Федеральное государственное бюджетное
образовательное
учреждение высшего профессионального
образование
«Волгоградский государственный
социально-педагогический университет»
ФГБОУ ВПО ВГСПУ
Реферат
по правоведению на тему: «Общая характеристика
демократического государства»
Выполнил:
студент группы ПСБZ-1
Алябьева Е.Г.
Проверил:
Кирилов Д. В.
Волгоград 2012
1. Общая характеристика демократического
государства.
Понятие
«демократия» переводится как
«власть народа». Демократия –
это форма общественного устройства,
основанная на участии всех
членов общества в деятельности
государства и принятие решений
по большинству голосов. Демократия
– основной ценностный идеал общественного
устройства. Она рассматривается как социальное
и политическое движение за народовластие,
поэтому современное демократическое
движение разнообразно.
Как особая форма
государственного устройства, основанная
на признании народа источником власти
и его права участвовать в решении государственных
дел, она зародилась примерно в V в. до н.э.
Важнейшие признаки демократического
правления, такие как выборность и признание
права за большинством, уходят корнями
в древнейшую историю человеческого общества,
в родоплеменные отношения. Многообразные
современные демократические государства
глубоко различаются, и все же они имеют
ряд общих, объединяющих черт.
Признаки
демократического политического режима:
1. Признание
народа источником верховной
государственной власти. Народу
принадлежит учредительная, конституционная
власть в государстве; он выбирает
своих представителей и может
периодически сменять их, а в
ряде стран имеет также право
непосредственно участвовать в разработке
и принятии законов путем народных инициатив
и референдумов.
2. Проведение свободных
выборов.
3. Постоянное и реальное
функционирование избранных народом
органов власти (в центре и
на местах).
4. Существование легальной
оппозиции. В условиях демократического
режима главная и естественная обязанность
большинства — уважение меньшинства и
его права на создание оппозиции.
5. Наличие реально
функционирующей многопартийной
системы.
6. Соблюдение принципа
разделения властей в системе
государственной власти (законодательная,
исполнительная и судебная).
7. Гласность в работе
властей всех уровней; возможность
для каждого гражданина получить
полное представление о существе
рассматриваемого вопроса; право
беспрепятственного контроля над
деятельностью властей со стороны любого
гражданина, группы граждан или общественного
объединения.
8. Верховенство закона
во всех сферах жизни общества,
формирование правового государства.
Основным лозунгом данного политического
режима является лозунг "Разрешено
все, что не запрещено законом".
9. Права и свободы гарантированы
законом;
10. СМИ относительно свободны;
они отражают мнения и настроение
общества.
Формы
демократии:
- прямая –
исходит из того, что народ
сам должен принимать решения;
- представительная – воля народа
может выражаться не только им самим во
время голосования, но и его представителями
в органах власти.
2. Российская Федерация – демократическое
государство.
Это наиболее
общая, важная и емкая характеристика
современной российской государственности, в сущности,
включающая в себя и другие его общие признаки.
Совершенно ясно, что действительно и
последовательно демократическое государство
не может не быть правовым и социальным,
ибо вне подчинения праву, вне соблюдения
и защиты прав человека, вне служения государства
гражданскому обществу не может быть сегодня
подлинной демократии. Точно так же трудно
себе представить реально демократическими
общества и государства, основывающиеся
на теократических или клерикальных началах,
поскольку это не может не нарушать или
серьезно ограничивать права и свободы
людей иных конфессий. Произвольно именоваться
демократическими могут и действительно
именуются, в том числе в их конституциях,
и теократические, и тоталитарные государства.
Но от этого они не становятся в действительности
таковыми, ибо вся их реальная организация
и деятельность подчинены антидемократическим
устоям и принципам.
Демократизм
РФ базируется прежде всего
на конституционном закреплении
народовластия, всеобщих прав
и свобод человека, разделения властей, выборности
основных государственных органов, свободы
общественной самоорганизации и самодеятельности,
политического плюрализма и идеологического
многообразия, местного самоуправления
и др. Статья 3 Конституции РФ устанавливает,
что носителем суверенитета и единственным
источником власти в РФ является ее многонациональный
народ; ст. 2 — что человек, его права и
свободы являются высшей ценностью, а
признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина — обязанность
государства; ст. 10 — что государственная
власть в РФ осуществляется на основе
разделения на законодательную, исполнительную
и судебную, а органы этих властей самостоятельны.
В Конституции РФ признается и гарантируется
местное самоуправление, органы которого
не входят в систему органов государственной
власти и в пределах своих полномочий
самостоятельны (ст. 12, 130—133), а также признаются
идеологическое и политическое многообразие,
многопартийность (ст. 13). В Конституции
РФ закрепляется и гарантируется широкий
спектр прав и свобод человека и гражданина.
В целом ряде других статей (ст. 81, 96, 97 и
др.) четко определяются демократические
принципы избирательной системы РФ.
В трактовке
демократического характера РФ
особенно важен тезис о том,
что носителем суверенитета и
единственным источником власти
в стране является ее многонациональный
народ. Не тот или иной класс,
социальный слой или группа
людей, не та или иная нация или иная
этносоциальная общность, а именно российский
многонациональный народ как целое, как
общегосударственное единство граждан
страны независимо от их социальных, этнических,
конфессиональных и иных различий. Не
случайно та же ст. 3 Конституции РФ в своей
четвертой части заявляет, что никто не
может присваивать власть в РФ, что захват
власти или присвоение властных полномочий
преследуется по федеральному закону.
Это положение прямо вытекает из того,
что суверенитет в РФ непосредственно
принадлежит всему многонациональному
российскому народу, а не его части и никакого
другого источника власти здесь нет и
быть не может. А это в свою очередь означает,
что любая власть в стране призвана выражать
и защищать волю и интересы суверенного
российского народа и только такая государственная
власть может и должна признаваться легитимной
и законной. В Уголовном кодексе РФ (ст.
278, 280), в частности, насильственный захват
власти или насильственное удержание
власти, публичные призывы к насильственному
изменению конституционного строя рассматриваются
как преступления против основ конституционного
строя и безопасности государства. Все
это означает, что только сам народ, его
волеизъявление могут служить легитимной
и правовой основой изменения существующего
государственного строя.
В соответствии
со стандартами демократических
конституций многих стран мира
Конституция РФ (ч. 2 и 3 ст. 3) говорит
об осуществлении народом своей
власти непосредственно (непосредственная,
прямая демократия), а также через
органы государственной власти
и органы местного самоуправления (представительная,
опосредованная демократия). Сочетание
таких двух форм и механизмов народовластия,
как непосредственная демократия и представительная
демократия, — один из важнейших признаков
демократического государства. Непосредственная
демократия — это форма и механизм осуществления
народовластия, опирающиеся на прямое,
неопосредованное кем-либо волеизъявление
народа или какой-либо части граждан.
Конституция РФ рассматривает референдум
и свободные выборы как высшее непосредственное
выражение власти народа. Другими формами
и механизмами непосредственного выражения
власти народа можно считать общие собрания
(сходы) и конференции граждан села или
района, собрания избирателей, индивидуальные
и коллективные обращения, петиции в государственные
органы и органы местного самоуправления.
В отличие от этого, представительная
демократия — это форма и механизм осуществления
народовластия опосредованно, через органы
государственной власти и органы местного
самоуправления, прежде всего выборные.
В основе представительной демократии
в РФ лежит выборность Государственной
Думы, конституционные принципы формирования
Совета Федерации, выборность законодательных
органов субъектов РФ и органов местного
самоуправления, о чем подробно говорится
в последующих главах.
Вслед
за народным суверенитетом, Конституция
РФ закрепляет и производный
от него государственный суверенитет
РФ в трех основных положениях:
а) суверенитет РФ распространяется
на всю ее территорию; б) Конституция РФ и федеральные
законы имеют верховенство на всей территории
РФ; в) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность
своей территории. Действительный суверенитет
РФ был провозглашен еще в июне 1990 г. в
принятой тогда, Первым съездом народных
депутатов, Декларации о государственном
суверенитете РСФСР после нескольких
десятилетий ее реально не суверенного
(хотя формально, по Конституции СССР,
суверенного) существования в составе
СССР. Конституция РФ в указанных и других
положениях закрепила и упрочила суверенитет
РФ уже в отсутствие распавшегося СССР.
Суверенитет
государства и его территория
— это неразрывно связанные
явления, поскольку последняя
определяет пространственные границы
первого. Согласно ст. 67 Конституции
РФ, территория РФ включает в себя территорию ее субъектов,
внутренние воды и территориальное море,
воздушное пространство над ними. Суверенитет
РФ распространяется также на континентальный
шельф и на исключительную экономическую
зону РФ, хотя права и юрисдикция тут определяются
федеральным законом и международным
правом. Приведенные выше конституционные
положения подчеркивают верховенство
и единство государственной власти РФ,
что особенно важно в федеративном государстве.
Из этого вытекает разноуровневый характер
суверенитетов РФ и ее субъектов — республик.
Список использованной литературы:
1. Д.Б. Катков,
Е.В. Корчиго. Конституционное
право. Учебное пособие;
2. Р.В. Енгибарян, Э.В.
Тадевосян. Конституционное право.
Учебник для вузов / Москва,
2000г.