Особенности инфляции в условиях переходной экономики. Методы борьбы с инфляцией. Роль центрального банка в антиинфляционной политике гос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 04:15, реферат

Описание работы

В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, т.к. появились новые и более сложные ее формы.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................3
1. Сущность и причины инфляции ...…………………………………....5
1.1 Основные причины инфляционного роста цен ..................................5
1.2 Уровни и типы инфляции .......................................................................10
2. Особенности инфляции в условиях переходной экономики.............12
3. Методы борьбы с инфляцией ...................................................................14
3.1 Основные подходы антиинфляционной политики ............................14
3.2 Роль центрального банка в антиинфляционной
политике государства ................................................................................15
Заключение ........................................................................................................18
Список литературы ..........................................................................................19

Файлы: 1 файл

Реферат инфляция.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

 

Сочетание перечисленных  факторов привело к тому, что отечественные  товаропроизводители повышают цены на продукцию в соответствии с  мировым уровнем, мало считаясь с  падением спроса, компенсируя его  уменьшением объемов производства.

С середины 1993 г. инфляция спроса уступила  в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой  явился значительный рост издержек, обусловленный  повышением цен на сырье, труд и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы борьбы с инфляцией

 

3.1 Основные подходы антиинфляционной политики

 

Негативные социальные и  экономические последствия  инфляции   вынуждают правительства разных стран проводить  определенную  экономическую  политику.

При этом в первую очередь  экономисты пытаются найти ответ  на  такой  важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или  адаптироваться  к ней. Эта дилемма в  разных  странах   решается  с  учетом  целого  комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии,  например,  на  государственном уровне  ставится  задача  борьбы  с  инфляцией.  Некоторые   другие   страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в  ней  два подхода.  В  рамках  первого  подхода   (его   разрабатывают   представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная  политика  – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия  на платежеспособный спрос.

При  инфляционном,  избыточном  спросе  государство  ограничивает  свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос,  снижаются  темпы инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что  может привести к застою и  даже  кризисным  явлениям  в  экономике,  к  расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если   спрос   недостаточен,   осуществляются   программы    государственных капиталовложений  и  других  расходов,  понижаются  налоги.  Низкие   налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду.  Считается,  что  таким образом  расширяется  спрос  на  потребительские  товары  и  услуги.  Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт  многих  стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К  тому  же  большие  бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать  налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического  направления, выдвигающими на первый  план  денежно-кредитное  регулирование,  косвенно  и гибко воздействующее  на  экономическую ситуацию. Этот  вид  регулирования проводится  формально  неподконтрольным  правительству  Центральным  банком, который изменяет количество денег в обращении и  ставку  ссудного  процента, воздействуя, таким  образом  на  экономику.  Иными словами,  эти экономисты считают, что  государство  должно  проводить  дефляционные  мероприятия  для ограничения    платежеспособного    спроса,     поскольку     стимулирование экономического роста и искусственное поддержание  занятости  путем  снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная  рыночная  экономика  инфляционная  по   своему   характеру, поскольку  в  ней  невозможно  устранить  все  факторы  инфляции  (бюджетный дефицит,  монополии,  диспропорции  в   народном   хозяйстве,   инфляционные ожидания   населения    и    предпринимателей,    переброс инфляции    по внешнеэкономическим каналам и др.).

 В связи с этим, очевидно, что задача  полностью ликвидировать  инфляцию нереальна. Видимо,  поэтому  многие  государства  ставят  перед  собой  цель сделать  ее  умеренной,  контролируемой,  не  допустить  разрушительных   ее масштабов.

 

 

3.2 Роль центрального  банка в антиинфляционной политике  государства

 

Деньги - важнейший элемент  рыночной системы хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное  условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в  создании нового механизма государственного контроля за количеством денег.

Значительное место в  государственном регулировании  денежного обращения принадлежит центральному банку в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в центральном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением центральный банк может осуществлять в нескольких формах.

Во-первых, только ему подчинена  денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения центральным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном, Федеральном резервном, др. - от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия Центробанка проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

Во-вторых, центральный банк осуществляет косвенный контроль над  денежной массой через воздействие  на процентную ставку - норму минимальных  обязательных резервов на счетах в  центральном банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов  и кредитных институтов.

Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее  на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность  банковской системы обеспечивается центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, центральный банк выступает в роли "последнего кредитора в критической ситуации". Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.

Высокий уровень ликвидности  при низкой норме процента прежде всего расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

Для регулирования совокупной ликвидности центральный банк в  соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.

Надо, однако, заметить, что  реакция на подобные меры будет варьироваться  в зависимости от соотношения  предложения и спроса на кредитные  ресурсы на момент их реализации. Норма  процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, коньюктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане.

В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.

В целом можно сказать, что влияние центрального банка  значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства.

Тем не менее, повышение регулирующей роли центрального  банка важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в   перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современном мире существует немало проблем, которые мы модем  со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из  них.  Она  существовала со  времен  экономического  развития  человечества,  но  целиком  проявилась сравнительно  недавно,  поразив  сразу  экономики  всех  стран:  развитых  и развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества,  положила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не  была, т.к.  появились  новые  и  более  сложные  ее  формы.  В  некоторых  странах определенные успехи уже достигнуты, другие как и Россия, находятся в начале этого пути, что ставит их  в  привилегированное  положение.  Они,  используя накопленный  исторический  опыт,  могут  избежать   чужих   ошибок.   Однако копирование  действий  других  стран,  пусть  даже  и  успешно  вышедших  из инфляционного кризиса, как правило, ведет к плачевным последствиям.  Поэтому при  формировании  политики  в  Российской  Федерации  необходимо  учитывать уникальные особенности экономики государства:

     1. Монопольный  ее характер.

     2. Развал прежней   кредитно-денежной  и  финансовой  системы  страны  и сложности с формированием новой, адекватной российским условиям.

     3. Неконвертируемость  рубля и вытеснение его на  внутреннем рынке страны были сильными валютами.

     4. Наличие мощной  теневой экономики, развившейся  во  время  подавленной инфляции.

     5. Слабость  спирали "зарплата - цены" и   огромная  роль  спирали  "цены сырья - общий уровень цен".

     Интенсивный   инфляционный  пресс  всегда  сопровождает   преобразование административно-коммерческой системы  в  рыночную.  Корни его находятся в структурно-системных диспропорциях развивающегося хозяйства, поэтому  сейчас нам необходима мощная и жесткая политика, включающая в себя  широкий  спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых мер,  нужно  снять  все  барьеры  на пути  действия  рыночных  механизмов,  чтобы  преодолеть  все   структурные, управленческие и монетарные глубинные причины инфляции.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика.  В 2   т.: Пер. с англ. Т. 1.–М, 1996.

2. Долан Э, Линдсей Д Макроэкономика.–СПб, 1996.

3. Курс экономической  теории: Учеб. Под ред. М.Н. Чепурина.–Киров, 1997.

4. Основы экономической  теории и практики рыночных  реформ  в  России:  Учеб.  пособие. Под ред. М.М. Загорулько.–М., 1997.

5.  Протас   В.Ф.   Макроэкономика.   Структурно-логические   схемы:   Учеб.

   пособие.–., 1991.

6. Введение  в  рыночную  экономику:  Учеб.  Под  ред.  А.Я.  Лифшица,  И.Н.  Никулина.–М., 1994.

7. Амосов А.  Особенности   инфляции  и  возможность   противодействия  ей  //   Экономист.–1998.–№1.

8.  Братищев  И.,  Крашенников  С.   Антиинфляционная   политика:   механизм реализации // Экономист.–1995.–№3.

9. Проблемы антиинфляционной  стратегии и  политики  в   России  //  Деньги  и  кредит.–1995.–№1, 2, 3.

10. Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России.  //  Деньги  и кредит.–1995.–№2.

11.  Денежно-кредитная   политика:  прогноз  на  1998  год.   //   Деньги   и

   кредит.–1997.–№12.

 

 


Информация о работе Особенности инфляции в условиях переходной экономики. Методы борьбы с инфляцией. Роль центрального банка в антиинфляционной политике гос