Контрольная работа по «Гражданско-процессуальному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Казус 1. Валерия вышла замуж, вступив в брак sine manu. Через некоторое время она узнала, что муж продал ее приданое - земельный участок с домом и трех рабов. Отец Валерии обратился в суд с иском о возврате ей проданного мужем имущества. Каким должно быть решение суда в императорскую эпоху? Дайте характеристику семейно-брачного права в Риме.
Казус 2. При совершении сделки купли-продажи картины продавец, воспользовавшись неопытностью покупателя, уговорил его купить картину по цене, превосходящей ее стоимость. Покупатель, узнав впоследствии реальную стоимость картины, оспорил сделку по причине ее ущербности. Каким будет решение суда по Кодексу Наполеона? Дайте характеристику договора купли-продажи по Гражданскому Кодексу 1804 г.

Файлы: 1 файл

история государства и права зарубежных стран.docx

— 42.67 Кб (Скачать файл)

 

 

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

высшего профессионального образования

САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

«юридический институт правового администрирования»

 

КАФЕДРА истории государства и права

 

 

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

2 ВАРИАНТ

 

 

Выполнил: студент I курса 1.2 группы

                                                                         Заочного отделения ЮИПА

Родионова Александра Викторовна

 

 

 

 

 

Саратов 10 ноября 2013 г.

                                           

Валерия вышла замуж, вступив в брак sine manu. Через некоторое время она узнала, что муж продал ее приданое - земельный участок с домом и трех рабов. Отец Валерии обратился в суд с иском о возврате ей проданного мужем имущества.

Каким должно быть решение суда в императорскую эпоху?

Дайте характеристику семейно-брачного права в Риме. 

 

Решение.  

Для решения данного казуса следует рассмотреть документы, содержание которых позволит дать ответ по данной проблеме. Обратимся к истории Римского права. Для той эпохи не было характерным такое ведение семейного строя, в чем же были особенности, которые заставляли людей говорить, об этом как о «исключительном достижении»римского народа?

Первое отличие было в том, что власть в семье полностью и безоговорочно принадлежала мужу, вся семья была у него в подчинении. Основа семьи в Риме предствляла сосбой моногамные отношения, то есть patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный владыка. Второе отличие, говорит о том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными – связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая(1). В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Третье отличие включало в себя особенность в том, что термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству    А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи.В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

     О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. 
Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства. 
Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством 
кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

   Римское право – это система рабовладельческого права древнего Рима, включающая в себя частное право и публичное право. Римское право возникло в рабовладельческом обществе, но оно могло применяться и в обществах феодальном, буржуазном, поскольку представлялось классическим правом общества частной собственности. По одному известному выражению, римляне “трижды покоряли мир”. Первый раз - легионами, второй - христианством, третий раз - правом. Ко всему этому добавим тысячелетнее развитие, тысячелетнюю коррекцию - и мы получим ответ на вопрос, почему римское право перешагнуло за рамки своей эпохи, превратилось в явление всемирно-исторического значения. Римское право, отличающееся четкостью определений, хорошей юридической техникой помогает в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать .Римское право, отличающееся четкостью определений, хорошей юридической техникой помогает в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории.

 

 


(1). Законах XII таблиц , таблица  V,4).  Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему лиц, умрет, не оставив распоряжений о наследнике, то пусть его хозяйство возьмет себе его ближайший агнат.

 В юридическом смысле семья - это основанный на браке и родстве союз лиц, связанных взаимными правами и обязанностями. Эти права и обязанности закрепляются в юридических нормах, которые по современным представлениям составляют особую правовую отрасль - семейное право. В Риме не существовало такой правовой отрасли, а многочисленные нормы и принципы регулирования семейно-правовых отношений изучались тем разделом частного права, который был посвящен правовому положению лиц.

Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками – агнатами. По мере развития отношений частной собственности все большее значение приобретало родство по крови – когнатское родство. На всех этих этапах развития семьи в Риме, но особенно в древнейший период, очень велика была отцовская власть. Члены семьи, в том числе и взрослые сыновья, считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

В более зрелые, цивилизованные времена отцовская власть ослабевает, взрослые члены семьи получают определенную самостоятельность. Однако зависимость взрослых сыновей от отца сохранялась в форме пекулия (военного и гражданского), каждый «якобы от отца» получал взрослый сын, находясь на гражданской и военной службе. 
              Римская семья образовывалась посредством брака. Брак определялся, как союз мужа и жены, предполагавший равенство. На самом деле равенства супругов в браке не было; мужчина в браке имел явный приоритет. 
             Римское право различало законный римский брак и брак между лицами, не имевшими ins conubii (права на вступление в законный брак). Кроме того, различались брак «cum manu», при котором жена полностью поступала под власть мужа (или домовладыки, находясь на положении его дочери) и брак «sine manu», при котором жена оставалась подвластной прежнему            домовладыке (например, отцу) или была самостоятельным лицом. 
    Римский брак заключался при следующих условиях: 1) если имело место согласие жениха и невесты и их домовладык на заключение брака 2) если было достигнуто брачное совершеннолетие (для юноши - 14 лет, для девушки – 12 лет) 3) если ни одно из лиц, вступающих в брак уже не состояло в другом браке 4) если имелось ins conubii. 
Брак в Риме заключался неформально. Достаточно было выражения согласия будущих супругов и отведения невесты в дом жениха. Правда, при браке cum manu требовалось совершение определенных формальных актов для установления власти мужа.

Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а) смертью одного из супругов; б) утратой свободы одним из супругов; в) разводом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко, но по Юстиниановскому Кодексу развод был ограничен. Развод по обоюдному согласию супругов запрещался вообще; развод по одностороннему заявлению одного из супругов удовлетворялся лишь в исключительных случаях (если другой супруг, например, покушался на жизнь супруга, или не был способен к половому сожительству и т.д.). 
  Имущественные отношения между супругами при разных видах брака были различны. В случае брака «cum manu» все имущество жены поступало в полную собственность мужа. Это имущество не возвращалось жене даже после развода. При браке «sine manu» имущество супругов оставалось раздельным. Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме). Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "sine manu" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - sine manu - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.6 
С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более исчезали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно, иначе на основании законов супруг получал все права, как в браке conventio in manum в силу давности владения. Для сохранения брака в форме sine manu жена в положенный день на три дня уходила из дома, принадлежавшего мужу (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности .(2)

 

(2) Законы XII таблиц, VI.4 (Гай, Институции, 1. 3: Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.


Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, то мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью. По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н.э., однако, очевидно, что семьи в Риме распадались и раньше. Так в Законах XII таблиц уже встречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке sine manu. Для формального развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ .(3) 
Также Законам XII таблиц известен и институт, который устанавливал над женщинами опеку. (4)

При анализе данного вопроса, представляется правильным следующий ответ:

если женщина вступала в брак sine manu, то все имущество (преданное) принадлежало мужу, и он мог свободно им распоряжаться. Исходя из этого, решением суда было отклонить иск отца Валерии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(3). Законы  XII Таблиц: IV.3 . (Цицерон, Филиппики, II. 28. 69: [Пользуясь] постановлением XII таблиц, приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв [у нее] ключ, изгнал [ее].)

(4) Законы  XII Таблиц: V.I  (Гай, Институции, 1. 144-145: Предки [наши] утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так было постановлено законом XII таблиц.)

 

 

Казус 2

При совершении сделки купли-продажи картины продавец, воспользовавшись неопытностью покупателя, уговорил его купить картину по цене, превосходящей ее стоимость. Покупатель, узнав впоследствии реальную стоимость картины, оспорил сделку по причине ее ущербности.

Каким будет решение суда по Кодексу Наполеона?

Дайте характеристику договора купли-продажи по Гражданскому Кодексу 1804 г.

 

Решение.

Для решения данного казуса, предстоит провести исследование Гражданского Кодекса Наполеона, созданного в 1804 году.

Итак, за короткий отрезок времени (с 1804 по 1810 г.), в частности благодаря энергии и самого Наполеона, было издано 5 кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права и вошедших в историю под названием кодификации Наполеона (гражданский, торговый, уголовный, гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный кодексы).

КОДЕКС НАПОЛЕОНА

Разработан под непосредственным руководством Наполеона 1 и принят в 1804 г. До принятия ФГК Франция была фактически лишена единого гражданского законодательства: в южных районах преобладало римское право, на севере - обычное. Создание единого свода гражданских законов было провозглашено одной из первейших задач Великой французской революции. Инициатива в создании ФГК принадлежала лично Наполеону. 13 июля 1800 г. была назначена комиссия для разработки проекта кодекса. В ее состав вошли такие видные юристы Франции, как Тронше, Порталис, Малльвиль, Биго-Преамне. В кратчайший срок (4 месяца) проект был составлен и направлен на обсуждение судов. После того как они представили свои замечания, проект должен был пройти обычный путь будущего закона: его положено было рассмотреть в Государственном совете. Трибунате, Законодательном корпусе и Сенате. При прохождении через Трибунат и Законодательный корпус проект встретил серьезную оппозицию. Это было вызвано тем, что ряд положений кодекса содержал в себе значительные отступления от революционного законодательства и делал шаг назад по сравнению с завоеваниями революции. Первый титул "О праве и законах вообще" был отклонен. Испугавшись, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство отозвало проект.

   Между тем Наполеон своей властью исключил из состава Трибуната и Законодательного корпуса основных критиков проекта и ввел новых, создав таким образом послушное себе большинство. В результате рассмотрение проекта пошло быстро и все

36 титулов кодекса в  виде отдельных законов были  приняты и утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил Гражданский кодекс (ГК) французов. В 1807 г. он был назван  К.Н. В 1816 г. кодекс вновь получил  название ГК.

Однако в истории он справедливо остался под именем К.Н. Будучи гениальным политиком, Наполеон ясно понял необходимость кодекса для упрочения буржуазного режима и активно руководил работой по его созданию. ФГК сыграл огромную роль для упрочения буржуазных отношений во Франции, он явился образцом для создания гражданских кодексов в Италии, Бельгии., Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. ФГК с многочисленными поправками  действует во Франции по сей день.

 

    ФГК воплощает и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и, гражданина 1789 года. Это принципы юридического равенства, законности, единства прав и свобод. Влияние римского права отразилось на структуре ФГК. Состоит из вводного титула (в нем говорится об опубликовании, действии и применении законов) и трех книг. Первая книга посвящена лицам, вторая содержит правила об имуществах и о различных видах собственности, в третьей говорится о различных способах, которыми приобретается собственность.

Информация о работе Контрольная работа по «Гражданско-процессуальному праву»