Введение
- Глава I. Теоретические основа монархии как формы правления
- 1.1 Понятие и сущность монархии
- 1.2 Исторические формы развития монархии
- 1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления
- Глава II. Монархические государства
- 2.1 Конституционная монархия Англии
- 2.2 Монархические государства современности
- Заключение
- Список литературы
Введение
Выбранная мною тема «Монархия как
форма правления: история и современность»
очень актуальна на сегодняшний
день.
В первую очередь тем, что монархия
как форма правления существует
уже много веков, и многие страны,
имеющие монархов, не намерены менять
форму правления, дорожа своими традициями
и исторически сложившимися институтами.
Во-вторых, данная тема была раскрыта
многими философами и политологами
различных времен. Первым из них
был Аристотель, который выделял
монархию как одну из трех наилучших
форм правления.
Кроме того, монархия имеет интересную
схему развития, которую можно
представить (с некоторыми оговорками)
следующим образом. Исторически
первой была раннефеодальная монархия,
за ней следовала монархия сословно-представительная,
превратившаяся затем в монархию
абсолютную. В результате буржуазно-демократических
революций абсолютная монархия была
ликвидирована и заменена монархией
конституционной (также называемой
ограниченной). Конституционная монархия,
в свою очередь, прошла две фазы развития:
от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия
является заключительной стадией развития
этого института.
Объектом данной курсовой работы являются
формы государственного управления.
В качестве примера данной курсовой
работы выступает монархия как форма
государственного управления.
Цель курсовой работы заключается
в раскрытие изучаемой темы, именно
«Монархия как форма правления:
история и современность».
В рамках достижения поставленной цели
мной сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность
монархии;
2. Описать исторические формы
развития монархии;
3. Выявить достоинства и недостатки
монархии;
4. Описать современную монархию
на примере конституционной монархии
Англии;
5. Отразить монархические государства
современности.
Глава I. Теоретические основа
монархи как формы правления
1.1 Понятие и сущность
монархии
Монамрхия (лат. monarcha от греч. мпнбсчЯб -- «единовластие»:
греч. мьнпт -- «одиночный, единый» и греч.
?счщн -- «властитель, правитель») -- форма
правления, при которой верховная государственная
власть принадлежит одному лицу -- монарху
(королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу,
султану, эмиру, хану…) и в первую очередь
обусловлена традициями передачи власти.
Материалы свободной энциклопедии «Википедия»,
http://ru.wikipedia.org/wiki
Монархия наряду с республикой
является одной из двух форм правления,
известных теории государства и
права. Власть монарха, как правило,
является пожизненной и передается
в порядке престолонаследия.
Центральной фигурой для монархической
формы правления является монарх
- единоличный глава государства,
осуществляющий власть по собственному
праву, а не в порядке делегации.
За редким исключением власть монарха
является пожизненной и передается
по наследству. Во всех монархических
странах монарх является по закону
неприкосновенной особой и никакой
ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные
названия: король - в Великобритании, Испании,
Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии,
Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий
герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.
Престолонаследие - переход власти
монарха от одного представителя
царствующего дома (династии) к другому
в установленном законом порядке.
В настоящее время существуют
три основные системы престолонаследия.
Салическая система сводится к тому,
что наследование осуществляется только
по мужской линии. Женщины из круга
престолонаследников исключаются
полностью (Швеция). Кастильская система
не исключает женщин из очереди престолонаследия,
но отдает предпочтение мужчинам: младший
брат исключает старшую сестру (Великобритания).
Австрийская система не исключает
женщин, но дает мужчинам и мужским
линиям преимущество во всех линиях и
во всех степенях родства. Женщины наследуют
престол лишь при полном пресечении
всего мужского потомства и всех
мужских линий.
В некоторых арабских странах существует
так называемая "клановая" форма
престолонаследия, когда наследника
избирает правящая семья.
Другой важной формой правления
является регентство - временное коллегиальное
или единоличное осуществление
полномочий главы государства в
монархиях в случае продолжительной
болезни, малолетства, или временного
отсутствия монарха.
В зависимости от принципа наследования
власти монархия может быть династической,
родовой и выборной.
В династической монархии действует
строгий принцип, в соответствии
с которым престол передается
от отца к сыну или от брата к
брату, как это было на Руси.
Гораздо чаще нам встречается родовая
монархия, где действовал принцип
принадлежности к царскому роду. Царь
должен был происходить из царского
рода, но это вовсе не означало, что
он автоматически наследовал престол.
Особая разновидность монархии
- выборная, сочетающая элементы монархии
и республики. Выборная монархия была
и в Византии. Она не является
редкостью. В Экваториальной Африке
до сих пор совет старейшин
избирает племенных королей сроком
на год, а через год этот совет
вновь подтверждает или не подтверждает
полномочия избранного короля. В настоящее
время выборная монархия существует
и в Малайзии, где главой государства
является монарх, избираемый на пять лет особым
совещанием из представителей монархических
штатов, входящих в федерацию.
1.2 Исторические формы
развития монархии
Монархия как форма правления
весьма неоднородна и показала на
протяжении веков свою гибкость и
изменчивость, благодаря которым
ей и удалось “выжить” в современных
высокоразвитых демократических государствах.
Рассмотрим самые древние разновидности
монархий.
Патриархальная монархия (традиционная)
Она характерна для традиционных обществ
и прямо происходит из развития семейного
принципа (традиционный монарх воспринимается
как отец своих подданных).
Патриархальная монархия, так же
как и сакральная имеет один древний
обычай - принесение царской жертвы.
Царь добровольно приносит себя в
жертву во имя спасения своего народа.
Мифологическое наследие подобного
рода изложено в классическом труде
Р. Грейвса
"Греческая мифология". Он пишет,
что память о жертвоприношении царя достигла
времен греческой и римской цивилизаций,
но уже в замещенной форме (т.е. сохранились
символические обряды).
Серьезность царской жертвы, память
о которой сохранялась в сознании
людей в течение тысячелетий,
наилучшим образом подтверждает
царская жертва, принесенная Иисусом
Христом - так она и воспринимается
в христианском богословии.
Сакральная монархия
Сакральная монархия - это монархия,
где первенствующие функции монарха
жреческие. Она нередко связана
с патриархальной монархией. Из библейского
и римского материала явствует, что
глава патриархальной семьи был
и семейным жрецом. Сакральные монархии
часто связаны с традиционными
обществами. Такова сакральная монархия
в Древнем и Среднем царстве
Египта, где основной функцией фараона
была жреческая.
Многовековая история сакральных
монархий привела к относительной
сакрализации любой монархической
власти: сложению принципа священности
особы царя и даже королевской крови.
В Средневековье у французов королевская
кровь считалась настолько священной,
что даже не законнорожденные королевские
потомки признавались принцами крови.
И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо.
Впрочем, среди них бывали и очень достойные
люди. Для монархической традиции это
не свойственно. Симонишвили Л.Р., Формы
правления история и современность, М.:
Флинта: МПСИ, 2007 - 280 с.
Деспотическая монархия
По-гречески, слово "деспот" означает
"владыка", "повелитель". Деспотическая
монархия складывается в военизированных
обществах. Если сакральный монарх по
происхождению - жрец, то деспотический
- генерал. В деспотических монархиях
мы видим реально сильную монархическую
власть в сочетании с ограждением
чувства собственного достоинства
и прав подданных. Как уже говорилось,
подданные в таких монархиях -
народ-войско.
Классическими деспотическими монархами
были ассирийский царь, армянский
царь Древности и Раннего Средневековья,
а также хан тюркской или монгольской
орды (выборный деспотический правитель).
Сословно-представительная монархия
Их в истории мы видим чаще
всего. Сословно-представительная монархия
действует в сословных обществах,
представляет собой принцип организации
представительной власти, где действуют
закрытые социальные группы - сословия,
от которых избираются непосредственно
депутаты. В Западной Европе первые
сословно-представительные монархии появились
еще в ХII веке. Во многих государствах Европы
эта монархия просуществовала вплоть
до начала ХХ в., когда окончательно уступила
место национальному представительству.
Для восточно-арийских обществ характерно
включение царя в сословие, только
не в высшее, а во второе - в воинское.
Напротив, в западной традиции сословных
обществ монарх был надсословен. Можно даже предполагать,
что в ахейских обществах аристократия
была сильнее монархии, и все же царский
род выделялся и обособлялся.
Точно так же в традиции домонгольской Руси князья являлись
своеобразно обособленным сословием,
отстраненным от аристократии - бояр.
Надо отметить, что сословным
обществам монархия безусловно полезна, потому
что монархический принцип позволяет
главу государства сделать надсословным,
а следовательно, сделать арбитром в случае
межсословных конфликтов.
В лучшие периоды отечественной
истории мы можем наблюдать у
нас монархию сословную. С созданием
единой России мы перешли к сословно-представительной
монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической
Боярской думой и сословным представительством
- Земским собором).
Распространенно мнение историков, что
сословное представительство и
тем самым сословно-представительные
монархии складываются в процессе борьбы
за объединение государств против феодальной раздробленности.
Нередко встречаются упоминания (это характерно
для Западной Европы), что короли боролись
с крупными феодалами, опираясь на парламент
мелкого дворянства и горожан (бюргеров).
Отсюда следует, что парламенты
появились в процессе борьбы за единство
государства. Первый датируемый в Западной
Европе парламент - Кортесы Кастилии
(1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма
в отечественной истории - Земский собор
кн. Всеволода III Большое Гнездо (1211 г.),
то есть наш парламент на 54 года старше
английского, созванного впервые в 1265
г. Сословно-представительные монархии
преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв.
В отечественной истории эта форма правления
держится с середины XVI и до конца XVII вв.
Впрочем, строго говоря, сословно-представительная
монархия - это уже составная политическая
система.
Абсолютные монархии
Абсолютная монархия представляет
собой разновидность монархической
формы правления, характеризующуюся
юридическим и фактическим сосредоточением
всей полноты государственной власти
(законодательной, исполнительной, судебной),
а также духовной (религиозной) власти
в руках монарха (по формуле Петровского
Воинского устава -- “ самовластный монарх, который никому
на свете о своих делах ответу дать не
должен”).
Принцип абсолютизма генетически
связан с тремя заметными историческими
явлениями: с бюрократизацией, отходом
от христианских основ и этатизмом.
Большому государству свойственна
либо монархия с аристократией, либо
монархия с демократией. Если же они
отсутствуют то, неизбежна монархия
с бюрократией. Франция в качестве
бюрократического государства была
лидером Западной Европы. В XVII столетии
она стала страной классического
абсолютизма.
Абсолютная монархия связана с
антихристианскими тенденциями
эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения
вся была посвящена дехристианизации западноевропейской
культуры. Существовал так называемый
"просвещенный абсолютизм", который
означает лишь одно: на троне сидит абсолютный
монарх, которому на ухо нашептывает умные
советы один из просветителей.
В эпоху Просвещения существовал
принцип общественного договора
в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана).
Суть его в том, что в интересах
дворянства или других сословий полномочия
раз и навсегда делегируются государству,
и подданным остается только повиноваться.
Именно этот принцип был реализован
в абсолютизме.
В настоящее время в мире сохраняются
8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт,
ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар.
В последние десятилетия в некоторых из
этих стран были проведены реформы, но
и они пока не изменили абсолютного характера
монархий.
Особую разновидность абсолютной
монархии представляет абсолютная теократическая
монархия - особая форма организации
государственной власти, при которой
последняя принадлежит церковной
иерархии. Примером такой монархии
является Ватикан, где законодательная,
исполнительная и судебная власть принадлежат
Папе, пожизненно избираемому коллегией
кардиналов. Ирхин Ю.В., Политология.
Серия: Учебник для вузов, М.: Экзамен,
2007 - 896 с.
Конституционные монархии
Конституционная (ограниченная) монархия
является особой разновидностью монархической
формы правления, при которой
власть монарха ограничена конституцией,
имеется выборный законодательный
орган - парламент и независимые
суды. Такая монархия впервые возникла
в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции.
Характерными институтами данного вида
монархии являются т.н. контрасигнатура
и цивильный лист.
Контрасигнатура представляет собой
скрепление акта монарха подписью главы
правительства или министра, означающее,
что юридическую и политическую
ответственность за данный акт несет
скрепивший его министр. Формально
она объясняется тем, что монарх
как глава государства неответственен
за свои действия. Контрасигнатура
была введена в Англии в начале
XVIII века как эффективное средство
ограничения власти короля. Именно
появление контрасигнатуры можно
считать моментом окончательной
победы конституционной монархии в
Англии, как и в других странах.
Цивильный лист - сумма денег, ежегодно
выделяемая на содержание монарха в
конституционных монархиях. Размер
этой суммы устанавливается законом
в начале каждого царствования и
в дальнейшем может быть увеличен,
но не уменьшен.
Дуалистическая монархия
Дуалистическая монархия является
исторически переходной формой от абсолютной
монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена
конституцией. При дуалистической монархии
правительство несет формально двойную
ответственность перед монархом и парламентом,
но реально подчиняется, как правило, воле
монарха. Именно как дуалистическую монархию
можно охарактеризовать форму правления,
существовавшую в Российской империи
с 17 октября 1905 г. до февральской революции
1917 г., а также в кайзеровской Германии
(1871-1918). В настоящее время дуалистическая
монархия существует в Марокко, Иордании,
Таиланде, Непале, Малайзии.
Парламентарная монархия
Парламентарная монархия - более
прогрессивный вид конституционной
монархии. Характеризуется тем, что
монарх чисто номинально выполняет
свои функции. Даже если конституция
наделяет его большими полномочиями
(как напр., в Нидерландах, Дании),
он не может ими самостоятельно воспользоваться.
Все исходящие от монарха акты
нуждаются в официальном одобрении
министров. В ряде парламентарных монархий
(Япония, Швеция) монарх по конституции
даже формально не имеет сколько-нибудь
значительных полномочий.
1.3 Достоинства и недостатки
монархии как формы государственного
управления
Достоинства монархии
Одним из главных достоинств монархии
является способность сохранять неформальность
отношений монарха и подданного. Возможно,
в силу этого монархия является более
действенным символом единства. Правильно
устроенная монархия может быть символом
единства многонационального государства,
в том числе империи. Монархия также может
являться символом единства нации, общественной
стабильности. Даже формально конституционные,
а фактически декоративные монархии (вроде
современной монархии в Великобритании)
продолжают исполнять эту миссию - символа
и инструмента единства.
В сфере социальных отношений монархия
проводит исключительно благородные
принципы. Это, например, верность - один
из самых благородных критериев
в отношениях между людьми.
Одним из важных достоинств монархии
является возможность принятия оперативного
решения в тех случаях, когда
времени на обсуждение просто нет.
Еще одним важным достоинством монархии
является способность эффективно выдвигать
наиболее талантливых людей на руководящие
посты. Симонишвили Л.Р., Формы правления история
и современность, М.: Флинта: МПСИ, 2007 - 280
с. В монархической системе эта способность
гораздо выше, нежели в республиканской.
Президент или премьер-министр (даже самый
порядочный) будет видеть в талантливом
министре или генерале конкурента, а следовательно,
будет всячески придерживать его. Монарх
социально выведен из конкуренции и сам
заинтересован в выдвижении талантливых
людей, так как для него поражение страны
- это угроза отречения, а гибель страны
- гибель династии и скорее всего личная
гибель монарха.
Недостатки монархии
Главный недостаток династической
монархии - случайность рождения. При
династическом наследовании нет
гарантии, что не родится умственно
неполноценный наследник. Очень
часто династические наследники
являли собой противоположность
своим родителям. Взять, например, царствование
Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала
сосредоточив вокруг себя все величие.
К. Валишевский пишет в романе о Екатерине
II - “Победоносная за границами империи,
Екатерина внушала и внутри ея сперва
уважение, за тем и любовь к себе”. К. Валишевский.
“Роман императрицы. Екатерина II.” С.-П.
1908, переиздание 2008 - 692 с. Павел был полной
противоположностью своей матери. “Павел
принес с собой на престол не обдуманную
программу, не знание дел и людей, а только
обильный запас горьких чувств”. В. О.
Ключевский. Курс русской истории. М.: Проспект,
2006 - 943 с. Установленный незыблемый порядок
вещей остался отрадным воспоминанием
о екатерининской эпохе, тогда как правление
Павла “запечатлелось ощущением тяжкого
гнета, безысходного мрака, обреченности”.
Еще одним широко распространенным
недостатком монархии является фаворитизм,
склонность к выдвижению любимцев.
На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм
стал почти государственным учреждением.
Оба эти недостатка можно устранить
составными политическими системами,
в которых монархия - не единственная
форма, а действует в сочетании
с другими формами - аристократией
или демократией.
Глава II. Монархические
государства
2.1 Конституционная монархия
Англии
Англия как пример современной
монархии была выбрана мной не случайно,
а по ряду причин.
Во-первых, это наиболее яркий и
традиционный пример конституционной
монархии на сегодняшний день.
Во-вторых, Англия обладает историей
установления конституционной монархии,
которая в полной мере отражает развитие данного
вида монархии.
Установление в Англии конституционной
монархии
Личная власть представителя индепендентов
по своей сути и форме не могла
обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской
верхушки, значительно укрепившей свои
позиции в ходе революции. Поскольку
главным противником буржуазии
и джентри стала теперь не королевская
власть, а движение низов, смерть Кромвеля
ускорила соглашение этих слоев с
феодальной аристократией в целях
возвращения к "законной власти".
Это нашло свое выражение в
реставрации в 1660 г. монархии Стюартов.
Потеряв надежду на активизацию
роялистского подполья в Англии, а
также на военное вторжение в
Англию армий «дружественных» держав
Европы, Карл в переговорах с Монком
оказался более чем сговорчивым. По замыслу
правящей группировки джентри и буржуазии,
эта монархия должна была быть конституционной
и гарантировать незыблемость главных
завоеваний революции. 14 мая 1660 г. была
опубликована «Бредская декларация»,
в которой Карл обещал помилование участникам
гражданской войны на стороне парламента
(за исключением «цареубийц»--лиц, причастных
к казни Карла I); признавал отмену так
называемого рыцарского держания, т. е.
превращение феодальной собственности
лендлордов почти в полную буржуазную
собственность, а также результаты распродажи
земель делинквентов; наконец, была обещана
веротерпимость. Этот минимум завоеваний
вполне устраивал буржуазию и новое дворянство.
И как следствие одним из первых актов
вновь собравшегося парламента -- Конвента
-- было официальное обращение к Карлу
Стюарту с приглашением вернуться в Англию.
26 мая 1660 г. Карл торжественно въехал в
Уайтхолл и стал Карлом II, а Англия -- монархией.
Однако это была уже не прежняя монархия,
в которой власть короля считалась «властью
Божией милостью», это была монархия «милостью
парламента». Однако новая расстановка
политических сил в стране способствовала
усилению феодальной реакции. Участники
революции преследовались, организации
пресвитериан и индепендентов были ликвидированы.
В то же время восстанавливались англиканская
церковь, Тайный совет и другие дореволюционные
органы государства (за исключением наиболее
ненавистных Звездной палаты и Высокой
комиссии), а также старый порядок их формирования.
Стремление Карла II и его преемника
Якова II восстановить абсолютизм, а
также симпатии монархов к католицизму
вызвали широкое недовольство в
стране. Реставрация лишь ускорила
распад традиционных форм, восстановление
которых было заведомо обречено на
неудачу.
Парламент, как и раньше, стал ареной
политического противоборства сторонников
короля и оппозиции. В это время
в парламенте складываются две политические
группировки. Представители придворной
аристократии и часть джентри, ориентирующаяся
на Стюартов, а также духовенство
составили партию "тори". Оппозиция -- купцы,
финансовая буржуазия и верхушка джентри,
обогатившаяся в ходе революции, которых
поддерживала промышленная буржуазия,
-- образовала партию "вигов". Обе
группировки были еще не оформлены в организационном
отношении; и виги, и тори в последующем
прошли через целый ряд партийных размежевании
и переходов части их членов из одной группировки
в другую. Тем не менее их политические
взаимоотношения наложили значительный
отпечаток на дальнейшее развитие страны.
Определенным успехом оппозиции
в борьбе с проявлениями королевского
произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного
и о предупреждении заточений за морями
(Habeas Corpus Act) 1679 г. Закон был призван ограничить
возможности тайной расправы короля со
сторонниками оппозиции, но приобрел более
общее значение. Он упростил и упорядочил
процедуру получения судебного приказа
о предварительной доставке арестованного
лица в суд для решения вопроса о пребывании
под стражей. Любой подданный, задержанный
за "уголовное или считаемое уголовным"
деяние (исключая государственную измену
и тяжкое уголовное преступление), имел
право лично или через представителей
обратиться в суд с письменной просьбой
выдать приказ " Habeas Corpus ", адресованный
должностному лицу (шерифу, тюремщику),
в ведении которого находился арестованный.
Получив приказ " Habeas Corpus ", шериф
или тюремщик были обязаны в установленный
законом срок доставить заключенного
в суд с указанием истинных причин ареста.
После рассмотрения копии предписания
об аресте и выяснения мотивов задержания
судье предписывалось освободить арестованного
под денежный залог и поручительство с
обязанностью явиться в суд в ближайшую
сессию для рассмотрения дела, по существу.
Исключение составляли случаи, когда лицо
было арестовано в законном порядке за
деяния, при которых по закону оно не могло
быть взято на поруки. Кроме того, если
лицо было арестовано за государственную
измену или тяжкое уголовное преступление,
" Habeas Corpus " не выдавался. В этом случае
действовала особая процедура подачи
петиции о разборе дела и освобождении
на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу " Habeas Corpus
", нельзя было вновь заключить в тюрьму
и арестовать до суда за то же преступление.
Запрещалось также переводить задержанного
из одной тюрьмы в другую и содержать без
суда и следствия в тюрьмах заморских
владений Англии.
Закон предусматривал ответственность
должностных лиц, судей за неисполнение
его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного
и освобождение от должности.
Акт 1679 г. наряду с Великой хартией
приобрел значение одного из основных
конституционных документов Англии,
содержащих ряд принципов справедливого
и демократического правосудия: презумпции
невиновности, соблюдения законности
при задержании, быстрого и оперативного
суда, совершаемого с "надлежащей судебной
процедурой" и по месту совершения
проступка. В то же время можно
отметить и историческую ограниченность
этого закона. Во-первых, ущемлялись
права лиц, обвиненных в тяжких уголовных
преступлениях или соучастии
в них. Во-вторых, для освобождения
на поруки до суда требовался денежный
залог, сумма которого могла быть
очень значительной. В-третьих, действие
закона могло быть приостановлено парламентом,
что впоследствии неоднократно происходило
на практике.
Политика Стюартов, которая грозила
обратным перераспределением церковных
земель, захваченных буржуазией и
джентри, привела к кратковременному
объединению вигов и тори. Произошел
дворцовый переворот 1688 г. с целью
замены Якова II более "удобным" монархом.
Этот переворот получил название
"Славная революция". Она, по существу,
завершила оформление компромисса
между фактически господствующей в
важных сферах жизни общества буржуазией
и официально правящей земельной
аристократией. Политическая власть в
центре и на местах оставалась в
основном в руках знатных землевладельцев
в обмен ,на гарантии соблюдения интересов финансовой
верхушки буржуазии. Указанный компромисс
заложил основы прочного консенсуса между
ведущими политическими силами по основополагающим
вопросам социально-политического развития
страны, который стал важнейшей чертой
английской политической культуры в XIX
и XX вв. Отныне разногласия между этими
силами не должны были носить "принципиального"
характера, способного нарушить такое
соглашение и политическую стабильность
в английском обществе.
Важнейшим политическим результатом
такого компромисса стало утверждение
в Англии конституционной монархии,
получившей закрепление в двух актах
парламента: Ирхин Ю.В., Политология.
Серия: Учебник для вузов, М.: Экзамен,
2007 - 896 с.
1) Билле
о правах 1689 г.
Билль о правах определил положение
парламента в системе государственных
органов. Утверждая верховенство парламента
в области законодательной власти
и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным:
1) приостановление действия законов или
их исполнения без согласия парламента;
2) взимание налогов и сборов в пользу короны
без согласия парламента. Кроме того, содержать
постоянную армию в мирное время дозволялось
только с его санкции. Билль устанавливал
свободу слова и прений в парламенте, свободу
выборов в парламент, право обращения
подданных с петицией к королю. Он содержал
специальное указание о том, что парламент
должен созываться достаточно часто. Впоследствии
это положение было уточнено, и срок полномочий
парламента был определен сначала в 3 года,
а затем -- 7 лет.
2) Акт об устроении 1701 г.
Акт об устроении, именуемый также
Законом о престолонаследии, устанавливал
порядок престолонаследия и содержал
дальнейшие уточнения прерогатив законодательной
и исполнительной власти. Лица, вступившие
на английский трон, обязаны были присоединиться
к англиканской церкви. Дальнейшее
ограничение королевской прерогативы
выразилось в том, что судьи, назначаемые
короной, могли оставаться на своих
постах, "пока ведут себя хорошо",
и отстранялись от должности только
по представлению обеих палат
парламента. Чтобы уменьшить влияние
короны на деятельность палаты, запрещалось
совмещение членства в палате общин
с занятием должности королевского
министра (это положение было вскоре
отменено). Акт предусмотрел правило,
согласно которому все акты исполнительной
власти, помимо подписи короля, нуждались
в подписи соответствующих королевских
министров (контрасигнатура), по совету
и с согласия которых они приняты.
Важным установлением было лишение
короля права помилования своих
министров, осужденных парламентом
в порядке импичмента.
Таким образом, на рубеже XVII--XVIII вв. в
Англии получили оформление важнейшие
институты буржуазного государственного
права: верховенство парламента в области
законодательной власти, признание
за парламентом исключительного
права вотировать бюджет и определять
военный контингент, а также принцип
несменяемости судей. Вместе с тем
законодательство XVII--XVIII вв. не решило
окончательно вопрос о взаимоотношениях
властей. Дуализм власти продолжал
сохраняться: не случайно государственный
строй Англии XVII--XVIII вв. обычно определяется
как дуалистическая монархия. Королевская
прерогатива не была по-прежнему законодательно
определена. Король сохранял право
абсолютного вето в отношении
законопроектов, прошедших через
парламент, безраздельное право
на формирование своего правительства
и осуществление с его помощью
своей политики. Представление о
триедином парламенте (король и две
палаты) оставалось теоретически неизменным.
Никакой ответственности перед
парламентом король не нес, как не несли политической ответственности
ни Правительство Его Величества, ни так
называемый кабинет, который выделился из Тайного
совета в составе коллегии из 5--7 наиболее
важных министров-советников короля.
Усиление промышленной буржуазии
в результате промышленного переворота
середины XVIII -- начала XIX в. обусловило
ее стремление доминировать в политическом
союзе с джентри и финансовой
аристократией, следствием чего была дальнейшая
модернизация политической системы
английского общества. Такая модернизация,
однако, осуществлялась медленно и
постепенно, путем новых компромиссов,
и сопровождалась эволюцией конституционной
монархии от дуалистической к парламентарной, формированием системы
парламентаризма.
Развитие конституционной монархии.
Становление "ответственного правительства.
Главными направлениями эволюции британской
монархии в течение XVIII в., заложившими
основы британской модели парламентаризма,
были дальнейшее ограничение королевской
власти и утверждение новых принципов
взаимоотношений исполнительной и
законодательной власти -- становление "ответственного правительства".
Важнейшей особенностью этих изменений
стало то, что они не были, как правило,
оформлены какими-либо новыми конституционными
актами, а сложились в процессе политической
практики как результат соперничества
двух партий за право формировать "правительство
его величества". Английская конституция
приобрела благодаря этому уникальную
форму и не менее уникальное содержание,
ибо помимо таких источников, как акты
парламента и судебные прецеденты, не
менее, а порой и более важное значение
приобрели выходящие за рамки права и
не подлежащие судебной защите конституционные
обычаи (соглашения), именуемые иначе "конвенциональными
нормами".
Монарх продолжал оставаться главой
государства, но постепенно превращался
фактически лишь в номинального главу
исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому,
возникли уже в первые десятилетия XVIII
в., особенно при королях Ганноверской
династии (с 1714 г.). Право короля отвергать
законы, принятые парламентом (абсолютное
вето), перестало применяться с 1707 г. Король
Георг (1714--1727), не знавший английского
языка, перестал являться на заседания
кабинета, что повлекло за собой важные
политические последствия. Прежде всего
такое "отчуждение" короля от кабинета
способствовало сосредоточению функций
по руководству кабинетом в руках его,
премьер-министра. Кабинет стал действовать
от имени "Его Величества", но практически
самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем
было определено максимой, гласившей,
что "король царствует, но не управляет".
Правда, влияние монарха на политику кабинета
нередко бывало очень значительным, а
фактически утраченные королем прерогативы
юридически до сих пор остаются в его распоряжении,
и отдельные короли пытались их использовать
не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это
стало исключением, а не практикой, "резервом"
на случай чрезвычайной ситуации.
Параллельно с концентрацией названных
прерогатив монарха в руках кабинета
решался вопрос об ответственности
исполнительной власти перед парламентом.
Теперь эта ответственность могла
быть перенесена с короля на его
министров. Первым шагом к возникновению
новой системы взаимоотношений
кабинета и парламента были акты 1705--
1707 гг. о должностях, которые, отменив
соответствующие положения Акта
1701 г., открыли министрам возможность
избираться в нижнюю палату парламента
и тем самым представлять в
ней кабинет. В 1708--1715 гг. стал утверждаться
принцип формирования кабинета на однопартийной
(тори или виги), а не на смешанной
основе. Все более типичной становилась
ситуация, когда кабинет не мог
долгое время находиться у власти,
не имея поддержки (доверия) большинства
в палате общин, и победившая на выборах
партия, имеющая такое большинство,
формировала кабинет, а другая образовывала
в парламенте организованную оппозицию
и так называемый "теневой кабинет".
В конце XVIII в. начинают устанавливаться
еще два важных правила. В случае утраты
кабинетом доверия парламента он либо
уходил в отставку в полном составе (солидарная
ответственность), либо мог распустить
палату общин и назначить новые выборы.
Первый случай коллективной отставки
кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша
Британией войны с американскими
колониями, а первый роспуск нижней
палаты кабинетом -- в 1784 г. Так возникла
система взаимных сдержек палаты
общин и кабинета, в условиях которой
кабинет должен был оценивать
политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране
в целом и в случае правительственного
кризиса принимать одно из двух решений.
Таким образом, в течение XVIII в. в
принципе сформировались такие черты
будущей системы британского
парламентаризма, как "партийное
правление" и регулярная смена
кабинета в зависимости от одобрения
его политики в палате общин. Однако
многие из этих черт еще не приобрели
законченного выражения, а роль королевской
власти и аристократической палаты
лордов оставалась весьма значительной.
Дальнейшее развитие парламентаризма
было невозможно, пока сама система
формирования нижней палаты парламента
имела феодальный характер и обеспечивала
джентри командные посты в
руководстве обществом. Унаследованная
от эпохи феодализма и восстановленная
в период реставрации монархии система
представительства в парламенте
позволяла многочисленным "гнилым
местечкам" с незначительным числом
жителей посылать в палату, общин
депутатов, фактически назначавшихся
местным лендлордом. В то же время
крупные города, выросшие в период
промышленного переворота, вообще не
имели своего представительства. Активным
избирательным правом со времен сословно-представительной
монархии обладали в графствах только
фригольдеры с 40 шиллингами годового
дохода. Что же касается права быть
избранным, то здесь имущественный
ценз был неимоверно высоким. По Акту
1710 г. пассивным избирательным правом
наделялись лица, которые имели от
земельной (недвижимой) собственности
доход, в размере 600 ф. ст. в год
в графствах и 300 ф. ст. в городах.
Изменить такую избирательную систему
были призваны избирательные реформы
XIX в.
Избирательные реформы и дальнейшая
эволюция формы государства
Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому
по инициативе вигов, более 50 "гнилых
местечек" с населением менее 2 тыс.
жителей были лишены представительства
в парламенте. Тридцати небольшим
городам с населением менее 4 тыс.
жителей разрешалось посылать одного
депутата вместо двух, а некоторым
городам -- двух депутатов вместо четырех. В итоге
высвободились 143 депутатских места, распределенные
между новыми городскими и сельскими округами.
Были введены новые цензы для избирателей.
В графствах активным избирательным правом
наделялись все категории владельцев
земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст.,
а арендаторы-- с годовой рентой не менее
50 ф. ст. В городах такое право получили
все мужчины, владеющие на праве собственности
или аренды недвижимым имуществом с годовым
доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия
в выборах были уплата налога для бедных
и проживание не менее 6 месяцев в данном
избирательном округе.
Реформа 1832 г. имела далеко идущие
последствия, так как покончила
со средневековой системой формирования
высшего представительного органа -- палаты
общин. Важнейшим политическим итогом
реформы стало также получение вигами
стабильного большинства в парламенте.
В компромисс с аристократией была вовлечена
новая фракция -- магнаты промышленной
буржуазии, и с этого времени история английского
законодательства представляет собой
серию уступок промышленной буржуазии.
Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь
первым шагом в осуществлении ее программы.
Хотя избирательный корпус увеличился
почти вдвое, правом голоса после реформы
пользовалось менее 5% всего населения.
Борьба за более демократическую реформу
избирательной системы стала одной из
важнейших черт политического развития
Великобритании в 30--60-х гг. XIX в.
Реформа 1867 г. наряду с очередным
перераспределением депутатских мест
предусмотрела дальнейшее расширение
избирательного корпуса, необходимое
в новых условиях двухпартийного
соперничества. Избирательное право
в городах было распространено не
только на собственников, но и на нанимателей
(арендаторов) квартир, если стоимость
найма составляла не менее 10 ф. ст. в
год. Это увеличило количество избирателей
в городах более чем в два
раза.
В период избирательных реформ 30--60-х
гг. XIX в. произошла организационная
перестройка двух главных партий.
Виги окончательно стали партией
промышленной буржуазии, отстаивавшей
принципы либерализма. Тори выражали интересы
преимущественно землевладельческой
аристократии и финансовой верхушки.
Партии стали теперь называться "либеральная"
и "консервативная". В связи
с введением порядка регистрации
избирателей возникли партийные
организации вне парламента "для
содействия регистрации". Была централизована
предвыборная деятельность
партий, упорядочена процедура
выдвижения кандидатов, усилена партийная
дисциплина голосования в парламенте.
В 1867--1868 гг. был основан Национальный
союз консерваторов, а в 1877 г. возникла
Национальная федерация либералов.
Поскольку организация выборов
окончательно перешла от правительства
к партиям, принцип партийного правления
получил свое окончательное оформление,
так как выборы вели к смене
кабинета.
Развитие парламентарной монархии
сопровождалось перестройкой аппарата
управления в центре и на местах,
Прежние коронные должности были
преобразованы в министерские, хотя
и сохранили старые названия. Так,
премьер-министр официально именовался
первым лордом казначейства и руководил
кабинетом и министерством финансов.
Лорд-канцлер возглавлял судебную систему
и председательствовал в палате
лордов. В конце XVIII в. в Великобритании
оформились три главных министерства:
внутренних дел, иностранных дел
и военное.
Реформы местного управления и суда.
До 1835 г. в городах Англии сохранялась
старая система местного управления,
оформившаяся в средние века. В
интересах промышленной буржуазии
сразу же после первой избирательной
реформы была проведена и реформа
городского самоуправления. По закону
1835 г. управление городом переходило
к выборным городским советам. В
выборах могли участвовать все
налогоплательщики -- домохозяева и наниматели квартир
обоего пола. Городской совет избирал
на один год мэра города. Муниципальная
реформа, однако, не затронула вопросы
управления графствами, что означало очередной
компромисс с земельной аристократией,
которая сохранила управление в сельской
местности в своих руках.
В XVIII--XIX вв. наряду с эволюцией формы
правления и политического режима
произошли изменения в государственном
устройстве страны. После оформления
так называемых уний с Шотландией
(1707) и Ирландией (1801) английский парламент
распространил свою власть на всю
территорию Британских островов. Указанные
регионы получили определенное количество мест для
своих депутатов в британском парламенте.
Кроме того, Шотландия сохранила собственную
правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую
церковь. С 1801 г. новое государственное
образование получило название Соединенное
Королевство Великобритании и Ирландии.
Реформа местного управления, проведенная
в Англии в 1835 г., изменила управление
только в городах, не затронув графств.
Эту задачу выполнила реформа 1888
г., заложив основы той системы
местного управления, которая сохранялась
в Англии в течение последующего
столетия. Были созданы однотипные
представительные органы -- советы -- 'для городов и графств. При
этом вся прежняя система графств была
пересмотрена, а наиболее крупные города
выделялись в самостоятельные графства.
Советам графств были переданы административные
полномочия мировых судей. Управление
на уровне приходов реформа не изменила,
но в 1894 г. был издан закон, который лишал
церковно-приходские советы права рассматривать
нецерковные дела. Для их решения в приходах
создавались приходские собрания, которые
могли избирать в крупных населенных пунктах
приходские советы. Созданная система
органов самоуправления отличалась значительной
самостоятельностью и отсутствием "административной
опеки" со стороны центральной власти,
что стало характерной чертой английской
модели местного управления, отличающей
ее от континентальной (французской).
В конце XIX в. была проведена важная
реформа судебной системы. Серией актов
1873--1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде
и апелляционной юрисдикции было
упразднено сложившееся в феодальную
эпоху разделение высших судов Англии
на суды "общего права" и суды "справедливости".
Новая структура высших судов
предусматривала использование
процессуальных норм и той, и другой
из английских "ветвей" прецедентного
права. Созданный вместо прежних
центральных судов Верховный
суд состоял из двух подразделений:
Высокого суда, который в свою очередь
подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.),
и Апелляционного суда по гражданским
делам. Одновременно продолжали существовать
суды ассизов, формируемые из судей Высокого
суда, а также низшие суды -- четвертных
сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные
в середине XIX в. для рассмотрения только
гражданских дел. Особое место занимал
Центральный уголовный суд в Лондоне ("Олд
Бейли"), который был судом ассизов для
Большого Лондона. В составе этого суда
числились лорд-канцлер и мэр Лондонского
Сити.
Модернизация политической системы
Великобритании в XIX в. завершилась, таким
образом, установлением доминирующего
положения парламента во взаимоотношениях
с правительством и превращения
парламента в орган, определяющий текущую
политику государства (вторая треть XIX
-- конец XIX в.). Система ответственного
правительства стала основой "Вестминстерской
модели", послужившей образцом для
государственного строя многих стран
мира.
В настоящее время существуют также
доминионы -- монархии -- бывшие английские колонии.
В доминионах, или королевствах Содружества,
главой является монарх Великобритании
(ныне правящая королева), представленный
генерал-губернатором.
2.2 Монархические государства
современности В списках представлены монархии на
30 августа 2008 года
В странах СНГ
Наиболее сильны монархические
тенденции в Грузии. 8 февраля 2009
года в Тбилиси, в соборе св. Троицы
состоялось венчание представителей двух
ветвей царского рода Багратиони - Давида Багратиони-Мухранского
и Анны Багратиони-Грузинской ( Картли-Кахетинской).
Нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили
нередко заявлял о своей принадлежности
к роду Багратиони.
На Украине также есть монархические
тенденции. Сторонниками монархии являются
партии «Украинский союз монархистов»,
«Союз Великоукраинцев» и некоторые другие.
В Беларуси политические организации,
имеющие цель свергнуть или изменить
существующий конституционный строй
(в том числе монархические), официально
запрещены. Нелегально действует Литвинская
Национально-Монархическая Партия - Партия
Литвинцев, однако она слишком малочислена
и не имеет опоры в народе. Кроме того,
руководящие органы партии располагаются
в Литве, что затрудняет сотрудничество
между членами.
В Западной Европе
Почти во всех европейских республиках,
когда-либо бывших монархиями, существуют
и имеют некоторое влияние
монархические партии. В то же время
в европейских монархиях есть
сильные республиканские тенденции.
В Великобритании ряд социалистических
организаций предлагают упразднить
должности короля/королевы и Принца
Уэльского и ввести должность
президента, переименовать Соединённое
Королевство Великобритании и Северной
Ирландии в Британскую Федерацию.
С 1997 года находящаяся у власти
Лейбористская партия начала реформы,
снижающие роль традиций и постепенно
развивающие демократию. За это консерваторы
обвиняют их в отступлении от идей
монархии. В Испании также существуют
партии, которые предлагают вынести
на референдум вопрос о восстановлении
республики.
В странах, которые с момента
образования до настоящего времени
были республиками (Швейцария, Словакия,
Сан-Марино), вопрос о введении монархической
формы правления не ставится.
Европейские монархии:
§ Андорра -- со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан
Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
§ Бельгия -- король Альберт II (с 1993)
§ Ватикан -- папа римский Бенедикт XVI (с 2005)
§ Великобритания -- королева Елизавета II (с 1952)
§ Дания -- королева Маргрете II (с 1972)
§ Испания -- король Хуан Карлос I (с 1975)
§ Лихтенштейн -- князь Ханс-Адам II (с 1989)
§ Люксембург -- великий герцог Анри (с 2000)
§ Монако -- князь Альберт II (с 2005)
§ Нидерланды -- королева Беатрикс (с 1980)
§ Норвегия -- король Харальд V (с 1991)
§ Швеция -- король Карл XVI Густав (с 1973)
В Азии
Монархисты сильны в исламских
странах.
В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР
монархические взгляды диссидентов
связаны с антикоммунизмом. В
Камбодже после свержения маоистов
через 14 лет была восстановлена монархия.
В Непале в 2007--2008 гг. монархия была свергнута,
в Бутане республиканцы также
готовят революцию. В Таиланде в
ответ на попытку ограничить монархию
начались антиреспубликанские выступления по
всей стране. Впоследствии началась гражданская
война.
Ныне существующие монархии Азии:
§ Бахрейн -- король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в
1999-2002)
§ Бруней -- султан Хассанал Болкиах (с 1968)
§ Бутан -- король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук
(с 2006)
§ Иордания -- король Абдалла II (с 1999)
§ Камбоджа -- король Нородом Сиамони (с 2004)
§ Катар -- эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
§ Кувейт -- эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с
2006)
§ Малайзия -- король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
§ ОАЭ -- президент Халифа бен Заид аль-Нахайян
(с 2004)
§ Оман -- султан Кабус бен Саид (с 1970)
§ Саудовская Аравия -- король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд
(с 2005)
§ Таиланд -- король Пумипон Адульядет (с 1946)
§ Япония -- император Акихито (с 1989) Материалы
свободной энциклопедии «Википедия»,
http://ru.wikipedia.org/wiki
Россия
Сегодня среди сторонников монархического
строя нет единого мнения относительно
того, кто имеет права на российский
престол. Русское монархическое
движение принято разделять на т.н.
легитимистов и соборников. Основное различие между
ними заключается в отношении к проблеме
престолонаследия. Легитимисты признают
права на престол за потомками Великого
Князя Кирилла Владимировича - двоюродного
брата Николая II. В настоящее время это
Великая Княгиня Мария Владимировна, её
сын Георгий Михайлович и её мать Великая
Княгиня Леонида Георгиевна. Права этой
ветви дома Романовых на российский престол
легитимисты обосновывают законами Российской
Империи о престолонаследии и Соборной
клятвой 1613 года. В противовес им, соборники
указывают, что за прошедшее с 1917 г. время
обстоятельства поменялись настолько
кардинально, что сейчас уже нельзя руководствоваться
данными законами. Основываясь на том,
что в 1905 году Николай II лишил Кирилла
Владимировича всех прав члена императорской
фамилии (включая права на наследование
Престола)[4], а так же на неоднозначном
поведении Кирилла Владимировича во время
Февральской Революции, соборники не признают
за его потомками прав на престол и полагают
необходимым созыв Всероссийского Земского
Собора, который определит новую династию.
Ряд правых организаций вполне серьёзно
говорят о возможности вступления на престол
их лидеров пожизненно, с правом наследования.
Монархические дома Европы и Русская
Православная Церковь, безусловно признают Главой Дома Романовых
и законной наследницей престола великую
княгиню Марию Владимировну. Так, Великая
Княгиня Мария Владимировна за заслуги
перед Церковью и Россией получила от
Патриарха Алексия II первой Орден Святой
Ольги. Основными поддерживающими великую
княгиню организациями являются Российский
Имперский Союз-Орден, Российское Дворянское
Собрание и Движение «За Веру и Отечество».
Также в мире существуют и монархические
государства Америки и Океании.
Америка
§ Антигуа и Барбуда
§ Багамы
§ Барбадос
§ Белиз
§ Гренада
§ Канада
§ Сент-Винсент и Гренадины
§ Сент-Киттс
и Невис
§ Сент-Люсия
§ Ямайка
Океания
§ Австралия
§ Новая Зеландия
§ Острова Кука
§ Папуа -- Новая Гвинея
§ Соломоновы Острова
§ Тувалу Материалы свободной энциклопедии
«Википедия», http://ru.wikipedia.org/wiki .
Заключение
В последние годы процесс “республиканизации” заметно замедлился.
Государства, имеющие монархов, не спешат
расставаться со своими традициями и институтами.
Наоборот, во многих регионах мира, где
давно уже утвердились республики усиливается
ностальгия по монархической системе.
Многие люди связывают с ней стабильность
и преемственность политической власти,
которой так не хватает многим молодым
демократиям. Сказанное касается таких
стран как Румыния, Болгария, а в какой
то степени и России. В некоторых странах,
истерзанных гражданской войной на восстановление
монархии смотрят, как на последний шанс
достичь национального примирения. Именно
с этой целью впервые за многие годы была
восстановлена монархия в Камбодже в 1993
г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении
власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху.
В отдельных случаях попытки восстановить
монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами
(классический пример - провозглашение
в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои
монархические движения существуют во
Франции, Италии, Греции и ряде других
стран.
Таким образом, подводя итог вышесказанному,
выбранная мной тема была раскрыта
путем определения понятия и
сущности монархии, выявления, как недостатков,
так и достоинств монархии как
формы правления. Также в ходе
работы мной были охарактеризованы исторические
разновидности монархий:
§ Патриархальная (традиционная);
§ Сакральная;
§ Деспотическая;
§ Сословно-представительская;
§ Абсолютная;
§ Конституционная;
§ Дуалистическая;
§ Парламентская.
Кроме того, во второй части курсовой
работы мной была описана конституционная
монархия Англии, обладающая историей
развития монархической формы правления,
которая наиболее четко отражает
этапы становления конституционной
монархии как таковой. Также мною
были выделены монархические государства
современности по всему миру, что
доказывает то, что монархия как
форма правления, хотя и находится
на сегодняшний день в стадии упадка
по сравнению с другими историческими
этапами, но, тем ни менее, угроза её
исчезновения не стоит, более того монархическая Форма
правления успешно развивается.
Список литературы
1. Симонишвили Л.Р., Формы правления
история и современность, М.: Флинта: МПСИ,
2007 - 280 с.
2. Мухаев
Р.Т., Политология, М.: Юнити-Дана, 2008 - 495
с.
3. Ирхин Ю.В., Политология. Серия:
Учебник для вузов, М.: Экзамен,
2007 - 896 с.
4. Соловьев А.И., Политология, М.: Росспэн,
2007 - 798 с.
5. К. Валишевский. “Роман императрицы. Екатерина
II.” С.-П. 1908., Переиздание 2008 - 692 с.
6. В. О. Ключевский. Курс русской
истории. М.: Проспект, 2006 - 943 с.
7. Материалы свободной энциклопедии
«Википедия», http://ru.wikipedia.org/wiki |