Подведомственность гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Термин подведомственность имеет исконно русское происхождение и означает подвести под ведомство, ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.
Подведомственность в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.

Файлы: 1 файл

гражданск проц.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

 

1. Подведомственность  гражданских дел

 

Термин  подведомственность имеет исконно  русское происхождение и означает подвести под ведомство, ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему  учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

Подведомственность  в юридическом понимании представляет собой самостоятельный гражданско-процессуальный институт, содержание которого составляет совокупность гражданских процессуальных норм независимо от того, в каком законе помещены нормы.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы, однако в  ряде случаев они помещаются и  в материальных законах. Например, в  ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п. 6 ст. 1055) и других кодексах.

Институт  подведомственности объективно необходим в праве. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции (в дальнейшем — суды), арбитражные и третейские суды. В ГК не названы военные суды и Конституционный Суд, однако они также участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций.

Возможны  также самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК) и административный порядок  защиты. Поскольку судам закон  отводит роль контроля за решениями, принятыми в административном порядке (ст. 11 ГК), то при таком юридическом регулировании института защиты субъективных прав без подведомственности сложно обойтись.

Таким образом, подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.

При определении  подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых  возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.

Однако  понятие подведомственности существенно  отличается от понятия компетенции (лат. — добиваюсь, соответствую, подхожу) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственого органа или должностного лица, определяющих их место в системе государственных органов // Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева и др. С. 293.), которая означает совокупность правомочий суда или иного правоприменительного органа. Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

В гражданском  процессе все судебные дела целесообразно  подразделять на две группы — исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые — все иные юридические вопросы самых различных правоотношений.

Основными принципами данного института необходимо признать следующие:

— судебная юрисдикция будет законна только в отношении подведомственных дел. В противном случае судебная деятельность и судебные постановления будут ничтожны в правовом отношении. Так, судья обязан отказать в принятии неподведомственного заявления (п. 1 ч. I ст. 134 ГПК); если неподведомственность выявлена в ходе разбирательства по делу, то судопроизводство подлежит прекращению (ст. 220 ГПК). Вышестоящие суды обязаны в ходе пересмотра отменить решения, вынесенные по неподведомственным делам, и прекратить их производства (ст. 328, 361, п. 3 ч. 1 ст. 390 ГПК);

— стороны  вправе в соответствии с диспозитивными началами изъять свой спор из гражданского процесса и передать его на разрешение третейского суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных правоотношений, поскольку они подлежат рассмотрению только судами общей юрисдикции;

— при объединении нескольких связанных  между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК). В случае, если возможно разделение требований, судья

должен вынести определение  о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Следовательно, институт подведомственности является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Гражданское процессуальное право  подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.

Исключительная подведомственность. К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др). Эта категория дел самая большая.

Альтернативная подведомственность предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).

Условная подведомственность предполагает, что перед обращением в суд необходимо пройти внесудебную процедуру рассмотрения (например, по трудовым спорам).

Подведомственность по связи исковых требований — когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду.

 

2. Районный суд, рассмотрев  апелляционную жалобу на решение мирового судьи по иску Администрации Каширского района к Першину о взыскании 5 тыс. рублей, решение отменил и вынес новое решение, которым в иске отказал. На указанное решение районного суда прокурор принес кассационное представление непосредственно в Московский областной суд. Протест был принят и дело назначено к слушанию в суде второй инстанции.

Правильны ли действия областного суда и прокурора района?

3. Составить доверенность на ведение дела в суде общей юрисдикции

4. Составить исковое  заявление

 

 

 

 Решение районного  суда по апелляционной жалобе на решение  мирового судьи вступает в законную силу сразу после вынесения. Поэтому  оно не может быть обжаловано в  кассационном порядке. Соответственно, действия обл. суда и прокурора неправильны.  
 
На апелляционное решение может быть подана только надзорная жалоба.  
 
Статья 209. Вступление в законную силу решений суда  
В случае подачи апелляционной жалобы решение мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если решением районного суда отменено или изменено решение мирового судьи и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.  
 
Статья 376. Право на обращение в суд надзорной инстанции  
1. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящей главой, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.  
 
Статья 377. Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора  
1. Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции.  
2. Надзорная жалоба или представление прокурора подается:  
1) на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ

 

  2. Конституция Российской Федерации.

 

3. Гражданский процесс: Учебник / под ред. Ю.К. Осипова, М., 2006 – 356 с.


Информация о работе Подведомственность гражданских дел