назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РФ.

Право Президента РФ распустить Государственную Думу ограничено Конституцией. Оно может применяться главой государства только в случаях  и в порядке, установленных ст. ст. 111 и 117 Конституции. Это полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих параличом власти в стране.

Президент РФ обладает значительными  полномочиями, дающими ему возможность  участвовать в законодательной деятельности Федерального Собрания. Реализуя право законодательной инициативы, Президент РФ предлагает принятие новых законов и внесение изменений и дополнений в действующие. Ему также принадлежит право инициирования пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок.

Президент РФ имеет возможность  оказывать влияние на содержание законов путем использования  права вето, т.е. права не подписывать  закон, принятый Государственной Думой  и одобренный Советом Федерации. По Конституции он не только подписывает, но и обнародует законы посредством их опубликования. При этом Президент РФ руководствуется Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

Одним из средств влияния  главы государства на деятельность Федерального Собрания является ежегодное послание Президента РФ парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Правовая природа послания Президента РФ четко не определена. В нем Президент РФ озвучивает основные направления внутренней и внешней политики, которые он определяет в соответствии со ст. 80 Конституции.

Власть Президента РФ производна от народа. Поэтому его  право назначать референдум - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни - можно рассматривать и как обязанность выносить важнейшие вопросы и законопроекты на суд народа. Порядок инициирования, назначения и проведения референдума регулирует Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Конституция закрепляет роль Президента РФ как координатора органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Согласительные процедуры, которые может использовать Президент РФ для разрешения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, выражаются в обсуждении и поиске согласованных решений, которые должны приниматься с учетом интересов многонационального народа Российской Федерации и не нарушать прав и законных интересов субъектов РФ, не нарушать закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации принципы федеративного устройства. Если такие решения не будут найдены, с целью разрешения противоречий Президент РФ может обратиться в суд. Конституция не конкретизирует, в какой судебный орган может обращаться Президент РФ. В предусмотренных ст. 125 Конституции случаях споры рассматриваются Конституционным Судом РФ. Иные споры и противоречия могут быть вынесены на рассмотрение судов общей юрисдикции и арбитражных судов в соответствии с их полномочиями.

Важным средством обеспечения  статуса Президента РФ как гаранта  Конституции, прав и свобод человека и гражданина, является возможность приостановления Президентом РФ действия актов органов исполнительной власти до решения вопроса судом. В данном случае речь может идти об актах органов исполнительной власти субъектов РФ, принимаемых по предметам совместного ведения. Если такие акты приняты в субъектах РФ по предметам исключительного ведения Российской Федерации, они очевидно должны быть приостановлены как неконституционные. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, если они приняты в пределах их исключительного ведения, не будут противоречить Конституции и законодательству РФ. Если такие противоречия существуют, это означает, что орган субъекта РФ, принявший такой акт, вышел за пределы своих полномочий. Такие акты также должны быть приостановлены. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" одной из функций полномочного представителя является внесение Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов, находящихся в пределах федерального округа.

Информация о работе Конституционное право призидент