Отличие участия прокурора в гражданском процессе от участия государственных органов, органов местного самоуправления, защищающих права,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть институт участия прокурора в гражданском процессе во всех аспектах и уяснить для себя основные положения данной темы.
Задачами данной курсовой работы являются:
1) раскрыть цель участия прокурора в гражданском процессе;
2) определить задачи участия прокурора в гражданском процессе;
3) определить процессуальные права и обязанности прокурора;

Содержание работы

Введение
1. Цель и задачи участия прокурора в гражданском процессе
2. Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе
3. Процессуальные права и обязанности прокурора
4. Отличие участия прокурора в гражданском процессе от участия государственных органов, органов местного самоуправления, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц
4.1. Основания и цель участия
4.2. Обращение в суд с иском (заявлением) в защиту нарушенных прав и законных интересов другого лица
4.3. Участие в судебном процессе для дачи заключения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по гп.docx

— 62.67 Кб (Скачать файл)

Отзыв кассационного представления возможен до начала судебного заседания кассационной инстанции. Приняв отзыв, суд выносит определение о прекращении кассационного производства, при условии, если на решение суда первой инстанции не подавались жалобы других лиц (ст. 345 ГПК РФ).

Обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда предоставляется должностным лицам органов прокуратуры, перечисленным в ст. 377 ГПК РФ, лишь при условии, если в деле, при рассмотрении которого были постановлены эти судебные акты, принимал участие прокурор и независимо от формы участия.

Предоставленное ст. 394 ГПК РФ право прокурора принести представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, также связано с его участием в рассмотрении этого дела. При этом представление может быть подано прокурором в течение трех месяцев (ст. 394 ГПК РФ). Таким образом, ныне действующее законодательство уравнивает прокурора по срокам обращения в суд по вопросу о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов с другими лицами, участвующими в деле.

Хотя прокурор не указан в числе лиц, участвующих в исполнительном производстве, ни в разделе VII ГПК РФ «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов», ни в ФЗ «Об исполнительном производстве», ему нельзя отказать в праве на совершение процессуальных действий по исполнению тех судебных постановлений, принятых судом при рассмотрении дела, в котором прокурор принимал участие путем предъявления заявления, поскольку его правомочия в данном случае аналогичны тем, которыми обладает истец (взыскатель)12.

 

4. Отличие участия  прокурора в гражданском процессе  от участия государственных органов, органов местного самоуправления, защищающих права, свободы и законные  интересы других лиц

 

4.1 Основания и  цель участия

 

Участие в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местного самоуправления, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц по их просьбе либо нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, преследует общественные и государственные цели7.

Данная правозащитная функция возложена на государственные органы и на органы местного самоуправления как средства непосредственного и оперативного руководства обществом. Поэтому одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе.

Участие в гражданском процессе органов по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт. Поэтому юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46, 47 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.

Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления являются заинтересованными в силу компетенции лицами, участвующими в деле. Однако их заинтересованность носит исключительно государственно-правовой или общественный характер.

Государственные органы и органы местного самоуправления, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными в ст. 35 ГПК6.

В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в том числе об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ч. 2 ст. 46 ГПК)2.

Вместе с тем, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса, то есть спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).

Следовательно, цель участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления состоит именно в защите нарушенных прав, свобод и законных интересов других лиц.

Поэтому основаниями участия данных органов будет являться государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу функциональных полномочий. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.

Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц:

  1. обращение в суд с иском или заявлением;
  2. дача заключения по делу5.

 

4.2 Обращение в  суд с иском (заявлением) в защиту  нарушенных прав и законных  интересов другого лица

 

Согласно ч. 2 ст. 4 и ч. 1 ст. 46 ГПК государственные органы и органы местного самоуправления могут обращаться в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц, а заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть предъявлено независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Однако в ст. 46 ГПК также предусмотрено, что такое обращение возможно лишь в случаях, предусмотренных законом. По этому в решении этого вопроса следует исходить из того, что право на обращение с суд в целях защиты интересов других лиц обусловлено функциональными полномочиями, компетенцией того или иного органа, которая определяется законом, уставом, положением.

Указанные заявления, подаваемые органами в порядке ст. 46 ГПК в защиту прав и интересов других лиц, государственной пошлиной не оплачиваются.

В гражданском процессуальном законодательстве не существует специального термина для обозначения органов, которых закон уполномочивает на обращение в суд с иском в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц, что нередко вызывает затруднения при определении их процессуального положения.

В науке гражданского процессуального права и на практике этих органов нередко относят к сторонам и называют истцами в процессуальном смысле, процессуальными истцами или истцами особого рода. Однако использование данного термина в не свойственном ему смысле для обозначения органа, участвующего в гражданском процессе в порядке ст. 46 ГПК, может послужить поводом для судебных ошибок.

Вместе с тем, несмотря на то, что довольно широкий круг общих процессуальных прав государственных органов, органов местного самоуправления, обращающихся в суд с целью защиты "чужих" интересов, такой же, как у остальных лиц, участвующих в деле, в целом объем этих прав не всегда не совпадает. Поэтому различная по характеру заинтересованность обусловливает и различие содержания и объема, процессуальных прав и обязанностей лиц, обращающихся в суд за защитой субъективных прав и охраняемых законом интересов, и лиц, по заявлению которых возбуждаются гражданские дела в защиту, законно порученных им прав других лиц или в целях охраны государственных и общественных интересов.

В связи с тем, что государственный орган, орган местного самоуправления, участвующие в процессе в целях защиты "чужих" прав и охраняемых законом интересов, не являются стороной (истцом) по делу, личность представителя, уполномоченного ими на выступление в процессе, для суда не имеет значения.

Поэтому правило ст. 167 ГПК, предусматривающее обязанность стороны по требованию суда лично явиться в суд для дачи объяснений по делу, если разбирательство было отложено из-за ее неявки, к таким представителям неприменимо.

Также на органы, обращающихся в суд в порядке ст. 46 ГПК, не может быть возложена обязанность выплаты денежных сумм свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ч. 1 ст. 96 ГПК).

Поэтому использование терминов "сторона", "истец" по отношению к органам и лицам, предъявляющим иск в защиту прав и интересов других лиц, хотя бы с той или иной оговоркой, нельзя признать удачным и соответствующим закону6.

Кроме того, в ч. 2 ст. 38 ГПК определено, что лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца2. Поэтому можно согласиться с мнением ряда ученых о том, что тех, кто обратился в суд за защитой прав других лиц, для практического удобства можно было бы называть в гражданском процессе, например, "госорганами-заявителями"6.

 

4.3 Участие в  судебном процессе для дачи  заключения

 

Согласно ст. 47 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных федеральным законом случаях могут до принятия решения судом первой инстанции вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Так, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечительства (ч. 1 ст. 284 ГПК)2.

При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле также должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства (ст. 125 СК) должны рассматриваться дела об установлении усыновления (удочерения)3. Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обязательно дают заключение органы местного самоуправления.

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия государственных органов и органов местного самоуправления является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции.

Поэтому, участвуя в рассмотрении и разрешении гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобразной по сравнению со своей обычной деятельностью форме, таким образом, осуществляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отраслью народного хозяйства или культуры либо определенной областью общественных отношений.

Целью участия в гражданском процессе государственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, является осуществление возложенных на них обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч. 1 ст. 47 ГПК).

В гражданском процессе государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в деле для дачи заключения, наделены такими же процессуальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц, за исключением права на заключение мирового соглашения.

В случае отказа государственных органов, органов местного самоуправления поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если лицо, в чьих интересах заявлено требование, или его законный представитель не заявят об отказе от иска. При отказе же истца от иска, заявленного в защиту его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, суд должен прекратить производство но делу.

Порядок участия государственных органов и органов местного самоуправления в судебном заседании регулируется ст. 189, 190 ГПК.

Согласно ст. 189 ГПК, после исследования всех доказательств, председательствующий предоставляет слово для дачи заключения представителю государственного органа и органа местного самоуправления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе. В ст. 189 ГПК не оговорено, в какой форме это заключение должно быть дано в суде.

Как правило, письменное заключение составляется до судебного разбирательства и подписывается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, и оно непосредственно оглашается в судебном заседании7.

Будучи заинтересованными в исходе дела, государственный орган, орган местного самоуправления в своих заключениях касаются не только отдельных фактов, но и существа спора (чем они отличаются от юридически незаинтересованного в исходе дела эксперта).

В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиции интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор.

Таким образом, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании, и оно существенно может отличаться от предварительного заключения.

После дачи заключения лица, участвующие в деле, и их представители могут задавать уполномоченным этих органов вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения.

Информация о работе Отличие участия прокурора в гражданском процессе от участия государственных органов, органов местного самоуправления, защищающих права,