Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:21, контрольная работа
Термин подведомственность имеет исконно русское происхождение и означает подвести под ведомство, ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.
Подведомственность в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.
1. Подведомственность гражданских дел
Термин
подведомственность имеет исконно
русское происхождение и
Подведомственность
в юридическом понимании
В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в ряде случаев они помещаются и в материальных законах. Например, в ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п. 6 ст. 1055) и других кодексах.
Институт подведомственности объективно необходим в праве. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции (в дальнейшем — суды), арбитражные и третейские суды. В ГК не названы военные суды и Конституционный Суд, однако они также участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций.
Возможны также самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК) и административный порядок защиты. Поскольку судам закон отводит роль контроля за решениями, принятыми в административном порядке (ст. 11 ГК), то при таком юридическом регулировании института защиты субъективных прав без подведомственности сложно обойтись.
Таким образом, подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.
При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.
Однако понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции (лат. — добиваюсь, соответствую, подхожу) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственого органа или должностного лица, определяющих их место в системе государственных органов // Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева и др. С. 293.), которая означает совокупность правомочий суда или иного правоприменительного органа. Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.
В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы — исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые — все иные юридические вопросы самых различных правоотношений.
Основными принципами данного института необходимо признать следующие:
— судебная юрисдикция будет законна только в отношении подведомственных дел. В противном случае судебная деятельность и судебные постановления будут ничтожны в правовом отношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления (п. 1 ч. I ст. 134 ГПК); если неподведомственность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению (ст. 220 ГПК). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенные по неподведомственным делам, и прекратить их производства (ст. 328, 361, п. 3 ч. 1 ст. 390 ГПК);
— стороны вправе в соответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его на разрешение третейского суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежат рассмотрению только судами общей юрисдикции;
— при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК). В случае, если возможно разделение требований, судья
должен вынести определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Следовательно, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.
Исключительная
Альтернативная
Условная подведомственность предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рассмотрения (например, по трудовым спорам).
Подведомственность по связи исковых требований — когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду.
2. Районный суд, рассмотрев
апелляционную жалобу на
Правильны ли действия областного суда и прокурора района?
3. Составить доверенность на ведение дела в суде общей юрисдикции
4. Составить исковое заявление
Решение районного
суда по апелляционной жалобе на решение
мирового судьи вступает в законную
силу сразу после вынесения. Поэтому
оно не может быть обжаловано в
кассационном
порядке. Соответственно, действия обл.
суда и прокурора неправильны.
На апелляционное решение может быть подана
только надзорная жалоба.
Статья 209. Вступление в законную силу
решений суда
В случае подачи апелляционной жалобы
решение мирового судьи вступает в законную
силу после рассмотрения районным судом
этой жалобы, если обжалуемое решение
суда не отменено. Если решением районного
суда отменено или изменено решение мирового
судьи и принято новое решение, оно вступает
в законную силу немедленно.
Статья 376. Право на обращение в суд надзорной
инстанции
1. Вступившие в законную силу судебные
постановления, за исключением судебных
постановлений Президиума Верховного
Суда Российской Федерации, могут быть
обжалованы в порядке, установленном настоящей
главой, в суд надзорной инстанции лицами,
участвующими в деле, и другими лицами,
если их права и законные интересы нарушены
судебными постановлениями.
Статья 377. Порядок подачи надзорной жалобы
или представления прокурора
1. Надзорная жалоба или представление
прокурора подается непосредственно в
суд надзорной инстанции.
2. Надзорная жалоба или представление
прокурора подается:
1) на кассационные определения верховных
судов республик, краевых, областных судов,
судов городов федерального значения,
суда автономной области, судов автономных
округов; на апелляционные решения и определения
районных судов; на вступившие в законную
силу судебные приказы, решения и определения
районных судов и мировых судей - соответственно
в президиум верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города
федерального значения, суда автономной
области, суда автономного округа;
Список литературы
1.Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ
2. Конституция Российской Федерации.
3. Гражданский процесс: Учебник / под ред. Ю.К. Осипова, М., 2006 – 356 с.