Контрольная работа по "Правоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Правоведение - это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.
Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.
Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т.е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3

Форма современного российского государства……………………..……4
Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения……..7
Схема «Система права»……………………………………………………..9
Задача………………………………………………………………………..11

Список использованных источников…………………………

Файлы: 1 файл

готовая контр.docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)
 

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Инженерно-строительный институт

Кафедра инженерных систем зданий и  сооружений (ТГВ)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Правоведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель      __________     __________________             ______________

                                  подпись, дата          должность, ученая степень                инициалы, фамилия

 

 

 

   Студент  ЗИЭ 09-11К          090750            __________       

                            номер группы        номер зачетной книжки        подпись, дата             инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2014


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

 

  1.  Форма современного российского государства……………………..……4
  2. Юридические лица как субъекты гражданского правоотношения……..7
  3. Схема «Система права»……………………………………………………..9
  4. Задача………………………………………………………………………..11

 

Список  использованных источников…………………………………………......13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правоведение - это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте  свой предмет и свою проблематику, т.е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

  1. право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
  2. государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
  3. соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
  4. система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

 

  1. Формы современного российского государства.

 

Форма государства - одна из важнейших категорий понятийного  аппарата теории государства и права. Она в значительной степени обусловлена  сущностью государства и непосредственно  связана с главным вопросом политики - вопросом об организации государственной  власти, ее устройстве. Можно сказать, что форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную  организацию, принципы, способы образования  и взаимодействия органов государственной  власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Нетрудно заметить, что все перечисленное  затрагивает наиболее важные стороны  жизнедеятельности (функционирования) государства.

Многообразие  форм государственности обусловлено  влиянием на государство различных  факторов, в том числе политических, экономических, исторических. Форма  государства так или иначе  зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

Основными составляющими  данной категории являются такие  понятия, как "форма правления", "форма государственного устройства" и "политический режим". Только раскрыв  содержание каждого из этих понятий, можно получить представление о  том, что же такое форма государства.

 

Форма правления  в РФ.

 

Признаки  смешанной формы правления имеются  в современной России. Так, в основу организации государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который  избирается непосредственно гражданами России. Как глава государства  Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности  Российской Федерации, согласованного функционирования государственных  органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений  государственной политики, формированию состава Правительства и федеральных  органов исполнительной власти. Президент  находится как бы над законодательной, исполнительной и судебной ветвями  власти, обеспечивая координацию  и согласованность их действий.

 

Форма государственного устройства РФ.

 

Федерация - сложное по субъектному составу  союзное государство. Составными частями  федеративного государства могут  быть провинции, штаты, земли, кантоны  и т.д. Но несмотря на это в федеративном государстве, как правило, существует одна неразделимая суверенная власть. Наличие в федерации отдельных  государственных образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями. В противном случае суверенное государство превратилось бы в союз отдельных государств, имеющих возможность  отделиться (выйти из состава федерации) в одностороннем порядке. В отношении  федеративного государства правильнее говорить, скорее, о распределении  властных полномочий между федерацией и ее составными частями, а не о  разделении суверенных прав. Суверенитет  Российской Федерации, например, исключает  существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе  государственной власти, которые  обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

Различают конституционные  и договорные федерации. Конституционные  федерации основываются на принципах, закрепленных в конституции федеративного  государства; договорные - образуются в результате определенного согласия договаривающихся сторон (федерации  и составляющих ее субъектов). И в  том и в другом случае сохраняется  целостность государства, а суверенитетом  обладает только федерация в целом.

Для федерации  типично наличие двух уровней  в системе органов государственной  власти - самой федерации и ее субъектов, а также конституционно закрепленное разграничение предметов  ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (штатами, кантонами, землями). В ряде случаев устанавливается  двойное гражданство. Союзный законодательный  орган, как правило, двухпалатный: одна из палат представляет и выражает в федеральном парламенте интересы субъектов федерации.

Для избрания главы государства (президента) в  некоторых федеративных государствах создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов федерального парламента и представителей субъектов  федерации. Такой порядок избрания главы государства характерен, например, для Индии.

Единую территорию федеративного государства образуют территории составляющих ее субъектов. Двухуровневая система права  действует в границах (в рамках) единого правового пространства, а федеральные законы имеют прямое действие на территории всех субъектов  федерации. Как правило, вся полнота  власти осуществляется только всей совокупностью  государственных органов: федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Целостность  федеративного государства, кроме  того, обеспечивается единой денежной и налоговой системами, а также  едиными вооруженными силами.

Различаются национально-территориальная и смешанная  форма федерации. Национально-территориальная  федерация характеризуется тем, что составляющие федеративное государство  образования отличаются национальным составом населения, компактно проживающим  на определенной территории, особенностями его культуры, языка, быта и т.д. Смешанная форма представляет собой сочетание некоторых признаков национально-территориальной организации союзного государства (в зависимости от национального состава населения) и административно-территориального устройства. Типичный пример смешанной федерации - Российская Федерация.

 

Политический  режим РФ.

 

Современная политическая действительность в России больше ассоциируется с авторитарно-бюрократическим  режимом, хотя и характеризующимся  определенными внешними, формальными  атрибутами демократии.

Конечно, было бы неправильно отрицать и некоторые  достижения проводимых реформ, прежде всего связанные с рядом таких  демократических завоеваний, как  выборы Президента, депутатов Государственной  Думы и региональных законодательных  органов, проведение референдумов, свобода  слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического  плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п.

Однако необходимо помнить о том, что все названные  демократические институты и  нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования  еще не свидетельствует о настоящей  демократии. Важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства  граждан, а не служили ширмой демократии, ее красивой упаковкой. С помощью  выборов, как известно, пришел к власти А. Гитлер, но это не означает, что  в Германии 30-х гг. победила демократия. Выборы Президента РФ 1996 г. - также весьма показательная политическая акция, когда были выборы, но выбора не было. Всем известны случаи мощного давления средств массовой информации, руководителей  предприятий, учреждений и организаций  на избирателей и т.п.

Весьма специфична многопартийность. Многие партии и  движения находятся в большей  мере в виртуальном, а не реальном мире (например, "Социал-демократы", "Женщины России", "За гражданское  достоинство" и т.п.). Подчас общественное объединение представляет лишь самих  лидеров да небольшую группу лиц.

В сегодняшней  России есть парламент - Федеральное  Собрание. Вместе с тем полномочия его палат (Государственной Думы РФ и Совета Федерации) весьма ограничены и не позволяют полноценно влиять на политическую ситуацию. В частности, у нынешнего парламента по Конституции  контрольные функции явно занижены.

Точно так  же можно квалифицировать и ситуацию по поводу установленного в Конституции  РФ института импичмента. Осуществить  его реально практически невозможно - слишком много на его пути законодательных  и бюрократических препятствий.

Что касается гласности, то апогеем ее были конец 80-х - начало 90-х гг. Сейчас же средства массовой информации оказались под  контролем олигархов, иными словами - "денежных мешков".

 

  1. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.

 

Понятие и признаки юридического лица

 

Наряду с гражданами субъектами гражданского права являются также  юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических  признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке.

Жизнь современного общества немыслима  без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для  достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного  участия лиц в гражданском  обороте и является конструкция  юридического лица.

Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено  теми же причинами, что и возникновение  и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием  экономических отношений и, как  следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного  развития правовое регулирование отношений  с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов  частного права оказалось недостаточным  для развивающегося экономического оборота.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведение"