Налоговое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ (ч. 1). Иными словами, налоговое правонарушение — это противоправное деяние, т. е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ.docx

— 25.15 Кб (Скачать файл)

Вариант 10.

Налоговая ответственность.

Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.

Налоговое правонарушение — это  виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ (ч. 1). Иными словами, налоговое правонарушение — это противоправное деяние, т. е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

К налоговым правонарушениям в  соответствии с Налоговым кодексом РФ (ч.1) относятся:

— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);

— уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);

— нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии счета  в банке (ст. 118);

— нарушение срока представления  налоговой декларации или иных документов (ст. 119);

— грубое нарушение правил учета  доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120);

— нарушение правили составления  налоговой декларации (ст. 121);

— неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122);

— невыполнение налоговым агентом  обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123);

— незаконное воспрепятствование доступу  должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124);

— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);

— непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126);

— отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа (ст. 127);

— неявка либо уклонение от явки без  уважительных причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении, а  также отказ от дачи показаний  и дача заведомо ложных показаний (ст. 128);

— отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия в  проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129).

Налоговая ответственность физического  лица, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ст. 108 Налогового кодекса РФ, ч. 1). Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).

Налоговая ответственность состоит  в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

 

2. Понятие, содержание, формы и  виды налогового контроля.

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ «налоговый контроль определяется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленном  Налоговым кодексом РФ».

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Выделяются два вида финансового контроля: финансово-бюджетный контроль, который охватывает государственные финансы как единое целое, в основном включает различного рода контрольные мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, и финансово-хозяйственный контроль, охватывающий деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц), выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов.

Налоговый контроль относится  к общегосударственному финансовому  контролю, то есть осуществляются органами государственной власти и управления, к которым относятся Государственная  налоговая служба Российской Федерации, Государственный таможенный комитет  Российской Федерации, Федеральная  служба налоговой полиции Российской Федерации и иные органы, им подведомственные и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости.

Сущность  налогового контроля выражается в «контроле  налоговых органов за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов)». Таким  образом, «объект налогового контроля – отношения, связанные с исчислением  и уплатой налогов и сборов».

К мероприятиям налогового контроля следует относить налоговые проверки; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

По-другому  мероприятия налогового контроля можно  назвать формами налогового контроля.

Основные задачи налогового контроля:

  • обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль – специализированный финансовый контроль со стороны государственных  органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых  проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и  отчетности; осмотра помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

  1. В зависимости от времени проведения налогового контроля выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств;

Текущий (оперативный) контроль является частью ежедневной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками;

Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки.

2) По  характеру контрольных мероприятий  налоговый контроль можно разделить  на плановый и внезапный.

3) Исходя  из метода проверки документов  налоговый контроль подразделяется  на сплошной и выборочный.

4) По  месту проведения налоговая проверка  делится на камеральную и выездную.

5) Налоговый  контроль можно классификация  в зависимости от субъектов  налогового контроля на:

  • контроль налоговых органов: Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
  • контроль таможенных органов: Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные таможенные органы Российской Федерации;
  • контроль органов государственных внебюджетных фондов;
  • контроль финансовых органов;
  • контроль федеральных органов налоговой полиции: Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, органы федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации и местные органы налоговой полиции;
  • контроль иных контролирующих и правоохранительных органов.

6) По  периодичности проведения налогового  контроля различаются первоначальный  и повторный.

 

3. Задача. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к филиалу акционерной компании «Ямата» (Кипр) о взыскании штрафа  по п.1 ст. 126 НК РФ.

Суд первой  инстанции в иске отказал, сделав вывод о том, что  к подведомственности арбитражных  судов РФ относятся дела с участием самих иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую  деятельность и имеющих статус юридического лица в соответствии с законодательством  государства их местонахождения, а  не их филиалов или представительств, расположенных на территории РФ. Ответчиком по делу значится филиал акционерной  компании, который согласно положению  о нем юридическим лицом не является.

 Инспекция подала заявление  в Высший Арбитражный суд РФ  о пересмотре в порядке надзора  решения суда первой инстанции,  ссылаясь на неправильное применение  судом норм материального права.

Какое решение  должен принять Высший Арбитражный  Суд РФ?

В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. 
          В силу пункта 5 названной статьи Кодекса арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела независимо от того, участвуют ли в этих делах российские организации и граждане, либо иностранные лица, если международным договором не предусмотрено иное. 
          К числу иностранных лиц, с участием которых могут рассматриваться дела в арбитражных судах, Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации относит иностранные организации, международные организации, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. 
          В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. 
          Именно в этом смысле предпринимательская деятельность понимается и арбитражным процессуальным законодательством. При этом основным элементом гражданско-правового понятия предпринимательской деятельности является осуществление ее лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Такое понимание предпринимательской деятельности относится и к характеристике экономического спора, возникшего при осуществлении предпринимательской деятельности.

Условия отнесения дел с участием иностранных  лиц к компетенции арбитражных  судов и их исключительная компетенция  в этой части, в том числе и  по делам с участием иностранных  лиц, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определены в статьях 247 и 248 АПК РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 247 АПК РФ арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, с участием иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, в случае, если орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации.

При этом согласно пункту 3 статьи 254 АПК РФ иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. 
     Из совокупности названных норм права следует, что к подведомственности арбитражных судов Российской Федерации относятся дела с участием самих иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус юридического лица в соответствии с законодательством государства их местонахождения (учреждения), а не их филиалов или представительств, находящихся на территории Российской Федерации.

Таким образом, поскольку по данному делу ответчиком значится филиал акционерной компании «Ямата» (Кипр), не является юридическим лицом, суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ правомерно прекратил производство по делу.

 

 

 

Законодательство  и литература:

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации.

2. Приказ  Министерства по налогам и сборам РФ от 8 октября 1999г. № АП-3-16/318 «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок».

3. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжакова Е.А. Финансовый контроль: Учебное пособие. М., 2004.

4. Кузнецова Н.Г. Налоговый кодекс. Сроки и последствия их несоблюдения. СПб., 2001.

5. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб., 2002.

6. Кучеров И.И. Налоговое право  России: Курс лекций. - 2-е изд., перераб.  и доп.  – М.:  ЮрИнфор, 2006.

7. Налоговое право России. Учебник  для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. – 2-е изд., перераб. -  М.: Норма, 2006.


Информация о работе Налоговое право