Понятие, предмет и стадии арбитражно-процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 00:09, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение арбитражно -процессуального права как самостоятельной отрасли права.
Цель конкретизируется в постановке следующих задач:
1. дать определение понятию арбитражного процессуального права;
2. рассмотреть стадии арбитражного процессуального права .

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Понятие и предмет арбитражно-процессуального права.....................4
Стадии арбитражного процессуального права.......................................6
Заключение.........................................................................................................16
Список использованной литературы...............................................................18

Файлы: 1 файл

Содержани1 - копия.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Производство по надзорному пересмотру стало судебной процедурой, лишенной подвергавшихся обоснованной критике положений, связанных с  инициированием пересмотра по протестам  отдельных должностных лиц. Отказ  от протестов на стадии надзорного пересмотра позволяет теперь с полным основанием утверждать, что последней национальной инстанцией, после которой возможно обращение в Европейский суд по правам человека, является Высший Арбитражный Суд РФ.

И еще одно обстоятельство, связанное со сроком обращения о  пересмотре судебного акта в порядке надзора. Новый АПК установил, что срок обращения ограничен тремя месяцами, которые исчисляются со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу.

 

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам  судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу

 

Рассмотрение судом  спора и вынесение решения  представляет трудоемкий юридический  процесс, отражающий сложные, порой  запутанные общественные отношения. Практически  невозможно полностью исключить  вероятность возникновения, по разным причинам, судебных ошибок. Для их исправления в ходе исторического развития судопроизводства правовая мысль выработала несколько способов пересмотра ошибочных решений и иных судебных актов.

После вынесения решения  оно приобретает свойство неизменяемости содержания судом, его принявшим. По общему правилу арбитражный суд, принявший решение, не вправе изменять его содержание, пересмотр решения входит в компетенцию специально существующих для этого вышестоящих процессуальных инстанций: апелляционной, кассационной и надзорной, а исправление описок, опечаток, арифметических ошибок, разъяснение решения могут производиться судом только без изменения существа решения.

В то же время судебный акт (решение, определение постановление) может оказаться необоснованным и незаконным по не зависящим от суда и лиц, участвующих в деле, причинам. Имеются в виду случаи, когда, рассматривая дело и принимая решение, суд не учел какие-либо обстоятельства, которые уже в то время существовали, но об этом, по разным причинам, суду было неизвестно. Для исправления такой ситуации АПК предоставляет арбитражному суду, принявшему судебный акт, право самому пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам является самостоятельной стадией арбитражного процесса, отличающейся своими, особыми процессуальными правилами, учитывающими ее (стадии) основную цель и, соответственно, специфику.

Таким образом, сущность пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам как института арбитражного процессуального права составляет надзор за законностью и обоснованностью судебных актов при получении арбитражным судом, их вынесшим, сведений о наличии вновь открывшихся обстоятельств.

Право на пересмотр судебного акта возникает у суда только после вступления его в законную силу. Поскольку вступление судебного акта в законную силу характерно только для арбитражных судов, рассматривающих дело в первой инстанции, соответственно, данное правило распространяется исключительно на арбитражные суды субъектов Федерации, кроме дел об оспаривании нормативных правовых актов, решения по которым вступают в законную силу немедленно. Не распространяется оно и на решения Высшего Арбитражного Суда РФ, принятые по первой инстанции, которые также вступают в законную силу немедленно после.

Таким образом, арбитражный  суд субъекта Федерации вправе пересмотреть вынесенное им решение либо по истечении  срока на его обжалование, либо после  принятия постановления апелляционной инстанцией по результатам рассмотрения жалобы. Это правило распространяется и на решения, которые исполняются немедленно: об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц, а также на те, которые приведены арбитражным судом по заявлению истца к немедленному исполнению.

Определения, вынесенные арбитражным судом любой инстанции  в виде отдельного судебного акта (так как они исполняются немедленно), все решения, принимаемые Высшим Арбитражным Судом РФ, арбитражными судами первой инстанции по делам об оспаривании нормативных правовых актов, постановления, выносимые судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам практически сразу же после их принятия, поскольку вступают в законную силу немедленно.

Не могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам  те определения, возможность обжалования  которых АПК не предусмотрена, а также определения о совершении процессуальных действий, которые суд может отменить сам, по своей инициативе или ходатайству лица, участвующего в деле: например, определение об обеспечении иска, исполнения решения, доказательств. Не подлежат пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам и постановления кассационной и надзорной инстанций, которыми решение (постановление) нижестоящей инстанции отменено с передачей дела на новое рассмотрение, поскольку в этом случае рассмотрение дела производится сначала.

 

Исполнение  судебных актов

 

Исполнение судебных актов является важнейшим участком правовой практики, отражающим эффективность  всего механизма правового регулирования  и способность права воздействовать на поведение человека. На основании Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 16 АПК вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную АПК и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.10 Конституции  РФ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительное производство по Федеральным законам "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" организационно выведено из сферы судебной власти и передано к ведению органов исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников. Тем самым с судов сняты непосредственные обязанности по организационному обеспечению исполнения принятых ими судебных актов и других исполнительных документов.

По Конституции России исполнительное производство не отнесено ни к ведению Российской Федерации (ст.71), ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации (ст.72). Можно ли на этом основании сделать вывод, что исполнительное производство отнесено к исключительному ведению субъектов РФ? Ответ на данный вопрос зависит от того, как рассматривать исполнительное производство - либо как часть гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства (тогда это федеральное законодательство), либо как часть административного законодательства (тогда это сфера совместного ведения Федерации и субъектов РФ).

Полагаем, что исполнительное законодательство является комплексным  правовым образованием, которое соединяет  в себе нормы различной отраслевой принадлежности, что в конечном счете  и определяет компетенцию соответствующего органа государственной власти. Так, нормы о судебном контроле за деятельностью судебных приставов-исполнителей, о порядке выдачи исполнительных листов судами, о повороте исполнения - это соответственно часть гражданского либо арбитражного процессуального законодательства. Нормы о порядке проведения торгов - часть гражданского законодательства. Значительная часть норм об организации процесса исполнения - административно-процессуального характера и в этом смысле относится к сфере совместного ведения.

Поэтому следует исходить из того, что арбитражное процессуальное законодательство, отнесенное к ведению Российской Федерации, регулирует порядок осуществления арбитражными судами гражданского и административного судопроизводства. Понятие же арбитражного процесса несколько шире, поскольку в него включается и стадия исполнительного производства, представляющая собой объект комплексного правового регулирования, что отражается в характеристике источников исполнительного законодательства. Поэтому в характеристике исполнительного производства как одновременно стадии арбитражного процесса и сферы деятельности органов исполнительной власти нет никакого противоречия, поскольку оно (исполнительное производство) в различных его элементах является объектом правового регулирования и деятельности самых разных субъектов. В настоящее время постепенно складывается новая отрасль права - гражданское исполнительное право, которое охватывает весь комплекс нормативных положений, опосредующих исполнительное производство.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Арбитражное процессуальное право - система юридических норм, регулирующих деятельность арбитражного суда и других заинтересованных субъектов, связанную с осуществлением правосудия по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов.

Предмет арбитражного процессуального  права - это юридические процессуальные действия суда и заинтересованных лиц  при осуществлении правосудия по делам, отнесенным к ведению арбитражных  судов, т.е. арбитражный процесс.

Метод правового регулирования арбитражного процессуального права представляет собой в большей степени область субъективного. Арбитражный процессуальный метод правового регулирования сочетает в себе элементы императивного (властных предписаний) характера с диспозитивным (дозволительным) началом.

Арбитражное процессуальное законодательство отнесено к исключительному  ведению Российской Федерации. Поэтому  субъекты РФ не вправе принимать какие-либо нормативные правовые акты по вопросам, так или иначе входящим в сферу арбитражного процессуального законодательства.

Арбитражное процессуальное право взаимосвязано с различными отраслями российского права. Наиболее тесные генетические и функциональные взаимосвязи существуют между арбитражным  процессуальным и гражданским процессуальным правом.

Система отрасли права  представляет собой совокупность всех ее норм и подразделение их на структурные  части - в основном на институты. Система  отрасли права традиционно слагается  из двух частей: общей и особенной. Общая часть арбитражного процессуального права - это система норм и правовых институтов, имеющих целью регулирование наиболее общих черт процессуальных отношений, всех стадий арбитражного процесса. Особенная часть арбитражного процессуального права включает нормы, объединяемые в специальные институты.

Источники арбитражного процессуального права - это правовые акты, содержащие нормы данной отрасли  права. Основным источником арбитражного процессуального права являются федеральные законы.

Судопроизводство в  арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта. По действию в пространстве процессуальные нормы характеризуются тем, что они распространяют свою силу на всю территорию России в силу общефедерального характера арбитражного процессуального законодательства. По кругу лиц процессуальные нормы распространяют свое действие в отношении всех российских и иностранных лиц, за определенными исключениями, указанными в АПК.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ)
  3. Чудиновских К.А. Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права / Екатеринбург, 2008. С.13-14.
  4. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальном кодексу Российской Федерации М.: Контракт, 2009. С. 125.
  5. Арбитражный процесс / Под ред. М.И. Клеандрова, М.: Юристъ, 2010 г
  6. Шерстюк В.М. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, издат. М.: Юристъ 2010 г.
  7. Арбитражный процесс / Под ред. В.В. Яркова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфотропик Медиа, 2010 г.
  8. Нагорная Э.Н. Производство в кассационной инстанции арбитражного суда, Издательство: ISBN: 5-7205-0409-5, 2009 г.



Информация о работе Понятие, предмет и стадии арбитражно-процессуального права