Понятия право: признаки,структура,функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 13:40, доклад

Описание работы

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д

Файлы: 1 файл

понятие права признаки,назначение,функции.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)


1.     Понятие права: признаки, назначение, функции. 
Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные  государством в виде законов, указов и т.д. 
Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы. 
Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа. 
Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве, его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно-историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества. 
Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право – единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические  последствия. 
Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений. 
Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. 
1.1.         Понятие права в объективном и субъективном смысле. 
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридически норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. 
В-третьих, названным термином обозначают официально признанные  возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество»1 и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права. 
В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы. 
Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие  на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые  различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубоки связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств»1. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. 
1.2.         Право как регулятор общественных отношений. 
Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.
Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые  существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не  могут. 
Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи. 
Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не  регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные). 
Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает. 
1.3.         Сущность  права. 
Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а  потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.
Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого  человека,  до  каждой  организации.        
Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не  опасаясь неблагоприятных последствий  в  социальном  плане. 
Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой  нормы. 
1.4.         Признаки права. 
Признаки  права,  характеризуют  его  как  специфическую  систему  общественных  отношений.
  1) нормативность.  Право  имеет  нормативный  характер,  что  роднит  его  с  другими  формами  социального  регулирования – нормативностью,  обычаями.  Право,  которым  располагает  каждый  человек  или  юридическое  лицо,  не  произвольно отмерено  и  определено в  соответствии  с  действующими  нормами.  В  некоторых  учениях  о  праве  признак  нормативности  признается  доминирующим   и право  определяется  как  система  юридических  норм.  При  таком  подходе  право  физического  или  юридического  лица  оказываются  всего  лишь  результатом  действия  норм  и  как  бы  навязываются  им  из вне.  В  действительности  имеет  место  противоположная  зависимость:  в  результате  многократного  повторения  каких-либо  вариантов  поведения  формируются  соответствующие  правила.  Знание  сложившихся  правил  облегчает  человеку   выбор  верного  решения  относительно  того,  как  ему  следует  поступать  в  той  или  иной  жизненной   ситуации.  Ценность  рассматриваемого  свойства  состоит  в  том,  что  «в  нормативности  выражается  потребность  утверждения  в  общественных  отношениях  нормативных  начал,  связанных  с  обеспечением  упорядоченности  общественной  жизни,  защищенного  статуса  автономной  личности,  ее  прав  и  свободы  поведения»1.  Нормы  права  следует  рассматривать  как  «рабочий  инструмент»,  с  помощью  которого  обеспечивается  свобода  человека  и  преодолевается  социальный  антипод  права – произвол  и  беззаконие.  
  2) формальная  определенность.  Предполагает  закрепление  правовых  норм  в  каких-либо  источниках.  Нормы  права  официально  закрепляются  в  законах,  иных  нормативных  актах,  которые  подлежат  единообразному  толкованию.  В праве  формальная  определенность  достигается  официальной  публикацией  судебных  решений,  признаваемых  в  качестве  образцов,  обязательных  при  рассмотрении  аналогичных  юридических  дел.  В  обычном  праве  она  обеспечивается  формулой  закона,  который  санкционирует  применение  обычая,  либо  текстом  судебного  решения  принятого  на  основании  обычая. 
На  основе  норм  права  и  индивидуальных  юридических  решений  четко  и  однозначно  определяются  субъективные  права,  обязанности,  ответственность граждан  и  организаций. 
  3) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня. 
  4) интеллектуально-волевой  характер  права.  Право проявление  воли  и сознания  людей.  Интеллектуальная  сторона  права  состоит  в  том,  что  оно  есть  форма  отражения  социальных  закономерностей  и  общественных  отношений – предмета  правового  регулирования.  В  праве  отражаются  и  выражаются  потребности,  цели  и  интересы  общества,  отдельных  лиц  и  организаций.  Формирование  и  функционирования  права  как  выражение  свободы,  справедливости  и  разума  возможны  только  в  обществе,  в  котором  все  индивиды  имеют  экономическую,  политическую  и  духовную  свободу. 
  Волевое  начало  права  нужно  рассматривать  в  нескольких  аспектах.  Во-первых,  в  основе  содержания  права  лежат  социально-правовые  притязания  отдельных  лиц,  их  организаций  и  социальных  групп,  и  в  этих  притязаниях  выражается  их  воля.  Во-вторых,  государственное  признание  данных  притязаний  осуществляется  через  волю  компетентных  государственных  органов.  В-третьих,  регулирующее  действие  права, возможно,  лишь  при  «участии»  сознания  и  воли  лиц,  которые  реализуют  юридические  нормы. 
5) обеспеченность  возможностью  государственного  принуждения.  Государственное  принуждение – фактор,  позволивший  четко  разграничить   право  и  обязанность,  т.е.  сферу  личной  свободы  и  ее  границы.  Государственное  принуждение – специфический  признак  права,  отличающий  его  от  иных  форм  социального  регулирования:  нравственности,  обычаев,  корпоративных  норм.  Государство, имеющее  монополию  на  осуществление  принуждения  представляет  собой  необходимый  внешний  фактор  существования  и  функционирования  права.  Исторически  право  возникло  и  развивалось  во  взаимодействии  с  государством,  первоначально  выполняя  охранительную  функцию.  Именно  государство  придает  праву в  высшей  степени  ценные  свойства:  стабильность,  строгую  определенность  и  обеспеченность  «будущего»,  которые  по  своим  характеристикам  как  бы  становятся  частью  существующего. 
Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства. 
1.5.         Назначение права. 
Назначение права формулируются в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права – выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам. 
 

В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит  в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса.

В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса.

 

1.6.         Функции права.

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.
Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную. 
·        регулятивная - упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги); 
·        охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. 
Помимо названных право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.
·        воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву; 
·        идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, демократизма; 
·        информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества. 
Заключение. 
Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного института.  Право – совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.
Итак, основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.
Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.
Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне являются его понимание как  объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание детерминировано социально-экономическими, политическими и иными потребностями. И  субъективного тогда, когда это содержание не является  обоснованным, а, наоборот, произвольно, опровергается всей социальной практикой. 



Информация о работе Понятия право: признаки,структура,функции