Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 07:03, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности муниципальной службы в Российской Федерации, ее роль и место в обществе и государстве и определить основные направления совершенствования данного института.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) проанализировать историю возникновения института муниципальной службы, его понятие и характерные признаки;
2) определить задачи и функции муниципальной службы, ее правовое регулирование;
3) раскрыть правовое положение муниципальных служащих;
4) выявить условия и порядок прохождения муниципальной службы в РФ;
5) проанализировать проблемы профессиональной подготовки муниципальных служащих и установить пути их решения.
6) Провести анализ процесса развития кадрового потенциала муниципальной службы.
Введение………………………………………………......………….................
Глава 1. Муниципальная служба как особый вид службы РФ………………………………………………………………………..……
1.1. Возникновение института муниципальной службы……………………..
1.2. Понятие и признаки муниципальной службы……………………………
1.3. Задачи и функции муниципальной службы……………………………...
1.4. Правовое регулирование муниципальной службы РФ………………….
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего………………….
2.1. Муниципальная должность: понятие, виды………………………...........
2.2. Права и обязанности муниципального служащего…………...…………
2.3. Условия прохождения муниципальной службы…………...…………….
Глава 3. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения………………………………………………...
3.1. Инновации в профессиональной подготовке муниципальных служащих……………………………………………………………………
3.2. Кадровая политика муниципальной службы: новые подходы………….
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список……………………………….............................
Содержание
Введение……………………………………………….... |
3 |
Глава 1. Муниципальная
служба как особый вид службы РФ………………………………………………………………………. |
8 |
1.1. Возникновение института муниципальной службы…………………….. |
8 |
1.2. Понятие и признаки муниципальной службы…………………………… |
11 |
1.3. Задачи и функции муниципальной службы……………………………... |
14 |
1.4. Правовое регулирование муниципальной службы РФ…………………. |
16 |
Глава 2. Правовой статус муниципального служащего…………………. |
19 |
2.1. Муниципальная должность: понятие, виды………………………........... |
19 |
2.2. Права и обязанности муниципального служащего…………...………… 2.3. Условия прохождения муниципальной службы…………...……………. |
20 24 |
Глава 3. Профессиональная подготовка муниципальных служащих: проблемы и пути решения………………………………………………... |
28 |
3.1. Инновации в профессиональной
подготовке муниципальных служащих………………………………………………………… |
28 |
3.2. Кадровая политика муниципальной службы: новые подходы…………. |
31 |
Заключение…………………………………………………… |
36 |
Библиографический
список………………………………............ |
38
|
Актуальность темы. В условиях становления и развития российской государственности и формирования гражданского общества становится все более актуальной потребность в создании эффективной и действенной системы управления общественными процессами в стране. Это является основной целью административной реформы, одной из задач которой стало проведение коренных преобразований в системе местного самоуправления. Концепция административной реформы исходит из того, что общество и государство призваны решать задачи обеспечения интересов и потребностей граждан, опираясь в том числе и на возможности местного самоуправления, являющегося непосредственной формой народовластия.
В системе местного самоуправления муниципальная служба выступает организационным механизмом осуществления социально-экономических преобразований на местном уровне, где происходят практически все процессы жизнедеятельности человека, удовлетворяются его основные жизненно важные интересы. В этом отношении муниципальная служба является связующим звеном между государством и гражданским обществом. Это определяет ее институциональные особенности и основное предназначение – обеспечение реализации целей и функций государства по всем вопросам социального и экономического управления на местном уровне.
В последние годы значительно изменились место и роль муниципальной службы в системе управления общественными процессами. Муниципальная служба стала самостоятельным институтом в системе социального управления, сохранив при этом свои специфические отличия в осуществляемой ею на местном уровне управленческой деятельности. Она дистанцирована от собственного государственного управления, но призвана выполнять, в том числе, и его функции, которые государство делегирует на местный уровень согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, муниципальная служба стала важным элементом системы управления общественными процессами. Ее функциональное состояние, эффективность взаимодействия с другими институтами государства и общества, кадровый потенциал, уровень профессионализма и социальной ответственности муниципальных служащих, их отношения к своему делу существенно влияют на результаты проводимых государственных и общественных преобразований. Это актуализирует вопросы развития муниципальной службы как особого института в системе властных отношений.
Тема исследования актуальна также потому,
что современный этап развития местного
самоуправления в России еще не дал достаточного
опыта для научного обобщения. В большей
степени проблемы становления и развития
муниципальной службы рассматривались
с сугубо практической стороны – организационной,
экономической, административно-
Анализ изученных источников и литературы. Среди современных отечественных авторов вопросы местного самоуправления разрабатываются в трудах А.Н. Аверина, В.И. Васильева, А.Г. Воронина, Н.А. Емельянова, В.Н. Иванова, Л.А. Калиниченко, В.С. Нечипоренко, В.И. Патрушева, В.Б. Слатинова, А.А. Уварова, и др. В их исследованиях нашли отражение политические, правовые, организационные, экономические, социальные, кадровые и другие проблемы местного самоуправления и муниципальной службы.
В последние годы был издан ряд научных трудов по муниципальному праву, изучение которых стало весьма важным в разработке проблемы функционирования и развития современной муниципальной службы. Среди них работы П.П. Макагонова, Е.А. Незнамовой, К.Б. Норкина.
В научных трудах А.К. Конькова, Б.Т. Пономаренко, Л.В. Прибытковой и др. раскрыты проблемы профессионального развития и совершенствования деятельности муниципальных служащих.
Место и роль различных институтов управления в российском обществе, в том числе и таких, как государственная и муниципальная служба, их положение в качестве связующего звена между государством и гражданским обществом рассматриваются в работах Л.А.Василенко, З.М.Зотовой, В.С.Карпичева, В.С. Комаровского, И.Н.Панина, В.И.Патрушева, А.И.Турчинова, Н.И.Мироновой, Н.Н. Шуваловой и других авторов, изучающих проблемы формирования, сущности и роли гражданского общества в России, взаимодействия и взаимосвязи социального государства и гражданского общества.
Цель исследования – выявить особенности муниципальной службы в Российской Федерации, ее роль и место в обществе и государстве и определить основные направления совершенствования данного института.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
Объектом исследования является муниципальная служба в Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности возникновения и развития муниципальной службы как особого вида службы в РФ, ее место и роль в современной системе управления.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы, методы, подходы ряда наук, такие, как методы анализа и синтеза, формально-юридический метод, контент-анализ, системный и конкретно-исторический подход, структурно-функциональный анализ и др. Использование системного подхода в курсовой работе позволяет исследовать муниципальную службу в неразрывной взаимосвязи с происходящими в обществе и государстве социальными процессами.
Особую роль в исследовании играет социологический подход к изучению происходящих в местном самоуправлении процессов, который дает возможность в комплексе исследовать рассматриваемую проблему с использованием эмпирических социологических данных, дающих необходимый материал для теоретических обобщений.
Эмпирическая база курсовой работы основывается на использовании Конституции и федеральных законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, нормативных и правовых актов федеральных и региональных органов власти и другие документы, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления. Важными источниками при разработке темы курсовой работы стали опубликованные с начала 90-х гг. сборники нормативных документов о муниципальной службе, статистические данные о составе государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, а также научные труды и публикации в периодических изданиях по проблемам становления, функционирования и развития муниципальной службы органов местного самоуправления в современной России.
Практическая значимость. В данной курсовой работе систематизированы знания по теории и практике исследований института муниципальной службы. В практическом плане работа может быть использована в системе экономического и правового образования при выступлении студентов перед аудиторией и экспертной комиссией, в деловых играх, презентациях, студенческих научных конференциях.
Хронологические рамки исследования: 2003 - 2010 гг.
Глава 1. Муниципальная служба как особый вид службы РФ
Понятие «муниципальная служба» является относительно новым для российского законодательства. Впервые этот термин был законодательно закреплен в статье 1 Федерального закона от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в которой муниципальная служба определяется как «профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий». Несмотря на непродолжительный период существования этого правового термина, муниципальная служба как особый социальный институт имеет многовековую историю, и ее появление неразрывно связано со становлением и развитием местного самоуправления.1
Муниципальная служба органически связана с местными органами, их целями и задачами в жизни местных сообществ. Ее специфика определяется отношением общества и государства к местному самоуправлению как к одной из основ демократического строя. Поэтому на процесс становления и развития муниципальной службы непосредственное влияние оказывают специфические особенности формирования органов местного самоуправления на разных этапах исторического развития.
В развитии муниципальной службы в России можно выделить несколько основных этапов, которые были обусловлены особенностями становления российской государственности:
С появлением особого слоя «служилых людей» в конце XV века при Иване III и созданием городовых приказчиков историки связывают начало формирования государственной службы. Но это в полной мере можно считать и началом формирования муниципальной службы, так как эти два вида служебной деятельности в древнерусском государстве не разделялись.2
В XVI веке появился особый вид служебной деятельности, направленной на осуществление функций органов управления древнерусского государства, и особая группа людей (губные старосты, служилые люди), состоящие на службе государству и получающая определенное вознаграждение.
Развитие воеводско-приказного управления в 20 – 30-е гг. XVII в. привело к резкому росту подьяческих штатов и усилению роли приказных людей.
К середине XVII в. происходит выделение гражданской службы вообще, которая была преимущественно военной. Вокруг приказной работы складывается и муниципальная служба как составная часть государственной службы.
Значительный рост бюрократического аппарата на местах, усложнение задач государственного управления и неспособность местных государственных учреждений их решать привели к необходимости проведения Петром I реформы местного управления, а вместе с ней – системы государственной муниципальной службы. Разделив в 1708 г. страну на 8 губерний, наделив губернаторов чрезвычайными полномочиями, Петр тем самым способствовал более четкому разделению дел и развитию бюрократической соподчиненности чиновников губернских канцелярий. В целях укрепления местной администрации территория каждой губернии была разделена на провинции, в которых учреждались провинциальные канцелярии.
Следующим шагом на пути к созданию эффективного государственного аппарата стала губернская реформа Екатерины II, проведенная в 1775г. Новое местное управление отличали от прежнего две характерные черты: разделение органов власти по функциям на административные, финансово-экономические и судебные, а также усиление роли представителей дворянства.3