Министерство образования и
науки Российской Федерации
Контрольная работа по дисциплине
«Конституционное право»
Тема:
«Конституция как Основной
Закон Российской Федерации»
Вариант № 2
Выполнил:
Проверила:
2013
Содержание
Введение
Сегодняшнее развитие содержания
конституций обусловлено развитием общества
в соответствующих странах. Перемены,
происходящие в экономической, социальной
и политической жизни, находят своё
отражение в эволюции конституционного
законодательства.
Огромное значение конституции в жизни
всякого общества, ее принципиально особое
место во всей правовой системе государства
называют необходимость всестороннего
изучения конституции как самостоятельного
объекта научного познания.
Ученые анализируют понятие
и сущность конституции, предпосылки,
способы ее возникновения, ее виды, юридические
свойства, место в правовой системе государства,
принципы, функции и другие стороны правовой
природы конституции.
В каждой стране
своеобразными путями появляются
и сменяются конституции, что всегда
связано с существенными, а зачастую и
коренными переменами в жизни общества,
закрепляемыми или порождаемыми конституционными
установлениями. Поэтому значительное
внимание наука уделяет истории развития
конституции соответствующего государства,
раскрывая ее влияние на ход исторического
процесса.
1. Понятие и социальная
сущность Конституции
Термин «конституция» был известен
еще в Древнем Риме: так называли акты
императора, имевшие высшую юридическую
силу; использовался он и в период феодализма
в Европе, но уже для названия различных
актов. Современное значение термин «конституция»
приобрел в ходе буржуазных революций.
В конституционных нормах буржуазия видела
определенную гарантию стабильности государственного
и общественного строя, гарантию своего
участия в осуществлении государственной
власти.
Первыми буржуазными конституциями
в собственном смысле слова были американская
1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху
возникает концепция конституционализма,
под которым понималось правление, ограниченное
конституцией. Эта концепция, выведенная
из идей естественного Права, явилась
буржуазно-демократической антитезой
феодальной тирании. Теоретики того времени
исходили из идеи, что конституция устанавливает
не только пределы государственной власти,
но и процедуры осуществления властных
функций. Иными словами, устанавливалась
юридическая граница между сферой приложения
верховной государственной власти и правами
гражданина-собственника. Одновременно
регламентировалось то, что американская
Конституция назвала «надлежащей правовой
процедурой». Объективно идеи конституционализма
(конституционного государства, конституционного
правления, господства права) были исторически
прогрессивными, как и само буржуазное
государство и буржуазная демократия.
В настоящее время в юридической
литературе приводится много определений
конституции, в основе их берется регулируемый
конституцией предмет, а также ее место
в системе правовых актов.
Наиболее общим определением
конституции будет следующее. Конституция
— это основной закон государства, закрепляющий
организацию государственной власти и
определяющий ее взаимоотношения с обществом
и гражданами.
Однако для определения конституции
чисто формальной констатации ее основополагающего
значения как акта высшей юридической
силы недостаточно. Ведь само по себе придание
ей такого (формального значения) должно
быть предопределено ее материальным
содержанием, т.е. значимостью тех общественных
отношений, которые попадают в орбиту
конституционного регулирования. Все
современные конституции по меньшей мере
закрепляют два важных аспекта, которые
составляют предмет конституционного
регулирования:
1) провозглашение и гарантирование
прав и свобод человека и
гражданина; 2) организацию государственной
власти, а часто и определяют
основы конституционного строя,
форму государства (форму правления,
государственного устройства и
др.).
Конституция не является документом,
выражающим абстрактную волю или общее
согласие. Как и право в целом, конституция
отражает влияние экономически и политически
господствующих сил.
От обычных правовых норм конституционные
нормы отличаются тем, что они закрепляют
в широком смысле слова методы и формы
осуществления государственной власти.
Предмет правового регулирования конституционных
норм качественно отличается от предмета
правового регулирования обычных законов
своей высшей политической важностью
и фундаментальностью, поскольку они касаются
самых основных условий политического
бытия всего общества. Этим прежде всего
объясняется относительная стабильность
конституций, которые не являются продуктом
повседневной нормоустанавливающей деятельности.
Дата принятия конституции в истории любого
государства представляет собой важнейшую
веху, отмечающую переломный момент его
развития. Обычно конституция не является
актом законодательного произвола, ее
принятие, как правило, исторически обусловлено.
Анализ истории показывает,
что конституции принимаются в те моменты,
когда устанавливается принципиально
новое соотношение классовых или политических
сил. Обратимся к историческим примерам.
Французская Конституция 1946
г. была принята в условиях подъема революционного
движения. Демократические силы вынудили
правящую элиту пойти на определенные
уступки, хотя и не смогли добиться последовательной
реализации своих программных требований.
Выступая в Учредительном собрании по
мотивам голосования, Жак Дюкло говорил:
«Текст, который будет поставлен на голосование,
является результатом компромисса. И этот
компромисс привел не только к тому, что
в конституцию включены те или иные формулировки,
но также и к тому, что в конституции обойдены
некоторые щекотливые вопросы... По существу,
ее нельзя назвать ни конституцией Коммунистической
партии, ни конституцией Социалистической
партии, ни конституцией Народно-республиканского
движения. Это наша общая конституция,
Конституция Республики». Конституция
1946 г. явилась, таким образом, выражением
выгодного для демократических сил Франции
соотношения политических сил. В совершенно
иных условиях была принята конституция
1958 года. Политическая неустойчивость
IV Республики, правительственная чехарда,
поражение в Индокитае, алжирский мятеж,
шантаж угрозой гражданской войны — все
это привело к резкому спаду демократического
движения. В ходе конституционного референдума
28 сентября 1958 г. более 80% избирателей проголосовали
за проект конституции, который заменил
парламентаризм режимом личной власти.
«Массовый антипарламентаризм, — пишет
проф. Н.Н. Молчанов, — страх перед гражданской
войной и вера в де Голля захватили даже
тех избирателей, которые обычно поддерживали
компартию. Около полутора миллионов среди
них также проголосовали за конституцию».
Определение сущности конституции
имеет важное значение для понимания этого
документа, выявления тех целей, к достижению
которых должно стремиться общество и
государство.
По мнению немецкого политического
деятеля Фердинанда Лассаля сущность
конституции представляет собой "фактические
отношения, силы, существующие в данном
обществе". В современный период также
принято считать, что конституция имеет
социально-политическую сущность. Однако
трактовки здесь существуют разные. Один
подход присущ западным концепциям, другой
- чисто марксистский, характеризующий
любое явление в обществе с классовых
позиций; конституция в этом случае также
определялась как документ, выражающий
классовые интересы (волю господствующего
класса), т.е. суть конституции - это закрепление
в ней существующего конфликта между классами.
Современное общепринятое понимание
сущности конституции состоит в том, что
конституция - это ограничитель власти
государства, то есть ею устанавливаются
пределы вторжения государства в область
прав и свобод человека и гражданина. Для
того чтобы конституция действовала, она
должна учитывать реальные условия страны,
уровень правовой культуры населения
и многие другие факторы общественной
жизни. Но это не значит, что конституция
— лишь простой слепок существующей ситуации.
2. Особенности подготовки
и принятия Конституции РФ 1993
г.
Принятие новой Российской
Конституции было трудным исторически
и политически. Конституционные перемены
были объективно необходимы. В течение
1990-1992 гг. в действующую Конституцию РСФСР
1978 г. внесено в общей сложности более
350 поправок. Впервые вопрос о новой федеральной
Конституции был поставлен I Съездом народных
депутатов России, тогда же (22 июня 1990 г.)
была образована Конституционная Комиссия.
В августе 1990 г. разработана концепция,
а в сентябре - первый вариант проекта
Конституции; в ноябре 1990 г. проект опубликован
для всенародного обсуждения. Обсуждение
официального проекта Конституции протекало
сложно, появились альтернативные проекты.
Только в октябре 1991 г. официальный проект
Конституции был внесен на рассмотрение
V Съезда народных депутатов. В марте 1992
г. проект повторно опубликован в печати.
Третий вариант официального
проекта Конституции РФ был одобрен Конституционной
Комиссией 16 октября 1992 г. Однако последующие,
особенно внеочередные VIII и IX Съезды народных
депутатов, подтвердив курс на осуществление
конституционной реформы, необходимость
продолжения работы над проектом новой
Конституции, одновременно приняли решение
(март 1993 г.) выработать проект основных
положений новой Конституции, согласовать
его с субъектами Федерации и после этого
вынести на всероссийский референдум.
С подобным ходом развития конституционной
реформы не согласился Президент РФ Б.Н.
Ельцин. С марта 1993 г. между Президентом
и Верховным Советом резко обострились
отношения. Проведенный по инициативе
Президента 25 апреля 1993 г. референдум выразил
доверие Президенту и высказался за досрочное
переизбрание народных депутатов. 29 апреля
1993 г. на заседании Совета глав республик
в составе РФ по инициативе Президента
РФ решено созвать Конституционное совещание
для разработки согласованного проекта
Конституции.
Однако по инициативе Председателя
Верховного Совета РФ 7 мая созвано заседание
Конституционной Комиссии без ведома
ее председателя - Президента РФ, на котором
было заявлено, что Конституция РФ должна
быть принята на Съезде народных депутатов.
Это же нашло подтверждение 12 мая на совещании
руководителей Советов народных депутатов
всех уровней. В этот же день Президент
утвердил состав рабочей комиссии по доработке
проекта Конституции под своим председательством.
В Указе «О мерах по завершению подготовки
новой Конституции РФ» Президент РФ постановил
завершить работу в срок до 10 июня 1993 г.
Основной текст Конституции подготовлен
Конституционным совещанием под руководством
Президента РФ в июне-июле 1993 г. Но в сентябре-октябре
Конституционное совещание и рабочая
комиссия вновь вынуждены вернуться к
одобренному ранее тексту в связи с предложениями
субъектов Федерации, поступившими в летне-осенний
период, а также уроками октябрьских событий
в Москве. В итоге в декабре 1993 г. путем
референдума новая Конституция Российской
Федерации была принята.
Особенную роль в подготовке
и принятии новой Конституции России призваны
были сыграть такие учреждения, как Конституционная
комиссия и Конституционное совещание.
Конституционная комиссия -
это созданная высшим органом государственной
власти из числа представителей всех субъектов
Федерации комиссия, имеющая своей главной
задачей разработку проекта новой российской
Конституции. Такая комиссия создавалась
на I Съезде народных депутатов РСФСР 22
июня 1990 г. из представителей Верховного
Совета, субъектов РСФСР, всего 102 человека,
работала под председательством Б.Н. Ельцина
(в то время Председателя Верховного Совета
РСФСР). Первый вариант проекта Конституции
рассмотрен V Съездом народных депутатов
в октябре 1991 г. VI Съезд народных депутатов
в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию
конституционной реформы и основные положения
доработанного проекта. На Конституционную
комиссию возлагалась обязанность доработать
проект и представить его на рассмотрение
очередного Съезда народных депутатов.
Однако ни один из трех последовавших
за этим Съездов - VII, декабрь 1992 г., VIII, март
1993 г., IX, апрель 1993 г. - эту задачу не выполнил.
В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный
Верховным Советом, опубликован. Проект
по основным вопросам конституционной
реформы расходился с идеологией и взглядами
президентской стороны. Проект, в частности,
определял правовое положение Верховного
Совета, свойственное в большей мере парламентской
республике, в силу чего существенно ограничивались
полномочия главы государства. Так, Президент
обязывался представлять Верховному Совету
ежегодные доклады об осуществлении внутренней
и внешней политики. Исключительно с согласия
Верховного Совета предполагалось назначать
Председателя Правительства, министров
экономики, финансов, внутренних и иностранных
дел, обороны и безопасности. Верховный
Совет наделялся правом определять основные
направления внутренней и внешней политики.
Предполагалось, что назначенный на 17
ноября 1993 г. Съезд народных депутатов
должен принять новую Конституцию. Получивший
всенародную поддержку избирателей в
ходе проведенного 25 апреля 1993 г. референдума
Президент не принял такую концепцию Основного
Закона.
Конституционное совещание
представляет созванную по инициативе
Президента РФ в 1993 г. конференцию представителей
органов государственной власти и общественности
для завершения подготовки проекта новой
Конституции. Конституционное совещание
созвано 5 июня 1993 г. В него входили пять
групп представителей: федеральных органов
государственной власти; органов государственной
власти субъектов РФ; местного самоуправления;
политических партий, профсоюзных, молодежных,
иных общественных организаций, массовых
движений и религиозных конфессий; промышленников
и предпринимателей. Проект новой Конституции,
который представлен Президентом РФ, обсуждался
группами представителей до 25 июня 1993
г. В результате обсуждения проекта внесено
более 500 поправок к тексту проекта, изменено
более 200 положений первоначального текста.
Без изменений остались лишь три статьи.
Конституция Российской Федерации
1993 года коренным образом отличается от
предыдущих конституций. Ею созданы реальные
условия для свободного развития человека,
гарантированы личные, политические, экономические,
социальные и культурные права и свободы,
необходимые для формирования демократического
правового государства и справедливого
гражданского общества.
Особенности Конституции Российской
Федерации 1993 г.:
1) закреплены формы собственности
– частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности;
2) прописано осуществление
государственной власти на основе
разделения на законодательную,
исполнительную и судебную ветви
власти, что является основополагающим
принципом построения и функционирования
системы органов государственной
власти; обеспечивает сбалансированность
полномочий; исключает сосредоточение
всей полноты власти или большей
ее части в ведении одного
органа государственной власти
либо должностного лица;
3) регламентированы государственное
признание и гарантии местного
самоуправления, не входящего в
систему органов государственной
власти.
3. Регулирующая роль и
юридические свойства российской
Конституции
Регулирующая роль конституции касается
всего общественного организма. Она охватывает
не только государственную организацию,
но и негосударственные сферы ¾ социально-экономическое
устройство, культурную жизнь, отношения
в сфере гражданского общества. Никакая
конституция не может обойти взаимоотношения
государства с институтами собственности,
общественными и религиозными учреждениями.
Нормы конституции, как и право в целом
оказывает формирующее воздействие на
различные стороны общественной жизни
- государственно-политическую, экономическую,
социальную и духовную.