Основы конституционного строя Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:43, реферат

Описание работы

Естественные территории Японии составляют 372,3 тысячи квадратных километров. На этой территории проживает 132 миллиона человек, по плотности населения Япония уступает только Голландии. Япония занимает ряд островов: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и др., омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Официальный язык – японский. Господствующие религии – буддизм и синтоизм. Столица – Токио. Япония является конституционной монархией. Высший законодательный орган – двухпалатный Парламент. Состоит Япония из 47 префектур и губернаторства. Денежная единица – иена.

Содержание работы

Общие сведения о Японии.
Конституция Японии.
Император.
Высшие органы государственной власти Японии.
А) Парламент.
Б) Кабинет правительства.
В) Система выборов в обе палаты.
Г) Верховный суд.
Судебная система Японии.
Местное самоуправление.
Права и свободы человека и гражданина.
А) Социально-экономические права.
Б) Политические права.
В) Личные права и свободы.
8. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии.
9. Библиография.

Файлы: 1 файл

Вологодский Государственный Педагогический Университет.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Личные  права и свободы.

       Конституция гарантирует личные свободы: право  на жизнь, свободу и стремление к  счастью, право на возмещение убытков  от незаконных действий государства  и должностных лиц, право на свободу совести, неприкосновенность личности, право на неприкосновенность жилища, документов и имущества, свободу выбора места жительства, профессии, выезда за границу. Детально регулируются вопросы брака, который должен заключаться только на основании взаимного согласия сторон и существовать при условии сотрудничества и равноправия мужчины и женщины, уважения личного достоинства. В связи со статусом личности упразднены привилегированные сословия (княжество, пэрство и др.).

       В конституции также говорится об обязанности японского народа воздерживаться от злоупотребления правами и свободами, об обязанности населения платить налоги и трудиться.

Правовое  регулирование институтов непосредственной демократии.

       Из  институтов непосредственной демократии Конституция Японии более или менее детально говорит только о выборах. О референдуме Конституция не упоминает, и общегосударственные референдумы в Японии не проводились (кроме предусмотренного Конституцией специфического референдума раз в 10 лет об отзыве членов Верховного суда Японии). Народная законодательная инициатива практически неизвестна Японии, хотя в законе о местной автономии избирателям предоставляются некоторые права этого рода по отношению к решениям местных органов.

       Выборы. Конституция содержит лишь некоторые принципиальные положения, относящиеся к избирательному праву и выборам. О некоторых из них уже говорилось выше. Закон о выборах публичных должностных лиц 1950 г. Устанавливает, что активным избирательным правом пользуются граждане (японцы), достигшие 20-летнего возраста, проживающие в избирательном округе не менее 3-х месяцев (ценз осёдлости) и включённые в списки избирателей (эти списки обновляются ежегодно). Лишаются избирательных прав душевнобольные, лица, находящиеся в заключении, не находящиеся в заключении, но осуждённые за взяточничество и мошенничество на выборах (лишаются судом). Правом быть избранным в Палату представителей пользуются граждане, достигшие 25 лет, в Палату советников – 30 лет.

       На  голосование японских избирателей  основное влияние оказывают не политические пристрастия, а чувства признательности, родства, иные неформальные связи.

       Местная инициатива и отзыв. Закон о местной автономии 1947 г. предусматривает некоторые специфические формы прямой демократии для участия избирателей в управлении административно-территориальными единицами.

       Во-первых, 1/5 часть избирателей вправе требовать, чтобы глава местной администрации (губернатор, мэр и т.д.) обратился в местный представительный орган (собрание) с просьбой принять или отвергнуть какое-либо решение (за исключением вопросов налогообложения и финансов). Глава местной администрации должен созвать для этого собрание на сессию в течение 20 дней.

       Во-вторых, если должностное лицо, по мнению избирателей, плохо выполняет свои обязанности, 1/5 часть избирателей может потребовать  от главы исполнительной власти данной административно-территориальной единицы  обеспечить выполнение им своих обязанностей.

       В-третьих, не менее 1/3 избирателей могут обратиться в комиссию по контролю за выборами с предложением о роспуске местного собрания. Проводится голосование, собрание распускается, если за это проголосовало  большинство избирателей, участвовавших в голосовании.

       В-четвёртых, главы администраций и другие местные выборные должностные лица могут быть отозваны в таком же порядке. Но отзыв возможен не ранее  чем через год после их избрания и вступления в должность. 
 
 
 
 
 

Библиография:

 
  1. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2002. – 622 с.
  2. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова, М.С. Гилярова, Е.М. Жукова, Н.Н. Иноземцева. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – 1600 с.
  3. Латышев, И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии / И.А. Латышев. – М.: Издательство восточной литературы, 1959. – 456 с.
  4. История государства и права зарубежных стран. Часть 2: Учебник для вузов / Под  ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. - М.: Академия, 1999. – 574 с.
  5. Конституция Японии 1947 года. Опубликована на сайте http://www.japantoday.ru/japanaz/k112.shtml
  6. Статья «Основы конституционного права Японии» // опубликована на сайте http://www.juristy.ru/konspekt/engovlaw/engovlaw6.htm

Информация о работе Основы конституционного строя Японии