2. Обеспечение экономических
и политических интересов Российской Федерации.
3. Осуществление силовых
операций мирного времени.
4. Применение военной силы.
Особенности развития военно-политической
обстановки в мире обуславливают
возможность перерастания выполнения
одной задачи в другую, поскольку
наиболее проблемные, с точки зрения безопасности
РФ, военно-политические ситуации носят
комплексный и многоплановый характер.
Характер задач, стоящих
перед Вооруженными Силами России с
учетом особенностей вооруженных конфликтов
и войн, в которые они могут
быть вовлечены, требует формулирования
новых подходов к их строительству и развитию.
Основные приоритеты
строительства Вооруженных Сил
РФ определяются характером задач в
сфере национальной безопасности и
геополитическими приоритетами развития
страны. Можно говорить о существовании нескольких
принципиальных требований к Вооруженным
Силам Российской Федерации, которые будут
определять основные параметры военного
строительства:
- способность осуществить
стратегическое сдерживание;
- высокая боевая и мобилизационная готовность;
- стратегическая мобильность;
- высокая степень укомплектованности
хорошо обученным и подготовленным личным
составом;
- высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.
Реализация этих требований позволяет выбрать приоритеты
реформирования и укрепления Вооруженных
Сил РФ в настоящее время и в перспективе.
К основным из них можно отнести:
1. Сохранение потенциала
стратегических сил сдерживания.
2. Наращивание количества
соединений и частей постоянной готовности
и формирование на их основе группировок
войск.
3. Совершенствование оперативной
(боевой) подготовки войск (сил).
4. Совершенствование системы
комплектования Вооруженных Сил.
5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной
и специальной техники и поддержание их
в состоянии боеготовности.
6. Совершенствование военной
науки и военного образования.
7. Совершенствование систем
социального обеспечения военнослужащих,
воспитания и морально-психологической подготовки.
Конечной целью данных мероприятий
является устранение параллелизма, ликвидация
дублирующих звеньев или перенацеливание
их на решение других оборонных задач
и обеспечение в случае необходимости
комплексного применения Вооруженных
Сил и воинских формирований силовых министерств
и ведомств РФ. Все вышеизложенное необходимо
учитывать при решении вопросов, связанных
с обеспечением национальной безопасности
России, так как:
- несмотря на позитивные перемены в международной
обстановке, резкое сокращение военного
противостояния, военно-политическая
обстановка в мире остается сложной и
противоречивой;
- Россия в силу геополитического положения
остро ощущает на себе воздействие негативных
факторов и особенностей современной
военно-политической обстановки;
- существуют реальные источники угрозы
национальной безопасности России.
А это требует принятия адекватных
мер по укреплению обороноспособности
Российского государства, повышению
боевой готовности его Вооруженных Сил
3. Место Гражданской обороны в системе
безопасности государства
Гражданская оборона
– система мероприятий по подготовке
к защите и по защите населения, материальных
и культурных ценностей на территории
Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий. В современных
условиях гражданская оборона является
одним из важных элементов национальной
безопасности России, обеспечения выживаемости
государства в военное время. Международным
гуманитарным правом (Женевские конвекции
защиты жертв войны 1949 г.) гражданская
оборона определяется как выполнение
гуманитарных задач, направленных на защиту
гражданского населения и помощь ему в
устранении последствий военных действий
или стихийных бедствий, создание условий
для его выживания. В Российской Федерации
правовые и организационные основы гражданской
обороны регламентируются Федеральным
законом «О гражданской обороне» от 12
февраля 1998 г. № 28-ФЗ.Гражданская оборона
как комплекс мер по защите населения
возникла в России и других странах в связи
с ростом боевых возможностей авиации.
В нашей стране се зарождение относится
к периоду гражданской войны, когда в воззвании
Комитета революционной обороны «К населению
Петрограда и его окрестностей» (март
1918 г.) были определены правила поведения
населения в условиях воздушного нападения.
В дальнейшем в оборонной политике государства
проявлялась тенденция к объединению
всех мероприятий по противовоздушной
и противохимической обороне в единую
государственную систему. Постановление
Совета Народных Комиссаров СССР от 4 октября
1932 года «О противовоздушной обороне СССР»
закрепило это объединение. В результате
была создана местная противовоздушная
оборона страны. МПВО организовывала и
проводила комплекс организационно-технических
мероприятий по защите населения в зоне
досягаемости авиации вероятного противника.
В ходе Великой Отечественной войны бойцы
подразделений и частей МПВО, личный состав
невоенизированных формирований, комплектуемых
из населения, оказывали медицинскую помощь
пострадавшим, ликвидировали пожары и
возгорания. восстанавливали коммуникации,
линии связи, разбирали завалы, обезвреживали
не взорвавшиеся авиабомбы.В 1956 году в
связи с угрозой применения ядерного оружия
были изменены состав и организационная
структура МПВО, уточнены задачи. Она стала
организовываться и проводиться на территории
всей страны. В 1961 году МПВО преобразуется в Гражданскую
оборону СССР, которая становится составной
частью системы общегосударственных оборонных
мероприятий. Был принят территориально-производственный
принцип ее построения, введена должность
начальника Гражданской обороны СССР.В
настоящее время руководство Гражданской
обороной возложено на руководителей
органов местного самоуправления, а в
организациях на их руководителей. А руководители
исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления и организаций
несут персональную ответственность за
организацию и проведение мероприятий
по гражданской обороне и защите населения
(ст. 11 Федерального закона от 12.02.1998г. №
28-ФЗ). За время своего существования гражданская
оборона прошла несколько этапов своего
развития. В ходе первого этапа (1961-1972 гг.) за основу
зашиты населения при возможном массированном
ядерном нападении противника, когда ожидалось
несколько тысяч ядерных ударов по всем
крупнейшим городам и важнейшим объектам,
была принята идея о проведении массовой
эвакуации населения из городов - вероятных
целей нападения — в загородную зону.
Для обеспечения зашиты персонала, который
оставался работать на предприятиях, строились
убежища. Кроме того, шла активная подготовка
к проведению крупномасштабных спасательных
и неотложных аварийно-восстановительных
работ в многочисленных очагах поражения.
Для этого совершенствовались войска
гражданской обороны, создавались массовые
невоенизированные спасательные формирования.
На втором этапе (1972-1992 гг.) появились новые
аспекты в ведении гражданской обороны.
Главный упор был сделан на быстрейшее
накопление фонда защитных сооружений.
В это время ежегодно в стране в среднем
вводилось убежищ вместимостью на 1 млн.
человек, противорадиационных укрытий
на 3—4 млн. человек. Активно шло приспособление
под защитные сооружения метрополитенов
и горных выработок. Особую актуальность
приобрела проблема обеспечения устойчивого
функционирования экономики страны в
военное время, решение которой 6ыло также
возложено на гражданскую оборону. С 1992
года начался третий этап развития гражданской
обороны. Чем характерен этот период? Во-первых,
Чернобыльская катастрофа и землетрясение
в Армении, принесшие огромные человеческие
жертвы и материальный ущерб, исчисляемый
миллиардами долларов, заставили по-новому
взглянуть на реальную готовность государства
к предупреждению и ликвидации катастроф,
происходящих в мирное время, и соответственно
на роль и место при этом гражданской обороны.
Во-вторых, за эти годы существенно изменилась
военно-политическая обстановка в мире
- значительно снизилась реальная возможность
возникновения новой мировой войны, что
объективно несколько ослабило внимание
к мероприятиям гражданской обороны. В-третьих,
изменились характер и средства вооруженной
борьбы. Проблематичной стала угроза реального
применения ядерного и других видов оружия
массового поражения. В этот период основные усилия руководства
страны направляются прежде всего на сохранение
существующей системы гражданской обороны
и ее материально-технической базы в условиях
возникших экономических трудностей в
стране, на определенное совершенствование
организации, сил и средств гражданской
обороны, обеспечение возможности её участия
в решении задач мирного времени. Гражданская
оборона выводится из структуры Минобороны
России и объединяется с ГКЧС России. Органы
ее управления и войска гражданской обороны
нацеливаются на решение задач по защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера,
планируется преобразование войск гражданской
обороны в государственную спасательную
службу, и реорганизуются формирования гражданской
обороны. В-четвертых, после распада СССР
в условиях коренного реформирования
общества изменилось геополитическое
положение и социально-экономическая
обстановка в России. Государство встало
на демократический путь развития. Экономическое
положение России резко ухудшилось, что
не могло не сказаться на выполнении мероприятий
гражданской обороны и потребовало уделить
поддержанию ее на должном уровне и дальнейшему
совершенствованию самое пристальное
внимание. Основными принципами организации современной
гражданской обороны являются: территориально-производственный
принцип ее построения: соответствие структуры
гражданской обороны государственному
устройству страны и решаемым задачам:
максимально полное соответствие организации
гражданской обороны требованиям как
мирного, так и военного времени. Впервые
принятый Федеральный закон «О гражданской
обороне» определил следующие основные
задачи гражданской обороны: обучение
населения способам зашиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий; эвакуация
населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы; предоставление
населению убежищ и средств индивидуальной
защиты; проведение мероприятий по световой
маскировке и другим вилам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ
в случае возникновения опасностей для
населения при ведении военных действий
или вследствие этих действии; первоочередное
обеспечение населения, пострадавшего
при велении военных действий или вследствие
этих действий, в том числе медицинское
обслуживание, включая оказание первой
медицинской помощи, срочное предоставление
жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникающими при ведении
военных действий или вследствие этих
действий: обнаружение и обозначение районов,
подвергшихся радиоактивному загрязнению,
химическому, биологическому и иному заражению;
обеззараживание населения, техники, зданий,
территорий и проведение других необходимых
мероприятий; восстановление и поддержание
порядка в районах, пострадавших при ведении
военных действий или вследствие этих
действии, срочное восстановление функционирования
необходимых коммунальных служб в военное
время; срочное захоронение трупов в военное
время; разработка и осуществление мер,
направленных на сохранение объектов,
существенно необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания
населения в военное время; обеспечение
постоянной готовности сил и средств гражданской
обороны. Важнейшей особенностью является
централизованное руководство гражданской
обороной, единое планирование и проведение
ее мероприятий. При этом планирование
и проведение мероприятий гражданской
обороны должно осуществляться всеми
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и организациями
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности. Организационную
основу гражданской обороны составляют
органы, осуществляющие управление гражданской
обороной, службы, силы и средства гражданской
обороны федеральных органов исполнительной
власти, субъектов Российской Федерации,
местных административно-территориальных
образований и организаций (предприятий,
учреждений).Руководство гражданской
обороной Российской Федерации осуществляет
Правительство Российской Федерации.
Руководство гражданской обороной в федеральных
органах исполнительной власти и в организациях
осуществляют их руководители, являющиеся
по должности начальниками гражданской
обороны указанных органов и организаций.
Руководство гражданской обороной на
территориях субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований осуществляют
соответственно главы органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и руководители органов местного самоуправления,
являющиеся по должности начальниками
гражданской обороны. Руководители гражданской
обороны несут персональную ответственность
за организацию и проведение мероприятий
гражданской обороны в федеральных органах
исполнительной власти, на соответствующих
территориях и в организациях Повседневное
управление гражданской обороной осуществляют
органы управления, специально уполномоченные
на решение задач в области гражданской
обороны: на федеральном уровне — Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий; на региональном
уровне — региональные центры по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий МЧС России;
в субъектах Российской Федерации — министерства,
государственные комитеты, главные управления,
управления по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям; в городах, районах
— управления, отделы, группы по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В федеральных органах исполнительной
власти и организациях для планирования
и организации выполнения мероприятий
гражданской обороны, контроля за их выполнением
по решению их руководителей создаются
штатные структурные полразделения (управления,
отделы, секторы, группы) или назначаются
отдельные работники (в зависимости от
объема работы).Полномочия и общие обязанности
органов государственной власти, начальников
гражданской обороны на всех уровнях и
их органов управления, специально уполномоченных
на решение задач в области гражданской
обороны, определяются Федеральным законом
«О гражданской обороне».Федеральным
органом исполнительной власти, специально
уполномоченным на решение задач в области
гражданской обороны является Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. Основными
задачами МЧС России являются: реализация
единой государственной политики в области
гражданской обороны; осуществление по
решению Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации
мер по организации и ведению гражданской
обороны; осуществление нормативного
регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области
гражданской обороны; осуществление государственного
управления и координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти
в области гражданской обороны; осуществление
в установленном порядке сбора и обработки
информации в области гражданской обороны.
Для выполнения мероприятий гражданской
обороны, подготовки в этих целях сил и
средств, управления гражданскими организациями
гражданской обороны в ходе проведения
аварийно-спасательных и других неотложных
работ создаются аварийно-спасательные
формирования гражданской обороны. Аварийно-спасательные
формирования гражданской обороны создаются
и функционируют на федеральном, территориальном, местном
и объектовом уровнях. Решение о создании
федеральных служб принимаются Правительством
Российской Федерации, о создании территориальных,
местных и объектовых аварийно-спасательных
формирований — органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и руководителями
организаций. В зависимости от решаемых
задач, соответствующей базы и местных
условий могут создаваться следующие
федеральные, территориальные, местные
и объектовые аварийно-спасательные формирования
гражданской обороны: медицинская, противопожарная,
охраны общественного порядка, защиты
сельскохозяйственных животных и растений,
связи, оповещения и информирования, эвакуации,
снабжения горючим и смазочными материалами,
коммунально-техническая, инженерная,
убежищ и укрытий, жизнеобеспечения пострадавшего населения,
материально-технического снабжения,
энергоснабжения и светомаскировки, техническая
и др.Структура, задачи и деятельность
аварийно-спасательных формирований гражданской
обороны определяются положениями об
аварийно-спасательных формированиях
гражданской обороны, утверждаемыми соответствующими
руководителями гражданской обороны.
Для создания аварийно-спасательных формирований
гражданской обороны на соответствующей
территории или на объекте экономики допускается
объединение органов управления, сил и
средств гражданской обороны предприятий,
учреждений, организаций и их структурных
подразделений сходного профиля деятельности,
способных независимо от форм собственности
и ведомственной принадлежности (подчиненности)
к совместному проведению конкретных
видов мероприятий гражданской обороны.
При этом выбирается объект (учреждение),
имеющий наилучшие условия и материально-техническую
базу, на который возлагаются функции
головного при создании соответствующей
службы гражданской обороны. В целях обеспечения
организованного проведения эвакуации
(отселения) населения создаются эвакуационные
органы. К ним относятся: эвакуационные
комиссии, сборные эвакуационные пункты,
эвакоприемные комиссий, приемные эвакуационные
пункты, администрации пунктов посадки
(высадки) населения на транспорт, оперативные
группы, группы управления на маршрутах
эвакуации и др.Силами гражданской обороны,
предназначенными для выполнения возложенных
на нее задач, являются соединения, воинские
части и другие воинские формирования
войск гражданской обороны и гражданские
организации гражданской обороны. Для
выполнения задач в области гражданской
обороны могут привлекаться профессиональные
(ведомственные) аварийно-спасательные
службы, аварийно-спасательные формирования,
воинские части и подразделения Вооруженных
Сил Российской Федерации, другие войска
и воинские формирования. Войска гражданской обороны представляют
собой наиболее подготовленную и мобильную
часть сил гражданской обороны и выполняют
самые сложные и трудоемкие задачи по
проведению аварийно-спасательных и других
неотложных работ. Общее руководство войсками гражданской
обороны осуществляет Президент Российской
Федерации через руководителя Гражданской
обороны Российской Федерации. Управление
войсками осуществляет министр Российской
Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. НАСФ
являются формированиями, создаваемыми
на базе организаций по территориально-производственному принципу, владеющими специальной техникой
и имуществом и. подготовленными для защиты
населения. материальных и культурных
ценностей от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий. Они составляют наибольшие
по численности формирования сил гражданской
обороны и предназначаются для выполнения
основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской
обороны. НАСФ создаются организациями, эксплуатирующими
объекты, имеющие важное оборонное и экономическое
значение, потенциально опасные производственные
объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения,
а также специализированные организации,
имеющие по своему профилю деятельности
силы и средства, способные обеспечить
выполнение задач по защите населения
от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий. Финансирование мероприятий
гражданской обороны осуществляется в
соответствии с федеральными законами
и нормативными правовыми актами Российской
Федерации: в федеральных органах исполнительной
власти и подчиненных им бюджетных организациях
— за счет средств федерального бюджета; в субъектах Российской Федерации, органах
местного самоуправления и подведомственных
им бюджетных организациях — за счет бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов; во внебюджетных организациях — за счет
собственных средств этих организаций.
Важность и масштабность задач, возлагаемых
на гражданскую оборону, требуют самого
пристального внимания со стороны соответствующих
органов государственной власти к вопросам
подготовки к ведению гражданской обороны.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона
«О гражданской обороне» "подготовка
государства к ведению гражданской обороны
осуществляется заблаговременно в мирное
время с учетом развития вооружения, военной
техники и средств зашиты населения от
опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий".
Комплекс планируемых и заблаговременно
осуществляемых мероприятий охватывает
правовые, организационные, инженерно-технические
и иные мероприятия, обеспечивающие успешную
реализацию каждой из основных задач гражданской
обороны. Основными направлениями деятельности
по подготовке к защите населения, материальных
и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий, являются:
планирование мероприятий гражданской
обороны; создание и поддержание в готовности
надежной системы оповещения об угрозе
нападения противника, технических систем
связи и управления гражданской обороны;
накопление в соответствии с установленным
порядком фонда защитных сооружений гражданской
обороны для укрытия населения и персонала
организаций, поддержание его в готовности
к приему укрываемых; создание необходимых
запасов средств индивидуальной зашиты,
а также запасов воды, материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств; подготовка к эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей
в безопасные районы, к размещению эвакуируемого
населения, развертыванию лечебных и других
учреждений, необходимых для первоочередного
жизнеобеспечения пострадавшего населения;
разработка и осуществление мер, направленных
на сохранение объектов, существенно необходимых
для устойчивого функционирования экономики
и выживания населения в военное время;
развитие сил гражданской обороны и обеспечение
их готовности, создание необходимых группировок
этих сил для проведения аварийно-спасательных
и других неотложных работ, а также всех
видов их обеспечения; организация и проведение обучения населения
способам защиты от опасностей, возникающих
при применении противником современных
средств поражения, подготовка руководящего
состава органов управления и сил гражданской
обороны; развитие научных исследований
в области гражданской обороны, разработка
и совершенствование технических средств,
технологии и способов проведения аварийно-спасательных
и аварийно-восстановительных работ. Объемы
и сроки осуществления мероприятий по
гражданской обороне в городах, других
населенных пунктах и на объектах экономики
определяются с учетом их военно-политического,
оборонного и экономического значения,
природных и иных характеристик, а также
исходя из принципа необходимой достаточности
и максимально возможного использования
имеющихся сил и средств. При этом должна
предусматриваться возможность использования
заблаговременно осуществляемых мероприятий
по гражданской обороне также и в целях
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Планирование мероприятий гражданской
обороны : включает оперативное планирование (в том числе разработку
планов гражданской обороны): разработку
планов мероприятий гражданской обороны
на расчетный год в составе мобилизационных
планов экономики и разработку годовых
планов основных мероприятий по вопросам
гражданской обороны, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и информирование населения :об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий, обеспечиваются: созданием и
поддержанием в постоянной готовности
специальных систем централизованного
оповещения гражданской обороны, их организационно-техническим
сопряжением с системами оповещения военных
округов (флотов) и местных военных органов,
а также с пунктами (центрами) сети наблюдения
и лабораторного контроля гражданской
обороны; созданием постоянно действующих
локальных систем оповещения на радиационно,
химически, биологически и гидродинамически
опасных объектах, общий перечень которых
устанавливается Правительством Российской
Федерации, установлением и практической
разработкой порядка приоритетного использования
общегосударственных и ведомственных
систем связи, проводного, радио- и телевизионного вещания, местных
радиотрансляционных сетей и других технических
средств передачи информации.
Работа в мирное время по обеспечению
населения защитными сооружениями включает :сохранение и поддержание в готовности
имеющегося фонда защитных сооружений;
освоение подземного пространства городов
для размещения объектов социально-бытового,
производственного и хозяйственного назначения
с учетом возможности приспособления
их для укрытия населения; постановку
на учет и, в случае необходимости, дооборудование
имеющихся подвальных и других заглубленных
сооружений и помещений наземных зданий
и сооружений, метрополитенов, приспособление
горных выработок и естественных полостей
для зашиты населения и материальных средств;
строительство при необходимом обеспечении
заглубленных сооружений производственного,
хозяйственно-бытового и другого назначения,
приспособленных для защиты людей в чрезвычайных
ситуациях на потенциально опасных объектах; проведение
необходимых подготовительных мероприятий
для ускоренного возведения в угрожаемый
период недостающих защитных сооружений
с упрощенным оборудованием и укрытий
простейшего типа. Средствами индивидуальной
защиты обеспечиваются в первую очередь
личный состав гражданских организаций
гражданской обороны, участвующий в аварийно-спасательных
и других неотложных работах в очагах
поражения, персонал радиационно и химически
опасных объектов и население, проживающее
в зонах вероятного опасного заражения
(загрязнения).
Накопление по установленным нормам
имущества гражданской обороны : (средств индивидуальной защиты, приборов
радиационной и химической разведки и
контроля, медицинских средств индивидуальной
защиты и др.) осуществляется в мирное
время путем закладки его в мобилизационный
резерв Российской Федерации, и созданием
запасов на объектах экономики. Номенклатура
и нормы накопления данного имущества
в мобилизационном резерве определяются
Правительством Российской Федерации
исходя из потребности в нем населения
и формировании гражданской обороны, а
в запасе объектов экономики — исходя
из необходимости обеспечения имуществом
персонала этих объектов и формировании
гражданской обороны (в пределах норм,
устанавливаемых табелями). Порядок хранения
и содержания имущества гражданской обороны
определяются соответствующими инструкциями. Подготовка
эвакомероприятий включает: разработку
планов эвакуации, создание и подготовку
необходимых эвакоорганов; подготовку
транспорта для вывоза эвакуируемого
населения; подготовку маршрутов эвакуации
безопасных районов для размещения эвакуированного
населения и материальных и культурных
ценностей в загородной зоне.
Основными направлениями по сохранению
объектов : существенно необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания
населения в военное время, являются: осуществление
градостроительной деятельности, размещение
и застройка объектов экономики и инфраструктуры
с соблюдением требований строительных
норм и правил, а также других утвержденных
в установленном порядке нормативных
актов по гражданской обороне и защите
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера; заблаговременное
выполнение комплекса организационных,
инженерно-технических и других специальных
мероприятий ГО; разработка и подготовка
к реализации мероприятий по световой
и другим видам маскировки объектов; разработка
и проведение обусловленных особенностями
объектов подготовительных работ (включая
создание и оснащение необходимых формирований
гражданской обороны, и их обучение) по обеспечению ликвидации
последствий поражения объектов современными
средствами поражения и восстановление
функционирования объектов; осуществление
мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического
и транспортного обеспечения объектов
в военное время; осуществление мероприятий
по инженерной и другим видам зашиты персонала объектов
и его жизнеобеспечению.
Группировки сил гражданской обороны
: (сведенные в определенную систему и
развернутые соответствующим образом
соединения, воинские части, подразделения
войск гражданской обороны, гражданские
организации гражданской обороны, другие
силы, привлекаемые в установленном порядке
для проведения аварийно-спасательных
работ) создаются заблаговременно, в мирное
время, а полное их развертывание завершается
в период перевода гражданской обороны
с мирного на военное положение или с началом
военных действий. В ходе подготовки гражданской
обороны особое внимание уделяется созданию
и подержанию в готовности сети наблюдения
и лабораторного контроля. СНЛК представляет
собой комплекс специализированных учреждений,
подразделений и служб федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и организаций,
на которые возлагаются выявление случаев
радиоактивного загрязнения, химического
и биологического (бактериологическою)
заражения окружающей природной среды,
питьевой волы, продовольствия, пищевого
сырья и фуража.
Обучение населения: способам зашиты от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий, осуществляется по соответствующим
возрастным и социальным группам на предприятиях,
в образовательных и других учреждениях
(независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности), а также по месту жительства. Подготовка
личного состава служб гражданской обороны
и гражданских организаций гражданской
обороны проводится непосредственно в
организациях, на базе которых они созданы.
Основными формами обучения (видами занятий)
по специальной подготовке являются практические
и тактико-специальные занятия с использованием
учебных городков и площадок.
Подготовка и повышение
квалификации по гражданской обороне
руководящего состава и специалистов
федеральных органов исполнительной
власти и организаций, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
служб и формирований гражданской обороны,
работников органов управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
проводится в Академии гражданской защиты
МЧС России, учебно-методических центрах
и на курсах гражданской обороны, в учебных
заведениях повышения квалификации федеральных
органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации (по их планам), а также непосредственно
в организациях в порядке, определяемом
МЧС России.
Для приобретения необходимых
навыков руководящим составом и
специалистами, а также в целях
проверки готовности органов управления
и сил гражданской обороны
регулярно проводятся командно-штабные,
штабные, тактико-специальные и комплексные
учения и тренировки. В целях осуществления
комплексного контроля за соблюдением
действующих федеральных законов и иных
нормативных правовых актов в области
гражданской обороны, а также оценки степени
готовности органов управления, служб
и сил гражданской обороны к выполнению
возложенных на них задач по защите населения,
материальных и культурных ценностей
от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих
действий, проводится периодическое инспектирование
органов управления и сил гражданской
обороны федеральных органов исполнительной
власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций,
которое осуществляется вышестоящими
начальниками гражданской обороны. Перевод
гражданской обороны с мирного на военное
положение осуществляется, как правило,
заблаговременно — в угрожаемый период,
характеризующийся нарастанием угрозы
агрессии потенциального противника,
а также при возникновении вооруженных
конфликтов, начале военных действий и
войны в целом. В зависимости от обстановки
гражданская оборона на военное положение
может переводиться на всей территории
Российской Федерации или в отдельных
ее местностях. Перевод гражданской обороны
с мирного на военное положение состоит
в последовательном осуществлении мероприятий, по степеням готовности гражданской
обороны: - первоочередные мероприятия
ГО 1-й группы; - первоочередные мероприятия
ГО 2-й группы; - мероприятия общей готовности
ГО, направленных на наращивание ее возможностей
по решению возложенных на нее задач военного
времени. С этой целью приводятся в готовность
органы управления и силы гражданской
обороны, развертываются системы зашиты населения
и осуществляется подготовка к ведению
аварийно-спасательных и других неотложных
работ в возможных очагах поражения. Ведение
гражданской обороны в Российской Федерации
в целом или в отдельных ее местностях
начинается с момента объявления состояния
войны, фактического начала военных действии
или с введением Президентом Российской Федерации военного положения
на всей территории России (и отдельных
ее местностях) в полном объеме или частично.
Ведение гражданской обороны заключается
в практической реализации мер по защите
населения, материальных и культурных
ценностей от опасностей, возникающих
при велении военных действий или вследствие
этих действий, по проведению аварийно-спасательных
и других неотложных работ, по первоочередному
обеспечению населения, пострадавшего
при ведении военных действий, обеспечению
действий сил и мероприятий гражданской
обороны, восстановлению и поддержанию
порядка в районах, пострадавших при ведении
военных действий или вследствие их. Правительство
Российской Федерации с началом военных
действий (введением режима военного положения)
и в холе реализации плана гражданской
обороны страны уточняет порядок восполнения
недостающего фонда защитных сооружений
для населения, средств индивидуальной
защиты, содержания и использования в
целях гражданской обороны запасов материально-технических,
продовольственных, медицинских и иных
средств. Федеральные органы исполнительной
власти в пределах своих полномочий уточняют
и реализуют согласованные с МЧС России
планы гражданской обороны, организуют
проведение мероприятий по гражданской
обороне, включая подготовку необходимых
сил и средств, проводят мероприятия, направленные
на сохранение устойчивого функционирования
наиболее важных объектов экономики и
выживания населения в военное время.
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного
самоуправления соответствующих территорий: уточняют
и реализуют планы гражданской обороны,
в т.ч. планы мероприятий ГО на расчетный
год; создают и поддерживают в постоянной
готовности к использованию технические
системы управления, объекты и силы гражданской
обороны; в случае необходимости проводят
мероприятия по эвакуации в безопасные
районы населения, материальных и культурных
ценностей, развертыванию лечебных и других
учреждений для первоочередного обеспечения
пострадавшего населения, поддерживают
в необходимых количествах запасы материально-технических,
медицинских средств и продовольствия.
Организации поддерживают в готовности
локальные системы оповещения, проводят
мероприятия по поддержанию своего устойчивого
функционирования, запланированные на
военное время; осуществляют обучение
своего персонала способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий;
приводят свои силы в готовность к ведению
аварийно-спасательных и других неотложных
работ; поддерживают на установленном
уровне в холе военного конфликта необходимые
для ведения гражданской обороны запасы
материально-технических, медицинских
средств и продовольствия. Для обеспечения
управления гражданской обороной создается
соответствующая система управления,
включающая органы и пункты управления,
системы оповещения и связи, а также автоматизированную
информационно-управляющую систему. Непосредственное
управление гражданской обороной осуществляют
начальники гражданской обороны и подчиненные
им органы управления. Управление будет
успешным лишь в том случае, если вся система
управления будет находиться в высокой
степени готовности, если оно будет устойчивым,
непрерывным, твердым, гибким, оперативным
и скрытым.Одним из основных элементов
системы управления гражданской обороны
являются пункты управления. Они создаются
на всех уровнях и во всех звеньях гражданской
обороны. Пунктами управления гражданской
обороны называются специально оборудованные
или приспособленные и оснащенные техническими
средствами сооружения, помещения либо
их комплексы или транспортные средства,
предназначенные для размещения и обеспечения
устойчивой работы органов управления
в особый период, а также при проведении
мероприятий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера. Мероприятия гражданской обороны
по защите населения и объектов экономики
от оружия массовою поражения (ядерного,
химического) и современных высокоточных
средств поражения по своему характеру
идентичны, если принять во внимание, что
некоторые из обычных средств поражения
сегодняшнего поколения и находящиеся
в разработке в сочетании со вторичными
факторами поражения от разрушения потенциально
опасных объектов (ядерной энергетики,
химических и др.) по своим боевым свойствам
и поражающим факторам уже могут быть
сопоставимы с ядерными и химическими
зарядами малой и средней мощности. Несколько
специфичны мероприятия гражданской обороны,
проводимые по защите от бактериологического
оружия, а также от комбинированного поражения
в результате воздействия двух или более
видов оружия массового поражения. В этом
случае предусматривается комплекс специальных
мероприятий, специфических только для
данного вида опасностей (режимно-ограничительные
мероприятия, карантин, обсервация и т.п.).В
комбинированных очагах поражения первоочередное
внимание уделяется выбору технологий
ведения спасательных работ, предусматривающих,
с одной стороны, экстренное оказание
помощи пострадавшим, с другой — максимальное
снижение возможных потерь среди личного
состава сил, участвующих в спасательных
работах. Главной особенностью организации
и ведения гражданской обороны при применении
противником оружия массового поражения
является необходимость обеспечения защиты
населения и выполнения аварийно-спасательных
и других неотложных работ в максимально
возможных объемах и в предельно сжатые
сроки. Планирование мероприятий гражданской
обороны по защите от оружия массового
поражения проводится органами управления
по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям заранее, в мирное время. Эти
мероприятия отражаются в специальных
разделах планов гражданской обороны.
При угрозе применения вероятным противником
ядерного оружия повсеместно на территории
всей страны, с привлечением всех людских
и материальных ресурсов осуществляются
согласно планам на расчетный год строительство
защитных сооружений, изготовление и обеспечение
населения средствами индивидуальной
защиты. При прямой угрозе ядерного нападения
может осуществляться общая и частичная
эвакуация населения из крупных городов.
Решение на массовую эвакуацию принимает
Президент Российской Федерации. Эвакуационные
мероприятия проводятся в максимально
сжатые сроки с задействованием всех видов
транспорта и пешим порядком. В условиях
радиоактивного загрязнения, химического
и биологического (бактериологического)
заражения обширных территорий особое
значение приобретают выбор и установление
режимов поведения (защиты) людей на зараженной
территории. Режимы зашиты и поведения
разрабатываются органами управления
в мирное время в зависимости от возможной
обстановки, конкретных условий защиты
и установленных на военное время условий,
предельно допустимых концентраций и
доз. Целью государственной политики в
области гражданской обороны является
создание в стране условий, обеспечивающих
при велении военных действий предотвращение
или максимальное снижение людских потерь
и материального ущерба, сохранение объектов,
существенно необходимых для устойчивого
функционирования экономики и выживания
населения в военное время. Государственная
политика в области гражданской обороны
формируется и реализуется на основе Конституции
Российской Федерации. Федерального закона
«О гражданской обороне» и других федеральных
законов и подзаконных нормативных правовых
актов, регламентирующих вопросы защиты
населения, материальных и культурных
ценностей от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий, общепринятых норм и принципов
международного права в данной области,
а также с учетом следующих основных принципов: защите от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие
этих действий, подлежит все население
Российской Федерации, а также иностранные
граждане и лица без гражданства, находящиеся
на территории страны; организация и ведение гражданской обороны
является обязательной функцией всех
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, долгом и обязанностью
каждого гражданина Российской Федерации; мероприятия по подготовке к защите и
защита населения, материальных и культурных
ценностей от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий, планируются заблаговременно,
осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются
в угрожаемый период и доводятся до требуемых
объемов с началом войны или вооруженных
конфликтов; мероприятия гражданской обороны
планируются и реализуются дифференцированно, с учетом неодинаковой ожидаемой интенсивности
и избирательности интенсивности и избирательности
воздействия возможного противника по
территориям и объектам экономики, а также
в зависимости от оборонного и экономического
значения городов и организаций; гражданская
оборона является предметом совместного
ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации и организуется
с учетом разделения предметов ведения
и полномочий между федеральными органами
государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления, сочетания
централизации в управлении мероприятиями
гражданской обороны с сохранением за
нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.
Основными направлениями государственной
политики в области гражданской обороны
в современных условиях являются: обеспечение подготовки современной
гражданской обороны к выполнению свойственных
ей функций в условиях возможных военных
действий любого масштаба и всех форм
возможных вооруженных конфликтов; обеспечение функционирования гражданской
обороны по принципу стратегической мобильности,
предусматривающему поэтапное наращивание
мероприятий гражданской обороны по времени
и территории в зависимости от уровня высших угроз, концентрацию сил
и средств в нужное время и в нужном месте,
наличие мобильных резервов материально-технических
ресурсов для первоочередного обеспечения
пострадавшего населения, а также мобильных
технически оснащенных сил, прикрывающих
территории, отнесенные к группам по гражданской
обороне, и организации, отнесенные к категориям
по гражданской обороне, а также целые
регионы; гражданская оборона занимает особое
место в сфере вооруженного противоборства,
руководствуясь положениями Дополнительного
протокола № 1 к Женевским конвенциям
1949 года и выполняет гуманную миссию -
оказание всесторонней помощи гражданскому
населению в ходе военных действий; в мирное время органы управления, силы
и средства гражданской обороны привлекаются
в защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера; формирование нормативной правовой базы,
регламентирующей организацию и ведение
гражданской обороны, финансирование
и материально-техническое обеспечение
мероприятий гражданской обороны; совершенствование системы государственного
управления в области гражданской обороны,
включая восстановление на всех уровнях
института начальников гражданской обороны,
создание служб гражданской обороны и
органов, специально уполномоченных на
решение задач гражданской обороны, совершенствование
и поддержание в готовности пунктов управления,
разработку на всех уровнях планов гражданской
обороны и мобилизационных планов экономики
по мероприятиям гражданской обороны;
совершенствование сил и средств гражданской
обороны, включая реформирование войск
гражданской обороны и поисково-спасательной
службы, создание на их базе государственной
спасательной службы, реорганизацию невоенизированных
формирований гражданской обороны в гражданские
организации гражданской обороны, а сети
наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны — в систему мониторинга
природных, техногенных и военных угроз
и опасностей, обеспечение их постоянной
готовности к оперативному реагированию
и эффективному неведению аварийно-спасательных
и других неотложных работ; создание на
федеральном, региональном и местном уровнях
мобильных группировок сил гражданской
защиты; реконструкцию систем оповещения
населения с учетом современных требований
и технических возможностей и другие мероприятия;
дальнейшее совершенствование системы
обучения населения по гражданской обороне,
подготовки руководящего состава органов
государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций, в том числе
разработка принципов и методов обучения
и подготовки, новых программ, отвечающих современным социально-экономическим
условиям, внедрение современных технических
средств обучения; развитие системы научных
знаний в области гражданской обороны,
включая разработку теории гражданской
обороны, организацию и проведение НИОКР;
активное сотрудничество с зарубежными
странами в области гражданской обороны,
включая подготовку, подписание и реализацию
двусторонних и многосторонних договоров
и соглашений по гражданской обороне,
всемерное содействие формированию системы
коллективной безопасности стран — участников
Содружества Независимых Государств,
участие в реализации проекта Департамента
по гуманитарным вопросам ООН 213/3 «Руководящие
принципы использования военных ресурсов
и средств гражданской обороны в международных
гуманитарных отношениях». Государственная политика в области
гражданской обороны в Российской Федерации
реализуется путем разработки и осуществления
федеральных, региональных и местных целевых
и научно-технических программ, планов
гражданской обороны, мобилизационных
планов экономики по мероприятиям гражданской
обороны, а также через систему государственного
оборонного заказа. Анализируя имеющие
место современные тенденции развития
военно-политической обстановки в мире,
можно предположить, что роль гражданской
обороны в системе национальной безопасности
страны будет возрастать. Это обуславливается
тем, что в обеспечении обороноспособности
и жизнедеятельности государства она
выполняет три важнейшие функции: оборонную -
решением проблемы сохранения людских
ресурсов и военно-экономического потенциала страны; социальную - обеспечением
защиты и жизнедеятельности населения,
спасением и оказанием помощи пораженным
и пострадавшим; экономическую — сохранением
объектов, существенно необходимых для
устойчивого функционирования экономики
и выживания населения в военное время,
защитой материальных и культурных ценностей,
снижением опасности образования вторичных
очагов поражения в условиях войны.