Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:27, контрольная работа
В Конституции РФ закреплены основополагающие принципы организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Взаимодействие органов прокуратуры и судебной власти лежит в иных сферах, нежели правовая регламентация их организации и деятельности. В частности, Борзов В. приводит пример соотношения судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод в сферах уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности военной прокуратуры и суда: «Взаимообусловленность интересов следователей и военных прокуроров различных уровней по имеющемуся в их совместном производстве делу продиктована объективными обстоятельствами: и следователи, и прокуроры состоят на службе в одном и том же ведомстве; за расследование уголовного дела, находящегося в производстве следователя, и за его результаты отвечают он и прокурор в равной степени.
Введение
Сегодня в правовой науке остро стоит вопрос о будущем системы органов прокуратуры в целом и ее взаимодействии и соотношении с судебной властью в Российской Федерации в частности.
В отличие от других органов власти
в отношении прокуратуры
В соответствии с законом о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных властей, органов власти субъектов федерации и местного самоуправления, общественных объединений.
В Конституции РФ закреплены основополагающие принципы организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей. Взаимодействие органов прокуратуры и судебной власти лежит в иных сферах, нежели правовая регламентация их организации и деятельности. В частности, Борзов В. приводит пример соотношения судебного контроля за соблюдением конституционных прав и свобод в сферах уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности военной прокуратуры и суда: «Взаимообусловленность интересов следователей и военных прокуроров различных уровней по имеющемуся в их совместном производстве делу продиктована объективными обстоятельствами: и следователи, и прокуроры состоят на службе в одном и том же ведомстве; за расследование уголовного дела, находящегося в производстве следователя, и за его результаты отвечают он и прокурор в равной степени.
Суд как орган судебной власти
Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков:
Судебная система
Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы.
Судебная система
Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.
К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.
Военные суды также относятся к
судам общей юрисдикции. Они создаются
по территориальному принципу по месту
дислокации войск и флотов и осуществляют
судебную власть в войсках, органах
и формированиях, где федеральным
законом предусмотрена военная
служба. К ним относятся военные
суды округов (флотов) и военные суды
гарнизонов. Военные суды в пределах
своей компетенции
Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.
Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.
Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:
Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.
Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.
Военные суды имеют трехзвенную систему:
Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.
Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.
В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.
Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.
Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.
1. Судебная власть - это особая
власть, её правовая природа такова,
что она в различных правовых
системах призвана
2. Судебная власть не только
самостоятельна, но и независима
от других ветвей
Цель ее деятельности - формирование
и развитие в государственной
системе такого института, который
был бы способен защитить общество,
каждого человека от неправомерных
действий государства и ограничить
само государство как властную машину
в его деятельности правом. При
этом такой механизм должен, как
мы понимаем, прежде всего, состоять частью
этого самого государства, и, не нарушая
принципа суверенного развития государственности,
иметь возможность
3. Никто не вправе выполнять
функции судебной власти
4. Судебная власть создана для
выполнения задач правосудия. Она
не может принимать законов,
указов и т.д., нормотворчество
- не ее предназначение. Судебная
власть не вправе также
5. Также следует отметить еще
одно проявление назначения
Государственная власть по своей сути едина, ибо в ней наиболее полно выражена господствующая в обществе социальная воля, но единство этой власти также сочетается и с различными формами ее осуществления и ее внутренней структурой (деление на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти).
Для выражения государственной
воли народа как носителя власти, существует
законодательная власть, а имеете
с ней и структура органов,
осуществляющих свою основную функцию
- издание законов; для исполнения
законодательных актов - своя система
органов исполнительной власти. И, наконец,
для разрешения внутренних конфликтов
между законодательной и
Именно с этих сферах общественной жизни судебная власть не только не должна уступать двум другим властям в авторитете и действенности, но и с позиции защиты прав человека, принципов демократии, сдерживая и ограничивая пределами закона представительные и исполнительные органы21. Когда суд разрешает споры между органами государственной власти, либо оценивает их акты, тогда и проявляется роль судебной власти как элемента механизма сдержек и противовесов. Многие ученые отмечают в этом плане, что судебная власть обладает сложной юридической природой, выступает "как непосредственное слияние власти и права".
В более конкретном формате статус судебной власти закреплен в специальной главе- 7 Конституции РФ "Судебная власть", касающиеся специфики организации и функционирования судебной составляющей государственной власти. В ней закреплены некоторые функции и полномочия, принципы судебной власти, статус высших судов и требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи.
В развитие этих норм приняты законы, в которых закреплена структура учреждений, наделяемых полномочиями по осуществлению правосудия в России, статус судьи, правовые основы каждого из видов процессуальной деятельности судьи.
Конституционные признаки
Судебная власть в Российской Федерации:
Органы судебной власти
По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.
Высшие федеральные суды:
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента Российской Федерации);
Верховный Суд Российской Федерации;
Высший Арбитражный Суд
Дисциплинарное судебное присутствие,
являющийся судебным органом, рассматривающим
дела по жалобам на решения Высшей
квалификационной коллегии судей Российской
Федерации и квалификационных коллегий
судей субъектов Российской Федерации
о досрочном прекращении
В настоящее время термин «судебная
власть» употребляется в разных
значениях. В зависимости от контекста
он может обозначать: суд (абстрактный
или конкретный); систему органов
государства, осуществляющих правосудие;
средство защиты интересов граждан
и способ разрешения споров; компетенцию
судов и судей. Есть и другие варианты
употребления данного термина. Многозначность
термина «судебная власть»
Информация о работе Понятие и основные признаки судебной власти