Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:55, контрольная работа
Семейное законодательство, семейный кодекс не даёт понятие семье, поэтому в основу этого понятия вкладывается скорее социологическое значение. Правового определения понятия «члена семьи», так же, как и семьи, не существует. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «член семьи» применяется в отношении лиц, связанных семейными правами и обязанностями. Это могут быть лица, проживающие одной семьей, члены разных семей (братья и сестры), бывшие члены семьи (разведенные супруги).
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Машиностроительный институт
Екатеринбургский
Контрольная работа
По дисциплине
«Семейное право»
Отделение: Заочное
Группа: М402 ЗПРО – П2
Студент: О.А. Кожнева
Преподаватель: Е.И. Кирюшкина
Екатеринбург,
2013
Вариант 1.
Семейное законодательство, семейный кодекс не даёт понятие семье, поэтому в основу этого понятия вкладывается скорее социологическое значение. Правового определения понятия «члена семьи», так же, как и семьи, не существует. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «член семьи» применяется в отношении лиц, связанных семейными правами и обязанностями. Это могут быть лица, проживающие одной семьей, члены разных семей (братья и сестры), бывшие члены семьи (разведенные супруги).
Семья рассматривается как социальная общность людей, малочисленный коллектив, члены которого тесно связаны между собой общностью жизненных интересов, совместной деятельностью, бытом (Водзинский Д.И.). С психологической точки зрения, семья – это личная сфера человеческой жизни, определяющая устройство быта, взаимоотношения членов семьи, воспитание детей, передача культуры, основанная на эмоционально-психологической атмосфере любви и привязанности, направленная на развитие и сохранение человеческой индивидуальности.
С этих позиций главной социальной функцией семьи является воспитание детей, формирование личности. «Личность ребёнка формируется под влиянием совокупности всех общественных отношений, особенно системы тех конкретных отношений, в которых непосредственно протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших», семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности детей (Водзинский Д.И.).
Но семью объединяют не только эмоционально-нравственные начала, а иногда и материальные, но и взаимные права и обязанности.
Это позволяет дать юридическое толкование такому понятию как семья.
Семья – это общность совместно проживающих лиц, объединённых правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством.
Это понятие позволяет выделить основные признаки семьи, которые имеют юридическое значение:
Существование этих признаков, несмотря на отсутствие, например, регистрации брака, позволяет говорить о наличии семьи, что в основном влияет конечно же на объём прав и обязанностей в отношении детей. Советское законодательство, (Кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г) для защиты имущественных прав женщины признавало фактические брачные отношения, приравнивая их к законным (зарегистрированным) при соблюдении основных условий: совместного проживания и ведения совместного хозяйства. Но Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8.07.44 г. отменил это правило, а расторжение брака рассматривалось как безнравственный поступок, осуждаемый обществом.
В связи с важностью этого вопроса следует остановиться на этих правовых признаках семьи подробнее.
Совместное проживание членов семьи. Создавая семью, люди стремятся к совместному проживанию. Отсутствие совместного проживания даже в случае регистрации брака, как правило, свидетельствует о его фиктивности (то есть о том, что брак заключён без намерения создать семью), что позволяет признать такой брак недействительным.
Но у каждого из супругов есть право на выбор своего места жительства и места пребывания, а, следовательно, он вправе жить отдельно. Но это, как правило, объясняется особенностями профессии, работы. В этом случае супругами поддерживается личный контакт, а раздельное проживание является временным. В противном случае, это является основанием для расторжения брака.
При совместном проживании супруги приобретают совместное имущество, родители осуществляют право на личное воспитание детей.
Совместное
проживание касается не только супругов,
но и других членов семьи. Так, несовершеннолетние
дети имеют право на совместное проживание
со своими родителями. Если же родители
не проживают совместно со своими
несовершеннолетними детьми, то это
может послужить основанием для
постановки вопроса о надлежащем
воспитании детей и присутствии
заботы о них. Если же будет установлено,
что дети «брошены», то есть отсутствует
забота о них, то это является основанием
для лишения родителей
НО! Носителями семейных прав и обязанностей могут быть и другие лица, вместе не проживающие, если это предусмотрено семейным законодательством:
Поэтому так важен другой признак – ведение общего хозяйства. Этот признак вытекает из предыдущего и тесно с ним связан, дополняет его. Он предполагает наличие общего бюджета, общей «кассы», совместные расходы, приобретение имущества, позволяющего удовлетворять нужды семьи и т.д. Это тесно связано с наличием законного режима – права общей совместной собственности на имущество супругов.
Наличие взаимных прав и обязанностей её членов не зависит от того о ком идёт речь. Это могут быть супруги, родители или дети.
Среди родительских прав важнейшим является
право родителей на воспитание своих детей.
Родители не только имеют право, но и обязаны
воспитывать своих детей. Они являются
первыми педагогами, которые обязаны заложить
основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в раннем возрасте.
Родителям предоставляется свобода выбора
средств и методов воспитания своего ребенка
с соблюдением ограничения, предусмотренных
законом, ст. 65 СК, а именно: родители не
вправе причинять вред физическому или
психическому развитию ребенка, его нравственному
развитию. Приемы воспитания должны исключать
пренебрежительное, жестокое, грубое,
унижающее достоинство обращение, оскорбление
или эксплуатацию ребенка.
Государство гарантирует
гражданам право на образование,
общедоступность. Родители обязаны
обеспечить получение детьми основного
общего образования, имеют право
выбора образовательного учреждения.
Самостоятельно выбирают формы обучения,
учитывая при этом мнение детей. Родители
с учетом мнения детей могут решить
вопрос, о получении детьми дополнительного
образования, в том числе в
образовательных учреждениях
Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. В таких случаях органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, c согласия родителей обеспечивают обучение этих детей на дому
Порядок воспитания и
обучения детей–инвалидов на дому
и вне государственных
Родители несут
Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее полно и глубоко в условиях всесторонней заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предполагает необходимость их общения с ребенком. Дедушки, бабушки, братья, сестра и другие родственники имеют право на общение с ребенком.
Права и обязанности по защите прав и интересов детей должны осуществляться родителями или лицами, их заменяющими. Предметом защиты являются права и интересы детей, предусмотренные как семейным законодательством, так и другими отраслями права. Формы и способы защиты родителями прав и интересов несовершеннолетних детей зависят от различных факторов: содержания самого права, возраста ребенка, характера совершенного правонарушения.
Родители вправе обратиться
в установленном
Так в случае совершения несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделки без согласия родителей, когда это согласие в силу закона было необходимо, родители вправе в судебном порядке оспорить такую сделку и требовать признания ее недействительной 3.
Родители как законные
представители своих
В случае злоупотреблении
родителями своими родительскими правами
ребенок, вправе самостоятельно обратиться
за защитой своих прав в орган
опеки и попечительства, одной
из основных задач которого является
защита личных и имущественных прав
и интересов
Задача 1.
Ремнев и Ноговицина подали в органы загса заявление о регистрации брака. Жених через неделю призывался в ряды Вооруженных Сил России, и они просили зарегистрировать их брак как можно скорее. Родители же Ноговициной требовали не спешить с регистрацией, поскольку молодые люди знакомы недавно и, кроме того, Ремнев скрыл, что ранее привлекался к уголовной ответственности.
Согласно Главе 3 ст. 12 ч. 1 Семейного Кодекса РФ «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста» Заявление ими подано добровольно, они желают заключить брак и создать семью.
Согласно Главе 3 ст. 14 Семейного
Кодекса РФ, мнение родителей и
скрытие о привлечении к
Согласно Главе 3 ст. 11 ч. 1Семейного
Кодекса РФ «Заключение брака производится
в личном присутствии лиц, вступающих
в брак, по истечении месяца со дня подачи
ими заявления в органы записи актов гражданского
состояния.
При наличии уважительных причин орган
записи актов гражданского состояния
по месту государственной регистрации
заключения брака может разрешить заключение
брака до истечения месяца, а также может
увеличить этот срок, но не более чем на
месяц». Призыв в ряды Вооруженных Сил
России является уважительной причиной
для досрочного заключения брака.
Вывод: Брак между Ремневым и Ноговицыной должен быть заключен. Препятствий для заключения брака нет.
Задача 2.
Коренева обратилась в суд с заявлением о расторжении брака с Ипатовым и о взыскании алиментов на троих несовершеннолетних детей, ссылаясь на то, что муж злоупотребляет спиртным, безосновательно ревнует ее; скандалы, устраиваемые им, отрицательно влияют на детей. Ипатов против развода возражал и в суде заявил, что развод противоречит интересам детей, содержать которых жена не в состоянии. Спиртным он не злоупотребляет, обеспечивает семью всем необходимым, а ревность объяснил тем, что любит жену.
По истечении срока, назначенного судом для примирения сторон, в иске им было отказано. Коренева обжаловала решение суда, ссылаясь на ч.2 п.2 ст.22 СК РФ.
Согласно п. 2 ст. 22 СК РФ:
«При рассмотрении дела о расторжении
брака при отсутствии согласия одного
из супругов на расторжение брака, суд
вправе принять меры к примирению супругов
и вправе отложить разбирательство дела,
назначив супругам срок для примирения
в пределах трех месяцев.
Расторжение брака производится, если
меры по примирению супругов оказались
безрезультатными и супруги (один из них)
настаивают на расторжении брака.»