Конституцией
РФ устанавливается принцип непосредственного
действия прав и свобод. Это означает,
что даже в том случае, когда не принят
нормативный правовой акт, подробно регламентирующий
осуществление этого права, само право,
закрепленное Конституцией, действует.
Однако для эффективной реализации и защиты
конституционных прав и свобод предпочтительнее,
чтобы законодатель вовремя принимал
указанные акты. В соответствии с ч. 4 ст.
15 Конституции общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры РФ являются составной частью
ее правовой системы. Все это означает,
что государство санкционирует непосредственное
действие указанных норм, в том числе международных
стандартов, в области прав человека. Конечно,
следует реально смотреть на существующую
возможность реализации этого принципа.
Если международные нормы содержат общие,
в некоторой степени абстрактные формулировки,
то необходима их конкретизация в правовой
системе государства, то есть принятие
специального акта, закона. К сожалению,
в России еще не все международно-правовые
стандарты прав человека нашли свое законодательное
закрепление. Но оно движется в этом направлении.8
Таким образом,
можно сделать вывод, что в Конституции
РФ заложены универсальные, фундаментальные
начала, на которых строится все правовое
регулирование в области прав и свобод
человека и гражданина, регулирование
отношений с участием личности в соответствии
с нормами других отраслей права. Это –
основы профессионального статуса личности,
то есть системы прав, свобод и обязанностей,
зафиксированных государством в конституции
и ином законодательстве.
3. Конституционные обязанности
человека и гражданина
Необходимо отметить, что многим конституционным
правам соответствуют конституционные
обязанности человека и гражданина. Эти
структурные элементы правового статуса
личности взаимообусловливают друг друга.
Обязанности выступают пределами свободы
личности, которые очерчены в нормативном
порядке. Они являются формой выражения
ответственности личности перед государством
и обществом. Особенности конституционных
обязанностей состоят в следующем. Они
направлены на охрану, защиту и развитие
важнейших социальных ценностей, служат
как личным, так и общественным интересам,
имеют важную общественную и государственную
значимость. Правовое содержание обязанностей
сочетается с нравственным отношением
общества к соответствующим проблемам.
Конституционные обязанности, будучи
закрепленными, в Конституции России,
приобретают высшую юридическую силу
и всеобщий характер.
Различают
конституционные обязанности и иные правовые
обязанности. Конституционные – это основные,
фундаментальные обязанности, зафиксированные
Конституцией. Все остальные содержаться
в отраслевом законодательстве. Среди
конституционных обязанностей можно выделить:
Универсальные – распространяющиеся
на все правоотношения, например обязанность,
соблюдать законы;
Специальные – действующие только в
определенной области, например, обязанность,
защищать Отечество.
Обязанности
могут делиться на обязанности гражданина
и обязанности человека. Обязанности гражданина
– это те, которые несут только граждане
государства, а обязанности человека распространяются
на всех, кто находится на территории государства.
На примере обязанностей, включенных в
Конституцию России, это выглядит так:
каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу
и окружающую среду (ст. 58), гражданин России
обязан защищать Отечество (ст. 59) и др.9
Универсальными
нормами человеческого общежития служат
обязанность осуществлять права и свободы
человека и гражданина таким образом,
чтобы это не нарушало прав и свобод других
лиц (ч. 3 ст. 17), то есть уважать права и
свободы других лиц; обязанность соблюдения
Конституции и законов (ч. 2 ст. 15). Надо
отметить, что эти обязанности распространяются
и на неграждан, что вытекает из нормы
(ч. 3 ст. 62), в которой говорится о равенстве
их правового статуса с гражданами Российской
Федерации (за некоторым исключением).
Обязанность каждого платить законно
установленные налоги и сборы, закреплена
в ст. 57. Без исполнения человеком и гражданином
этой обязанности государство не в состоянии
эффективно функционировать, проводить
достойную социальную политику, заботиться
о безопасности. Налоги – часть механизма
социального перераспределения материальных
благ. Поэтому государство должно строго
следить за исполнением этой обязанности.
Однако и человек имеет право в этой сфере.
Одно из них зафиксирована в Конституции:
законы, устанавливающие новые налоги
или ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют. Детально права
и обязанности человека в этой области
регулируются Налоговым кодексом Российской
Федерации и иными актами налогового законодательства.
Статья
6 Конституции РФ устанавливает, что каждый
гражданин Российской Федерации несет
равные обязанности, предусмотренные
Основным законом. Это означает, что принцип
равенства статуса гражданина распространяется
и на выполнение обязанностей.
Однако
соблюдение Конституции и законов Российской
Федерации не ограничивается требованием
не нарушать их предписаний. Каждый гражданин
должен содействовать претворению в действительность
принципов, основ Конституции, положений
законодательства.10
Конституция
РФ закрепляет обязанности каждого сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам.
Статья
59 Конституции устанавливает обязанность
гражданина Российской Федерации защищать
Отечество. Конституция РФ закрепляет
возможность замены военной службы альтернативной
гражданской службой в случае, если убеждениям
лица или его вероисповеданию противоречит
несение военной службы (ч. 3 ст. 59), однако
до настоящего времени федеральный закон
об альтернативной гражданской службе
не принят, что существенно ограничивает
права граждан.
Помимо
юридического термина «обязанность» Конституция
использует морально-этическую категорию
– «долг», что усиливает нравственное
значение указанной нормы. Эта обязанность
реализуется в случае агрессии против
России, объявления войны и всеобщей мобилизации.
Предусматривается возможность поступления
мужчин и женщин, в том числе иностранных
граждан, на военную службу по контракту.
Если убеждениям или вероисповеданию
гражданина Российской Федерации противоречит
несение военной службы, а также в иных
установленных федеральным законом случаях,
то Конституцией предоставляется право
на замену военной службы альтернативной
гражданской службой. Гражданин имеет
право на замену военной службы по призыву
альтернативной гражданской службой в
случаях, если:
несение военной службы противоречит
его убеждениям или вероисповеданию;
он относится к коренному малочисленному
народу, ведет традиционный
образ жизни, осуществляет традиционное
хозяйствование и занимается традиционными
промыслами.
Конституцией
также устанавливаются обязанности человека:
В сфере экологии:
сохранение природы и окружающей среды,
бережное отношение к природным богатствам;
В сфере образования:
обеспечение родителями или лицами, их
заменяющими, получения детьми основного
общего обязательного образования;
В сфере культуры:
забота о сохранении исторического и
культурного наследия, о памятниках истории
и культуры;
В социальной сфере:
Забота о детях, их воспитании;
Забота трудоспособных детей о нетрудоспособных
родителях.11
Таким образом,
все вышеизложенное позволяет определить
конституционные обязанности как высшие
правовые требования, предъявляемые к
каждой личности и связанные с охраной
и защитой важнейших ценностей, с осуществлением
действий (бездействий), которые служат
удовлетворению личных и общественных
интересов в правовом демократическом
государстве.
4. Конституционные гарантии прав
и свобод
Конституционные
гарантии основных прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации,
этот раздел Конституции имеет особое
значение - ведь Конституция, как Закон,
имеющий высшую юридическую силу и прямое
действие должна реально регулировать
общественные отношения и оказывать непосредственное
воздействие на всю систему органов государственной
власти. Таким образом, одним из принципов,
на которых основывается провозглашение
Конституцией прав и свобод является гарантированность
- как общих начал, так и конкретных прав
и свобод в отдельности. Но провозглашение
этих прав было бы декларативным, не будь
в Конституции указаний на гарантии их
осуществления и защиты. Более того, положения
Конституции, в которых закрепляются и
гарантируются права и свободы человека
и гражданина получают свое развитие в
нормативных актах принятых государственными
органами. Права человека и гражданина
являются непосредственно действующими.
Таким образом, конституционные права
в законах конкретизируются, развиваются,
расширяют перечень прав и свобод, гарантий
их выполнения и защиты. В этом случае
конституционные нормы становятся гарантом
выполнения положений иных нормативных
актов. Под гарантиями понимаются правовые
средства, обеспечивающие реализацию
того или иного права человека и гражданина.
Каждое право только тогда может быть
реализовано, когда ему соответствует
чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии,
в сущности, и есть обязанности, применительно
к конституционным правам и свободам это
обязанность государства. Наука конституционного
права изучает преимущественно юридические
гарантии, то есть те, которые вытекают
из Конституции, законов и других нормативных
источников.12
В Конституции
РФ права и свободы закрепляются в разных
формулировках. Некоторые права закреплены
декларативно («каждый имеет право на
жилище»), другие – как гарантия («гарантируется
свобода массовой информации»), третьи
– как объект охраны или защиты со стороны
государства или закона («право честной
собственности охраняется законом»). Формулировка
«гарантируются» звучит более весомо,
она чаще встречается в тех случаях, когда
государство обладает системой, способной
обеспечить права всех граждан. Конституция
содержит специальные статьи (ст. 45-54),
устанавливающие гарантии реализации
прав и свобод граждан. Весь спектр гарантий
может быть представлен двумя группами,
каждая из которых имеет свои разновидности.
Так, общие гарантии включают в себя объективные
экономические, политические, социальные
и культурные условия конкретного государства,
а специальные гарантии — юридические,
институциональные, процессуальные и
нравственные. К примеру, политическая
гарантия проявляется в том, что политическая
структура общества воспроизводит все
правомерные политические претензии граждан.
Политический плюрализм, фиксируемый
в качестве одной из основ конституционного
строя России (ч. 3 ст. 13), выступает фоном
становления политических гарантий.
Наиболее
общей гарантией прав и свобод, имеющей
наивысшую юридическую силу, является
сам конституционный строй, основанный
на неуклонном соблюдении Конституции,
неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных
принципах и нормах международного права.
Это наивысшая гарантия трансформируется
Конституцией РФ в систему определенных
прав и обязанностей граждан и обязанностей
государства по обеспечению прав и свобод,
сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60,61
К. РФ.
Также подробного
рассмотрения требуют специальные гарантии.
Юридическая гарантия выражается в наличии
норм, регулирующих общественные отношения
в сфере прав человека. Отметим, что критерием
оценки национального законодательства
в гуманитарной области являются международные
стандарты прав человека. Важно отметить,
что права человека перестали быть сугубо
государственной заботой, а приобрели
международно-правовой патронаж. Международное
право, взяв человека под свою защиту,
признало, что вопросы правового положения
населения, хотя и обеспечиваются преимущественно
государством, перестали быть сферой его
исключительной компетенции.
Институциональная
гарантия сопряжена с наличием государственных
структур, занимающихся обеспечением
прав и свобод человека и гражданина. В
широком понимании смысл деятельности
государственных и муниципальных органов
детерминирован правами человека, признание,
соблюдение и защита которых — обязанность
государства. Согласно Конституции РФ
гарантом прав личности является Президент
России (ст. 80 ч. 2). Особая роль в этой сфере
принадлежит Конституционному Суду РФ
(ст. 125 ч. 4). Особую ценность в защите прав
человека приобретают неправительственные
организации. В России их развитие свидетельствует
о становлении гражданского общества
как признака правовой государственности.13
Следующим
видом специальных гарантий прав человека
является процессуальная гарантия. Она
связана с особым порядком обеспечения
прав человека. Например, реализуя конституционное
право на обращение (ст. 33), гражданину
гарантируется регистрация обращения,
рассмотрение и разрешение заявлений
и жалоб в срок до 1 месяца, мотивированность
отклонения.
Нравственная
гарантия предполагает усвоение каждым
постулата: «Моя свобода заканчивается
там, где начинается свобода другого человека»,
формирование установки на правомерное
поведение. Вместе с тем данный нравственный
постулат получил конституционное закрепление
в требовании ч. 3 ст. 17 о том, что осуществление
прав и свобод человека и гражданина не
должно нарушать права и свободы других
лиц.
Исполнительная
власть – «Президент Российской Федерации
является гарантом Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина…».
Конституция РФ 1993 г. (ст. 80, ч.2) - очень важная
статья, которая определяет одну из сторон
деятельности Президента РФ по гарантиям
прав и свобод: реализации, как в своей
личной деятельности, так и инициируя
законы, издавая указы, направленные на
защиту прав и свобод личности в целом,
отдельных групп населения.