Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:02, курсовая работа
В большей степени актуальной проблемой на сегодняшний день стал вопрос о мировых судьях, нужны ли они сейчас, будут ли они необходимы в будущем.
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Введение
В большей степени актуальной проблемой на сегодняшний день стал вопрос о мировых судьях, нужны ли они сейчас, будут ли они необходимы в будущем.
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
В своей работе, мне бы хотелось затронуть не только вопросы деятельности мировых судей, права и обязанности, их компетенция и организация аппарата, но и рассказать о значении, о истории, а также о делах подсудных мировому судье.
Для того, чтобы попытаться раскрыть данную тему, мною были использованы следующие источники:
1. Федеральный конституционный
закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
"О судебной системе
2. Федеральный закон от
29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ "Об общем
числе мировых судей и
3. О финансировании мировых судей см. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ
4. Федеральный закон от
8 июля 1999 г. N 143-ФЗ "Об административной
ответственности юридических
5. Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов Российской Федерации" (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г.)
6. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (в ред. на 28 апреля 1993 г.) (с изм. и доп. 7 августа 2000 г.)
7. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.
И наиболее значимыми источниками здесь будут Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"; Конституционное право РФ под редакцией Баглая М.В.; Конституционное право РФ под редакцией Е.И. Козлова и О.Е. Кутафина и многие другие.
Местным судебным установлениям организаторы реформы отводили весьма важную роль. Эти суды были ближе всего к населению и его проблемам. Именно они должны были способствовать, как отмечалось в Указе от 20 ноября 1864 года, водворению суда скорого, правого, милостивого и равного "для всех подданных".
В соответствии с Учреждением
судебных установлении (на современном
языке — законом о
К ведению этих судов относились незначительные споры имущественного характера и дела о малозначительных преступлениях либо о проступках (например, не приставление подпор к ветхим заборам, появление в безобразном от опьянения виде, травля собаками, не охранение пьяного хозяином питейного заведения). Самым строгим наказанием, которое мог налагать мировой судья, было лишение свободы в тюрьме сроком до одного года.
Проверку законности и обоснованности приговоров и решений мировых судей должны были осуществлять съезды мировых судей. В состав этих съездов намечалось включать всех мировых судей (участковых, добавочных и почетных), работавших на территории конкретного уезда. Им предписывалось, что время от врем ни они должны собираться и рассматривать жалобы на решен мировых судей. Законность решений съездов мировых судей при определенных в законе условиях могла быть проверена окружных судом.
Судьба мировых судов сложилась весьма трудно. Процесс их внедрения натолкнулся на многочисленные непредвиденные препятствия. Не везде можно было найти кандидатов в мировые судьи, отвечавших предъявлявшимся к ним требованиям, не всегда земские собрания достаточно серьезно относились к избранию этих судей, нередко местные власти саботировали формирование мировых судов, поскольку видели в них угрозу своим привилегиям и полномочиям и т. д. Кое-где (в Киевской, Подольской, Волынской и других губерниях, Варшавском округе, Прибалтийском крае, а также в ряде других регионов) пришлось отказаться от выборности судей этого уровня. Их стал назначать министр юстиции. В 1889 году их вообще упразднили почти на всей территории России кроме Московской и Санкт-Петербургской губерний). Их полномочия были переданы земским начальникам, уездным съездам под председательством уездного предводителя дворянства, губернским присутствием (в них обычно входили: губернатор, губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, председатель или член окружного суда, прокурор окружного суда или его товарищ и еще два "непременных члена"), а также сохранившимся во многих города с дореформенных времен городским судам, назначавшимся губернаторами, городскими головами и т. д. Это был существенный шаг назад, ибо функция правосудия передавалась в руки преимущественно административной власти. Под давлением ряда обстоятельств 1912 году система мировой юстиции была восстановлена. Но было уже поздно: в 1914 году началась Первая мировая война, а поте наступил 1917 год со всеми его событиями.
Довольно распространенными
Открыв Российский Энциклопедический словарь, можно найти такое определение мирового судьи: «в некоторых странах должностное лицо (как правило, назначаемое центральными органами власти), единолично рассматривающее дела в мировом суде. В России до 1917 года избирался уездным земским собранием, в городах - городской думой».
Издавна
предпринимались попытки
Если
мы обратимся к истории
В каждом графстве для лучшего поддержания мира назначались мировые судьи из почетных и уважающих законы лиц. Ими были не только профессиональные юристы, но и лица, не имеющие юридического образования. Однако, они получали жалование за эту деятельность и назначались на должность королем.
Рассматривая английскую модель мирового суда, ученые отмечали, что с ростом ренты в Англии происходило постепенное расслоение крестьянства. Многочисленные сельские бедняки (коттеры) должны были наниматься на работу к помещикам и зажиточным крестьянам. Спрос на рабочую силу в деревне рос в течение всего XIV века, особенно в рыцарских вотчинах. Но в крупных, особенно монастырских владениях продолжала господствовать барщина, и усиление связей с рынком вело к росту феодальных рент и укреплению барщинной системы. В связи с этим, все больше усиливался отпор крестьян требованиям феодалов. Одной из мер борьбы господствующего класса с крестьянством и явилось расширение судебно-полицейских функций хранителей мира. Должности «хранитель мира» было присвоено наименование «мировой судья», чтобы показать, что основной их функцией является судебное разбирательство и осуждение всех нарушителей мира Лонская С.В. Мировой суд в России М.,- 1998.
За
первые сто лет своего существования
мировые судьи постепенно расширили
свою компетенцию за счет компетенции
шерифов. В 1461 году даже ведение предварительного
расследования дел о
Следовательно, мировые судьи первоначально призваны были в большей степени поддерживать правопорядок, существующий в обществе, требовать от граждан соблюдения законности, выполняя при этом не только чисто судебные, но и административные полномочия.
Во времена правления Елизаветы мировым судьям были представлены широкие полномочия по применению «рабочего законодательства». Они имели право налагать штрафы, принуждать «праздных людей» к работе по найму или к занятию ремеслами, регулировать условия найма батраков, разрешать конфликты между хозяевами и рабочими. Позднее мировые судьи получили полномочия решать вопросы о праве на жительство в данной местности и о признании бродягами лиц, не работающих по найму, подвергать взысканию лиц, уклонявшихся от посещения англиканской церкви. Именно в этот период установилась довольно широкая суммарная юрисдикция мировых судий, то есть применение наказания без обвинительного акта и без участия жюри присяжных.
Изначально мировыми судьями были в основном представители класса средних землевладельцев. Однако со временем должность мирового судьи стала достоянием лиц, занимающих в обществе привилегированное положение. Ими становились аристократия графств, джентри, которая весьма добросовестно подготавливалась к замещению этих должностей, обучаясь в университетах, иных школах. Наметилась тенденция перехода судебной власти к лицам, обладающим не только имущественным, но и социальными превосходством перед остальными жителям того или иного региона.
Каждый, достигший 21 года, и удовлетворяющий требованиям ценза, мог явиться к лорд-лейтенанту и записаться мировым судьей. Но эта запись давала ему только почетный титул, звание. Для получения власти, соединенной с этой должностью, необходима была особая королевская грамота, имеющая силу на один год, и принесение присяги. Списки мировых судей ежегодно объявлялись от имени короны. Власть каждого мирового судьи распространялась на все графство без разделения его на участки. Однако для практического удобства мировые судьи по взаимному соглашению разделились по районам.
Полномочия
мировых судей были весьма разнообразны.
Они совмещали в себе, наряду с
судебными функциями массу
Мировые
судьи рассматривали также
В
общем порядке с участием присяжных
заседателей мировые судьи
На протяжении последующих столетий мировые судьи появляются в других государствах Европы. На определение статуса и направлений развития мирового суда оказывали свое влияние многочисленные объективные факторы: особенности государственного строя, политико-правовые традиции, социально-экономическая обстановка.
Информация о работе Мировые суды, их компетенция и организация деятельности