Население России – вчера, сегодня, завтра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей истории существования России власти скрывали от собственного народа демографическую правду. До "хрущевской оттепели" демографическая статистика под грифом "Совершенно секретно" и только с конца пятидесятых годов начала просчитываться в документы с пометкой "Для служебного пользования". С той поры и вплоть до восемьдесят пятого года сведения о численности населения, о количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, однако данные о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе абортов не публиковались никогда и нигде. И понятно почему: именно продолжительность жизни и уровень смертности населения, детская рождаемость и младенческая смертность, а так же число абортов в расчете на 100 женщин, как ничто иное, отражают суть - состояние государства. Да, именно демографические показатели, а вовсе не уровни выплавки чугуна или стали, не военный или научно-технический потенциал, не число врачей на душу населения...

Содержание работы

Введение.

История переписей населения в России и СССР.

Всероссийская перепись 2002 года.
Изменение численности населения России.
Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года.
Национальный состав населения.

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.
Цели и задачи демографического развития.
Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.
Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.
Информационное обеспечение реализации Концепции.
Механизм реализации Концепции.
Демографическая аналитика.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Население России - вчера, сегодня, завтра.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

По сравнению с переписью  населения 1989г. численность населения сократилась на 1,8 млн.человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн.человек, в сельской местности - на 0,2 млн.человек.

Компоненты изменения численности населения. Сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышения числа умерших над числом родившихся). С 1992г. на фоне естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения потерь в численности населения России. Даже в 1994г., когда миграционный прирост был наибольшим за последние три десятилетия и составил 0,8 млн.человек, он не компенсировал естественную убыль населения. Всего за 1989-2002гг. естественная убыль была на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа, подавляющая часть которого приходится на иммигрантов из государств-участников СНГ и стран Балтии.

Возрастно-половой  состав населения. По данным переписи населения 2002г., сохранилось характерное для населения России значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10,0 млн.человек против 9,6 млн.человек в 1989 году. Ухудшение соотношения полов связано с высокой преждевременной смертностью мужчин.

На 1000 мужчин в 2002г. приходилось 1147 женщин, в 1989г. - 1140 женщин.

Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста.

Заметные изменения произошли  в возрастном составе населения. Резкое снижение рождаемости, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, привело к усилению процесса демографического старения. По сравнению с переписью 1989г. средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 лет. У мужчин соответственно - на 3,6 года и 34,1 лет, у женщин - на 4,6 года и 39,8 лет.

За межпереписной период численность  населения старше трудоспособного  возраста увеличилась на 2,6 млн.человек (на 9,5%). В то же время численность  детей и подростков за этот период сократилась на 9,7 млн.человек (на 27%). Особенно резкое снижение (на 43%) произошло в возрастной группе детей до 10 лет (поколения, родившиеся в последнее десятилетие, когда уровень рождаемости был самым низким за всю послевоенную историю России).

Вступление в трудоспособный возраст поколения молодежи, родившейся в первой половине 80-х годов прошлого века (период самой высокой за три последних десятилетия рождаемости), а также положительный миграционный прирост привели к увеличению численности населения трудоспособного возраста на 5,2 млн.человек (на 6%). Произошли структурные изменения и внутри данной возрастной группы. В 2002г. 52,6% в численности населения трудоспособного возраста составили лица в возрасте старше 35 лет (в 1989г. - 45,7%).

Возрастной состав городского и  сельского населения исторически имеет некоторые отличия, в которых отражены особенности процесса урбанизации в России, а также различия в репродуктивном поведении и продолжительности жизни городских и сельских жителей.

Уровень рождаемости - показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода - составлял в 2002г. в сельской местности 1,5 ребенка, в городских поселениях - 1,25. Средняя продолжительность жизни в сельской местности составляла 63,4 года (для мужчин - 57,1, для женщин - 71,3) в городских поселениях - 65,3 года (для мужчин - 59,0, для женщин - 72,3).

Средний возраст городских мужчин составил 33,9 года, женщин - 39,8 года, сельских - соответственно 34,6 года и 39,9 года.

Снижение рождаемости и рост численности населения трудоспособного возраста за межпереписной период привели к уменьшению числа лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на население рабочих возрастов (показатель демографической нагрузки). Причем, если в городских поселениях это снижение произошло только за счет уменьшения показателя нагрузки детьми, то в сельской местности снизился и показатель демографической нагрузки людьми пенсионного возраста.

Рост численности населения  трудоспособного возраста и дальнейшее снижение показателя демографической нагрузки можно ожидать до 2006 года. Впоследствии в трудоспособный возраст начнут вступать поколения, рожденные в 90-х годах прошлого столетия, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить из этого возраста - многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Это приведет к снижению численности населения трудоспособного возраста, а также росту числа и удельного веса лиц старших возрастных групп, что обусловит, в свою очередь, рост показателя демографической нагрузки.

Состояние в  браке. Число супружеских пар составило 34 миллиона (в 1989г. - 36 млн.). Впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов. Из общего числа супружеских пар 3 млн. (10%) состояли в незарегистрированном браке.

Следует отметить, что 4,2 тыс.человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят  в браке, из них 2,3 тыс.человек - в  незарегистрированном.

Традиционно число замужних женщин превышает число женатых  мужчин (в 1989г. - на 28 тыс.человек, в 2002г. - на 65 тыс.человек).

С начала 80-х годов  прошлого века наблюдалось снижение числа зарегистрированных брачных  союзов. Особенно существенным оно  было в 1989-1995гг., после чего наступила  относительная стабилизация. В 2002г. было зарегистрировано немногим более одного миллиона браков (в 1989г. - 1,4 млн.). Доля повторных браков в период между переписями населения остается стабильной величиной - 25-28% в общем числе заключенных браков.

Распространение незарегистрированных брачных союзов привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. За 1989-2002гг. доля таких детей удвоилась и составила около 30% от общего числа ежегодных рождений (почти половина из них зарегистрирована по совместному заявлению родителей). Это явление характерно для большинства европейских стран, например, самые высокие показатели в Исландии (в 2000г. - 65% внебрачных детей), Эстонии (в 2001г. - 56%), Швеции (56%), Норвегии (50%), Дании (45%), Латвии (42%)1).

За межпереписной период на 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и такими же темпами возросло число разошедшихся. В последнее время в стране ежегодно расторгается примерно 800 тыс. браков (в 1989г. расторгнуто 583 тыс. браков), в результате около 400 тыс. несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей. Более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет. Это привело к повышению доли разведенных в брачной структуре населения, особенно среди женщин, для которых вступление в повторный брак весьма затруднено из-за диспропорции населения по половому и возрастному составу.

Процессы, происходящие в брачной структуре населения, сказались на числе и составе  домохозяйств. Переписью 2002г. было учтено почти 53 млн. частных домохозяйств, в которых проживало 142,8 млн.человек, или 98% всего населения России.

Национальный  состав населения.

Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств мира.

Национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличалось друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы в 140 национальностей и 40 входящих в них этнических групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.

Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (далее именуется - Концепция), разработанная на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 170), представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов.

Концепция должна служить  ориентиром для органов государственной  власти, а также для органов  местного самоуправления при решении  вопросов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья, продолжительности  жизни, миграции и иных аспектов демографического развития.

Цели и  задачи демографического развития.

Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения  и формирование предпосылок к  последующему демографическому росту.

Задачами демографического развития Российской Федерации являются:

в области  укрепления здоровья и увеличения ожидаемой  продолжительности жизни:

  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения;
  • улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

в области  стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

  • создание предпосылок для повышения рождаемости;
  • всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
  • создание условий для самореализации молодежи;
  • обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

Приоритеты  демографического развития в области  укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности  жизни населения определены следующие  приоритеты:

  • укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры и спорта и организации досуга;
  • улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
  • улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
  • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и  координация действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления  алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием.

В целях улучшения  психического здоровья населения необходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятельности врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.

В области охраны и  укрепления здоровья граждан предусматривается совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.

Для оказания медицинской помощи тяжелобольным городским и сельским жителям, включая применение дорогостоящих медицинских технологий, необходимо дальнейшее развитие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.

В целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения необходимо повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие технологии, а также провести структурно-экономические преобразования в сети учреждений здравоохранения.

Органы управления здравоохранением и органы социальной защиты населения  реализуют комплексные меры по дальнейшему  развитию психиатрической, наркологической  помощи населению, а также по профилактике инфекционных заболеваний, уделяя особое внимание детям и подросткам.

Информация о работе Население России – вчера, сегодня, завтра