Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:21, реферат
В работе раскрыты понятие и предмет мирового соглашения при банкротстве; выделены этапы заключения мирового соглашения, рассмотрены проблемы заключения и исполнения мирового соглашения при банкротстве.
Цель контрольной работы – изучение особенностей мирового соглашения при банкротстве.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить законодательство о банкротстве.
2. Определить понятие и предмет мирового соглашения при банкротстве.
3. Выделить этапы заключения мирового соглашения.
4. Рассмотреть проблемы заключения и исполнения мирового соглашения при банкротстве.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Понятие и предмет мирового соглашения при банкротстве……………..
2. Требования к мировому соглашению по форме, содержанию, порядку его заключения……………………………………………………………………..
3. Этапы заключения мирового соглашения…………………………………
4. Проблемы заключения и исполнения мирового соглашения при банкротстве…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………... 33
- условия мирового соглашения противоречат законодательству РФ.
На конкретном примере проиллюстрируем, по каким причинам судами может быть отказано в утверждении соглашения.
В рамках дела № А45-9519/2004-СБ/126 ООО «Гарантсервисстрой» обратилось в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения, заключенного между ООО «Гарантсервисстрой», кредиторами и уполномоченным органом на собрании кредиторов от 10.07.2008.
Условиями данного мирового соглашения было предусмотрено погашение задолженности по обязательным платежам в течение 4 месяцев, а остальных кредиторов в течение 5 лет, в том числе ООО «АК «Магеллан*СГ», голосовавшего против утверждения соглашения на таких условиях, а также ООО «МНК» и ООО «Созидание», не принимавших участие в собрании кредиторов.
Данным мировым соглашением также не определены источники получения денежных средств должником для оплаты, их размеры и сроки получения.
Таким образом, в данном соглашении не соблюдены требования к содержанию мирового соглашения, так как имеется неопределенность в отношении обязательств должника и сроков их исполнения. Кроме того кредиторы, голосовавшие против утверждения соглашения и не принимавшие участие в нем поставлены в неравное положение по сравнению с уполномоченным органом.
В связи с вышеуказанным определением Арбитражного суда Новосибирской области от 22.07.2008 было отказано в утверждении мирового соглашения.
При отказе арбитражного суда в утверждении мирового должник и кредиторы могут заключить новое мировое соглашение, соответствующее нормам права, на любой стадии банкротства.
Уполномоченный орган предоставляет отсрочку по уплате обязательных платежей должнику сроком на 1 год при введении в отношении последнего процедуры банкротства, при условии предоставления обеспечения погашения задолженности и утверждения арбитражным судом мирового соглашения, для заключения которого уполномоченным органом было принято указанное решение. В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве, решение о предоставлении отсрочки утрачивает силу с даты расторжения мирового соглашения.
Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.
Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедур банкротства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
Таким образом, заключение мирового соглашения происходит в три этапа: принятие решения должником или собранием кредиторов, подписание текста мирового соглашения, утверждение мирового соглашения судом. Каждый из этих этапов имеет свое назначение и по-своему важен, однако гражданско-правовой сделкой мирового соглашения могут считаться лишь действия по подписанию текста мирового соглашения.
4. ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ ПРИ БАНКРОТСТВЕ
Действующий Закон уделяет недостаточное внимание, моменту подписания мирового соглашения, искажая смысл гражданской сделки, что затрудняет применение данного института при рассмотрении дел о банкротстве.
Рассмотрим проблему гражданской сделки с точки зрения кредиторов. Согласно п.2 ст.155 Закона со стороны кредиторов мировое соглашение подписывает представитель, уполномоченный собранием кредиторов. С учетом того, что представительство всегда характеризуется презумпцией публичной достоверности юридического правомочия представителя на их совершение, складывается впечатление, что данный пункт такого представителя собрания кредиторов делает законным представителем всех кредиторов. Однако факт голосования кредитором за заключение мирового соглашения на собрании кредиторов (п.2 ст.155) и факт подписания кредитором мирового соглашения имеют различное юридическое значение. В первом случае - это действие, в результате которого в совокупности с другими условиями может возникнуть ненормативный правовой акт, во втором - это юридическая сделка. Поэтому нельзя считать, что если решение собрания кредиторов распространяется на всех кредиторов, то по этой же причине на всех кредиторов распространяются и условия мирового соглашения. Например, как можно решением собрания кредиторов обязать лицо совершить новацию в виде замены денежного обязательства на обязательство по приобретению лицом, скажем, недвижимого имущества? Или как можно заставить лицо без его согласия совершить прощение долга? Полагаем, что включение в текст Закона названной нормы преследовало цели чисто технические, состоящие в упрощении порядка подписания мирового соглашения с большим количеством кредиторов. Техническое упрощение не должно подменять правовой институт представительства, в противном случае нужно будет признать, что представитель, избранный на собрании кредиторов, вправе распоряжаться правами не только тех кредиторов, которые присутствовали на собрании кредиторов и голосовали "за", но и тех, которые не только не присутствовали на собрании, но и прямо выразили свое несогласие участвовать в мировом соглашении. Вообще правовое положение лиц, отказавшихся от подписания мирового соглашения, осталось вне поля зрения Закона.
Другая проблема гражданской сделки мирового соглашения заложена в диспозиции норм п.1 ст.151 -154 Закона, предусматривающей, что со стороны должника мировое соглашение подписывает внешний или конкурсный управляющий на соответствующей стадии рассмотрения дела о банкротстве.
Включение названной нормы в Закон, по мнению С.А. Рухтина, совершенно необоснованно, так как эта норма вступает в противоречие с тем, как тот же закон определяет правовое положение арбитражного управляющего и самого должника. Как известно, и несостоятельный должник, и арбитражный управляющий являются самостоятельными субъектами права, предпринимателями, поэтому в реальности существуют два лица, причем совершенно автономно, обладая только им присущими юридическими качествами и правоспособностью.
Состояние должника после введения внешнего или конкурсного производства характеризуется отсутствием у него какой-либо способности совершать юридически значимые действия не только по отношению к своему имуществу, но и по отношению к любым правовым объектам. За должника все эти действия осуществляет арбитражный управляющий, деятельность которого нельзя рассматривать как "восполнение правоспособности" должника, так как в правовой реальности "восполнение правоспособности" одного лица правоспособностью другого представляется абсурдным. Речь может идти только о "восполнении дееспособности", если лицо само не в состоянии совершать какие-либо юридические действия. Но неспособность юридического лица совершать юридические действия не может возникнуть вследствие недееспособности, так как юридические лица всегда дееспособны.
Как известно, каждая
гражданская сделка есть результат воли
субъекта, то есть определенного интеллектуально-
Отсутствие же осознания лицом сделки как правового акта исключает не только существование, но и возникновение правовых интересов, делая саму сделку нерецептивной, то есть сделкой, которая в своем материальном и формальном смысле для лица просто не существует. Нерецептивность в нашем случае означает отсутствие воли должника на совершение данной сделки, и непризнание правом лежащего в основе сделки действия делает его неправомерным. В свете обсуждаемой темы можно согласиться с мнением Ф. С. Хейфеца, считающего, что "правомерность действий - это конститутивный элемент сделки, отличающий ее от правонарушения. Отсутствие в конкретной сделке элемента правомерности означает, что возникшее по форме как сделка действие на самом деле является не сделкой, а правонарушением.
Неучастие должника лично в заключении мирового соглашения указывает на то, что возникшее по форме как сделка действие арбитражного управляющего на самом деле является не сделкой, а правонарушением, так как нерецептивные сделки имеют такое же право на существование, как и сделки с участием неправоспособных ли
Полагаем, что действующая система регулирования несостоятельности определяет правовое положение должника и арбитражного управляющего таким образом, что без изменения самой системы регулирования несостоятельности мировое соглашение становится возможным лишь на стадии наблюдения; все остальные случаи заключения мирового соглашения (на стадии внешнего управления или конкурсного производства) должны быть из Закона исключены. Должник должен самостоятельно заключать мировое соглашение, самостоятельно инициировать те или иные его условия, доказывая свою способность их выполнения, то есть свою жизнеспособность.
Заключение же мирового соглашения внешним или конкурсным управляющим не только затрудняет выяснение того, в чьих интересах было заключено мировое соглашение, но и нарушает самый главный принцип гражданского права - никто не может быть принужден к занятию предпринимательской деятельностью. Ведь, как известно, непроявление должником самостоятельного интереса к заключению мирового соглашения (Закон даже не ставит задачи выяснить действительную волю должника) может означать отсутствие такого интереса. Но заключение мирового соглашения влечет восстановление должника во всех его правах и принуждает его к активной предпринимательской деятельности, не говоря уж об исполнении заключенной сделки мирового соглашения, стороной которого, как уже говорилось, он фактически не является.
Все вышеназванные проблемы применения института мирового соглашения касались вопросов "определенности" права, то есть тех положений права, которые определяют, какими правами и в каких случаях могут обладать несостоятельный должник и его кредиторы, если они пожелают самостоятельно справиться с возникшими проблемами. Описание же прав будет неполным, если не остановиться на проблеме их "гарантированности". На наш взгляд, сама принадлежность института мирового соглашения к сфере правосудия обязывает законодателя к усилению правовых гарантий исполнения мирового соглашения, так как мировое соглашение является не просто актом договорного права, но актом, который возникает в результате деятельности суда. Этим, на наш взгляд, и объясняется то, что исполнение мирового соглашения, заключаемого в исковом производстве, гарантируется последующей выдачей исполнительного лист.
Учитывая, что действующий Закон исходит из добровольности исполнения мирового соглашения должником, гарантии исполнения мирового соглашения, заключаемого при банкротстве, должны состоять в сохранении правового режима наблюдения в течение всего срока исполнения мирового соглашения.
Объясняется это тем, что правовое положение кредиторов, участвующих в мировом соглашении, не может быть хуже, чем оно было до заключения мирового соглашения. В частности, кредиторам должна быть предоставлена возможность осуществления контроля за деятельностью должника в целях исключения злоупотреблений с его стороны. По меньшей мере несправедливыми кажутся ситуации, когда в результате новации обязательств, которая, как правило, всегда имеет место при заключении мирового соглашения, кредитор, основывавший ранее свои требования на решении суда, утрачивает возможность принудительного взыскания долга, не получая взамен от государства никаких "гарантий" исполнения обязательства, возникшего после новации.
Правовой режим наблюдения формально определяется как результат публично-правового воздействия на личность должника: вводятся ограничения прав, устанавливается механизм контроля и экономической оценки деятельности должника, а в случае нарушения установленного режима наблюдения применяются "карательные" меры в виде отстранения исполнительного органа от управления и другие. Нормы, определяющие правовое положение должника и кредиторов в мировом соглашении, являются гражданско-правовыми. Поэтому предлагаемое соотношение публично-правовых норм Закона, регулирующих процедуру наблюдения, и гражданско-правовых норм, регулирующих заключение и исполнение мирового соглашения, будет в полной мере отражать старый как само право принцип: publicum jus pactis privatorum mutari non potest ("публичные положения не могут быть изменены частными соглашениями"). Исходя из названного принципа, применительно к рассматриваемым вопросам, мировое соглашение, как соглашение частных лиц, не должно отменять обеспечительные меры, вводимые процедурой наблюдения, ведь факт заключения мирового соглашения еще не означает, что должник уже восстановил платежеспособность и стал полностью кредитоспособным. Кроме того, Закон сам называет мировое соглашение процедурой банкротства (ст. 23), то есть самостоятельной стадией дела о банкротстве, которая предполагает в рамках ее осуществления целенаправленные действия и мероприятия, ведущие к достижению целей Закона. Такой целью процедуры мирового соглашения, полагаем, является восстановление платежеспособности должником.
Прекращая же производство по делу, суд еще не достигает целей судебного производства, поскольку определение суда в данном случае основывается не на факте восстановления платежеспособности должником, а на факте заключения мирового соглашения, тогда как для судебного производства по делу о банкротстве имеет значение не столько сам факт заключения мирового соглашения, сколько результаты его исполнения. Отсюда вывод: заключение мирового соглашения не должно влечь прекращения производства по делу о банкротстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе контрольной работы мной были выполнены следующие задачи:
1. Изучены нормы Федерального закона РФ от 26.12.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части заключения мирового соглашения.
Благодаря мирному урегулированию конфликта необходимость в судебном разбирательстве отпадает, но арбитражный суд контролирует законность сделки и утверждает мировое соглашение.
Информация о работе Мировон соглашение, содержание и его особенности